Физминутки в начальной школе.Гайд.
материал по зож

Порошина Ольга Алексеевна

Динамические, пальчиковые, релаксационные и другие физпаузы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizkultminutki.docx31.73 КБ

Предварительный просмотр:

Гайд по физминуткам

Физминутки бывают:

Пальчиковые.

Зрительные.

Межполушарные.

Релаксационные.

Логоритмические.

Подвижные.

Ритмические.

Подвижные  физминутки  (для 1-2 класса):

Хомка

Хомка - хомка хомячок (надуваем щёки)
Полосатенький бочок
(делать движения по тексту)
Хомка рано встаёт, щёчки моет, ушки трёт
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку,
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка сильным хочет стать.

Я гуляю по дорожке:

Я гуляю по дорожке

(шаги на месте)

А кузнечик скачет рядом

(подскоки на месте)

Наклонюсь, возьму в ладошки

(наклониться «взять кузнечика»)

Здесь скакать ему не надо

(погрозить пальчиком)

Пусть сидит он лучше в травке

(шаги на месте, ладошки «держат кузнечика»)

Там с ним будет все в порядке

(наклониться «отпустить кузнечика»)

Дни недели

В понедельник я плескался, (Дети изображают плавание.)

А во вторник — я лепил. (Дети изображают, что мнут руками глину.)

В среду тщательно умывался, (Дети делают вид, что умываются)

А в четверг я много бегал (Дети бегут на месте.)

В пятницу в футбол играл (Дети бьют по воображаемому мячу)

Очень долго танцевал. (Кружатся на месте.)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Все дни я отдыхал. (Дети садятся на корточки и закрывают глаза).

Енот

На реке живёт енот.
Чешет лапкой он живот.
Своим хвостиком виляет,
К верху лапки поднимает.
Шустро он по кочкам скачет,
Под корнём запасы прячет.
Он среди воды живёт
Добродушный наш енот.

Слон

В зоопарке ходит слон,

Уши, хобот, серый он. (Наклоны головы в стороны.)

Головой своей кивает, (Наклоны головы вперед.)

Будто в гости приглашает. (Голову прямо.)

Раз, два, три — вперёд наклон,

Раз, два, три — теперь назад. (Наклоны вперёд, назад.)

Головой качает слон —

Он зарядку делать рад. (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся.)

Ванька-Встанька

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз сюда, два туда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели – встали, сели – встали,

Ванькой-встанькой словно стали.

Барабанщик

Левой – правой,

Левой – правой.

(шагают на месте, имитируя движения барабанщика)

На парад идет отряд.

Барабанщик очень рад.

Барабанит, барабанит

Полтора часа подряд!

Левой – правой,

Левой – правой

(разводят руками)

   Барабан уже дырявый.

Едем-едем мы домой

Едем-едем мы домой

(движения, имитирующие поворот руля)

На машине легковой

Въехали на горку: хлоп!

(руки вверх, хлопок над головой)

Колесо спустилось: стоп!

(руки через стороны вниз, присесть)

Дом

Раз, два, три, четыре, пять.

(дети выполняют прыжки на месте)

Будем строить и играть

Дом большой, высокий строим.

(встают на носочки и тянутся руками вверх)

Окна ставим, крышу кроем.

(показать руками окно, крышу -сомкнуть руки над головой)

Вот какой красивый дом!

(указательным жестом вытягивают руки вперед)

Будет жить в нем старый гном

         (приседают)

Пальчиковые физминутки обязательны для уроков письма!!!

Барашки

Инструкция: Ладони обеих рук опущены вниз. Локти  разведены в разные стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням. Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки.

Захотели утром рано

Пободаться два барана.

Выставив рога свои,

Бой затеяли они.

Долго так они бодались,

Друг за друга все цеплялись.

Но к обеду, вдруг устав,

Разошлись, рога подняв.

Хлеб

Муку в тесто замесили,

(сжимают и разжимают пальчики)

А из теста мы слепили:

(прихлопывают ладошками, «лепят»)

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –

(поочередно прижимают, большой пальчик к другим, начиная с мизинца)

Всё мы испечем в печи

(обе ладошки разворачивают вверх)

Очень вкусно!

Замок

(ладони прижаты друг к другу)

На двери висит замок

(пальцы переплетаем и соединяем в замок)

Кто его открыть бы смог?

