Экология
рабочая программа по зож

Петрашкевич Ирина Валерьевна

Программа курса по предмету "Экология"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon n.titarenko_programma_kursa_dlya_uchiteley.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Е. В. Григорьева, Н. Н. Титаренко

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Практическая экология

для младших школьников»

(социальное направление;

для 1-4 классов)

1 класс

АНО ДПО Инновационный центр «РОСТ»

Челябинск, 2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В серии «Экология, окружающий мир и человек» для начального общего образования создан учебно-методический комплект «Практическая экология для младших школьников».  Комплект является неотъемлемой частью регионального экологического проекта «Экологическое просвещение младших школьников Челябинской области как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природно-социальной среде и здоровью». Учебно-методический комплект издается по инициативе Министерства экологии Челябинской области и при поддержке Министерства образования и науки Челябинской области.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности будет разработана для 1-4 класса и состоит из разделов: результаты освоения курса внеурочной деятельности; содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности; тематическое планирование.

В данной Рабочей программе курса внеурочной деятельности  представлен материал для 1 класса. Результаты освоения курса внеурочной деятельности представлены в форме личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Предметные результаты представлены в двух уровнях: обучающийся научится и обучающийся получит возможность научиться. Все результаты (личностные, метапредметные и предметные) сформулированы с учётом региональных особенностей.

Для проведения внеурочных занятий в первом классе разработаны следующие составляющие учебно-методического комплекта:

Григорьева Е. В. Практическая экология для младших школьников: учебное пособие по курсу внеурочной деятельности для обучающихся первых классов    начального    общего    образования / Е. В. Григорьева,  Н. Н. Титаренко; под редакцией С. Ф. Лихачёва, доктора биологических наук, профессора — Челябинск: АНО ДПО Инновационный центр «РОСТ», 2021. — 64 с., в том числе 12 стр. приложения к занятиям. (Экология, окружающий мир и человек)

Григорьева Е. В. Методические материалы для учителя по курсу внеурочной деятельности социальной направленности «Практическая экология для младших школьников», 1-й класс / Е. В. Григорьева, Н. Н. Титаренко, С. М. Овчинников; под редакцией С. Ф. Лихачёва, доктора биологических наук, профессора. — Челябинск: АНО ДПО Инновационный центр «РОСТ»,  2021. — 72 с. (Экология, окружающий мир и человек)

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Практическая экология для младших школьников»

Личностные результаты (к концу 1 класса):

– владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

– сформированность уважительного отношения к природе родного края;

– воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды родного края;

– формирование мотивации дальнейшего  изучения природы;

– сформированность установки на принятие ценности природного мира родного края;

– сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни;

– наличие мотивации  и готовности следовать  нормам природоохранного поведения.

Метапредметные результаты (к концу 1  класса):

– сформированность умения принимать и сохранять учебную задачу, в сотрудничестве с учителем преобразовывать практическую задачу в познавательную, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

– сформированность умения под руководством учителя начинать и выполнять действия и заканчивать его в требуемый временной момент;

– сформированность умения осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных заданий под руководством учителя;

– сформированность основ смыслового восприятия познавательных сообщений, выделения существенной информации из сообщений разных видов (включая электронные, цифровые);

– сформированность умения планировать и выполнять  учебный проект по заданию и под руководством учителя;

– сформированность умений формулировать собственное мнение.

Предметные результаты (к концу 1  класса):

Обучающийся научится:

  • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой;

  • использовать взаимосвязи в живой природе для объяснения

необходимости бережного отношения к природе;

  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения

правил безопасного поведения в окружающей среде  родного края;

  • узнавать, называть изученные объекты  живой и неживой природы

Челябинской области.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде родного

края  и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;

  • использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и

электронных носителях);

  • использовать различные справочные издания  для поиска

информации, в том числе  по Челябинской области.

Объектом изучения курса являются разнообразные взаимосвязи в окружающем мире. В процессе познания природы как целостного реального окружения требуется его осмысленное расчленение на отдельные компоненты, объекты. В качестве таких объектов рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего окружения младших школьников.

Основной акцент в содержании курса сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умений устанавливать причинно - следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, опыт, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности

с указанием форм организации и видов деятельности

1 класс (33ч, 1 час  в неделю)

Раздел «Мир природы»

Планета Земля, Челябинская область, природа, природные явления, экология.

Формы занятий: прогулка, проблемное обсуждение и беседа, викторина, фотовыставка.

Практическая деятельность: выбор объектов для долгосрочного наблюдения за их изменениями по сезонам года; фотографирование объектов для наблюдения.

