Рабочая программа кружка "Спортивная планета"
рабочая программа по зож (4 класс)
Рабочая программа кружка "Спортивная планета"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sportivnaya_planeta_4_kl.docx | 37.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вяземская начальная школа - детский сад «Сказка» для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Рабочая программа
кружка
«Спортивная планета»
для 4 класса
на 2021-2022 уч. год
Согласовано на заседании ШМО учителей начальных классов СОГБОУ «Вяземская начальная школа-детский сад «Сказка» для детей с ограниченными возможностями здоровья» протокол от__________№___ | Принято на педагогическом совете СОГБОУ «Вяземская начальная школа-детский сад «Сказка» для детей с ограниченными возможностями здоровья» протокол от__________№_____ | Утверждено приказом Директора СОГБОУ «Вяземская начальная школа-детский сад «Сказка» для детей с ограниченными возможностями здоровья» от ___________№______ |
Разработала
воспитатель группы продленного дня
Звягинцева О. А.
Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ОВЗ
Вязьма
2021 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Спортивная планета» предназначена для обучающихся 4 класса и составлена в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в редакции от 03.08.2018 № 217-ФЗ); Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта второго поколения начального общего образования, на основе АООП НОО СОГБОУ «Вяземская начальная школа - детский сад «Сказка» для детей с ограниченными возможностями здоровья»; в соответствии с учебным планом СОГБОУ «Вяземская начальная школа - детский сад «Сказка» для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, является создание условий для их успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий. Среди основных направлений внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является спортивно – оздоровительное направление.
Цели и задачи
Цели:
Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха. Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
Профилактика вредных привычек.
Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
Организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.)
Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Особые образовательные потребности слабовидящих обучающихся
В структуру особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением зрения входят, с одной стороны, образовательные потребности, свойственные для всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с другой, характерные только для конкретной категории обучающихся.
К общим потребностям относятся:
•получение специальной помощи средствами образования;
•психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие слепых обучающихся с педагогами и сверстниками;
•психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
•использование специальных средств обучения (в том числе и специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных» путей обучения;
•индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для обучения сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья;
•обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;
•максимальное расширение образовательного пространства за счет расширения социальных контактов с широким социумом.
К особым образовательным потребностям, характерным для слабовидящих обучающихся относятся:
•целенаправленное обогащение (коррекция) чувственного опыта за счет развития всех анализаторов и зрительного восприятия;
•целенаправленное руководство зрительным восприятием;
•расширение, обогащение и коррекция предметных и пространственных представлений, формирование и расширение понятий;
•целенаправленное развитие сенсорно-перцептивной деятельности;
•упорядочивание и организация зрительной работы с множеством объектов восприятия;
•развитие познавательной деятельности слабовидящих как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений имеющихся у данной группы обучающихся;
•использование специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности слабовидящих обучающихся (алгоритмизация и др.);
•систематическое и целенаправленное развитие логических приемов переработки учебной информации;
•обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящими обучающимися;
•строгий учет в организации обучения и воспитания слабовидящего обучающегося: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени нарушения зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических средств и приборов, режима зрительной и физической нагрузок;
•преимущественное использование индивидуальных пособий, выполненных с учетом степени и характера нарушенного зрения, клинической картины зрительного нарушения;
•учет темпа учебной работы слабовидящих обучающихся с учетом зрительной нагрузки;
•увеличение времени на выполнение практических работ;
•введение в структурное построение урока (курса) пропедевтических (подготовительных) этапов; введение в содержание образования коррекционно-развивающих курсов;
•постановка и реализация на общеобразовательных уроках и внеклассных мероприятиях целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений;
•активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций, осуществление специальной работы по коррекции речевых нарушений; развитие и коррекция коммуникативной деятельности;
•целенаправленное формирование умений и навыков зрительной ориентировки в микро и макропространстве;
•целенаправленное формирование умений и навыков социально-бытовой ориентировки;
•физическое развития слабовидящих с учетом его своеобразия и противопоказаний при определенных заболеваниях;
•целенаправленное развитие регуляторных (самоконтроль, самооценка) и рефлексивных (самоотношение) образований
Особые образовательные потребности слабовидящих обучающихся включают необходимость:
•учета в организации обучения и воспитания слабовидящего определенных факторов: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени жизнедеятельности в условиях нарушенного зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических приспособлений, рекомендуемой оптической коррекции и приборов для улучшения зрения, режима зрительной и (или) тактильной, физической нагрузки;
•целенаправленного обогащения (коррекции) чувственного опыта за счет развития сохранных анализаторов и формирования компенсаторных способов деятельности;
•широкого использования специальных приемов организации учебно-практической деятельности (алгоритмизация, работа по инструкции и др.)
