Конкурсная работа "БАМ - дорога жизни". Направление "история моей семьи"
Вложение | Размер |
---|---|
konkursnaya_rabota.docx | 738.26 КБ |
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Юкталинская средняя общеобразовательная школа» Тындинского района
Конкурс научно-исследовательских работ
«История СССР глазами очевидцев»
КОНКУРСНАЯ РАБОТА
Направление: История семьи
Название работы:
«БАМ – дорога жизни»
Автор работы: Матвеева Ольга Сергеевна
МОАУ «Юкталинская СОШ»,11 класс
Научный руководитель: Пахомова Виктория Георгиевна,
МОАУ «Юкталинская СОШ»
Учитель
Оглавление.
2
Введение. Что такое БАМ?
БАМ - это звонкое и энергичное слово, символ гигантской стройки советского времени – Байкало-Амурской магистрали, протянувшейся более чем на 3000 км от Байкала до Тихого океана. Суровая природа создала здесь самые сложные для строительства условия: вечная мерзлота, повышенная сейсмичность, бесконечные болота, труднодоступные горные массивы и снежные лавины, температура от -60 градусов зимой до +36 градусов летом. Прокладка магистрали в этих условиях требует больших человеческих усилий и материальных средств.
Трасса пересекает семь горных хребтов и семь крупных рек Сибири и Дальнего Востока. Строители возвели здесь около 3700 искусственных сооружений, среди которых множество мостов и тоннелей. Общая протяжённость больших мостов на БАМе - свыше 400 км. Крупнейший из тоннелей - Северо - Муйский – длиной более 15 км. Новую магистраль обслуживают 60 станций и разъездов с благоустроенными посёлками. БАМ строился как первоклассная железная дорога, оснащённая всеми средствами современной автоматики: автоблокировкой, диспетчерской централизацией, электрической сигнализацией стрелок и сигналов. По трассе идут электровозы, тепловозы и газотурбовозы мощностью 8-12 тыс. л.с. они ведут поезда с грузом до 9 тыс. тонн.
Западный участок дороги – с электротягой, на восточном – тепловозная тяга. В прилегающих районах строились мощные электростанции и велись линии электропередач, проводились шоссейные дороги, создавалась крупная строительная индустрия.
Построить в сжатые сроки железную дорогу протяжённостью более 3000 км и вовлечь в хозяйственный оборот природные ресурсы огромнейшей территории – решить задачу такого масштаба могла только страна, обладающая мощным экономическим потенциалом.
3
Кто строил БАМ?
БАМ строила вся страна, Министерство путей сообщения СССР и более 30 других министерств с исследовательскими организациями участвовали в осуществлении одного из самых сложных инженерных проектов.
Рядом с опытными транспортными строителями на БАМе было много молодёжи. За первым комсомольским отрядом на стройку из всех союзных республик и областей стали прибывать юноши и девушки.
Ежегодно на трассе работали студенческие отряды, в том числе международные. Всех их ждала работа интересная и нелёгкая: суровый климат, неустроенность быта. Но с каждым звеном дороги менялся облик стройки. Временные домики сменялись многоэтажными домами со всеми удобствами. В новых посёлках появились свои школы и детские сады, поликлиники и больницы. В клубах и Домах культуры выступали концертные бригады и ведущие мастера искусств нашей страны.
Байкало – Амурская магистраль сегодня – это слаженная работа тысяч людей на всех участках трассы, это единый напряжённый трудовой ритм. Стройка стала замечательной школой воспитания для многих поколений нашей страны.
На БАМе работают и сейчас с энтузиазмом. Приезжали на время, а остались навсегда, с любовью и по – хозяйски осваивали свой край. Не одно поколение уже подрастает на БАМе и пожинают плоды тех, кто вершили эту грандиозную стройку.
4
Они строили Усть – Нюкжу.
Среди сопок и тайги
Рождён посёлок Юктали.
1975 год. Сентябрь. На станцию Усть – Нюкжа высадился первый десант строителей. В его составе механизаторы 47 – й механизированной колонны.
В первом знаменитом десанте механизаторов в Усть – Нюкже находился и Николай Илларионович Матвеев, мой дедушка, который в 1975 году был назначен бригадиром бригады обеспечения. Вместе с отцом строить будущий посёлок пришёл вчерашний школьник Сергей, мой отец. Несколько месяцев спустя, после окончания техникума в Усть – Нюкжу приехал и старший сын Н.И. Матвеева, Николай.
Прошло девять лет. Первостроители Усть – Нюкжи Матвеевы многое успели за это время: построили временный посёлок, работали на трассе, стал студентом и бригадиром Сергей, пять лет бригадирствовал Николай – старший. И всегда примером для них и всей бригады был отец – коммунист и наставник.
- Когда перед тобой пример отца, это и проще, и ответственнее, - замечает Н.Н. Матвеев. – Он помогал мне организовывать работу в бригаде, но нельзя же всё время жить под защитой отцовского авторитета.
