Реализация здоровьесберегающих технологий младшего школьника в начальной школе
статья по зож
Реализация здоровьесберегающих технологий младшего школьника в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_sberezh.docx | 20.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация здоровьесберегающих технологий младшего школьника в начальной школе.
В соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании” здоровье человека соотнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но и содействовать нормальному развитию учащихся и охране их здоровья.
Здоровьесберегающие технологии – это технологии позволяющие педагогу добиться наибольшей эффективности обучения с наименьшим причинением вреда их психическому и физическому здоровью. Для решения поставленных задач рассматриваются цели, принципы здоровьесберегающего обучения, ориентированного на самореализацию учащегося.
В своей педагогической деятельности мы все больше осознаем, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Соблюдение санитарно-гигиенических норм в общеобразовательном процессе, повышение качества преподавания физической культуры, проведение профилактических мероприятий по ведению здорового образа жизни – вот немногий перечень направлений работы педагогов по этому вопросу. Процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер, поскольку, здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия». Здоровьесберегающие технологии помогают решить важнейшие задачи — сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Учителя начальных классов продолжают поиски педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья. Дифференцированное обучение позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. Необходимо помогать каждому ребенку, осознать свои способности, создать условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка. На состояние здоровья школьников влияет стиль общения с педагогом. Демократический стиль общения создает условия для развития психической активности ребенка, дает свободу его познавательной деятельности. Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта, с удовольствием обращается к умственным упражнениям и интеллектуальным заданиям. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создает эффекта перегрузки. Благотворно влияет на здоровье обучающихся игровая технология с элементами соревнования. Групповая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой. Каждому учителю нужно искать самые оптимальные пути обучения и воспитания учащихся, использовать передовые педагогические технологии для того, чтобы учебно-воспитательный процесс был радостным, доступным для всех, здоровьесберегающим.
При поступлении детей в школу одним из факторов, препятствующих нормальному протеканию адаптации к новым условиям, следовательно, ведущим к нарушению здоровья, является снижение двигательной активности почти наполовину. Даже младшие школьники проводят в подвижных играх, беге, ходьбе не более 20% времени суток, хотя именно для них характерна плохая переносимость статических нагрузок: их организм более адаптирован к кратковременным динамическим нагрузкам. Восполнение двигательной активности учащихся в школе происходит, в основном, на уроках физкультуры. Этого недостаточно. Физическая активность организуется и при помощи занятий малыми формами, вводимыми в структуру учебного дня для поддержания высокого уровня работоспособности школьников в течение всего времени обучения.
В нашей школе активно используются следующие формы:
Гимнастика до уроков не заменяет, а дополняет утреннюю гимнастику. Проводится она в течение 5-10 минут и готовит ребёнка к удержанию рабочей позы, помогает углубить дыхание, сосредоточить внимание. Комплексы следует менять 2 раза в месяц.
Физкультминутка – это кратковременные серии физических упражнений, используемых для активного отдыха. Время начала физкультминутки выбирает сам учитель, ориентируясь на состояние, когда у значительной части учащихся начинает появляться утомление.
Проведение физкультминуток решает следующие задачи:
уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы;
активизация внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала;
эмоциональная встряска учащихся, возможность сбросить накопившийся груз отрицательных эмоций и переживаний.
В состав упражнений для физкультминуток включены упражнения по формированию осанки, укреплению зрения и упражнения, направленные на выработку рационального дыхания. Комплекс подбирается в зависимости от предмета. Физкультминутки проводятся в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Конечно, на первоначальном этапе не все дети с удовольствием выполняли упражнения. Чтобы исправить положение, была проведена беседа «Кто хочет учиться хорошо?», в которую включены вопросы не только раскрывающие роль ответственности и исполнительности в учении, но и поднимающие проблему здоровьесбережения. А также физминутки проводились в виде соревнования. За лучшее выполнение упражнений ряд получал жетончик; к концу учебного дня определялся победитель.