Ценностные ориентиры содержания курса
Актуальность программы заключена в комплексном подходе в формировании здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья. Актуальность данной программы возрастает в связи с тем, что вследствие ограниченности сенсорной системы и недостатка информации о предметах и явлениях окружающего мира, дети с нарушением зрения имеют свои специфические особенности, обусловленные своеобразным ходом физического и психического развития и социально-психологической адаптации к условиям современной жизни.
В связи с этим огромное значение имеет целенаправленная комплексная воспитательная работа, направленная на всестороннее и полное развития ребенка с ОВЗ с учетом их возрастных, типологических и индивидуальных особенностей, а также особых образовательных потребностей.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Включает в себя, как теоретическую, так и практическую части. Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.
Педагогическая целесообразность программы объясняется эффективным использованием средств физической культуры, возможностью реализовывать оздоровительное, воспитательное и образовательное направления физического воспитания учитывая индивидуальные возможности развития ребенка.
Общая характеристика курса
В системе начального обучения игровая деятельность является одним из важнейших факторов развития ребенка: нравственного, умственного, эстетического и физического. Именно в начальных классах закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к игровой деятельности, самостоятельности, уважения и другие ценные качества, способствующие усвоению требований к жизни и утверждению в ней.
Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.
Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению состоит из 4 разделов:
Я – человек (9 занятий);
Я – гражданин (8 занятий);
Я – ученик (10 занятий);
Кем быть? Каким быть? (7 занятий).
Формы и виды занятий: игры, беседы, конкурсы рисунков, спортивные конкурсы, викторины, экскурсии, упражнения, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, опрос, наблюдения.
Результаты освоения курса
Личностные результаты:
Обучающийся получит возможность для формирования:
осознания себя как ученика, одноклассника, друга;
способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
готовности к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
уметь планировать и регулировать свои действия во время подвижной игры;
определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться работать по определенному алгоритму;
Познавательные УУД:
Обучающийся получит возможность научиться:
проводить сравнение и классификацию объектов;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности;
различать между собой физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость);
соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий;
подбирать упражнения для разминки;
использовать знания во время подвижных игр на досуге;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
Обучающийся получит возможность научиться:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Ожидаемые результаты воспитания
Выпускник получит возможность приобретения социального опыта и повышения социальной активности, самостоятельности и ответственности в организации личной жизни и жизни коллектива.
Выпускник получит возможность формирования активной жизненной позиции, нацеленности на успех, заботы о своей жизни и здоровье.
Выпускник получит возможность научиться равноправному взаимодействию со всеми участниками образовательного процесса в ОУ.
Выпускник получит возможность повышения уровня своей культуры.
Выпускник получит возможность научиться устанавливать взаимосвязи и согласовывать свои действия с родителями, педагогами, обучающимися.
Предметные результаты:
Обучающийся получит возможность для формирования:
формирования первоначальных представлений о значении спортивно-оздоровительных занятий для укрепления здоровья, для успешной учёбы и социализации в обществе.
овладения умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т.д.)
Содержание курса
Я – человек
Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата, направлено на формирование потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных представлений и убеждений.
Тема 1 «Я учусь в 4классе».
Веселый конкурс: «Одень друг друга», «Сиамские близнецы», «Испорченный факс», «Веревочка», «Глухой телефон».
Тема 2 «Мир который нас окружает».
Подвижные игры – соревнования (моя любимая игра).
Тема 3 «Домашние животные».
Подвижные игры: «Коршун и наседка», «Караси и щуки», «Кот и мышки».
Тема 4 «Какой я?».
Подвижные игры - эстафеты: «Проведи мяч», «Эстафета с мячами», «Не урони мяч».
Тема 5 «Здравствуй осень!» подготовка к экскурсии и экскурсия.
