Программа летнего оздоровительного лагеря
рабочая программа

Сорокина Татьяна Андреевна

Внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_2022.docx95.32 КБ

Предварительный просмотр:

 

Программа

летнего оздоровительного лагеря

 с дневным пребыванием детей

«Солнышко»

                                                                                                                                        Разработала:

 Сорокина Т.А.

учитель начальных классов

                                      Содержание

№  

страницы

1

Пояснительная записка

2

Принципы деятельности лагеря

3

Этапы реализации программы

4

Условия реализации программы

5

Механизм реализации программы

6

Список используемой литературы

7

Приложение


Пояснительная записка

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их  творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

Здоровье - важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человека, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического,  интеллектуального и эмоционального благополучия. В воспитательном процессе школы все психолого-педагогические технологии, программы, методы должны быть направлены на воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Состояние здоровья ребенка может стать причиной его отставания в интеллектуальном развитии. Негативные последствия этого как для него самого, так и для отношений, складывающихся между ним и членами семьи, так или иначе, отражаются на состоянии всего общества.

В период летних каникул, на школьных площадках, в  летних оздоровительных лагеряхшкольник может себя почувствовать себя раскрепощённым, свободным.Действительно,  нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него, как неперспективного.

Важной для педагогики задачей представляется развитие в ребенке умения жить в постоянно развивающемся мире, предполагающем умение постоянно творчески изменять себя и воспринимать взрослый и детский мир как диалектическую систему. Человеческое мышление, способность к творчеству  -  величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но очевидно и то, что  свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-тообходит стороной.    Именно поэтому, данная программа ставит своей целью развитие творческих способностей детей, которые заложены в них природой и позволяет ребёнку реализоваться в период летних каникул.Использование программ и методик по развитию компонентов творческой индивидуальности дает возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста.Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях.

Данная программа является комплексной, т.е. включает в себя два основных направления, заложенных в Образовательную программу школы:

  • духовно-нравственное развитие и воспитание детей;
  • формирование здорового и безопасного образа жизни.

Основной состав лагеря - это обучающиеся МОУ ООШ с.Поповкав возрасте 7-14 лет.  Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастном отряде 20 человек.

Цель:

реализация всех возможностей школы   для формирования психически  здорового, социально-адаптированного, физически развитого человека,  обладающего ценностным отношением к своему здоровью, имеющего  привычку к активному образу жизни и регулярным занятиям физической  культурой, т.е.  создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых  детей, их оздоровление и творческое развитие.

Задачи:

-  организовать систему оздоровительных мероприятий;

-  способствовать укреплению навыков к здоровому образу жизни;

-  раскрыть творческий потенциал детей;

-  развить различные формы общения в разновозрастной группе;

-  расширить через игровой сюжет двигательную активность ребёнкас  учётом их индивидуальных и возрастных особенностей;

-  организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.

- формирование у ребят навыков общения;

- формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры;

-  воспитывать гражданские и нравственные качества, развивать творческое    мышление необходимое для практической деятельности, познания, ориентации в окружающем мире.

Принципы реализуемой программы

Программа оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МОУ ООШ с.Поповка  осуществляется на основе следующих духовно-нравственных принципов:

  • нравственного примера педагога  –  нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;
  • социально-педагогического партнерства  –  целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, культуры и спорта;
  • индивидуально-личностного развития  –  педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;
  • интегративности программ духовно-нравственного воспитания  –  интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную;
  • социальной востребованности воспитания  –  соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.

Направление работы по формированию здорового и безопасного образа жизни строится    с учётом  факторов,  оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

  • факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей от первого к последнему году обучения;
  • чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
  • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
  • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом      ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к    здоровью.

Прогнозируемые результаты

Программа оздоровительного лагеря основана на требованиях  Федерального  государственного образовательного стандарта, в котором сформулирована основная  цель нравственного развития и воспитания личности школьника и    заключается в  становлении личностных характеристик  ребенка, а именно:

  • умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
  • владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;
  • обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • любящий свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Этапы реализации программы

1.  Подготовительный этап

Первый этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнегооздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

  • проведение совещаний при директоре по подготовке школы к летнему сезону;
  • разработка программы деятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МОУ ООШ с.Поповка;
  • подготовка методического материала для работников лагеря;
  • подбор кадров для работы в оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей на базе МОУ ООШ с.Поповка»;
  • разработка  необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.п.).