Наиболее полезны с точки зрения комплексного обучения и воспитания младших школьников игры, упражнения и физкультминутки в которые включены песни, стихи, элементы ритмики, музыки. Такие игры не только дисциплинируют ребенка, способствуют развитию координации движений, но и развивают воображение, концентрируют внимание на ярком, необычном игровом действии, повышая эмоциональный тонус школьника.
Ярко выраженная в подвижных играх деятельность различных анализаторов создаёт благоприятные возможности для тренировки функций головного мозга – это положительно сказывается на усвоении учащимися знаний и представлений и создаёт предпосылки к успешному овладению элементами учебной деятельности в будущем. Личные наблюдения показывают, что учебный материал, закреплённый в подвижных играх, лучше запоминается и применяется учениками в нестандартных ситуациях.
Огромную роль в решении этих задач играет классный руководитель. В системе внеклассной работы по воспитанию здорового образа жизни он проводит классные часы, уроки здоровья, подвижные игры, родительские собрания. Значительное место отводится экскурсиям, походам, участию в конкурсах, викторинах, соревнованиях, различных играх. Дети привлекаются в разные кружки, секции. В плане воспитательной работы предусмотрены беседы со школьным врачом, врачом-офтальмологом, стоматологом в целях профилактики различных заболеваний.
Немаловажное значение по формированию здорового образа жизни детей имеет работа с родителями.
Освоение культуры здорового образа жизни строится на основе преемственного взаимодействия с ребенком в условиях ОУ и семьи, что решает задачу сделать родителей своими союзниками в воспитание у ребенка осознанного отношения к своему здоровью. А также выработать единые педагогические требования к школьнику. Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Несмотря на то, что многие родители признают важность физического воспитания, исследователи констатируют явно недостаточную активность родителей в данном элементе семейного воспитания. Между тем семейное физическое воспитание способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата. Следовательно, возрождение традиций семейного физического воспитания в современных условиях имеет значение не только для улучшения здоровья подрастающего поколения, но и для укрепления семейных ценностей.Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания школьника могут быть реализованы лишь при тесном взаимодействии двух социальных институтов – школьного отделения и семьи. Совместная деятельность педагогов и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. В процессе взаимодействия с семьей используются разнообразные формы работы: информационно – аналитические (выявление интересов родителей, потребности, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности); досуговые (совместные досуги праздники, участие родителей и детей в выставках); познавательные; наглядно – информационные. «Здоровье детям! » под таким девизом живет наше образовательное учреждение. Актуальным для нас является сохранение и укрепление здоровья детей.
Заключение
В заключение хочется подчеркнуть, что реализация здоровьесберегающей образовательной модели подтверждает эффективность применения современных здоровьесберегающих технологий на занятиях, достигая при этом положительных результатов. Здоровье и образование. Обычно, употребляя эти слова вместе, подразумевают негативное влияние напряженной учебы на здоровье учащихся. Целью взрослых является поиск эффективных форм образования, направленных на оздоровление и формирование у учащихся системы ценностей с приоритетом здоровья как одной из высших ценностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. ПРОГРАММА «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА ПОД РЕДАКЦИЕЙ Н.Ф. ВИНОГРАДОВОЙ»
развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира, технологии...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. ПРОГРАММА «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА ПОД РЕДАКЦИЕЙ Н.Ф. ВИНОГРАДОВОЙ»
Методы развития творческих способностей у детей в начальной школе...
"Технология тьюторского сопровождения в начальной школе как средство развития познавательного интереса младших школьников"
Основной формой тьюторского сопровождения познавательных интересов младших школьников в учебном процессе можно считать личностную ситуацию....
Обобщение педагогического опыта по теме «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников»
Обобщение педагогического опыта по теме «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников»...
Речевое развитие младших школьников в начальной школе как условие реализации ФГОС НОО
Умей развивать речь ребёнка!...
Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников
Использование игровых форм организации учебной деятельности способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы, стре...
Применение АРТ - технологий на уроках в начальной школе как средство повышения мотивации учебной деятельности младших школьников
Урок, на котором используются АРТ – технологии, раскрепощает внутренние силы ребенка, облегчает ему общение, речевую деятельность, способность самовыражения, обучает проектированию, прогнозирова...