Здоровьесберегающие технологии.
презентация к уроку по зож
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проблемы исследования. В настоящее время в России наблюдается тенденция к формированию культуры здорового образа жизни и здоровьесбережения подрастающего поколения . Необходимо создание здоровьесберегающей образовательной среды, направленной на укрепление и охрану здоровья учащихся, что предполагает обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка и особенно значимо в связи с реализацией Федерального государственно образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Анализ данных Всемирной организации здоровья (ВОЗ) показал, что за последнее десятилетие увеличилась заболеваемость детей в возрасте до 14 лет почти на треть по сравнению с предыдущими годами (2011). Данный факт связан с неблагоприятными условиями жизни, с недостаточной двигательной активностью детей, с низким уровнем культуры здорового образа жизни учащихся, отсутствием соответствующей компетенции у педагогов в формировании данной сферы культуры, с недостаточным вниманием родителей и педагогов школ к оздоровительной работе с учащимися (М.М. Борисов, М.Я. Виленский , В.А. Васильев, А.Н. Левченко, В.П. Озеров, О.В. Рихтер, Т.П. Романенко, И.Р. Тарасенко, Н.О. Тимошенко и др.).
Проблема разработки и внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательные организации, в том числе компенсирующей направленности, представлена в работах отечественных и зарубежных исследователей: Р.В. Ахметзяновой , В.Ф. Базарного, Н.И. Буковцовой , А.П. Гозовой , А.А. Дмитриева, А.И. Картавцевой , Д.М. Маллаева , В.М. Мозгового, Л.И. Плаксиной, Е.Г. Речицкой , Б.В. Сермеева , И.Л. Соловьевой, Г.В. Трофимовой, Т.И.Шамовой , W.K. Cummings , C.R Bankhead , C.H. Monaghan и др.
В исследованиях рассматриваются вопросы технологий создания педагогического режима с точки зрения преодоления утомляемости, снятия стрессовых ситуаций, связанных как со слуховой недостаточностью, так и другими видами отклонений в здоровье, повышения двигательной и социальной активности учащихся, формирования понятий о здоровом образе жизни как средствах успешной социализации. Здоровьесберегающие технологии в педагогике используются в целях улучшения показателей физического, психологического, социального здоровья учащихся путем приобщения к культуре здорового образа жизни и нейтрализации факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся (В.Ф. Базарный, М.М. Безруких, Т.А. Филиппова).
Вместе с тем, как показал анализ литературы, использование здоровьесберегающих технологий не носит системного характера. Обзор научных исследований в данной области не выявил работ, посвященных описанию особенностей представлений слабослышащих учащихся начальных классов о здоровом образе жизни и навыков использования здоровьесберегающих технологий педагогами и родителями учеников с нарушениями слуха.
Однако исследования в специальной педагогике, посвященных комплексному подходу к созданию здоровьесберегающей среды в образовательных организациях на сегодня явно недостаточно.
При анализе карт развития слабослышащих школьников мы установили, что дети с нарушением слуха в сравнении с нормально слышащими отстают в росте 14 %. По показателям функционального состояния сердечно-сосудистой системы отмечалась замедленность восстановления пульса, что говорит о слабости двигательной активности и снижении выносливости организма.
У учащихся наблюдалось: 37,5% детей нарушение координации движений,низкие показатели физического развития. 19 % детей выявлена близорукость. 21 % случаев обнаружили плоскостопие 2 8 % детей диагностированы нарушения координации движений и осанки .
Только у 63% школьников имеет место благополучное состояние здоровья. Только 7,5% учащихся в течение всего времени выполнения заданий работали без явных признаков утомления. Лишь у 30% школьников эмоциональное состояние оценено как неудовлетворительное.
Качественный анализ результатов показал, что практически у всех младших школьников отсутствует четкое представление о том, что такое «здоровый образ жизни», валеологические представления поверхностны, ценностные установки и жизненные приоритеты в области здорового образа жизни не сформированы. Семья недооценивает роль и участие детей в жизнедеятельности семейных отношений, не привлекает детей к выполнению определенных семейных обязанностей.
В основу здоровьесберегающих технологий были положены принципы: реализация гуманистических идей деятельностный подход коррекционно-развивающее обучение создание интегративной образовательно-воспитательной среды комплексный подход индивидуально-дифференцированный подход
Реализация здоровьесберегающих технологий в ходе учебно-воспитательной работы с младшими школьниками, состоит их четырех направлений.