Тема 6 Составление отчета об экскурсии.
Подвижные игры: «Море волнуется», «Горелки», «Что пропало».
Тема 7 «Что мы знаем о человеке?».
Игры на свежем воздухе: «Перемена мест», «Кто дальше бросит», «Узнай, кто затейник».
Тема 8 «Что мы знаем о человеке?» (продолжение темы 7).
Игры на свежем воздухе: «Классики», «Тропинка», «Заколдованный замок».
Тема 9 «Я – человек» подготовка к викторине и проведение.
Я - гражданин
Социально одобряемые нормы и правила поведения, обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Тема 1 «Кем гордится наша страна».
Русские народные игры: «Мячик к верху», «Перебрасывание мяча».
Тема 2 «Россия – семья дружных народов».
Татарские народные игры: «Скок – перескок», «Хлопушки», «Спутанные кони».
Тема 3 «Народы России в нашем классе».
Украинские народные игры: «Рыбки», «Скрытый звоночек», Воробьи – попрыгунчики».
Тема 4 «Народы России».
Башкирские народные игры: «Стрелок», «Иголка и нитка», «Перетягивание каната».
Тема 5 Подготовка к экскурсии в музей.
Экскурсия в краеведческий музей.
Тема 6 «Что мы знаем о родном крае?» проект.
Якутские народные игры: «Невод», «Прорубь», «Белый шаман».
Тема 7 «Букет дружбы народов» подготовка к занятию.
Тема 8 «Букет дружбы народов» проведение.
Игры народов северного Кавказа: «Метание в цель», «Колечко».
Я – ученик
Развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома; моё настроение, ориентировано на формирование позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, стимулирование к самовоспитанию. Уважительное отношение к иному мнению. Регулировать свое поведение в соответствии с моральными нормами. Выполнять правила здорового образа жизни на основе знаний об организме человека.
Тема 1 «Чему мы научились».
Подвижные игры: «Рубка дров», «внимательность».
Тема 2 «Как дружба помогает учиться?».
Подвижные игры: «Голов мяч», «Небоскреб».
Тема 3 «Как природа может помочь тебе учиться?».
Подвижные игры – упражнение «Трио».
Тема 4 «Как стать взрослым?».
Подвижные игры - упражнения: «Распускающийся бутон», «Конфета в бутылке».
Тема 5 «Зачем учиться?».
Подвижные игры – упражнение «Изобрази живое существо».
Тема 6 «Почему дети хотят учиться?».
Подвижные игры - упражнения: «Найди пару», «Неприродная тропа».
Тема 7 «Какой раньше была школа?».
Подвижные игры - упражнения: «Экологический следопыт», «Найди дерево».
Тема 8 «Какой я хочу видеть школу в будущем двадцать втором веке?».
Подвижные игры - упражнения: «Точечный массаж», «Встряхнемся!».
Тема 9 «Что такое память?».
Подвижные игры - упражнения: «Играем в детектива», «Угадай, что появилось».
Тема 10 «Как здоровье помогает учиться?».
Подвижные игры - упражнения: «Датский бокс», «Да и нет».
Кем быть? Каким быть?
Принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания; адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях; отвечать за свои поступки; отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
Тема 1 «Как управлять самим собой?»
Подвижные игры (повторение).
Тема 2 «Способности, трудолюбие, здоровье, успех».
Подвижные игры (по выбору).
Тема 3 «Настоящее и будущее».
Подвижные игры (по выбору).
Тема 4 «Мое будущее».
Подвижные игры (по выбору)
Тема 5 «Мое будущее» (продолжение темы 4).
Подвижные игры (по выбору).
Тема 6 «Мое будущее» (продолжение темы 5).
Тема 7 «Я буду учиться в 5 классе».
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов |
1. | Я - человек | 9 |
2. | Я – гражданин | 8 |
3. | Я – ученик | 10 |
4. | Кем быть? Каким быть? | 7 |
Итого: | 34 |
Место учебного курса в учебном плане
Программа курса в 4 классе рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
Учебно-методическое обеспечение
Методическое обеспечение программы по комплексной организации внеурочной деятельности 4 класс. Методическое пособие / Т.П. Хиленко, С.Г.Батырева, В.Ф. Красноперова, Л.А. Громова, Г.С. Кузьмина; под редакцией Р.Ш. Мошниной. – М.: Планета, 2021. – 280 с.
