Красота,гармония,здоровье.
план-конспект занятия по зож (3 класс)
Цели: Формирование навыков здорового образа жизни
Задачи:
- формировать у учащихся новые понятия: духовное здоровье, психическое здоровье, физическое здоровье;
- обобщить знания детей о формах и методах сохранения здоровья;
- познакомить с новыми системами оздоровления;
- формировать умения аргументировать свою точку зрения, учить рассуждать;
- формировать культуру общения, коммуникативные умения;
- воспитание бережного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих.
Форма проведения: дискуссионный клуб
Педагогические технологии:
- технология сотрудничества;
- информационно-просветительская здоровье сберегающая технология;
- проблемно-диалогический метод обучения
Оборудование:
- декорации (дерево «Моё здоровье»)
- компьютер
- проектор
- мультимедийная презентация
Подготовительная работа: учащиеся делятся на группы, подбирают материал по своей теме, самостоятельно работают с литературой, рисуют декорации, разучивают стихи и сценки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час | 31.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Красота, гармония, здоровье»
Цели: Формирование навыков здорового образа жизни
Задачи:
- формировать у учащихся новые понятия: духовное здоровье, психическое здоровье, физическое здоровье;
- обобщить знания детей о формах и методах сохранения здоровья;
- познакомить с новыми системами оздоровления;
- формировать умения аргументировать свою точку зрения, учить рассуждать;
- формировать культуру общения, коммуникативные умения;
- воспитание бережного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих.
Форма проведения: дискуссионный клуб
Педагогические технологии:
- технология сотрудничества;
- информационно-просветительская здоровье сберегающая технология;
- проблемно-диалогический метод обучения
Оборудование:
- декорации (дерево «Моё здоровье»)
- компьютер
- проектор
- мультимедийная презентация
Подготовительная работа: учащиеся делятся на группы, подбирают материал по своей теме, самостоятельно работают с литературой, рисуют декорации, разучивают стихи и сценки.
Ход урока
Вступительная часть
Утром ранним кто–то странный
заглянул в мое окно,
На ладони появилось
Ярко рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло,
Тонкий лучик золотой.
И как с первым лучшим другом
Поздоровалось со мной!
- Один ученик передает другому приветствие от солнышка ,а вы передайте частичку своего хорошего настроения по цепочке другому.
-Вот видите, от ваших улыбок уютнее и светлее стало в классе.
- Какое пожелание мы передали каждому из вас, а вы друг другу? (поздоровались)
-На какое слово похоже слово «здравствуйте»?
-Правильно, слово «здравствуйте» похоже на слово «здоровье». Когда люди здороваются, они желают друг другу здоровье.
Легенда
Расскажу я вам старую легенду: «Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек.
Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если все это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов. А нужно ли это делать?
- Может ли человек прожить счастливую жизнь, если у него нет здоровья? Почему?
- Однако в жизни часто встречаются люди, которые считают, что заботиться о своём здоровье совсем не обязательно. По сути дела они не следят за собой, но от этого страдают они сами и окружающие их люди.
- Вы никогда не задумывались над тем, что же такое здоровье и как сделать так, чтобы прожить жизнь здоровым и счастливым?
- Здоровье – это самое большое богатство и его нужно беречь. Если нет здоровья, нет и счастья, нет настроения, но не все об этом помнят. Пока ты здоров, кажется, что так будет всегда
- Об этом и пойдёт разговор на нашем уроке, и каждый из вас сможет высказать своё мнение по этому вопросу.
Каждый из вас в течение этого урока должен будет ответить для себя на ряд вопросов:
1. Что такое здоровье?
2. Какие помощники в сохранении здоровья у нас существуют?
3. Что необходимо делать, чтобы прожить здоровым и счастливым много лет?
2. Основная часть
Сегодня на уроке мы создадим модель дерева - моё здоровье. Первая веточка – физическое здоровье.(На доске нарисовать дерево, первая веточка – физическое здоровье).
-Что мы подразумеваем под физическим здоровьем?(ответы детей)
На этой веточке много листочков, и первый из них – это режим дня.
Дети разделены на группы. Каждая группа создает режим дня без времени).
