Программа летнего оздоровительного лагеря
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Программа
летнего оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием детей
«Солнышко»
Разработала:
Сорокина Т.А.
учитель начальных классов
Содержание
№ | страницы | |
1 | Пояснительная записка | |
2 | Принципы деятельности лагеря | |
3 | Этапы реализации программы | |
4 | Условия реализации программы | |
5 | Механизм реализации программы | |
6 | Список используемой литературы | |
7 | Приложение |
Пояснительная записка
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Здоровье - важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человека, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического, интеллектуального и эмоционального благополучия. В воспитательном процессе школы все психолого-педагогические технологии, программы, методы должны быть направлены на воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Состояние здоровья ребенка может стать причиной его отставания в интеллектуальном развитии. Негативные последствия этого как для него самого, так и для отношений, складывающихся между ним и членами семьи, так или иначе, отражаются на состоянии всего общества.
В период летних каникул, на школьных площадках, в летних оздоровительных лагеряхшкольник может себя почувствовать себя раскрепощённым, свободным.Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него, как неперспективного.
Важной для педагогики задачей представляется развитие в ребенке умения жить в постоянно развивающемся мире, предполагающем умение постоянно творчески изменять себя и воспринимать взрослый и детский мир как диалектическую систему. Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-тообходит стороной. Именно поэтому, данная программа ставит своей целью развитие творческих способностей детей, которые заложены в них природой и позволяет ребёнку реализоваться в период летних каникул.Использование программ и методик по развитию компонентов творческой индивидуальности дает возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста.Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях.
Данная программа является комплексной, т.е. включает в себя два основных направления, заложенных в Образовательную программу школы:
- духовно-нравственное развитие и воспитание детей;
- формирование здорового и безопасного образа жизни.
Основной состав лагеря - это обучающиеся МОУ ООШ с.Поповкав возрасте 7-14 лет. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастном отряде 20 человек.
Цель:
реализация всех возможностей школы для формирования психически здорового, социально-адаптированного, физически развитого человека, обладающего ценностным отношением к своему здоровью, имеющего привычку к активному образу жизни и регулярным занятиям физической культурой, т.е. создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие.
Задачи:
- организовать систему оздоровительных мероприятий;
- способствовать укреплению навыков к здоровому образу жизни;
- раскрыть творческий потенциал детей;
- развить различные формы общения в разновозрастной группе;
- расширить через игровой сюжет двигательную активность ребёнкас учётом их индивидуальных и возрастных особенностей;
- организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
- формирование у ребят навыков общения;
- формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры;
- воспитывать гражданские и нравственные качества, развивать творческое мышление необходимое для практической деятельности, познания, ориентации в окружающем мире.
Принципы реализуемой программы
Программа оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МОУ ООШ с.Поповка осуществляется на основе следующих духовно-нравственных принципов:
- нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;
- социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, культуры и спорта;
- индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;
- интегративности программ духовно-нравственного воспитания – интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную;
- социальной востребованности воспитания – соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.
Направление работы по формированию здорового и безопасного образа жизни строится с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
- факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей от первого к последнему году обучения;
- чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
- активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
- особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.
Прогнозируемые результаты
Программа оздоровительного лагеря основана на требованиях Федерального государственного образовательного стандарта, в котором сформулирована основная цель нравственного развития и воспитания личности школьника и заключается в становлении личностных характеристик ребенка, а именно:
- умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
- владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;
- обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- любящий свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Этапы реализации программы
1. Подготовительный этап
Первый этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнегооздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
- проведение совещаний при директоре по подготовке школы к летнему сезону;
- разработка программы деятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МОУ ООШ с.Поповка;
- подготовка методического материала для работников лагеря;
- подбор кадров для работы в оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей на базе МОУ ООШ с.Поповка»;
- разработка необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.п.).
2. Организационный этап смены
Второй этап короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.Основной деятельностью этого этапа является:
- встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
- запуск программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МОУ ООШ с.Поповка»;
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;
- проведение инструктажей.
3. Основной этап смены
Основной деятельностью третьего этапа является:
- реализация основной идеи смены;
- вовлечение детей в различные виды коллективно - творческих дел;
- работа творческой мастерской.