Раздел «Осенние события в мире природы»

    Воздух, пар, кристаллы льда, облака перистые, кучевые, слоистые; дождь. Солнечный свет, дерево, кустарник, лист: черешок, листовая пластина, пигменты. Берёза, листопад, причины листопада. Окраска листьев сирени осенью, листовая и цветочная почки, почечные чешуйки. Насекомое божья коровка, питание, особенности поведения в холодное время года. Отличия окраски самца и самки утки-кряквы, их приспособленность к водной среде, особенности добывания корма, утки перелётные и оседлые.

Формы занятий: экскурсии и прогулки, проблемное обсуждение и беседа,  игра с ролевым акцентом oб экологических проблемах, практическая работа,  коллективное творческое дело, викторины, фотовыставки, выставки.

Практическая деятельность: краткосрочные наблюдения за заявленными объектами живой и неживой природы, выявление взаимосвязей в живой и неживой природе, опыт фотографирования и видеозаписи наблюдаемых объектов ближайшего окружения, сбор природных материалов для наблюдений и опытов.  

Раздел «Зимние события в мире природы»

     Строение и образование снежинок, снежная крупа, метель, вьюга, наст, сугробы. Особенности расположения хвоинок сосны, отличие хвои сосны от листьев берёзы, значение воскового налёта, покрывающего хвою в зимний период. Зимние силуэты лиственных деревьев – берёзы, осины, тополя, распространение плодов и семян берёзы. Зимние силуэты ивы, дуба, липы, зимний покой деревьев и кустарников, пробуждение лиственных деревьев, процессы их  питания и развития. Лягушка озёрная, остромордая, травяная; жаба, места обитания, особенности питания и зимовки у лягушек. Золотой и серебряный караси, особенности строения тела, питания и зимовки карасей. Сорока – оседлая птица, особенности строения тела, передвижения, питания и зимовки. Линька животных, следы зверей и птиц, особенности питания зверей в зимний период. Обыкновенный и ушастый еж, особенности строения тела, питания и зимовки. Кочующие птицы нашей местности, полная песня большой синицы – перелом зимы, особенности строения тела, питания и зимовки синиц, подкормка птиц.

Формы занятий: экскурсии и прогулки, проблемное обсуждение и беседа,  игра с ролевым акцентом oб экологических проблемах, практическая работа,   коллективное творческое дело, викторины, фотовыставки, выставки.

Практическая деятельность: краткосрочные наблюдения за заявленными объектами живой и неживой природы, выявление взаимосвязей в живой и неживой природе, опыт фотографирования и видеозаписи наблюдаемых  объектов ближайшего окружения,  сбор природных материалов для наблюдений и опытов.  

Раздел «Весенние события в мире природы»

      Роль снега в жизни травянистых растений, первоцветы в Челябинской области, особенности строения надземной и подземной частей мать-и-мачехи, приспособленность растения к условиям жизни. Причина раннего появления первых бабочек – крапивницы и лимонницы, особенности их внешнего вида, размножения, питания и цикла жизни. Ласточки – перелётные птицы, деревенская, береговая и городская ласточки, особенности строения тела, питание, перелёты, гнездование. Птичьи гнёзда, особенности гнёзд разных птиц, выбор материала для гнезда и места гнездования грача, синицы, жаворонка, ласточки, чайки.

Формы занятий: экскурсии и прогулки, проблемное обсуждение и беседа, игра с ролевым акцентом oб экологических проблемах, практическая работа, коллективное творческое дело, викторины, фотовыставки, выставки.

Практическая деятельность: краткосрочные наблюдения за заявленными объектами живой и неживой природы, выявление взаимосвязей в живой и неживой природе, опыт фотографирования и видеозаписи наблюдаемых  объектов ближайшего окружения, сбор природных материалов для наблюдений и опытов.  

Раздел «Экологический календарь: всемирные, международные и всероссийские праздники»

Экологический календарь: для чего он нужен: способ привлечения внимания школьников к существующим на сегодняшний день экологическим проблемам на территориях отдельных регионов и на всём земном шаре.

27 сентября – Всемирный день туризма: пропаганда туризма и здорового образа жизни, правила поведения в природе, ориентирование на местности, сбор мусора, наблюдение взаимосвязей в реальной природной среде.

1 октября – Международные дни наблюдения птиц: привлечение внимания к миру птиц, к проблемам сохранения мест их обитания и охраны природы в целом.

4 октября – Всемирный день защиты животных: многообразие животных в Челябинской области и в целом на планете, особенности жизнедеятельности некоторых животных, значение национальных парков и зоопарков в сохранении и возможности наблюдения за животными.