2.  Организационный этап смены

Второй этап  короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.Основной деятельностью этого этапа является:

  • встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
  • запуск программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МОУ ООШ с.Поповка»;
  • знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;
  • проведение инструктажей.

3.  Основной этап смены

Основной деятельностью третьего этапа является:

  • реализация основной идеи смены;
  • вовлечение детей в различные виды коллективно - творческих дел;
  • работа творческой мастерской.

4.  Аналитический  этап смены

Основной идеей четвертого этапа является:

  • подведение итогов смены;
  • анализ предложений детей, родителей, педагогов, внесенных по итогам деятельности летнего оздоровительного лагеря, составление отчетности;
  • выработка перспектив деятельности на следующий  год;
  • анализ степени реализации целей и задач деятельности лагеря.(Приложение 4.)

Условия реализации программы

Нормативно-правовые условия

  • Закон «Об образовании РФ»
  • Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
  • Устав МОУ ООШ с.Поповка
  • Положение об оздоровительном лагере дневного пребывания.
  • Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
  • Инструкции по правилам по  безопасности.

Материально - технические условия предусматривают:

  • спортивный зал;
  • школьная библиотека;
  • столовая;
  • спортивная площадка;
  • кабинеты;
  • художественные средства, игры настольные;
  • хозяйственный инвентарь;
  • канцелярские принадлежности;
  • компьютер с выходом в Интернет, принтер, мультимедийный проектор;

Механизм реализации программы

Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:

1.  Организационный модуль

Формы работы:

  • планирование;
  • подготовка к лагерной смене;
  • оформление лагеря;
  • подготовка материальной базы;
  • распределение обязанностей;
  • подготовка к сдаче приемной комиссии;
  • организация питания в школьном оздоровительном лагере.

2.  Физкультурно - оздоровительный модуль

Формы работы:

  • утренняя зарядка;
  • встречи с медицинским работником;
  • влажная уборка, проветривание;
  • беседы о вредных привычках;
  • организация питания воспитанников;
  • спортивные мероприятия;
  • конкурсы рисунков;
  • подвижные игры на свежем воздухе;
  • цикл мероприятий по ПДД, правилам пожарной безопасности, правилам поведения на водоемах в летний период.

3. Творческий модуль

Формы работы:

  • коллективно-творческая деятельность;
  • участие в школьных мероприятиях;
  • участие в общелагерных мероприятиях;
  • викторины;
  • спортивные мероприятия;
  • занятия в Центре цифрового и гуманитарногопрофилей «Точка роста»

4. Патриотический модуль

Формы работы:

  • цикл экскурсий;  
  • День России – 12 июня;
  • День памяти – 22 июня;
  • Конкурс рисунков.

5.  Нравственно-экологический модуль

Формы работы:

  • экскурсии в природу, в Национальный парк «Хвалынский»;
  • экологические игры;
  • викторины, конкурсы.

Организация трудовой деятельности

Содержание деятельности детей в лагере определяется общими целями и задачами воспитания в условиях летнего отдыха. Труд позволяет ребенку вступать в разнообразные отношения с окружающим миром и оставаться при этом самим собой. В процессе формирования общетрудовых умений и навыков ребенок определяет свое место в жизни и ту систему отношений, в которых будет чувствовать себя значимым и востребованным.

Цель:  подготовка детей к самоопределению и к осознанному выбору профессии, формирование трудовых умений и навыков, развитие через трудовую деятельность способностей ребенка.

Задачи:

1.  Освоение социально – трудовых ролей.

2.  Развитие у детей волевых качеств, чувства долга и ответственности.

3.  Воспитание уважения к членам коллектива, бережного отношения к результатам труда.

4.  Формирование умений и навыков самообслуживания.

Организация жизни в оздоровительном лагере

По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение одной лагерной смены. Смена оздоровительного лагеря рассчитана с 01 по 25.06.2022 г. Режим работы Приложение 3.

В течение смены ведется ежедневная самооценка участников смены относительно эмоционального личного состояния, уровня развития коллектива; педагогическим коллективом  летнего лагеря  проводится ежедневная диагностика эмоционального состояния участников смены, в течение смены проводится социометрия, наблюдение за приоритетными видами деятельности участников. ( Приложение 1,4,5)

Содержание деятельности

Здоровье

Ежедневная зарядка

Веселые старты

Игры и эстафеты

Подвижные игры

Игра «Найди клад»»

Спортивные игры

Знай и люби свой родной край

Экскурсия в музей «Дом со Львом»

Конкурсы рисунков

Экскурсия в Национальный парк «Хвалынский»

Я- гражданин России

Беседа о Государственной символике

Конкурс рисунков

Викторина

Умники и умницы

Конкурс загадок

Викторина по сказкам А.С.Пушкина

Конкурс рисунков

Интеллектуальные игры


Список используемой литературы

1.Сценарий детских праздников М,. ООО «Юнипрсс», 2010.  