4. Аналитический этап смены
Основной идеей четвертого этапа является:
- подведение итогов смены;
- анализ предложений детей, родителей, педагогов, внесенных по итогам деятельности летнего оздоровительного лагеря, составление отчетности;
- выработка перспектив деятельности на следующий год;
- анализ степени реализации целей и задач деятельности лагеря.(Приложение 4.)
Условия реализации программы
Нормативно-правовые условия
- Закон «Об образовании РФ»
- Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
- Устав МОУ ООШ с.Поповка
- Положение об оздоровительном лагере дневного пребывания.
- Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
- Инструкции по правилам по безопасности.
Материально - технические условия предусматривают:
- спортивный зал;
- школьная библиотека;
- столовая;
- спортивная площадка;
- кабинеты;
- художественные средства, игры настольные;
- хозяйственный инвентарь;
- канцелярские принадлежности;
- компьютер с выходом в Интернет, принтер, мультимедийный проектор;
Механизм реализации программы
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:
1. Организационный модуль
Формы работы:
- планирование;
- подготовка к лагерной смене;
- оформление лагеря;
- подготовка материальной базы;
- распределение обязанностей;
- подготовка к сдаче приемной комиссии;
- организация питания в школьном оздоровительном лагере.
2. Физкультурно - оздоровительный модуль
Формы работы:
- утренняя зарядка;
- встречи с медицинским работником;
- влажная уборка, проветривание;
- беседы о вредных привычках;
- организация питания воспитанников;
- спортивные мероприятия;
- конкурсы рисунков;
- подвижные игры на свежем воздухе;
- цикл мероприятий по ПДД, правилам пожарной безопасности, правилам поведения на водоемах в летний период.
3. Творческий модуль
Формы работы:
- коллективно-творческая деятельность;
- участие в школьных мероприятиях;
- участие в общелагерных мероприятиях;
- викторины;
- спортивные мероприятия;
- занятия в Центре цифрового и гуманитарногопрофилей «Точка роста»
4. Патриотический модуль
Формы работы:
- цикл экскурсий;
- День России – 12 июня;
- День памяти – 22 июня;
- Конкурс рисунков.
5. Нравственно-экологический модуль
Формы работы:
- экскурсии в природу, в Национальный парк «Хвалынский»;
- экологические игры;
- викторины, конкурсы.
Организация трудовой деятельности
Содержание деятельности детей в лагере определяется общими целями и задачами воспитания в условиях летнего отдыха. Труд позволяет ребенку вступать в разнообразные отношения с окружающим миром и оставаться при этом самим собой. В процессе формирования общетрудовых умений и навыков ребенок определяет свое место в жизни и ту систему отношений, в которых будет чувствовать себя значимым и востребованным.
Цель: подготовка детей к самоопределению и к осознанному выбору профессии, формирование трудовых умений и навыков, развитие через трудовую деятельность способностей ребенка.
Задачи:
1. Освоение социально – трудовых ролей.
2. Развитие у детей волевых качеств, чувства долга и ответственности.
3. Воспитание уважения к членам коллектива, бережного отношения к результатам труда.
4. Формирование умений и навыков самообслуживания.
Организация жизни в оздоровительном лагере
По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение одной лагерной смены. Смена оздоровительного лагеря рассчитана с 01 по 25.06.2022 г. Режим работы Приложение 3.
В течение смены ведется ежедневная самооценка участников смены относительно эмоционального личного состояния, уровня развития коллектива; педагогическим коллективом летнего лагеря проводится ежедневная диагностика эмоционального состояния участников смены, в течение смены проводится социометрия, наблюдение за приоритетными видами деятельности участников. ( Приложение 1,4,5)
Содержание деятельности
Здоровье | Ежедневная зарядка Веселые старты Игры и эстафеты Подвижные игры Игра «Найди клад»» Спортивные игры |
Знай и люби свой родной край | Экскурсия в музей «Дом со Львом» Конкурсы рисунков Экскурсия в Национальный парк «Хвалынский» |
Я- гражданин России | Беседа о Государственной символике Конкурс рисунков Викторина |
Умники и умницы | Конкурс загадок Викторина по сказкам А.С.Пушкина Конкурс рисунков Интеллектуальные игры |
Список используемой литературы
1.Сценарий детских праздников М,. ООО «Юнипрсс», 2010.