Ученик: Режим дня – это распорядок дня (в переводе с французского языка означает установленный распорядок жизни, работы, питания, отдыха, сна). Предлагаем свой режим дня.
- Подъем: 7.00 Нужно пораньше встать, чтобы успеть заправить кровать.
- Зарядка. Не забывайте, что зарядку нужно делать лишь в хорошо проветренной комнате. После зарядки нужно умыться. Сначала нужно тщательно вымыть с мылом руки, затем лицо, уши, почистить зубы. Не забудьте причесаться.
- Завтрак: 7.30. На завтрак можно съесть творог или сыр, или йогурт. Хлеб с маслом, вареньем. Чай или какао с молоком. Свежие фрукты (яблоко или банан).
- Выход из дома в 7.50. Дорога от дома до школы – это утренняя прогулка на свежем воздухе.
- В класс мы приходим за 10–15 минут до звонка.
- Занятия начинаются в 8.30.
- В 12.50 – обед.
- После занятий в 14.10 идем домой.
- После занятий – отдых до 17.00. Можно поспать, почитать книгу. А также можно погулять на свежем воздухе.
- Затем приступаем к выполнению домашнего задания в 17.00.
- Во время выполнения домашнего задания и после него не забывайте про физкультминутки.
- Ужин в 19.00. Ужин не должен быть плотным. Можно съесть салат из овощей, рыбу или яйца, или кусок ветчины. После ужина можно посмотреть телевизор, но не более 30 – 40 минут почитать книгу, поиграть. Перед сном нужно обязательно проветрить комнату, умыться, почистить зубы.
- Сон в 21.30. Детям рекомендуется спать 9 -10 часов.
Если человек после сна встает бодрый, значит продолжительность сна достаточная. Ученые подсчитали, что человек спит треть своей жизни, около 25 лет.
Чтобы хорошо учиться, заниматься многими важными и интересными делами, отдыхать и расти здоровыми – соблюдай режим дня!
Учитель: Сохранить здоровье не просто, а потерять можно сразу. Сберечь его поможет спорт! Физические упражнения развивают организм, укрепляют мускулатуру, сердце и другие органы, заставляют глубже дышать, поглощать больше кислорода, улучшают кровообращение, позволяют оставаться стройными, избавляют нас от многих болезней.
Об этом наш второй листочек на веточке физического здоровья.
Великий философ говорил о пользе занятий спортом: «Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».
- О том, как спорт помогает сохранить наше здоровье, расскажет .……
Ученик: Здоровье – это красота! Об этом люди знали еще в Древнем Китае и Индии, в Древней Греции. Именно там возникла гимнастика. А гимнастика делает тело здоровым и красивым.
А.С.Пушкин был крепкого телосложения, мускулистый, гибкий, благодаря ежедневной гимнастике. Л.Н.Толстой прожил долгую жизнь благодаря физическим упражнениям. Он увлекался ездой на велосипеде, на лошади. В 82 года он за день совершал верхом дальние прогулки.
- Каждый человек должен заботиться о своем здоровье сам. Поэтому мы подготовили комплексы упражнений, которые помогут вам стать крепкими, бодрыми и здоровыми.
2–ой ученик: Сейчас мы покажем вам и выполним один из комплексов упражнений для утренней гимнастики. (Показ).
Учитель: В нашей стране много людей, чей возраст перевалил за сто лет. Долгожители считают, что есть секреты долголетия. Первый секрет – закаленное тело. Третий листок на веточке посвящен закаливанию.
Всем известны такие строчки из песни: “Если хочешь быть здоров, закаляйся!.. «Но успешным закаливание может быть лишь при соблюдении определенных правил.
- Первое правило – закаливание нужно проводить систематически, то есть постоянно.
- Другое правило – постепенность. Встав рано, в одно и тоже время, открыв форточку нужно сделать зарядку. После зарядки приступите к водным процедурам. Начинать следует с простого – обтирания. Для этого нужно намочить полотенце или губку и за 2 минуты растереть все части тела. Затем вытереться насухо. Постепенно снижайте температуру воды. Через месяц можно перейти к обливанию или душу. Начальная температура воды 30 – 35 градусов. Затем постепенно ее понижают.
