Экология
рабочая программа по зож
Программа курса по предмету "Экология"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
n.titarenko_programma_kursa_dlya_uchiteley.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Е. В. Григорьева, Н. Н. Титаренко
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Практическая экология
для младших школьников»
(социальное направление;
для 1-4 классов)
1 класс
АНО ДПО Инновационный центр «РОСТ»
Челябинск, 2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В серии «Экология, окружающий мир и человек» для начального общего образования создан учебно-методический комплект «Практическая экология для младших школьников». Комплект является неотъемлемой частью регионального экологического проекта «Экологическое просвещение младших школьников Челябинской области как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природно-социальной среде и здоровью». Учебно-методический комплект издается по инициативе Министерства экологии Челябинской области и при поддержке Министерства образования и науки Челябинской области.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности будет разработана для 1-4 класса и состоит из разделов: результаты освоения курса внеурочной деятельности; содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности; тематическое планирование.
В данной Рабочей программе курса внеурочной деятельности представлен материал для 1 класса. Результаты освоения курса внеурочной деятельности представлены в форме личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Предметные результаты представлены в двух уровнях: обучающийся научится и обучающийся получит возможность научиться. Все результаты (личностные, метапредметные и предметные) сформулированы с учётом региональных особенностей.
Для проведения внеурочных занятий в первом классе разработаны следующие составляющие учебно-методического комплекта:
Григорьева Е. В. Практическая экология для младших школьников: учебное пособие по курсу внеурочной деятельности для обучающихся первых классов начального общего образования / Е. В. Григорьева, Н. Н. Титаренко; под редакцией С. Ф. Лихачёва, доктора биологических наук, профессора — Челябинск: АНО ДПО Инновационный центр «РОСТ», 2021. — 64 с., в том числе 12 стр. приложения к занятиям. (Экология, окружающий мир и человек)
Григорьева Е. В. Методические материалы для учителя по курсу внеурочной деятельности социальной направленности «Практическая экология для младших школьников», 1-й класс / Е. В. Григорьева, Н. Н. Титаренко, С. М. Овчинников; под редакцией С. Ф. Лихачёва, доктора биологических наук, профессора. — Челябинск: АНО ДПО Инновационный центр «РОСТ», 2021. — 72 с. (Экология, окружающий мир и человек)
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Практическая экология для младших школьников»
Личностные результаты (к концу 1 класса):
– владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
– сформированность уважительного отношения к природе родного края;
– воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды родного края;
– формирование мотивации дальнейшего изучения природы;
– сформированность установки на принятие ценности природного мира родного края;
– сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни;
– наличие мотивации и готовности следовать нормам природоохранного поведения.
Метапредметные результаты (к концу 1 класса):
– сформированность умения принимать и сохранять учебную задачу, в сотрудничестве с учителем преобразовывать практическую задачу в познавательную, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
– сформированность умения под руководством учителя начинать и выполнять действия и заканчивать его в требуемый временной момент;
– сформированность умения осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных заданий под руководством учителя;
– сформированность основ смыслового восприятия познавательных сообщений, выделения существенной информации из сообщений разных видов (включая электронные, цифровые);
– сформированность умения планировать и выполнять учебный проект по заданию и под руководством учителя;
– сформированность умений формулировать собственное мнение.
Предметные результаты (к концу 1 класса):
Обучающийся научится:
- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой;
- использовать взаимосвязи в живой природе для объяснения
необходимости бережного отношения к природе;
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения
правил безопасного поведения в окружающей среде родного края;
- узнавать, называть изученные объекты живой и неживой природы
Челябинской области.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проводить несложные наблюдения в окружающей среде родного
края и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;
- использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и
электронных носителях);
- использовать различные справочные издания для поиска
информации, в том числе по Челябинской области.
Объектом изучения курса являются разнообразные взаимосвязи в окружающем мире. В процессе познания природы как целостного реального окружения требуется его осмысленное расчленение на отдельные компоненты, объекты. В качестве таких объектов рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего окружения младших школьников.
Основной акцент в содержании курса сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умений устанавливать причинно - следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, опыт, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.
- Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
1 класс (33ч, 1 час в неделю)
Раздел «Мир природы»
Планета Земля, Челябинская область, природа, природные явления, экология.
Формы занятий: прогулка, проблемное обсуждение и беседа, викторина, фотовыставка.
Практическая деятельность: выбор объектов для долгосрочного наблюдения за их изменениями по сезонам года; фотографирование объектов для наблюдения.
Раздел «Осенние события в мире природы»
Воздух, пар, кристаллы льда, облака перистые, кучевые, слоистые; дождь. Солнечный свет, дерево, кустарник, лист: черешок, листовая пластина, пигменты. Берёза, листопад, причины листопада. Окраска листьев сирени осенью, листовая и цветочная почки, почечные чешуйки. Насекомое божья коровка, питание, особенности поведения в холодное время года. Отличия окраски самца и самки утки-кряквы, их приспособленность к водной среде, особенности добывания корма, утки перелётные и оседлые.