2.  Будем работать вместе. Программы деятельности детских и подростковых

организаций. М., 1996.

3.  Адреева В. И., Щетинская А. И. Педагогика дополнительного образования:

приоритет духовности, здоровья и творчества. – Казань – Оренбург, Центр

инновационных технологий, 2001

4.  Байбородова Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере. –

Ярославль: Академия развития, 2003

5.  Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации

детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе.  – М.: Педагогическое

общество России, 2002.

6.  Григоренко Ю.Н., Пушина М.А., Кипарис-4: Учебно–практическое пособие для

воспитателей и вожатых.- М.: Педагогическое общество России, 2003.

7.  И.В. Васильев, В помощь организаторам и инструкторам туризма, Москва-Профиздат, 1973

8.  Козлова Ю.В., Ярошенко В.В., Туристский клуб школьников: Пособие для

руководителя.- М.: ТЦ сфера, 2004. -  (Библиотека вожатого)

9.  Солнцеворот-99 или Сварожий круг: Настольная книга вожатого.  –  Н. Новгород:

Нижегородский гуманитарный центр, 2000.

10. Цветкова И.В., Заярская Г.В., Клемяшова Е.М., Мурашова А.Г.Радуганад

Эколандией. Экологическое воспитание в условиях оздоровительного лагеря.

Кипарис-10. Методическое пособие / Общ. Ред. И.В. Цветковой.  –  М.:

Педагогическое сообщество России, 2005.

11. Афанасьев С.П. Коморин С.В.  -  Что делать с детьми в загородном лагере,  -  М.:

2009 г.

12. Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г.

13. Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.: ВАКО, 2008 г.

14. Роткина Т. С., Курзова  О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия,  -  О.:

«Детство», 2007 г.

15. Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей

и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.

16. Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г.

17. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009 г.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Карта настроения и достижений ребёнка

п/п

Ф.И.

ребенка

Дни смены

Итоги

1

2

3

4

И т.д.

1.            

2.            

3.          

Условные обозначения:

Настроение    

Достижения

Веселое

Спокойное

Грустное

О – организатор дела

У – участник дела


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Методическое сопровождение программы:

Оздоровительный лагерьс дневным пребыванием  «Солнышко»

Девиз лагеря:

«Улыбайся каждый раз,

для здоровья это класс!».

Девиз программы:

«В детском оздоровительном лагере главное не система дел, не мероприятия, а ребёнок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по группе, к взрослым людям».

Основными методами организации деятельности являются:

Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);

Методы театрализации (реализуется через костюмирование, игры);

Методы состязательности  (распространяется на все сферы творческой деятельности);

 Метод коллективной творческой деятельности.

Проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целяхпредотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье;

Беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.

Формы и методы работы

Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, праздники, экскурсии); метод интерактивного обучения (тренинги, ролевые игры, дискуссии); в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации. Одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание органов детского самоуправления-самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Режим работы

8.30 – 9.00  - сбор детей.

Всем привет! Пора, пора!

Вас приветствуют, друзья!

     9.00 – 9.15– утренняя зарядка, инструктажи

Все ребята собрались?

На зарядку становись!

9.15 -  10.00 – завтрак

Всем за стол! Узнать пора,

Чем побалуют повара.

10.00 – 12.00 – занятия и мероприятия

Раз пришёл весёлый час,

То играют все у нас!

13.00–14.00 – обед.

За столом серьёзный вид,

Приналяжем и покажем,

Наш ребячий аппетит!

14.00-14.30 – мероприятия по интересам.

Не грустят в семействе нашем:

Мы поём, играем, пляшем

Все занятия хороши

Всё сумеем сделать мы!

14.30  -  уход домой.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Мониторинг результативности

Результативность реализации программы будет осуществляться следующими:

  • диагностическими инструментами:
  • медицинское обследование;
  • анкетирование детей;
  • творческие отчеты;
  • аналитический и статистический материал.

Анкета для воспитанников лагеряс дневным пребыванием « Солнышко»

1.   Ты с удовольствием идёшь утром в лагерь?