2. Будем работать вместе. Программы деятельности детских и подростковых
организаций. М., 1996.
3. Адреева В. И., Щетинская А. И. Педагогика дополнительного образования:
приоритет духовности, здоровья и творчества. – Казань – Оренбург, Центр
инновационных технологий, 2001
4. Байбородова Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере. –
Ярославль: Академия развития, 2003
5. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации
детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое
общество России, 2002.
6. Григоренко Ю.Н., Пушина М.А., Кипарис-4: Учебно–практическое пособие для
воспитателей и вожатых.- М.: Педагогическое общество России, 2003.
7. И.В. Васильев, В помощь организаторам и инструкторам туризма, Москва-Профиздат, 1973
8. Козлова Ю.В., Ярошенко В.В., Туристский клуб школьников: Пособие для
руководителя.- М.: ТЦ сфера, 2004. - (Библиотека вожатого)
9. Солнцеворот-99 или Сварожий круг: Настольная книга вожатого. – Н. Новгород:
Нижегородский гуманитарный центр, 2000.
10. Цветкова И.В., Заярская Г.В., Клемяшова Е.М., Мурашова А.Г.Радуганад
Эколандией. Экологическое воспитание в условиях оздоровительного лагеря.
Кипарис-10. Методическое пособие / Общ. Ред. И.В. Цветковой. – М.:
Педагогическое сообщество России, 2005.
11. Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.:
2009 г.
12. Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г.
13. Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.: ВАКО, 2008 г.
14. Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.:
«Детство», 2007 г.
15. Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей
и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.
16. Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г.
17. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Карта настроения и достижений ребёнка
№ п/п | Ф.И. ребенка | Дни смены | Итоги | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | И т.д. | |||
1. | |||||||
2. | |||||||
3. |
Условные обозначения:
Настроение | Достижения | |
Веселое Спокойное Грустное | О – организатор дела У – участник дела |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Методическое сопровождение программы:
Оздоровительный лагерьс дневным пребыванием «Солнышко»
Девиз лагеря:
«Улыбайся каждый раз,
для здоровья это класс!».
Девиз программы:
«В детском оздоровительном лагере главное не система дел, не мероприятия, а ребёнок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по группе, к взрослым людям».
Основными методами организации деятельности являются:
Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
Методы театрализации (реализуется через костюмирование, игры);
Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
Метод коллективной творческой деятельности.
Проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целяхпредотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье;
Беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.
Формы и методы работы
Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, праздники, экскурсии); метод интерактивного обучения (тренинги, ролевые игры, дискуссии); в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации. Одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание органов детского самоуправления-самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Режим работы
8.30 – 9.00 - сбор детей.
Всем привет! Пора, пора!
Вас приветствуют, друзья!
9.00 – 9.15– утренняя зарядка, инструктажи
Все ребята собрались?
На зарядку становись!
9.15 - 10.00 – завтрак
Всем за стол! Узнать пора,
Чем побалуют повара.
10.00 – 12.00 – занятия и мероприятия
Раз пришёл весёлый час,
То играют все у нас!
13.00–14.00 – обед.
За столом серьёзный вид,
Приналяжем и покажем,
Наш ребячий аппетит!
14.00-14.30 – мероприятия по интересам.
Не грустят в семействе нашем:
Мы поём, играем, пляшем
Все занятия хороши
Всё сумеем сделать мы!
14.30 - уход домой.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Мониторинг результативности
Результативность реализации программы будет осуществляться следующими:
- диагностическими инструментами:
- медицинское обследование;
- анкетирование детей;
- творческие отчеты;
- аналитический и статистический материал.
Анкета для воспитанников лагеряс дневным пребыванием « Солнышко»
1. Ты с удовольствием идёшь утром в лагерь?
2. Если тебе интересно в лагере, то что больше всего ты бы хотел (а) делать: петь, танцевать, рисовать, смотреть телевизор, играть, заниматься спортом, играть в шашки, шахматы или что-то ещё?
3. Если бы тебе разрешили, что бы ты делал(а) в лагере целый день?
4. Чего нет в лагере, чего бы ты хотел(а)?
