Конспект "Дифференциация С-Ш"
план-конспект по зож
Фронтальное логопедическое занятие. Дифференциация свистящих и шипящих звуков [с-с’]-[ш]. Лексическая тема: «Воспитание бережного отношения к своему здоровью». Уточнение произношения свистящих и шипящих звуков [с-с’]-[ш], развитие умения различать свистящие и шипящие звуки [с-с’]-[ш] в устной речи на письме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_konspekt_differentsiatsiya_s-sh.docx | 23.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: фронтальное логопедическое занятие Дата: Возраст 10-11 лет Учитель-логопед Лаврова Е.П.
Тема: Дифференциация свистящих и шипящих звуков [с-с’]-[ш]. Лексическая тема: «Воспитание бережного отношения к своему здоровью»
Цель: обучающиеся научатся различать свистящие и шипящие звуки [с-с’]-[ш] в устной речи на письме
Задачи:
Образовательные: уточнение произношения свистящих и шипящих звуков [с-с’]-[ш], развитие умения различать свистящие и шипящие звуки
[с-с’]-[ш] в устной речи на письме
Коррекционно - развивающие: развитие умения различать свистящие и шипящие звуки [с-с’]-[ш] в устной речи на письме, развитие чувства ритма, активизация словаря обучающихся, развитие фонематического слуха, предупреждение ошибок в устной и письменной речи, развитие фразовой речи, устойчивого внимания, познавательной активности учащихся, формирование жизненных компетенций.
Воспитательные: формирование навыков бережного отношения к своему здоровью, формирование представлений о взаимосвязи между здоровьем и питанием, двигательной активностью, личной гигиеной, формирование навыков сотрудничества, взаимодействия.
Технологии: коррекционно-развивающие; здоровьесберегающие; игровые, информационно-коммуникационные
Методы обучения: формы организации познавательной деятельности учащихся: рассказ, беседа, самостоятельная работа, демонстрация.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Оборудование: зеркала, мяч, дидактический материал
Кодификаторы: Л 2.1; Л 2.2; Л 2.3; Л 2.4; К 1.2; К 1.3; К 1.4; К 1.5; К 2.1; К 2.3; К 2.4; Р 1.1; Р 1.2; Р 1.3; Р 1.4; Р 2.1; Р 2.3; Р 2.4; Р 3.1; Р 3.2; Р 3.3; П 1.2; П 2.1; П 3.2; П 3.3
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Коррекционная работа |
1. Мотивация к деятельности. Цель: Организовать направленное внимание на начало урока; проверка готовности рабочих мест; создание положительного настроя обучающихся на занятие. Время 5 минут | Приветствие, проверка готовности рабочих мест. Создание положительного настроя на занятие. | Приветствие, настрой на работу Ребята, давайте возьмёмся за руки, поздороваемся, и тем самым, пожелаем друг другу здоровья. - первыми сядут за парту те ученики, у кого в названии предмета на картинке есть звуки [с-с’] (абрикос, ананас, апельсин, слива), затем у кого есть звук [ш] (груша) - определить на каком месте в названиях предметов стоят звуки [с-с’] ]-[ш] (показать на звуковой линейке), один ученик на сенсорно-дидактическом тренажёре - исключить лишнее (груша-[ш]) - обобщающее слово (фрукты) -чем полезны фрукты? (в них много полезных витаминов, которые необходимы человеку, чтобы быть здоровым) Формулируют тему урока. -Будем учиться различать на слух звуки [с-с’] ]-[ш], учиться правильно писать буквы С и Ш и поговорим о том, что необходимо делать, чтобы быть здоровым. А для того, чтобы узнать, как сохранить и что делать, чтобы улучшить своё здоровье, я предлагаю вам отправиться в гости к Мойдодыру и Витаминке, которые живут в стране здоровья. Но чтобы добраться до них, нам нужно будет выполнить ряд заданий. В путь мы отправимся на велосипеде. | Коррекция поведения, внимания фонематического слуха, мыслительных операций: анализ, обобщение, исключение |