- Помните: солнце, воздух, и вода – самые верные наши друзья!
Учитель:
- Кто такие "моржи". Можно ли без подготовки купаться зимой в водоеме?
("Моржами" называют людей, купающихся зимой в проруби. Для того, чтобы стать моржом, нужно подготовку начинать летом, за полгода до зимы).
Четвертый листок – это правильное питание.
-Что вы знаете о правильном питании? Какие продукты полезны для организма?(высказывания групп)
Пятый листок – это вредные привычки. (высказывания групп)
Итак, подводим итог этой части разговора:
Какие помощники в сохранении здоровья существуют?
- У дерева «Моё здоровье» могут быть другие секреты, посвящённые физическому здоровью. А мы с вами прикрепим вторую веточку и подумаем, как она будет называться.
- А вот какой случай я наблюдала, однажды, около школы (сценка)
Заходят мальчик и девочка.
Д: Почему ты такой сердитый?
М: Все постоянно делают мне замечания.
Д: Мне неприятно с тобой разговаривать, когда ты сердитый.
М: Кто не хочет, пусть со мной не разговаривает! Я люблю всех смешить, шутить, а они моих шуток не понимают!
Д: Как, например?
М: Вот вчера вижу: в коридоре Колька упал. Я к нему подошел и весело спросил: «Как прошла посадка?» Он обиделся. Брат двойку в школе получил. Мама его ругает, а я решил его утешить и спел дразнилку. Что тут было!
Д: Мне, кажется, ты нехорошо поступил. Правда, ребята?
М: А разве в классе ребята так не поступают? Я слышал много раз, как они обзывают друг друга, не уступают друг другу в чем-то.
Д: Надо всем помнить, что доброе слово лечит, а злое калечит. Народ это давно заметил. Наши отрицательные реакции могут вызвать нервное напряжение у других и у самого себя. Это называют стрессом. Коля упал, ушибся, ему плохо, а ты смеешься. Брат получил двойку(он хорошо учится и не ожидал плохой оценки) – это для него стресс.
-Как вы думаете мальчик правильно себя вел?
- Обратите внимание на правила общения, которые записаны. (ученики читают и комментируют).
- Умей владеть собой
- Умей прощать
- Не будь упрямым, стремись к взаимопониманию.
-Это вторая веточка на дереве нашего здоровья, и называется она- психическое здоровье. Психическое здоровье – это ежедневное развитие речи, мышления, памяти, воображения, эмоций.
Итак, подводим итог этой части разговора:
Вопрос:
Какие помощники в сохранении здоровья существуют?
Третья веточка:
- Теперь я предлагаю послушать правила поведения в природе. Для этого ребята прочитают нам стихи.
1 уч.
По лесной спешит тропинке
Муравьиная семья.
Эй, сандалии, ботинки, пожалейте
Муравья!
2 уч.
На пригорке мухомор, мухомор…
А у нас уговор, уговор:
Пусть растет, пусть стоит,
Это только он для нас ядовит.
3 уч.
Колокольчик голубой поклонился
Нам с тобой…
Колокольчики – цветы очень вежливы…
А ты?
4 уч.
Шел Сережа по траве,
Бил цветы по голове.
Бил панамкой, бил ладошкой…
Не хотим играть с Сережкой!
-Как вы думаете, здоровы ли герои этих стихов? (ответы детей)
Имеют правила поведения в лесу отношение к нашей теме? Проведём голосование.
- Да –
- Нет –
- Правильно. Наше доброе отношение к окружающему нас миру природы характеризует наше здоровье. Мы с вами открываем ещё одну веточку и называем её духовное здоровье.
- А что нам скажут листочки на этой веточке? Да здесь пословица: «В здоровом теле – здоровый дух» Как вы понимаете смысл?
_ Русский народ давно установил связь между здоровьем физическим и нравственным духовным. Эту пословицу можно прочитать и в обратном порядке. Как?
- Да, только нравственно здоровые люди могут считаться здоровыми. Здоровье тела определяется здоровьем души. Недаром говорят, что некоторые болезни Бог посылает нам за наши безнравственные поступки. Нравственное здоровье включает в себя и доброе, заботливое отношение в семье. Откроем ещё один листок.