5. Ты пойдёшь на следующий год в лагерь? Если не пойдёшь, то почему?
6. Что ты рассказываешь дома о лагере?
7. Нравится ли тебе, как кормят и готовят в лагере? Поставь оценку повару: (от «пятёрки» до «двойки»).
8. Хочется ли тебе идти домой после лагеря?
9. Какую оценку ты бы поставил за жизнь в лагере?
10. Кто твой друг среди ребят, среди взрослых?
11.Что особенно нравится в лагере (спортивные мероприятия, праздники, экскурсии?
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Принципы деятельности лагеря:
1. Принцип сбережения здоровья направлен на формирование у детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости.
2. Максимальная реализация потенциала каждого ребенка в условиях лагеря предусматривает: осознание им целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения подростков в ту или иную деятельность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей; создание ситуации успеха; поощрение достигнутого.
3. Принцип включенности детей в социально значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание возможностей переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены или дня; предоставление возможности и право отстаивать своё мнение.
4. Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений и вредных привычек, создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения; формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.
5. Принцип сочетания воспитательных и образовательных мероприятий с трудовой деятельностью детей предусматривает: режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности, взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематического дня; активное участие детей во всех видах деятельности.
Методы реализации программы:
Методы оздоровления:
- организация здорового питания детей;
- витаминизация;
- соблюдение режима проветривания отрядных помещений и р ежима питья детей;
- утренняя гимнастика; подвижные игры и прогулки на воздухе;
- организация спортивно-массовых мероприятий:
- организация пешеходных экскурсий
- беседы по гигиеническому воспитанию и профилактике травматизма.
Методы воспитания:
- убеждение;
- поощрение;
- личный пример;
- вовлечение каждого в деятельность;
- самоуправление.
Методы образования:
- словесные методы (объяснение, беседа, рассказ, диалог).
- игры (развивающие, познавательные, подвижные, сюжетно-ролевые, народные, игры на развитие внимания, памяти, воображения, настольные, деловые игры).
- проектно-конструкторские методы (разработка сценариев праздников, моделирование ситуации, создание творческих работ).
- практическая работа (упражнения, тренинги, учебно-исследовательская деятельность)
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Законы и правила лагеря « Солнышко»
Закон хозяина.
«Улыбка» - наш дом, мы хозяева в нем. Чистота, порядок, уют и
покой зависят, прежде всего, от нас.
Закон точности.
Время дорого у нас, берегите каждый час. Каждое дело должно
начинаться и заканчиваться вовремя.
Не заставляй ждать себя и не беспокой напрасно других.
Закон поднятых рук.
Наверху увидел руки – в зале тишина, ни звука.
Каждый в ответе за то, что с ним происходит.
Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках
только хорошее. Сначала подумай, потом действуй. Не стесняйся
спросить совета.
Верь в себя и свои силы.
Найди занятие по душе. Продемонстрируй все свои таланты и
способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа летнего оздоровительного лагеря "Последний герой"
Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха детей в возрасте от7-16 лет в условиях школьного лагеря с дневным пребыванием.Программа написаннная на основе телевизионной игры "Последний ...
Программа летнего оздоровительного лагеря "Солнышко"
Документ содержит программу работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием на базе МОУ "СОШ № 50" г. Саратова, реализующая здоровьесберегающие технологии....
Программа летнего оздоровительного лагеря "Солнышко"
Программа "Калейдоскоп безопасности" разработана для работы в летнем оздоровительном лагере....
Программа летнего оздоровительного лагеря на базе МБОУ Куропатинской СОШ
Программа летнего лагеря, план-сетка на смену...
Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей «Кругосветка или 21 день вокруг света»
Готовая программа школьного лагеря...
программа летнего оздоровительного лагеря "Олимпионики" (общелагерные спартианские игры)мммммммм
Обратив внимание на развитие спартианского движения, мы решили применить его концепцию в рамках пришкольного оздоровительного лагеря. Это движение стремится использовать игровые формы соперничества и ...
программа летнего оздоровительного лагеря при школе
Для обучающихся 1-4 классов проводится оздоровительная смена в летнем оздоровительный лагере дневного пребывания. Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его с...