конспект "Шахматы. Начальное положение"
план-конспект занятия по зож (1 класс)
конспект внеурочного занятия по курсу шахматы для первого года обучения (1 класс), начальное положение фигур.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Шахматы.Начальное положение фигур | 121.57 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Московская СОШ им. А.П. Кыштымова»
Конспект занятия внеурочной деятельности «Шахматы»
Учитель: Величко Алёна Семёновна
Класс:1 класс
Тема: Начальное положение
Цели занятия:
- познакомить с начальной позицией,
-научить быстро и без ошибок расставлять шахматные фигуры на доске,
-познакомить с правилом: ферзь любит свой цвет.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
-личностная мотивация к познавательной деятельности;
- осмысление необходимости сотрудничества и взаимопомощи. Метапредметные УУД:
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; высказываться в устной форме о значении шахмат в жизни человека; осуществлять поиск существенной информации.
(из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.)
Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; оценивать результаты своей деятельности.
Предметные: научить ориентироваться на шахматной доске, познакомить с начальной позицией, научить быстро и без ошибок расставлять фигуры перед шахматной партией, учить видеть местоположение шахматных фигур.
Оборудование:
-шахматные доски с фигурами;
-демонстрационная доска;
-телевизор;
-видеоурок;
-мяч.
Ход занятия
1.Организационный момент
Прозвенел уже звонок,
Нам пора начать кружок.
2. Повторение пройденного материала
-Отгадайте загадку:
На квадратиках доски
Короли свели полки.
Но для боя у полков
Нет ни пушек, ни штыков. (Шахматы)
-А сейчас давайте поиграем и вспомним все то, что мы изучили на прошлом занятии.
1) Игра «Горизонталь»
К демонстрационной доске выходят 2 учащихся, у каждого из них по 4 белые пешки. Нужно по очереди заполнить пешками одну из горизонталей, располагая на каждом поле только по одной пешке (в серединках полей).
Кто поставит последнюю пешку, тот выиграет.
( В этом случае проигрывает тот, кто ставит первую пешку.)
2) Игра "Вертикаль"
В этой игре пешками заполняется одна из вертикалей.
3) Игра «Горизонталь-вертикаль»
Поставьте белую пешку на любое поле шахматной доски, передвигайте пешку на одно поле в задаваемом направлении: "Направо по горизонтали", "Вниз по вертикали", "Налево по горизонтали", "Вниз по вертикали", "В любую сторону по вертикали", "В любую сторону по горизонтали".
4) Игра «Диагональ»
Заполните пешками любую диагональ.
5) Игра «Волшебный мешочек»
В мешочке спрятались все шахматные фигуры, определите на ощупь, какая из фигур спрятана.
3. Объяснение нового материала
-Перед каждой шахматной игрой, ПАРТИЕЙ, шахматные фигуры на доске занимают одни и те же места. Такая расстановка фигур называется начальным положением, или начальной позицией. При этом фигуры ставятся на шахматные поля на середину шахматных полей.
( Учитель около демонстрационной шахматной доски. Под рукой комплект шахматных фигур (32 фигуры). На доске рисунок. Перед учениками на партах шахматные доски, около которых в беспорядке стоят шахматные фигуры )
- Ладьи в начальном положении стоят по углам, на угловых полях:
"Я смотрю на первый ряд,
По краям ладьи стоят"
( учитель ставит белые ладьи на крайние поля первой горизонтали, на крайних полях последней горизонтали устанавливает черные ладьи)
- Дети, расположите свои ладьи на своих досках.
(слова учителя повторяют хором)
-Продолжаем расставлять фигуры:
"Рядом вижу я коней,
Нет фигуры их хитрей"
(на первой горизонтали появляются белые кони, а на последней – черные кони, при этом кони белых и черных должны повернуть свои "мордочки" навстречу друг другу (а вот на диаграммах "мордочки" коней повернуты налево)
-Хором повторяем слова и расставляем своих коней.
-Расставляем слонов:
"Меж коней заключены
Наши славные слоны".
-Расставьте своих слонов со словами на шахматной доске.
-На первой и последней горизонталях незанятыми остаются по два поля.
"И еще два поля есть,
А на них король и ферзь".
- А как же запомнить, на какое поле ставить короля и ферзя? Послушайте присказку. Короли и ферзи - большие модники. Белый король красиво смотрится на черном троне, а черный король - на белом троне. Наоборот, белая королева (блондинка) любит носить белые платья, а черная королева (брюнетка) черные платья. Запомните правило: ферзь любит свой цвет!
- А как же пешки располагаются на шахматной доске?
(белые пешки расставляются на вторую горизонталь, а черные пешки – на предпоследнюю, прикрывая своим строем остальные фигуры)
"А теперь без спешки
Идут на место пешки".
-Повторите все хором слова и расставьте свои пешки.