- Почему маме на нашем дереве здоровья посвящён отдельный листок?(Чем больше любовь к маме, тем радостнее и светлее становится жизнь).
- Много листочков на веточке духовного здоровья. Это очень важная веточка здоровья. Послушайте стихотворение Л. Николаенко и ответьте, почему я предлагаю вам послушать его именно сейчас.
Не стой равнодушно,
Когда у кого – то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
И если когда – то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно
Был прожит.
Что годы живешь ты не зря!
- Я согласна, что это стихотворение посвящено всей веточке духовного здоровья.
3. Заключение
- Вот такое у нас получилось дерево.
Итак, мы постепенно подошли к финалу нашего разговора.
Что такое здоровье?
- Всемирная организация здоровья приняла такое определение здоровья « Здоровье – это состояние полного физического, духовного и психического благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов»
- Что же необходимо делать человеку, чтобы прожить здоровым и счастливым всю свою жизнь?
- заниматься спортом;
- закаляться;
- правильно питаться;
- соблюдать режим дня;
- соблюдать личную гигиену;
- вести здоровый образ жизни;
- проходить профилактические осмотры у врачей- специалистов;
- чаще бывать на свежем воздухе и т. д..
- Вот ещё один интересный факт:
Оказывается, мы можем прожить до 140 лет, но живём, почему-то, в среднем до 70 лет. Что же мешает нам достойно перешагнуть 100 летний рубеж? Есть несколько факторов, от которых это зависит:
- гены;
- наследственность;
- нервная система;
- сон;
- спорт;
- интеллект;
- семья;
- дружба и друзья.
Медицинская консультация "Секреты здоровья"
Классный руководитель. А сейчас мы открываем нашу медицинскую консультацию, которую мы назвали «Секреты здоровья». К нам в гости пришли врачи, которые поделятся с вами некоторыми секретами здорового образа жизни.
К доске выходят 4 ученика в белых халатах.
Врач 1. Мой секрет касается питания. Врачи-диетологи всего мира выявили пятерку самых вредных продуктов для человека.
В эту пятерку вошли (читает):
1. Сладкие газированные напитки. Созданы вовсе не для утоления жажды, а для ее вызывания. Отличаются гигантским содержанием сахара: в одном стакане его не менее пяти чайных ложек.
2. Картофельные чипсы, особенно приготовленные не из цельной картошки, а из пюре. В сущности, это смесь углеводов и жира плюс искусственные вкусовые добавки.
3. Сладкие батончики. Сочетание большого количества сахара и различных химических добавок обеспечивает высочайшую калорийность, и желание есть их снова и снова.
4. Сосиски, сардельки, вареная колбаса, паштеты и другие продукты с так называемыми скрытыми жирами. В их составе сало, нутряной жир занимают до 40% веса, но маскируются под мясо, в том числе и с помощью вкусовых добавок.
5. Жирные сорта мяса, особенно в жареном виде. Старайтесь избегать этих продуктов. Молочные продукты, овощи, фрукты - вот что поможет растущему организму.
Врач 2. Мой секрет касается борьбы со стрессами. Стресс - это нервное напряжение, вызванное каким-то событием. Стрессы подстерегают нас на каждом шагу. Уроки - стресс. Дорога - стресс. Родители ругают... С друзьями поссорился... Итак, далее... Стрессы вредят нашему психическому здоровью.
Как можно снять стресс? Для этого существует много способов: пение, общение с домашними животными, уход за растениями, прогулка. А есть еще один способ быстрого снятия стресса - сильно потереть ладони (показывает). А самое хорошее средство уберечься от стресса - улыбка, хорошее настроение.
Врач 3. Мой совет касается режима дня. Человек, который соблюдает режим дня, гораздо больше успевает, меньше устает. Но при составлении режима дня надо учитывать и особенности своей психики. Как известно люди делятся на «жаворонков» и «сов». «Жаворонки» с утра очень активны, деятельны, а к вечеру устают, хотят отдохнуть. Любят рано ложиться и рано вставать. А "совы", наоборот, с утра вялые, а ближе к вечеру, становятся активными, деятельными. Любят поздно ложиться и поздно просыпаться. "Жаворонки" предпочитают для работы и других занятий утренние часы, а "совы" - вечерние. Если это учесть, ваша работа будет более продуктивной.