Комплексная программа внеурочной деятельности в начальной школе. Методическое пособие / Р.Ш. Мошнина. – М.: Планета, 2017. – 64 с.
Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст]: 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М.: Вако, 2004. – 124 c.
Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Часы учебного времени | Дата проведения | Тема занятия | Характеристика основной деятельности обучающегося | Примечание |
Я – человек (9 ч) | |||||
1 | 1 | 03.09 | Я учусь в четвертом классе. | Беседы о влиянии окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата, направлено на формирование потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных представлений и убеждений. | |
2 | 1 | 10.09 | Мир, который нас окружает. | ||
3 | 1 | 17.09 | Домашние животные. | ||
4 | 1 | 24.09 | Какой я? | ||
5 | 1 | 01.10 | Здравствуй, осень! | ||
6 | 1 | 08.10 | Здравствуй, осень! | ||
7 8 | 2 | 15.10 22.10 | Что мы знаем о человеке? | ||
9 | 1 | 12.11 | Я – человек. | ||
Я – гражданин (8 ч) | |||||
10 | 1 | 19.11 | Кем гордится наша страна. | Беседы о социально одобряемых нормах и правилах поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | |
11 | 1 | 26.11 | Россия – семья дружных народов. | ||
12 | 1 | 03.12 | Народы России в нашем классе. | ||
13 | 1 | 10.12 | Народы России. | ||
14 | 1 | 17.12 | Экскурсия в музей. | ||
15 | 1 | 24.12 | Что мы знаем о родном крае? | ||
16 17 | 2 | 14.01 21.01 | Букет дружбы народов. | ||
Я – ученик (10 ч) | |||||
18 | 1 | 28.01 | Чему мы научились? | Развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома; моё настроение, ориентировано на формирование позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, стимулирование к самовоспитанию. Уважительное отношение к иному мнению. Регулировать свое поведение в соответствии с моральными нормами. Выполнять правила здорового образа жизни на основе знаний об организме человека. | |
19 | 1 | 04.02 | Как дружба помогает учиться. | ||
20 | 1 | 11.02 | Как природа может помочь тебе учиться? | ||
21 | 1 | 18.02 | Как стать взрослым? | ||
22 | 1 | 25.02 | Зачем учиться? | ||
23 | 1 | 04.03 | Почему дети хотят учиться? | ||
24 | 1 | 11.03 | Какой раньше была школа? | ||
25 | 1 | 18.03 | Какой я хочу видеть школу в будущем 22 веке? | ||
26 | 1 | 01.04 | Что такое память? | ||
27 | 1 | 08.04 | Как здоровье помогает учиться? | ||
Кем быть? Каким быть? (7 ч) | |||||
28 | 1 | 15.04 | Как управлять самим собой. | Принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания; адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях; отвечать за свои поступки; отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора. | |
29 | 1 | 22.04 | Способность, трудолюбие, здоровье, успех. | ||
30 | 1 | 29.04 | Настоящее и будущее. | ||
31 32 33 | 3 | 06.05 13.05 20.05 | Мое будущее. | ||
34 | 1 | 27.05 | Я буду учиться в пятом классе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы УМК "Планета знаний"
Рабочие программы по УМК "Планета знаний " 1 класс...
Рабочая программа УМК Планета знаний 4 класс
Рабочая программа по русскому языку для УМК Планета знаний 4 класс с контрольно - измерительными материалами....
Рабочая программа УМК Планета знаний 4 класс
Рабосая программа УМК Планета знаний 4 класс по математике с контрольно - измерительными материалами....
Рабочая программа УМК Планета знаний 4 класс
Рабочая программа УМк Планета знаний 4 класс по литературному чтению с контрольно - измерительными материалами....
Рабочая программа УМК Планета знаний 4 класс
Рабочая программа УМК Планета знаний 4 класс по окружающему миру с контрольно - измерительными материалами....
Рабочая программа УМК "Планета знаний" 1 класс ФГОС
Календарно-тематическое планирование Русский язык....
Рабочая программа. курс "Планета здоровья"
Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе. Курс "Планета здоровья"....