2.   Если тебе интересно в лагере, то что больше всего ты бы хотел (а) делать: петь, танцевать, рисовать, смотреть телевизор, играть, заниматься спортом, играть в шашки, шахматы или что-то ещё?

3.   Если бы тебе разрешили, что бы ты делал(а) в лагере целый день?

4.   Чего нет в лагере, чего бы ты хотел(а)?

5.  Ты пойдёшь на следующий год в лагерь? Если не пойдёшь, то почему?

6.  Что ты рассказываешь дома о лагере?

7.  Нравится ли тебе, как кормят и готовят в лагере? Поставь оценку повару: (от «пятёрки» до «двойки»).

8.  Хочется ли тебе идти домой после лагеря?

9.  Какую оценку ты бы поставил за жизнь в лагере?

10.  Кто твой друг среди ребят, среди взрослых?

11.Что особенно нравится в лагере (спортивные мероприятия, праздники, экскурсии?


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Принципы деятельности лагеря:

1.  Принцип сбережения здоровья  направлен  на формирование у детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости.

2.  Максимальная реализация потенциала каждого ребенка  в условиях лагеря предусматривает: осознание  им  целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения подростков в ту или иную деятельность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей; создание ситуации успеха; поощрение достигнутого.

3.  Принцип включенности детей в социально значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание возможностей переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены или дня; предоставление возможности и право отстаивать своё мнение.

4.  Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления  предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту  каждого члена коллектива от негативных проявлений и вредных привычек, создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения; формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.

5.  Принцип сочетания воспитательных и образовательных мероприятий с трудовой деятельностью детей  предусматривает: режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности, взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематического дня; активное участие детей во всех видах деятельности.

Методы реализации программы:

Методы оздоровления:

  • организация здорового питания детей;
  • витаминизация;
  • соблюдение режима проветривания отрядных помещений и р ежима питья детей;
  • утренняя гимнастика;                                                                                               подвижные игры и прогулки на воздухе;
  • организация спортивно-массовых мероприятий:
  • организация пешеходных экскурсий
  • беседы по гигиеническому воспитанию и профилактике травматизма.

Методы воспитания:

  • убеждение;
  • поощрение;
  • личный пример;
  • вовлечение каждого в деятельность;
  • самоуправление.

Методы образования:

  • словесные методы (объяснение, беседа, рассказ, диалог).
  • игры  (развивающие, познавательные, подвижные, сюжетно-ролевые, народные, игры на развитие внимания, памяти, воображения, настольные, деловые игры).
  • проектно-конструкторские методы (разработка сценариев праздников, моделирование ситуации, создание творческих работ).
  • практическая работа  (упражнения, тренинги, учебно-исследовательская деятельность)

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Законы и правила лагеря « Солнышко»

Закон хозяина.

«Улыбка»  -  наш дом, мы хозяева в нем. Чистота, порядок, уют и

покой зависят, прежде всего, от нас.

Закон точности.

Время дорого у нас, берегите каждый час.  Каждое дело должно

начинаться и заканчиваться вовремя.

Не заставляй ждать себя и не беспокой напрасно других.

Закон поднятых рук.

Наверху увидел руки – в зале тишина, ни звука.

Каждый в ответе за то, что с ним происходит.

Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках

только хорошее. Сначала подумай, потом действуй. Не стесняйся

спросить совета.

Верь в себя и свои силы.

Найди занятие по душе. Продемонстрируй все свои таланты и

способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа летнего оздоровительного лагеря "Последний герой"

Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха детей в возрасте от7-16 лет в условиях школьного лагеря с дневным пребыванием.Программа написаннная на основе телевизионной игры "Последний ...

Программа летнего оздоровительного лагеря "Солнышко"

Документ содержит программу работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием на базе МОУ "СОШ № 50" г. Саратова, реализующая здоровьесберегающие технологии....

Программа летнего оздоровительного лагеря "Солнышко"

Программа "Калейдоскоп безопасности" разработана для работы в летнем оздоровительном лагере....

программа летнего оздоровительного лагеря "Олимпионики" (общелагерные спартианские игры)мммммммм

Обратив внимание на развитие спартианского движения, мы решили применить его концепцию в рамках пришкольного оздоровительного лагеря. Это движение стремится использовать игровые формы соперничества и ...

программа летнего оздоровительного лагеря при школе

   Для обучающихся 1-4 классов проводится оздоровительная смена в летнем оздоровительный лагере дневного пребывания. Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его с...