Формирование здорового образа жизни у младших школьников
статья по зож (1, 2 класс)
Актуальность проблемы.
Пути и способы решения проблемы.
Анкетирование.Результаты анкетирования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование ЗОЖ | 19.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование основ культуры здоровья младших школьников
Актуальность темы обусловлена тем, как остро эта проблема стоит перед современным обществом. Официальная статистика свидетельствует о том, что 40-60% детей поступающих в школу уже страдают хроническими заболеваниями, 80-85% учащихся школьного возраста имеют нарушения физического и психического здоровья Количество информации и знаний неуклонно возрастает, нагрузка в школе тоже, экология при этом не улучшается (особенно тяжело с ней обстоит в больших городах), поэтому очень важно сохранять здоровье школьников с начальной школы: во-первых, за здоровьем детей призваны следить педагоги, во-вторых, родители, а в-третьих, именно в начальной школе у детей должна сформироваться привычка самостоятельно уделять внимание своему самочувствию и здоровью.
Существует несколько направлений формирования ЗОЖ: физкультурно-оздоровительное, реабилитационно-профилактическое, общегигиеническое, культурно-просветительное.
Суть физкультурно-оздоровительного направления – в признании огромного значения для здоровья двигательной активности.
Реабилитационно-профилактическое направление предполагает понимание и умение восстанавливать здоровье после болезни, предупреждать ее возобновление и осложнения.
Цель культурно – просветительного направления – доказать, что посещение различных учреждений культуры, получение дополнительного образования отучают школьников от множества негативных привычек, наносящих непоправимый вред здоровью.
Очень важно именно в младшем школьном возрасте реализовать общегигиеническое направление ЗОЖ: включать школьников в гигиеническое обучение и воспитание школьников в семье и школе, показывать престиж здоровья, формировать привычки и навыки ЗОЖ.
В рамках исследования проблемы сформированности у детей младшего школьного возраста основ здорового образа жизни нами была проведена педагогическая диагностика , которая помогла нам выявить степень сформированности культуры здорового образа жизни.
В эксперименте участвовали первые классы нашей школы. В ходе анкетирования выделялись три группы сформированности у учащихся основ культуры здорового образа жизни: высокий, средний, низкий. Учащиеся с высоким уровнем должны иметь полное представление о культуре здорового образа жизни и ценностному отношению к своему здоровью, средний уровень имеет частичное представление о здоровом образе жизни. Учащиеся с низким уровнем имеют в небольшой степени или вообще не имеют представлений о культуре здорового образа жизни.
Результаты анкетирования показали:
- Режима дня придерживается- 33%, придерживается частично-42%, не придерживается-25%
- Делают зарядку по утрам -22%,не всегда-53%, не делают-25%
- Свободное от учёбы время стараются проводить на воздухе-50%, не всегда -32%, вообще нет-18%
- Предпочитают фрукты и овощи вместо чипсов и колы-32%, не всегда-35%, не предпочитают-33%
- После туалета и игр на улице всегда моют руки-55%, не всегда-25%, не моют вообще-20%
- Стараются соблюдать правильную осанку на уроке-43%, не всегда-30%, не соблюдают-27%
- Чистят зубы два раза в день-72%, не всегда-18%, не чистят два раза-10%
По результатам анкеты мы увидели на какие моменты нам следует обратить особое внимание и постараться улучшить результаты на протяжении всей работы с учащимися. В течении 2018-2019 уч. года нами осуществлялась работа по формированию у учащихся основ здорового образа жизни на уроках и во внеурочной деятельности.
Создание здоровьесберегающей среды в нашей школе проводилось в разных формах :
- Физкультурные праздники.
Самыми популярными праздниками в нашей школе стали «Веселые старты» и «Папа, мама, я – спортивная семья». Мы не замыкаемся в рамках одного класса, а проводим на всей параллели, чтобы создать атмосферу соревнований. Эти праздники нравятся и детям и родителям, т.к. они всегда имеют элементы театрализации, в которых задействованы учащиеся старших классов.
- Физкультурные паузы
Они включают в себя физкультминутки, зарядку для глаз, массаж активных точек на лице и пальчиках
3.Использование интерактивной доски и компьютерных программ . Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся. Но задача учителей сводится к тому, чтобы, сохранив все преимущества использования компьютерной техники в образовании, освободить учебный процесс от его негативных сторон.
4.Игровые перемены.
Замечено, что если после урока ученики младшего звена гурьбой выбегают из класса, то это значит, что они сильно утомлены. Переутомление у школьников младших классов проявляется в двигательной активности. Снять утомление за несколько минут между уроками помогают динамические перемены. Подвижные игры с малой и средней подвижностью проводим прямо в коридоре перед кабинетами начальных классов. В таких играх большую роль играет эмоциональная окраска игры. Дети отдыхают не только физически, а получают ещё и заряд положительных эмоций.
5.Уроки здоровья.
Проводятся специальные уроки по формированию здорового образа жизни, уроки гигиены: « Счастливые зубки», « Если мама заболела», « В царстве сна», « Подсказки для Незнайки», « Два доктора».
6. Горячее питание.
В нашей школе охват горячим питанием младших школьников составляет 98%. С целью привлечения детей к правильному питанию в столовой ежемесячно проводятся дни национальной кухни, где дети знакомятся с культурными традициями других народов. В ходе подготовки проводились конкурсы рисунков : « Моё любимое полезное блюдо», а также игра « Самая вкусная каша» , где команды ребят придумывают свои варианты каш, названия к ним , а затем угощают своих товарищей. Как показала практика , то одного занятия достаточно , чтобы отношения к кашам у ребят изменилось.
7.Практические занятия :
- Чистые руки
- Здоровые зубы
- Красивые ногти
- Внешний вид
В конце года было проведено повторное анкетирование , которое показало, что произошли положительные изменения в формировании культуры здоровья младших школьников. Значительно увеличилось число учащихся среднего и малого уровня, а небольшой прирост произошёл среди учащихся высокого уровня.
Наблюдения и результаты показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить работу по обучению и воспитанию.
На основании этого мы считаем , что необходимо и далее в следующих классах продолжить работу по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути формирования здорового образа жизни у младших школьников
В статье описывается значение и различные аспекты культуры ЗОЖ, рассматриваются вопросы поэтапного обучения младших школьников здоровому образу жизни....
Родительское собрание по теме: «Задачи семьи и школы по формированию здорового образа жизни у младшего школьника».
мАТЕРИАЛ К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....
Программа коррекционно-развивающих занятий по формированию здорового образа жизни для младших школьников и подростков «Дорогою Здоровья»
Формирование ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики укрепления здоровья учащихся через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровления с использованием гигиенических знаний в борьб...
Условия формирования здорового образа жизни у младших школьников
В настоящее время перед школой остро стоит вопрос о ведении здорового образа жизни подрастающим поколением....
Формирование здорового образа жизни у младших школьников.
Хочешь быть сильным – бегай,Хочешь быть красивым – бегай,Хочешь быть умным – бегай.(Древнегреческое высказывание)...
Проектная работа «Формирование здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности»
Здоровье – самое дорогое, что есть у человека. Бережное отношение к своему собственному здоровью нужно воспитывать с самого детства. Проблема сохранения здоровья остается самой острой социальной пробл...
"Формирование здорового образа жизни у младших школьников"
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья т.к. это – основное усл...