(Бригада Николая Илларионовича Матвеева, фото из личного архива семьи)
5
В 1985 году мои дед, папа и дядя участвовали в подготовке к сдаче рождённой с их помощью станции в постоянную эксплуатацию. Комплексная бригада Сергея Матвеева возводила здание пункта технического осмотра вагонов, прирельсовый грузовой склад, компрессорную станцию, теплосети, также прокладку зимней автодороги Лопча – Усть – Нюкжа. Бригада постоянно завоёвывала призовые места в соревновании по СМП – 594, добиваясь не только перевыполнения плана, но и высоких качественных показателей. Трудовая династия Матвеевых оставила яркий след в истории Усть – Нюкжи и внесла большой вклад в развитие посёлка, района.
(Стройотряд, строительство железнодорожного полотна в районе п. Чильчи,1981г., Матвеев С.Н. на фото второй справа, фото из личного архива семьи)
6
С чего всё начиналось?
Мы вышли в путь от отчего порога,
Познали жар побед, сомнений лёд…
Не важно то, что вот она, дорога,
А важно то, куда она ведёт.
Матвеев Николай Илларионович, житель города Тольятти, строитель жилого комплекса и отец двух замечательных сыновей – Сергея и Николая.
1975 год. Началась «стройка века», считавшаяся в то время перспективной и масштабной стройкой. Дед поехал на БАМ, взяв с собой младшего сына Сергея, только окончившего школу. Вскоре через пару месяцев прибыли и его жена Лиля и старший сын Николай. С этого и началась новая жизнь трудовой династии. Новая жизнь началась в самом прямом смысле этого выражения, приехали в тайгу, где не было абсолютно ничего. Было тяжело, рубили просеку, возводили временное жильё. Приходилось сталкиваться со множеством проблем, от неустроенности быта до непредсказуемых погодных условий. Но все испытания были пройдены с достоинством и заслуживают уважения. Ещё будучи девятнадцатилетним молодым человеком, Сергей был награждён знаком « Победитель социалистического соревнования 1977 года».
1978 год. Сергей уезжает в Москву по направлению СМП – 594 , год отучился на подготовительном отделении и поступил в МИИТ
(Московский институт инженеров железнодорожного транспорта) по специальности «Промышленное и гражданское строительство», получил специальность «инженер – строитель». В этом же институте познакомился со студенткой Татьяной, в 1983 году ставшей его женой. В 1984 году Сергей окончил институт и вместе с супругой по направлению возвращаются на БАМ, в СМП – 594.
Трудовые и будничные дни были стандартными для того времени: работа, дом, воспитание детей, отдых. Вся семья с энтузиазмом и ответственностью подходила к работе и благоустройству своего быта. Вскоре после окончания стройки, прожив ещё несколько лет в посёлке Юктали, Николай Илларионович с женой уезжают обратно в Тольятти, оставив здесь детей и уже появившихся к тому времени внуков. Также покинули БАМ и Николай со своей супругой. На настоящее время в посёлке
7
проживает уже четвёртое поколение Матвеевых, правнук многоуважаемого первопроходца, Матвеев Михаил. Жизнь и судьба моей семьи тесно связана и с судьбой БАМа.
Строительство оставило неизгладимый отпечаток в памяти и подарило возможность приобрести новый дом, новых знакомых, хороших друзей и просто отличные воспоминания, которыми можно поделиться с детьми, внуками и правнуками. Глубокий отпечаток наложили на судьбы тысячи людей те минувшие годы.
8
Лучшая дорога нашей жизни…
БАМ- это полтора миллиона квадратных километров территории, хозяйственное усвоение которой привело бы к бурному развитию производительных сил северо – востока России, формированию здесь новых крупных территориально – промышленных комплексов.
БАМ - это реальный плацдарм для прорыва в будущую процветающую российскую экономику. Не думать о БАМе – не думать о будущем России.
Байкало – Амурской магистрали нет равных в мировой истории железнодорожного строительства по сложности и разнообразию инженерных сооружений, применению самых современных материалов, по смелости инженерно – технической мысли.
Более 60% Байкало-Амурской магистрали проходит по районам вечной мерзлоты.
За годы строительства уложено 3200 километров железнодорожного пути.
Более 5 тысяч предприятий страны поставляли на БАМ свою продукцию.
Свыше 45 тысяч юношей и девушек приехали на стройку по комсомольским путёвкам. Она стала школой жизни поколения семидесятых и восьмидесятых годов.
9
Список литературы:
1. Личные воспоминания Матвеева Николая Илларионовича, Матвеева Сергея Николаевича, Матвеевой Татьяны Валентиновны и детские воспоминания Матвеевой Александры Сергеевны и Матвеевой Ольги Сергеевны.
2. Газета «Авангард БАМ», спецвыпуск 24 сентября 1985 г.
3. Газета « Авангард», выпуск 6 июля 1999г., выпуск 5 ноября 1999г.
4. Газета «КВИН», выпуск 8 июля 1999г.
10
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Огонь фламенко
Мороз и заяц
Что такое музыка?
Рисуем тыкву