26 октября – Международный день без бумаги: способы получения бумаги, возможности школьников в сохранении природных ресурсов, современные безбумажные технологии. Учимся разделять мусор: виды мусора и способы его сбора, доставки на полигоны, возможности школьников в рациональном использовании ресурсов.

12 ноября – Синичкин день: представление об отличиях в поведении зимующих и кочующих птиц нашей местности,  способы подкормки зимующих птиц родного края.

14 марта – Международный день рек: представление о реках, морях, океанах на планете; самые крупные реки России и Челябинской области, роль воды в жизни человека,  способы охраны водных богатств.

20 марта – День Земли:  способы охраны обитателей живой природы, экологические акции, планета как общий «дом».

1 апреля – Международный день птиц: видовое разнообразие птиц, перелетные птицы Челябинской области, жизнь птиц в весенний период.

13 мая – Всероссийский день посадки леса: проблемы сохранения, восстановления и приумножения лесных богатств, лесные хозяйства Челябинской области, способы посадки деревьев и кустарников.

Формы занятий: праздник, проблемное обсуждение и беседа,  игра с ролевым акцентом oб экологических проблемах, коллективное творческое дело, викторины, конкурсы, фотовыставки, выставки.

Практическая деятельность: участие в раздельном сборе мусора, в подкормке птиц, в очистке от мусора ближайшего водоема, в экологических акциях школьного уровня, в посадке деревьев и кустарников на школьном дворе.

  1. Тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество

часов

Раздел: МИР ПРИРОДЫ

2

1

Зачем изучать изменения в природе родного края

1

2

Экологический календарь: для чего он нужен?

1

Раздел: ОСЕННИЕ СОБЫТИЯ В МИРЕ ПРИРОДЫ

12

3

Экологический календарь: 27 сентября – Всемирный день туризма

1

4

Экологический календарь: 1 октября – Международные дни наблюдения птиц

1

5

Какими бывают облака и дожди осенью

1

6

Экологический календарь: 4 октября – Всемирный день защиты животных

1

7

Почему осенью листья разноцветные

1

8

Зачем березы листья сбрасывают

1

9

Экологический календарь: 26 октября – Международный день без бумаги

1

10

Что сирень в почках заготовила        

1

11

Учимся разделять мусор

1

12

Что божьи коровки осенью делают

1

13

Экологический календарь: 12 ноября – Синичкин день

1

14

Почему утки улетели

1

Раздел: ЗИМНИЕ СОБЫТИЯ В МИРЕ ПРИРОДЫ

10

15

Про снежинки и снежную крупу

1

16

Почему сосна хвоинки не сбросила

1

17

Что береза на снег разбросала

1

18

Можно ли зимой «разбудить» дерево

1

19

Где зимуют лягушки      

1

20

Почему карасю холод не страшен

1

21

Как сороки зимуют

1

22

Чьи следы на снегу

1

23

Почему зимой ежа не встретишь

1

24

Как синичка зиму провожает

1

Раздел: ВЕСЕННИЕ СОБЫТИЯ В МИРЕ ПРИРОДЫ

9

25

Экологический календарь: 14 марта – Международный день рек

1

26

Как узнать о приходе весны

1

27

Экологический календарь: 20 марта – День Земли

1

28

Чья жизнь была под снегом

1

29

Какие превращения ждут бабочку

1

30

Откуда прилетели ласточки

1

31

Экологический календарь: 1 апреля – Международный день птиц

1

32

Из чего птицы гнезда строят

1

33

Экологический календарь: 13 мая – Всероссийский день посадки леса

1

33 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок естествознания. Автор А.А. Плешаков. 3 класс. Тема: « Мир глазами эколога. Знакомые незнакомцы» Учитель Шорина Елена Александровна

Урок экологической направленности с применением здоровьесберегающих технологий.Будет интересен и учителям и детям. Материал, представленный в данном уроке, поможет взглянуть на мир другими глазами , н...

Презентация детей по экологии

Предлагаю презентацию исследовательской работы учащейся 1 класса "Зеленая аптека на службе человека"...

урок по экологии "Экология животного мира"

разработка урока по экологии для расширения и углубления знаний детей о животных...

От экологии природы - к экологии души

Природа, я иду в тебяС душой и сердцем обнажённым.Прими, пожалуйста, любя, Хочу быть заново рождённой.Природа – матушка моя,Твои исполню повеленья.За все грехи прости меня,Возьми, как детку на ко...

Экология природы-экология души.

ЭКОЛОГИЯ ПРИРОДЫ - ЭКОЛОГИЯ ДУШИРуженкова Т.А.         Учитель начальных классов, Ялгинской средней общеобразовательной школы  РМ, Почётный работник о...