Первое – педагогическое направление. Целью этого направления работы являлось формирование представлений о здоровом образе жизни и навыков здоровьесбережения у младших школьников с нарушениями слуха и внедрение здоровьесберегающих технологий в урочную и во внеурочную деятельность. Содержание коррекционно-образовательной работы направлено на формирование у учащихся знаний о своем состоянии здоровья и всех условий, обеспечивающих его: соблюдение целесообразного распорядка жизни, самостоятельная организация в течение учебного и внеучебного времени своей деятельности; овладение приемами сосредоточения и расслабления , элементами самомассажа; навыками личной гигиены, ухода за собственным телом, одеждой; развитие выразительных и ритмических движений под музыку, а также развитие физических качеств.
Участниками первого направления работы были учителя начальных классов, учитель физической культуры, учителя-дефектологи, родители. Педагогическое направление предусматривало проведение методических объединений учителей и воспитателей по проблеме формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни и навыков здоровьесбережения у младших школьников с нарушениям и слуха .
Основными формами организации работы являлись : предметные уроки уроки физической культуры, подвижные игры, классные часы, спортивные праздники . Большое внимание уделялось динамической организации уроков (физкультминутки, динамические паузы, дыхательные, пальчиковые и зрительные гимнастики в структуре уроков и коррекционно-развивающих занятий), чередование разных видов деятельности на уроках, подачи материалов наглядного и вербального характера, использование разных видов речевой деятельности детей с учетом программных требований и развития их навыков коммуникации.
Основными средствами работы были: естественные силы природы физические упражнения санитарно-гигиенические факторы разнообразная печатная продукция: книги, пособия, журналы, рабочие тетради, учебники, предметный изобразительный дидактический материал, демонстрационный материал, раздаточные карточки с заданиями, упражнениями и др .
Методическими приемами работы были: показ физических упражнений и движений дидактические и подвижные игры ролевое моделирование соревновательный прием, «минутка здоровья » беседы о здоровье и культуре здорового образа жизни обсуждение личного опыта тренировок и участия в спортивных мероприятиях
Второе – психологическое направление. Целью данного направления являлось: формирование психологического аспекта здоровья. Ведущим участником этого направления являлся педагог-психолог. В этой работе осуществлялось повышение положительного эмоционального настроя, обогащение представлений учеников о роли хорошего настроения и дружеских взаимоотношений в жизни .
Методическими приемами формирования психологического здоровья были: психокоррекционные упражнения средства арттерапии элементы аутотренинга практические тренинги по регуляции поведения эмоционального состояния направленные на повышение уровня социальной адаптивности и развитие навыков общения ; консультации с родителями о значении здорового образа жизни семьи и детей.
Третье – социальное направление. Цель данного направления состояла в формировании у детей: личных качеств, необходимых для соблюдения здорового образа жизни навыков безопасного образа жизни положительного отношения и интереса к здоровому образу жизни занятиям спортом и физической культурой, в профилактике вредных привычек в развитии ценностного отношения к собственному здоровью, в усвоении правил безопасного поведения в экстремальных ситуациях.
Главная роль принадлежала воспитателям, участниками были и родители. Основными организационными формами являлись семейные спортивные мероприятия, походы, дни здоровья, экскурсии и занятия в спортивных клубах, секциях, посещение стадиона, викторины и олимпиады, посвященные культуре здорового образа жизни .
Методическими приемами работы были: беседы (вводные, итоговые) с диалогами или монологами детей обсуждение художественной и специальной литературы , ролевые игры наблюдения ведение календарей здоровья проектная деятельность совместное обсуждение достижений спортсменов с нарушением слуха просмотр видеоматериалов спортивных мероприятий школьных, общероссийских презентаций по проблемам здоровьесбережения .
Четвертое – физкультурно-оздоровительное направление. Его цель формирование физического аспекта здоровья. Главными участниками этого направления являлись: - учителя физической культуры - руководители спортивных секций - медицинский персонал . Содержанием работы этого направления являлись: охрана и укрепление здоровья учащихся, развитие их двигательной активности, что обеспечивалось проведением уроков физической культуры, занятиями детей в спортивных секциях, путем регулярных профилактических осмотров детей, витаминизацией, профилактикой вредных привычек, выпуском медицинских бюллетеней, профилактических разъяснительных бесед о роли здорового образа жизни, здоровьесбрежения на уроках, коррекционных занятиях, воспитательных мероприятиях, что обеспечивало создание у обучающихся положительной учебной мотивации, удовлетворение потребности у детей в движении, снятие статического напряжения.