2. Логопедическая зарядка Цель: Подготовка артикуляционного аппарата к дальнейшей речевой работе, выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения, развитие фразовой речи на плавном выдохе, работа по подвижности артикуляционного аппарата Время 12 минут | 1.Дыхательные упражнения 2.Стихотворение 3.Артикуляционные упражнения перед зеркалом, с учителем по подражанию, по инструкции, самостоятельно 4.Работа по уточнению артикуляции звуков [с-с’]-[ш]. Работа по таблице с артикуляционными укладами. 5.Подведение итога | Ребята, для того, чтобы быть здоровыми, мы должны соблюдать несколько правил: повышать двигательную активность, правильно питаться, соблюдать правила личной гигиены. Что мы должны делать по утрам, чтобы быть здоровыми? Зарядку, сейчас мы с вами тоже сделаем зарядку, но для артикуляционного аппарата Мы расселись по порядку, Дружно делаем зарядку, Не ногами, не руками, А своими... язычками. - Сегодня на улице мороз. Как нужно дышать? (носом) - Почему? (чтобы не заболеть). А ещё когда мы дышим носом? (когда молчим) - Упражнение: вдох, выдох через нос - Когда дышим ртом? (когда разговариваем и поём) - Упражнение: вдох, выдох через рот - Какие двигательные игры вы знаете? (баскетбол, футбол, волейбол…) Сейчас поиграем в «Футбол»; - на выдохе фраза: «Двигайся больше - проживёшь дольше», «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья», «Солнце, воздух и вода – помогают нам всегда». Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши Становись скорей под душ Смой с ушей под душем тушь Смой и с шеи тушь под душем После душа вытрись суше Шею суше, суше уши И не пачкай больше уши - назвать слова со звуками [с-с’]-[ш] «Улыбочка», «Трубочка», «Чашечка» Для здоровья полезно дышать морским воздухом, поэтому сейчас отправимся в путешествие на кораблике. Упражнение «Кораблик» Ваш кораблик-это язычок. Кораблик будет плыть по волнам. Вниз кораблик - вниз язычок, он упирается в нижние зубки, произносим звук с. Вверх кораблик - широкий язычок поднимается вверх, проговариваем звук ш. -Когда кораблик плыл вниз, какой звук произносили? С - Когда кораблик плыл вверх, какой звук произносили? Ш Полезно для здоровья дышать свежим воздухом. Представьте, дети, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья. Дети поднимают руки вверх. Подул теплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья. Дети быстро-быстро шевелят пальчиками. Подул холодный ветер: с-с-с, закачались сосны. Дети покачиваются и машут руками. Ветер затих – не шевелятся больше ни листочки, ни ветки. Дети расслабляются. Снова подул ветер. Дети вновь напрягаются, покачивают и машут руками, затем опять расслабляются. - Как шумела листва от теплого ветерка? (Ш-ш-ш). - Как подул холодный ветер? (С-с-с). - Объясняют артикуляцию звуков [с-с’]-[ш]. -Дают характеристику звукам [с-с’]-[ш]. С-согласный, глухой, свистящий, твёрдый. Ш- солгасный, глухой, шипящий, всегда твёрдый -Произносят хором, по одному | Коррекция плавного речевого выдоха Формирование чёткости, точности, внятности, чистоты речи Коррекция памяти, слухового внимания, памяти Формирование артикуляционных укладов Коррекция звукопроизношения |
3.Физминутка Цель: Выполнение охранительного, двигательного режима, смена деятельности; снятие напряжения мышц спины, плечевого пояса. Время 3 минуты | Двигательная физ. пауза | Видео «Весёлая мульт-зарядка» | Снятие напряжения, выполнение охранительного режима |
4. Изучение нового материала. Постановка учебной задачи. Цель: развивать умение различать свистящие и шипящие звуки [с-с’]-[ш] на письме и в устной речи, активизировать словарь, развивать фонематический слух Время 17 минут | 1.Игра с мячом. Прослушать слоги, повторить в той же последовательности. 2.Определение звуков [с-с’] -[ш]. Записать слова в тетрадь в два столбика, подчеркнуть с одной чертой, ш двумя. Физминутка для глаз Время 1 минута 3.Упражнение в дифференциации свистящих и шипящих звуков [с-с’]-[ш] на письме и в устной речи 4.Расположить предложения в нужном порядке. Составить из предложений текст, подчеркнуть С-Ш | Для здоровья полезно играть в подвижные игры. Игра в мяч са-са-ша са-ша-ша-са ша-ша-са ша-ша-са-са су-су-шу су-су-шу-шу шу-шу-су шу-су-су-шу Дальше едем на велосипеде. Чтобы быть здоровым нужно правильно питаться. Как вы думаете, почему наша пища должна быть разнообразной? Потому что содержит много веществ необходимых для здоровья человека: витамины, белки, жиры, аминокислоты и другие. Разложить картинки в два столбика, в первый столбик картинки, в словах которых есть звук с, во второй столбик со звуком ш (сыр, масло, мясо, шоколад, рис, пшено, капуста, лепёшка, груша, свёкла, петрушка, сало, сушки). - назовите слова, в которых звук с стоит в начале, в конце, в середине слова назовите слова, в которых звук ш стоит в начале, в конце, в середине слова -Какое слово подойдёт и в первый столбик и во второй? Сушки. Какое слово лишнее? Доказать. Молоко Записать по 3 слова в тетрадь в два столбика.