— Потянули!

(пальцы в замке, тянем пальцы, не расцепляя их)

— Покрутили!

(двигаем сцепленными пальцами от себя, к себе)

— Постучали!

(пальцы остаются в замке стучим основаниями ладоней друг о друга)

И – открыли!

(расцепляем пальцы)

Мышка

Мышка в норку пробралась,

(делаем двумя ручками крадущиеся движения)

На замочек заперлась.

(слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)

В дырочку она глядит,

(делаем пальчиками колечко)

На заборе кот сидит!

(прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

Медузы

(дети соединяют ладони, раздвигают пальцы)

Две огромные медузы

Прилепились пузом к пузу.

(после чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы,

при этом пальцы левой руки прижаты к пальцам правой)

Выгнем щупальца сильнее

Вот как гнуться мы умеем!

Капуста

Мы капусту рубим -рубим,

Мы капусту режем -режем !!!

Мы капусту трём- трём,

Мы капусту жмём -жмём.

Солим, перчим, маслом поливаем

                                                      И салатик все съедаем.

Сороконожки

Две сороконожки бежали по дорожке,

 Бежали- бежали, друг друга повстречали.

(Далее начинаем обнимать каждый пальчик):

так друг друга обнимали,

так друг друга обнимали,

 так друг друга обнимали,

так друг друга обнимали,

что потом их не разняли.

(Руки в замок).

Зрительные физминутки - обязательно проводятся на уроках письма

Ах, как долго мы писали

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали.

(поморгать глазами)

Посмотрите все в окно,

(посмотреть влево-вправо)

Ах, как солнце высоко.

(посмотреть вверх)

Мы глаза сейчас закроем,

(закрыть глаза ладошками)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем,

(посмотреть по дуге

вверх-вправо и вверх-влево)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз,

(посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись.

(зажмурить глаза,

открыть и поморгать ими)

Ёлка

Вот стоит большая елка,

Вот такой высоты.

(посмотреть снизу вверх)

У нее большие ветки.

Вот такой ширины.

(посмотреть слева направо)

Есть на елке даже шишки,

(посмотреть вверх)

А внизу – берлога мишки.

(посмотреть вниз)

Зиму спит там косолапый

И сосет в берлоге лапу.

(зажмурить глаза,

потом поморгать 10 раз)

Кошка

Вот окошко распахнулось,

(разводят руки в стороны)

Кошка вышла на карниз.

(имитируют мягкую, грациозную походку кошки)

Посмотрела кошка вверх,

(смотрят вверх)

Посмотрела кошка вниз.

(смотрят вниз)

Вот налево повернулась.

(смотрят влево)

Проводила взглядом мух.

(взглядом проводят «муху»

от левого плеча к правому)

Потянулась, улыбнулась

(потянулись, улыбнулись)

И уселась на карниз.

(дети приседают)

Глаза вправо отвела,

Посмотрела на кота.

(смотрят прямо)

И закрыла их в мурчаньи.

(закрывают глаза руками)

Заяц

Вверх морковку подними, на нее ты посмотри.

(смотрят вверх)

Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево.

(глазами смотрят вверх-вниз, вправо-влево)

Ай-да заинька, умелый! Глазками моргает

(моргают глазками)

Глазки закрывает.

(глазки закрывают)

Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали.

Светофор

У дороги, словно в сказке,

(взор переводят вверх, вниз)

На столбе живёт трёхглазка.

(взор переводят вправо, влево)

Всё мигает и мигает,

(моргают глазами)

Ни на миг не засыпает.

(широко раскрывают глаза)

Она транспорт стережёт,

(глаза закрывают)

Пешеходам путь даёт

(широко открывают и закрывают глаза)

Греем глазки

Офтальмологи рекомендуют греть

глаза. Для этого вполне

достаточно растереть ладони до

красноты приложить их к глазам и

подождать ровно 1 минуту

Межполушарные физминутки

Крючки: Руки сжаты в кулаки, мизинцы сцеплены друг с другом. Попеременно и попарно сцеплять пальцы на руках.

Давайте, люди.