(у каждого ученика на доске должно стоять точно такое же положение, затем дети снимают все фигуры со своих досок и заново расставляют начальную позицию)
4. Закрепление материала
1) Дидактические игры:
"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и ставят их в те места, которые они занимают в начальной позиции. Когда последняя фигура извлечена из мешочка, на доске будет расставлено начальное положение.
"Да и нет". Педагог поднимает над головой две шахматные фигуры и спрашивает у класса, стоят ли эти фигуры рядом в начальной позиции.
"Мяч". Учитель говорит какую-либо фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит на угловом поле" и – бросает одному из учеников мяч. Если утверждение верно, то мяч следует ловить.
«Что изменилось на шахматной доске?» Дети закрывают глаза или отворачиваются, учитель убирает фигуру или переставляет.
2) Просмотр фрагмента видеоурока по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=tbkVgN21Dl4
5. Практическая работа
Р асстановка фигур на доске.
6. Занимательный материал.
Викторина по вопросам для каждой пары игроков
1. Сколько в начальном положении на доске белых пешек, ладей, слонов,
коней, ферзей, королей? черных пешек, ладей, слонов, коней, ферзей,
королей? (8, 2, 2, 2, 1, 1.)
2. Каких фигур на доске больше всего? меньше всего? (Пешек. Ферзей и
королей.)
3. Какие фигуры стоят в углах доски? (Ладьи.)
4. Какие фигуры расположены между ладьями и конями? (Никакие.)
5. Какие фигуры находятся между слонами и королями? (Ферзи.)
6. На поле какого цвета стоит черный ферзь? белый король? (Черного.)
7. На всех ли горизонталях стоят фигуры? (Нет.)
8. На всех ли вертикалях стоят фигуры? (Да.)
9. На всех ли диагоналях стоят фигуры? (Да.)
10. Сколько фигур расположено на каждой вертикали? (4.)
11. На каких диагоналях стоит больше всего фигур? (На больших.)
12. Стоят ли в начальном положении фигуры в центре? (Нет.)
7. Заключение.
В каждом отряде — ты сам погляди —
оба угла занимают ладьи.
Рядом с ладьями кони видны,
рядом с конями встали слоны.
Кто ж посредине? Ферзь с королём —
самые главные в войске своём.
Чтобы не путать, какие поля
тут для ферзя и для короля,
нужно запомнить одну из примет:
ферзь выбирает свой собственный цвет —
белый на белом квадрате стоит,
чёрному чёрный удачу сулит.
Есть свой квадрат у любого ферзя,
путать ферзей с королями нельзя!
А перед всеми — ладьёй и конём,
перед слоном, королём и ферзём —
пешки-малышки стали стеной,
им начинать этот сказочный бой.
8. Рефлексия.
Я: Узнал …..( как быстро и без ошибок расставлять фигуры перед шахматной партией)
Запомнил………
Повторил………….
Затрудняюсь…………..
-Оцените свою работу на уроке.
- Я понял и могу рассказать другим
- Я понял, но не могу объяснить
- Я не понял
Учащиеся продолжают начатое высказывание.
На листках заполняют «лесенку успеха»
Литература
1. И.Г Сухин «Шахматы» первый год или «Учусь и учу». Пособие для учителя, Обнинск «Духовное возрождение» 2011г.;
2. И.Г.Сухин учебник «Шахматы» «Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны» Часть 2, 1 год. Обнинск «Духовное возрождение» 2011г.;
3.Видеоурок. https://www.youtube.com/watch?v=tbkVgN21Dl4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о портфолио ученика начальной школы
Положение о портфолио ученика СШИ: цели и задачи портфолио, структура портфолио, оценка результатов....
Положение о школьном методическом объединении учителей начальных классов
МО учителей начальной школы - структурное подразделение внутришкольной системы управления воспитательным процессом....
Положение о творческом объединении учащихся начальной школы "Подсолнушек" (газета начальной школы) МБОУ СОШ №21 (Владимирская обл., г. Ковров)
Положение регламентирует деятельность творческого объединения "Подсолнушек" (газета начальной школы) учащихся начальной школы МБОУ СОШ №21 (Владимирская обл., г. Ковров)....
«Возможности УМК «Начальная школа XXI века» в рамках концептуальных положений ФГОС начального образования»
«Возможности УМК «Начальная школа XXI века» в рамках концептуальных положений ФГОС начального образования»...
Урок курса "Шахматы в школе" по теме "Начальное положение". (внеурочная деятельность)
Конспект урока "открытия" нового знания на основе практических умений....
«Шахматная доска, фигуры, начальное положение»
Шахматы. 1 класс. 1-ое занятие.Оборудование: наборы шахмат, демонстрационная шахматная доска, смайлики «настроения», учебник для начальной школы «Шахматы», И.Г. Сух...
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ На тему: «Шахматы. Шахматная доска. Особенности расположения фигур и пешек в начальном положении. Знакомство с шахматными фигурами».
Открытое занятие на тему: "Шахматы. Шахматная доска. Особенности расположения фигур и пешек в начальном положении. Знакомство с шахматными фигурами "...