Врач 4. Мои советы я почерпнула из народной мудрости. Они касаются вредных привычек. Алкоголь и курение человечество знает давно. Свое отношение к этим порокам народ выразил в пословицах.
Думаю, что эта мудрость поможет молодым людям избежать этих пороков.
Вот что говорит наш народ о пьянстве (читает):
1.В луже водки и богатыри тонут. Пьяному море по колено, а лужа по уши. (^ Пьяный думает, что может все, а на самом деле даже из лужи выбраться не в состоянии).
2.Голод да холод дорогу в кабак протоптали. Где винцо, там и горюшко. Вино полюбил –семью разорил. Кто бражкой упивается, тот слезами уливается. Стаканчики да рюмочки доведут до сумочки. Стаканчики граненые, а хата разваленная. (Пьянство это прямой путь к разорению и нищете).
3.Хватил винца – не стало молодца. Был Иван, стал Болван, а все винцо виновато. Водка без огня разум сожжет. Пьяница в народе, что сорняк в огороде. (Пьянство заглушает рассудок и совесть. Пьяница – пропащий человек.)
4.Пить до дна - не видать добра. (Пьяница теряет здоровье, друзей, работу, уважение окружающих, любовь ближних).
А вот о курении народ очень мудро и точно заметил: «Курить – здоровью вредить».
5.Игра «Да, нет, не знаю»
Классный руководитель. Наши врачи подготовили для вас игру «Да, нет, не знаю». Они будут задавать вам вопросы, а вы хором должны отвечать «да» или «нет». Если вы не знаете, как отвечать, поднимаете руки. Врачи разъяснят вам правильный ответ.
Врачи по очереди читают вопросы, дети хором отвечают «да» или «нет»:
1.Согласны ли вы, что зарядка – это источник бодрости и здоровья? (Да.)
2.Верно ли, что жвачка сохраняет зубы? (Да.)
3.Верно ли, что шоколадные батончики входят в пятёрку самых вредных продуктов питания? (Да.)
4.Верно ли, что от курения ежегодно погибает более 10 000 человек? (Да.)
5.Правда ли, что бананы поднимают настроение? (Да.)
6.Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма? (Да.)
7.Правда ли, что есть безвредные наркотики? (Нет.)
8.Отказаться от курения легко? (Нет.)
9.Правда ли, что большинство людей не курит? (Да.)
10.Правда ли, что «совы» любят работать по утрам? (Нет.)
11.Правда ли, что недостаток солнца вызывает депрессию? (Да.)
12.Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (Нет.)
13.Правыда ли, что надо ежедневно выпивать два стакана молока? ( Да.)
14.Правда ли, что сладкие напитки входят в пятерку самых вредных продуктов питания? (Да.)
15.Правда ли, что минута смеха равна 45 минутам пассивного отдыха? (Да.)
16.Согласны ли вы, что стресс полезен для здоровья? (Нет.)
17.Согласны ли вы, что картофельные чипсы полезны для здоровья? (Нет.)
18.Верно ли, что сосиски полезны для здоровья? (Нет.)
19.Верно ли, что можно стать наркоманом от одного укола? ( Да.)
20.Верно ли, что молодому растущему организму еженедельно требуется 30 видов разнообразных продуктов? (Да.)
Некоторые вопросы вызовут затруднение у детей. Врачи могут им потихонечку подсказывать, кивая головой, когда нужно говорить «да», или качая головой, когда нужно говорить «нет».
Классный руководитель. Спасибо нашим врачам за то, что помогли проверить наши знания о здоровом образе жизни. Какие вы бы дали советы своему однокласснику?
Рефлексия.
На ваших партах лежат кружочки – красные и зеленые. Если вы взяли с этого урока что- то нужное и полезное для себя поднимите зеленые кружочки, если урок вам показался неинтересным, бесполезным – красный кружочек.