Дружить друг с другом,

Как птицы с небом,

Как ветер с лугом,

Как парус с морем,

Трава с дождями,

Как дружит солнце,

Со всеми нами

Молоток и полочка

Весёлые обезьянки

Детям предлагают левой рукой взяться за

кончик носа.

А правой рукой – за левое ухо.

Одновременно отпустить ухо и нос,

хлопнуть в ладоши, поменять положение рук

«с точностью до наоборот».

Выполнить 4 – 6 раз.

Во время чтения стихотворения (на каждую строчку) дети меняют положение рук.

Правая рука – «молоток»: ладонь

повернуть к себе, пальцы крепко

сжать в кулак; предплечье опустить

вниз перпендикулярно полу. Левая

рука – «полочка»: руку согнуть в локте

и поднять на уровне груди,

предплечье параллельно полу. На

каждую строчку смена положений

рук.

Молоток стучал, стучал,

Гвозди в доску загонял.

Колотил он с толком,

Получилась полка.

Ладушки-оладушки

Правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами:

Мы играли в ладушки

– жарили оладушки,

так пожарим, повернем

и опять играть начнем.
Стул

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Потом — одновременная смена положений рук. По мере усвоения — движения ускорять.

Ножки, спинка и сиденье -

Вот вам стул на удивленье.

Релаксационные физминутки прекрасно подойдут в 3-4 классе

Игра с муравьём

— Представьте, что вы в лесу. Сидите на пенечке. Под ногами мягкая трава. На пальцы ног залез муравей и бегает по ним. С силой натяните носки на себя, ноги напряженные, прямые

(вдох)

Прислушайтесь, на каком пальце сидит муравей

(задержать дыхание),

движением ноги вперед сбросить муравья с пальцев ног

(выдох)

Носки вниз, в стороны, расслабьте ноги. Ноги отдыхают.

Дракон кусает свой хвост

Процесс: Звучит веселая музыка. Дети встают друг за другом и крепко держатся друг за друга (за плечи). Первый ребенок — «голова дракона», последний — «хвост дракона». «Голова дракона» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от нее. Замечание: Следите, чтобы дети не отпускали друг друга. Следите также, чтобы роли «головы дракона» и «хвоста» выполнили все желающие.

Муха

Пусть ребенок сядет удобно: руки свободно лежат на коленях, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представит, что на его лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Задача ребенка, не открывая глаз, согнать назойливое насекомое

Апельсин

Попросите детей представить, что к их правой руке подкатили апельсин. Пусть они возьмут апельсин в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек) "Разожмите кулачок, откатите апельсин" (некоторые дети представляют, что они выжали сок), ручка теплая… мягкая…отдыхает… Затем апельсин подкатили к левой руке. Та же процедура с левой рукой. Желательно делать упражнение 2 раза (поменять апельсин на лимон, к примеру)

Цветочек

Потянуться вверх, подняв руки и напрягая мышцы всего тела, изображая, как цветочек растет и тянется к солнышку. Затем последовательно уронить кисти, изображая, что «солнышко спряталось, и головка цветка поникла», расслабить предплечья, согнув руки в локтях – «стебелек сломался», и, сбросив напряжение с мышц спины, шеи и верхнего плечевого пояса, пассивно наклониться вперед, подогнув колени – «цветочек завял».

Логоритмические физминутки

— У оленя дом большой

— У оленя дом большой.

(складываем руками над головой крышу дома)

— Он глядит в свое окно.

(показываем руками перед собой квадратное окно или

одну руку кладем горизонтально, а другую ставим на нее и

подпираем кулаком щеку)

— Заяц по лесу бежит.

(изображаем бег на месте)

— В дверь к нему стучит.

(изображаем стук кулаком в дверь)

— Тук-тук!

(стучим правой ногой в пол)

— Дверь открой!

(открываем дверь)

— Там в лесу…

(показываем большим пальцем за плечо)

— Охотник злой!

(изображаем руками ружье)

— Быстро двери открывай,

(делаем приглашающий жест - машем ладонью к себе)

— Лапу мне давай!