П рименение комплекса мероприятий здоровьесберегающей направленности в учебно-воспитательной работе с младшими школьниками с нарушениями слуха позволило улучшить физический аспект здоровья за счет: включения физкультминуток и динамических пауз в комплексы, реализуемые на всех уроках ; популяризации занятий спортом ; выполнения рекомендаций, отраженных в паспорте здоровья школьника и индивидуальном календаре здоровья ; вовлечения родителей в мероприятия (ежемесячные семинары, оформление и еженедельное обновление школьного уголка здорового образа жизни, викторины, спортивные игры), направленные на повышение культуры здорового образа жизни ; включения элементов закаливания (контрастный душ, воздушные ванны, сенсорные тропы и т.п.) в распорядок дня учащихся ; профилактических мероприятий (консультация детей с хроническими нарушениями с профильными специалистами, уроки здоровья и т.п.), проводимых медицинскими работниками образовательной организации.
Со стороны психологического аспекта здоровья младших школьников удалось добиться положительной динамики за счет : оптимальной организации учебного процесса (определение продолжительности и количества уроков в начальных классах, структурирование расписания уроков с учетом времени наибольшей активности умственной деятельности младших школьников); применения физкультминуток и различных вариантов двигательной активности и игровых упражнений во время уроков с целью снятия психологического напряжения; снижения уровня школьной тревожности и повышения уровня положительного эмоционального состояния; выработки обратной связи и доверительных взаимоотношений родителей и учащихся с педагогическим коллективом посредством внедрения почтового ящика «ЗОЖ»; нормализации внутрисемейных отношений посредством проведения психокоррекционных игр и упражнений, элементов артерапии и аутотренингов.
В соответствии с комплексом здоровьесберегающих технологий были использованы различные способы сохранения работоспособности школьников на уроках, такие как : наглядность обучения (компьютерные технологии, видеопрезентации , видеопросмотры ), игровые приемы, проведение на каждом уроке динамических пауз, переключения внимания за счет смены видов деятельности каждые 10-12 минут , применение звукоусиливающей аппаратуры индивидуального и коллективного пользования. Для снятия напряжения и зрительной нагрузки в структуре уроков были предусмотрены минутки гимнастики для глаз .
Большое внимание уделялось двигательной активности на каждом уроке применение режима изменения поз. Учитель периодически (через 12-15 минут) переводил детей из положения сидя в положение свободного стояния, чередуя умственную работу с выполнением физических упражнений (физкультминутки, гимнастика для глаз, упражнения для стимулирования мышления )
Обязательным компонентом уроков являлись: минутки здоровья, связанные с обсуждением вопросов режима дня, рациона питания и др.; физкультминутки , динамические или музыкально-ритмические паузы, предусматривающие использование музыкального сопровождения и ритмичных танцевальных движений ; релаксационные упражнения; постоянно на уроках проводились упражнения, направленные на формирование мотивации и воспитание приверженности к здоровому образу жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...
Статья "Здоровьесберегающие технологии, как методологическая основа педагогики здоровья. Программа «Разговор о правильном питании» в системе здоровьесберегающих технологий".
Статья определяет понятие здоровьесберегающей педагогики и её отличие от валеологии. Даны классификации здоровьесберегающих технологий, определены условия, при которых технологии являются здоров...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образовательных технологий
МБУ МОШ №26 Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образователь...
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »
Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...
Создание здоровьесберегающего образовательного пространства и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс коррекционной школы
Сообщение на педсовете....
Динамическая пауза как элемент здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности. Стажировочная площадка по программе "Формирование здоровьесберегающего пространства в условиях современной школы".
Динамическая пауза как элемент здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности....
Здоровьесберегающие технологии. Голобородько Н. В. «Здоровьесберегающие технологии в образовании»
Стремительное ухудшение состояния здоровья детей стало общепризнанным фактом. Ни медицина, ни образование не успевают адекватно реагировать на эти изменения. Поэтому особую актуальность приобретают лю...