Формы занятий: экскурсии и прогулки, проблемное обсуждение и беседа, игра с ролевым акцентом oб экологических проблемах, практическая работа, коллективное творческое дело, викторины, фотовыставки, выставки.
Практическая деятельность: краткосрочные наблюдения за заявленными объектами живой и неживой природы, выявление взаимосвязей в живой и неживой природе, опыт фотографирования и видеозаписи наблюдаемых объектов ближайшего окружения, сбор природных материалов для наблюдений и опытов.
Раздел «Зимние события в мире природы»
Строение и образование снежинок, снежная крупа, метель, вьюга, наст, сугробы. Особенности расположения хвоинок сосны, отличие хвои сосны от листьев берёзы, значение воскового налёта, покрывающего хвою в зимний период. Зимние силуэты лиственных деревьев – берёзы, осины, тополя, распространение плодов и семян берёзы. Зимние силуэты ивы, дуба, липы, зимний покой деревьев и кустарников, пробуждение лиственных деревьев, процессы их питания и развития. Лягушка озёрная, остромордая, травяная; жаба, места обитания, особенности питания и зимовки у лягушек. Золотой и серебряный караси, особенности строения тела, питания и зимовки карасей. Сорока – оседлая птица, особенности строения тела, передвижения, питания и зимовки. Линька животных, следы зверей и птиц, особенности питания зверей в зимний период. Обыкновенный и ушастый еж, особенности строения тела, питания и зимовки. Кочующие птицы нашей местности, полная песня большой синицы – перелом зимы, особенности строения тела, питания и зимовки синиц, подкормка птиц.
Формы занятий: экскурсии и прогулки, проблемное обсуждение и беседа, игра с ролевым акцентом oб экологических проблемах, практическая работа, коллективное творческое дело, викторины, фотовыставки, выставки.
Практическая деятельность: краткосрочные наблюдения за заявленными объектами живой и неживой природы, выявление взаимосвязей в живой и неживой природе, опыт фотографирования и видеозаписи наблюдаемых объектов ближайшего окружения, сбор природных материалов для наблюдений и опытов.
Раздел «Весенние события в мире природы»
Роль снега в жизни травянистых растений, первоцветы в Челябинской области, особенности строения надземной и подземной частей мать-и-мачехи, приспособленность растения к условиям жизни. Причина раннего появления первых бабочек – крапивницы и лимонницы, особенности их внешнего вида, размножения, питания и цикла жизни. Ласточки – перелётные птицы, деревенская, береговая и городская ласточки, особенности строения тела, питание, перелёты, гнездование. Птичьи гнёзда, особенности гнёзд разных птиц, выбор материала для гнезда и места гнездования грача, синицы, жаворонка, ласточки, чайки.
Формы занятий: экскурсии и прогулки, проблемное обсуждение и беседа, игра с ролевым акцентом oб экологических проблемах, практическая работа, коллективное творческое дело, викторины, фотовыставки, выставки.
Практическая деятельность: краткосрочные наблюдения за заявленными объектами живой и неживой природы, выявление взаимосвязей в живой и неживой природе, опыт фотографирования и видеозаписи наблюдаемых объектов ближайшего окружения, сбор природных материалов для наблюдений и опытов.
Раздел «Экологический календарь: всемирные, международные и всероссийские праздники»
Экологический календарь: для чего он нужен: способ привлечения внимания школьников к существующим на сегодняшний день экологическим проблемам на территориях отдельных регионов и на всём земном шаре.
27 сентября – Всемирный день туризма: пропаганда туризма и здорового образа жизни, правила поведения в природе, ориентирование на местности, сбор мусора, наблюдение взаимосвязей в реальной природной среде.
1 октября – Международные дни наблюдения птиц: привлечение внимания к миру птиц, к проблемам сохранения мест их обитания и охраны природы в целом.
4 октября – Всемирный день защиты животных: многообразие животных в Челябинской области и в целом на планете, особенности жизнедеятельности некоторых животных, значение национальных парков и зоопарков в сохранении и возможности наблюдения за животными.
26 октября – Международный день без бумаги: способы получения бумаги, возможности школьников в сохранении природных ресурсов, современные безбумажные технологии. Учимся разделять мусор: виды мусора и способы его сбора, доставки на полигоны, возможности школьников в рациональном использовании ресурсов.
12 ноября – Синичкин день: представление об отличиях в поведении зимующих и кочующих птиц нашей местности, способы подкормки зимующих птиц родного края.
14 марта – Международный день рек: представление о реках, морях, океанах на планете; самые крупные реки России и Челябинской области, роль воды в жизни человека, способы охраны водных богатств.