(выставляем руку вперед ладонью наружу)

— Быстро дверь олень открыл,

(открываем дверь)

— зайку в дом к себе впустил,

(делаем приглашающий жест)

— зайка, зайка забегай

(бег на месте)

— лапу мне давай

(выставляем руку вперед ладонью наружу)

— ой, ой, страшно мне,

(закрываем ладонями глаза)

— что-то мне не по-себе,

(обхватываем руками голову и качаем ею

из стороны в сторону)

— сердце в пятки всё ушло

(правую ладонь кладем на сердце)

— Не дрожи зайчишка мой,

(обнимаем себя)

— я смотрел в своё окошко,

(показываем руками перед собой квадратное окно)

— убежал охотник злой,

(бег на месте)

— посиди немножко

(чуть присядьте или сядьте на стул)

— Да, да посижу,

— я уж больше не дрожу,

(встаем и распрямляемся во весь рост)

— у меня прошёл испуг,

— ты хороший друг.

(выставляем руку вперед ладонью наружу

или машем на прощание)

Колпак

Колпак мой треугольный

(показываем на голову, на себя, руками

треугольник)

Треугольный мой колпак

(треугольник, на себя, на голову)

А если не треугольный

(указательным пальцем «не», треугольник)

То это не мой колпак

(указательным пальцем «не», на себя, на голову)

У жирафа пятна

У жирафов пятна, пятна, пятна,

пятнышки везде.

У жирафов пятна, пятна, пятна,

пятнышки везде.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка,

шёрсточка везде.

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка,

шёрсточка везде.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

А у зебры есть полоски,

есть полосочки везде.

А у зебры есть полоски,

есть полосочки везде.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

Помогатор

Телевизор,телевизор

Телевизор, те-те-те-те-телевизор

Дрыц-тыц, телевизор,дрыц-тыц, телевизор

Дрыц-тыц, телевизор и два фиксика внутри!

Дрыц-тыц, телевизор,дрыц-тыц, телевизор

Дрыц-тыц, телевизор и два фиксика внутри!

Холодильник!

Холодильник,холодильник

Холодильник, ха-ха-ха-ха-холодильник

Дрыц-тыц, холодильник,дрыц-тыц, холодильник

Дрыц-тыц, холодильник и два фиксика внутри!

Дрыц-тыц, холодильник,дрыц-тыц, холодильник

Дрыц-тыц, холодильник и два фиксика внутри!

Кофемолка,кофемолка

Кофемолка,ка-ка-ка-ка-кофемолка

Дрыц-тыц, кофемолка,дрыц-тыц, кофемолка

Дрыц-тыц, кофемолка и два фиксика внутри!

Дрыц-тыц, кофемолка,дрыц-тыц, кофемолка

Дрыц-тыц, кофемолка и два фиксика внутри!

Помогатор

(музыка из Фиксиков)

Вентилятор!

Вентилятор,вентилятор

Вентилятор,ви-ви-ви-ви-вентилятор

Дрыц-тыц, вентилятор,дрыц-тыц, вентилятор

Дрыц-тыц, вентилятор и два фиксика внутри!

Дрыц-тыц, вентилятор,дрыц-тыц, вентилятор

Дрыц-тыц, вентилятор и два фиксика внутри!

Калькулятор? Нет!Не…

Трансформатор! Нет!Не…Да что Вы говорите такое?

Синтезатор? Нет!Не…не угадали!

Экскаватор? Ну, вааще! Да нет же! Совсем не то!

Помогатор,помогатор

Помогатор,па-па-па-па-помогатор

Дрыц-тыц,помогатор,дрыц-тыц, помогатор

Дрыц-тыц, помогатор с инструментами внутри!

Дрыц-тыц,помогатор,дрыц-тыц, помогатор

Дрыц-тыц, помогатор с инструментами внутри!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физминутки для начальной школы

В данном документе размещена классификация физминуток и подборка физминуток для начальной школы...

физминутки в начальной школе

С удовольствием использую эти физминуткидля снятия напряжения на уроке....

Физминутки в начальной школе

Учитель может внести существенный вклад в укрепление здоровья своих учеников в период, когда они находятся в школе. У детей младшего школьного возраста наглядно-образное мышление. Это всег...

Физминутки для начальной школы

Интереснейшая подборка физминуток для младших школьников. Их задача: развитие физической активности....

Презентация "Физминутки в начальной школе"

Зачем, как, когда проводить физминутки? Какие физминутки проводить на каком уроке? Ответы на эти вопросы - здесь!...

Физминутки для начальной школы

Комплекс физминуток для начальной школы...