Глазами следить за красными и жёлтыми стрелочками Дальше едем на велосипеде. Также, ребята, большую пользу здоровью приносят занятия спортом. Видов спорта существует огромное количество, и сейчас я узнаю, как хорошо вы знакомы с видами спорта. Если не знакомы, то сейчас познакомимся. - Я буду называть действия, а вы будете выбирать и показывать картинку, которая подходит к этому виду спорта, выбирать правильное название и вставить пропущенные буквы С или Ш Исключить лишнее, доказать Это командный вид спорта. Игроки должны забросить как можно больше мячей в корзину (Баскетбол). В этом виде спорта участвуют два или четыре спортсмена. Игра заключается в том, что игроки, занимая противоположные стороны площадки, посылают с помощью ракетки мяч через сетку. (Теннис) Это боевой вид спорта, а также система защиты без оружия. В этом виде спорта, спортсмены демонстрируют приёмы борьбы. (Самбо) Зимний олимпийский вид спорта, суть которого заключается в спуске на одноместных или двухместных санях по специальным трассам за минимальное время. (Санный спорт) Вид авиационного спорта, где спортсмены по ходу соревнования совершают прыжки с самолётов, вертолётов с парашютом за спиной. (Парашютный спорт). Это олимпийский вид спорта, который включает в себя соревнования в вольных упражнениях, упражнениях на гимнастических снарядах (брусьях, бревне, кольцах, коне, перекладине). (Спортивная гимнастика) -Составить из слов и записать предложения: Спортсмен забросил мяч в корзину. Мой брат занимается в секции самбо. Я мечтаю заниматься парашютным спортом. Гимнастка выполняет упражнения на брусьях. Спортсмен спускается на санях по трассе. Дальше едем на велосипеде. Ребята, расположите предложения в нужной последовательности, прочитайте свои тексты, подчеркните С-Ш. «Режим дня», «Активный отдых», «Закаливание», «Чистота-залог здоровья», «Надо заниматься гимнастикой». Проверка. | Коррекция фонематического слуха, Коррекция каллиграфии Развитие умения выделять свистящие и шипящие звуки [с-с’]- [ш] в слове. Развитие мыслительных операций анализ, синтез, обобщение, классификация Отдых для глаз Обогащение, активизация словаря Расширение кругозора, Популяризация спорта, здорового образа жизни Коррекция дисграфии Коррекция фонематического слуха, связной речи, активизация словаря Коррекция слухового внимания, памяти Коррекция фонематического слуха, внимания Коррекция связной речи, фонематического слуха |
5.Рефлексия Время 3 минуты Цель: Подвести итоги занятия. Приучать обучающихся к самоконтролю, адекватной самооценке | Самое интересное на занятии было … Я научился … Я узнал нового… Карточки ПЕКСА «Эмоции» – у меня ничего не получилось; у меня были проблемы; мне всё удалось. | Вот и завершилось наше путешествие в страну здоровья, мы выполнили все задания и пришли в гости к Витаминке и Мойдодыру и сейчас вы можете точно ответить, что необходимо делать, чтобы быть здоровым? Соблюдать правила личной гигиены, больше двигаться, правильно питаться. Давайте закончим урок словами Мойдодыра: Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое! И зубной порошок, и густой гребешок! -Назовите слова, в которых встречаются звуки С-Ш
Очень важно ребята чаще улыбаться, потому что улыбка и хорошее настроение тоже способствуют сохранению здоровья. Выбирают эмоции, объясняют свой выбор | Формирование самоконтроля, адекватной самооценки |
- Мне нравится (1)