20 марта – День Земли: способы охраны обитателей живой природы, экологические акции, планета как общий «дом».
1 апреля – Международный день птиц: видовое разнообразие птиц, перелетные птицы Челябинской области, жизнь птиц в весенний период.
13 мая – Всероссийский день посадки леса: проблемы сохранения, восстановления и приумножения лесных богатств, лесные хозяйства Челябинской области, способы посадки деревьев и кустарников.
Формы занятий: праздник, проблемное обсуждение и беседа, игра с ролевым акцентом oб экологических проблемах, коллективное творческое дело, викторины, конкурсы, фотовыставки, выставки.
Практическая деятельность: участие в раздельном сборе мусора, в подкормке птиц, в очистке от мусора ближайшего водоема, в экологических акциях школьного уровня, в посадке деревьев и кустарников на школьном дворе.
- Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов |
Раздел: МИР ПРИРОДЫ | 2 | |
1 | Зачем изучать изменения в природе родного края | 1 |
2 | Экологический календарь: для чего он нужен? | 1 |
Раздел: ОСЕННИЕ СОБЫТИЯ В МИРЕ ПРИРОДЫ | 12 | |
3 | Экологический календарь: 27 сентября – Всемирный день туризма | 1 |
4 | Экологический календарь: 1 октября – Международные дни наблюдения птиц | 1 |
5 | Какими бывают облака и дожди осенью | 1 |
6 | Экологический календарь: 4 октября – Всемирный день защиты животных | 1 |
7 | Почему осенью листья разноцветные | 1 |
8 | Зачем березы листья сбрасывают | 1 |
9 | Экологический календарь: 26 октября – Международный день без бумаги | 1 |
10 | Что сирень в почках заготовила | 1 |
11 | Учимся разделять мусор | 1 |
12 | Что божьи коровки осенью делают | 1 |
13 | Экологический календарь: 12 ноября – Синичкин день | 1 |
14 | Почему утки улетели | 1 |
Раздел: ЗИМНИЕ СОБЫТИЯ В МИРЕ ПРИРОДЫ | 10 | |
15 | Про снежинки и снежную крупу | 1 |
16 | Почему сосна хвоинки не сбросила | 1 |
17 | Что береза на снег разбросала | 1 |
18 | Можно ли зимой «разбудить» дерево | 1 |
19 | Где зимуют лягушки | 1 |
20 | Почему карасю холод не страшен | 1 |
21 | Как сороки зимуют | 1 |
22 | Чьи следы на снегу | 1 |
23 | Почему зимой ежа не встретишь | 1 |
24 | Как синичка зиму провожает | 1 |
Раздел: ВЕСЕННИЕ СОБЫТИЯ В МИРЕ ПРИРОДЫ | 9 | |
25 | Экологический календарь: 14 марта – Международный день рек | 1 |
26 | Как узнать о приходе весны | 1 |
27 | Экологический календарь: 20 марта – День Земли | 1 |
28 | Чья жизнь была под снегом | 1 |
29 | Какие превращения ждут бабочку | 1 |
30 | Откуда прилетели ласточки | 1 |
31 | Экологический календарь: 1 апреля – Международный день птиц | 1 |
32 | Из чего птицы гнезда строят | 1 |
33 | Экологический календарь: 13 мая – Всероссийский день посадки леса | 1 |
33 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок естествознания. Автор А.А. Плешаков. 3 класс. Тема: « Мир глазами эколога. Знакомые незнакомцы» Учитель Шорина Елена Александровна
Урок экологической направленности с применением здоровьесберегающих технологий.Будет интересен и учителям и детям. Материал, представленный в данном уроке, поможет взглянуть на мир другими глазами , н...
Презентация детей по экологии
Предлагаю презентацию исследовательской работы учащейся 1 класса "Зеленая аптека на службе человека"...
Сценарий внеклассного мероприятия по экологии для начальной школы "Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды!
Сценарий мероприятия для 3-4 классов экологической направленности....
урок по экологии "Экология животного мира"
разработка урока по экологии для расширения и углубления знаний детей о животных...
От экологии природы - к экологии души
Природа, я иду в тебяС душой и сердцем обнажённым.Прими, пожалуйста, любя, Хочу быть заново рождённой.Природа – матушка моя,Твои исполню повеленья.За все грехи прости меня,Возьми, как детку на ко...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ: ШКОЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ"ШАГ В НАУКУ" ТЕМА: ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. ЭКОЛОГИЯ ЖИЛИЩА.
ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. ЭКОЛОГИЯ ЖИЛИЩА. ФАКТОРЫ РИСКА...
Экология природы-экология души.
ЭКОЛОГИЯ ПРИРОДЫ - ЭКОЛОГИЯ ДУШИРуженкова Т.А. Учитель начальных классов, Ялгинской средней общеобразовательной школы РМ, Почётный работник о...