Древо моего рода. Как его сохранить и умножить.
методическая разработка
Методическая разработка занятия с учащимися начальных классов по проекту " Дорога к дому" Центра социальных программ отделения "Жизнь".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Древо моего рода. | 269.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
занятия с учащимися начальной школы по теме:
«Древо моего рода, как его сохранить и умножить» по проекту « Дорога к дому» центра социальных программ отделение «Жизнь».
Автор: Латунина Лариса Викторовна, социальный педагог ГБОУ СОШ № 119 Калининского района г. Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
1. Пояснительная записка
Тема сохранения и умножения своего семейного древа является актуальной не только для учащихся, но и для родителей. Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно важна, потому что во многих современных семьях утеряна связь поколений. Родственники редко общаются между собой, бывает, что они даже не знакомы и не подозревают о существовании друг друга, проживая в разных городах. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители, дедушки и бабушки. Едва ли найдётся человек, который хотя бы раз в жизни не задумался над происхождением своего имени и своей фамилии, историей своего рода. Первые шаги на пути к овладению основами генеалогии вполне доступны всем, в том числе и учащимся начальной школы,
Тема проекта предполагает работу с семейными архивами, фотографиями и реликвиями. Ребята узнают о достижениях и наградах своих предков, о семейных увлечениях и традициях, вместе с родителями составляют генеалогическое древо. В ходе работы над составлением своей родословной расширяется кругозор ребёнка, он узнаёт о профессиях и умениях своих предков, знакомится с географией мест, где они родились или проживали. Можно вместе подобрать семейный девиз, нарисовать герб своей семьи, наиболее точно её характеризующий. У ребёнка появляется желание продолжить семейные традиции, продолжить и прославить свой род добрыми делами, вписать свою страницу в историю семьи и страны. Для этого ему придётся задуматься над воспитанием в себе качеств характера, необходимых для успешного создания и сохранения семьи.
Задача педагога во время занятия заинтересовать ребёнка и объяснить ему всю важность и необходимость сохранения семейной истории для своих потомков. При необходимости педагог проводит консультации для родителей и других членов семьи, которые будут помогать ребёнку в выполнении работы. Представление лучших работ к участию в городском конкурсе даёт дополнительный стимул и осознание важности проведённой работы не только для своей семьи, но и для сохранения истории своего народа. Ведь из множества отдельных родов создаётся наш народ.
1
Цели:
-Способствовать закреплению интереса к истории своей фамилии, своей семьи, своего народа;
- воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, чувство гордости за них;
- формировать и развивать личность обладающую чувством собственного достоинства, ответственностью за свои поступки;
Задачи:
Образовательные:
- Дать определение понятий: РОД, НАРОД, РОДОСЛОВНАЯ, Генеалогическое древо, ПРЕДКИ, ПОТОМКИ, ПОКОЛЕНИЕ
- Объяснить принцип составления схемы генеалогического древа
Развивающие:
-Развитие познавательных, коммуникативных и регулятивных навыков .
-Развитие творческого подхода к изображению своей родословной, эстетического вкуса,
-Развитие умения составлять план и определять последовательность действий,
Воспитательные:
-Воспитание уважения к семейным ценностям и традициям
- Побуждение к воспитанию в себе черт характера, необходимых для создания и сохранения крепкой семьи.
Оборудование:
- Раздаточный материал
- методические материалы и листовки Центра социальных программ отделение «Жизнь»
2
ХОД УРОКА
Ребята, сегодня мы будем с вами говорить о семье, о вашем роде.
Вопрос: Что такое РОД ?
У каждого из вас есть мама и папа, у некоторых - братья и сёстры.
Это ваша семья. У всех есть бабушки и дедушки – папины и мамины родители: 2 дедушки и 2 бабушки –вместе 4.
У дедушек и бабушек в свою очередь тоже есть или были родители – это ваши прабабушки и прадедушки – всего их 8!
А вам известно что-нибудь о родителях ваших прабабушек и прадедушек? Это ваши пра-прабабушки и пра-прадедушки. Сколько их? 16 !.
Но ведь и у каждого из них тоже были мама и папа …
Правильно, 32! И так далее…
Можно изобразить в виде пирамиды:
Это и есть ваш род. Род это тот фундамент, на котором строится жизнь человека. Чем больше основание пирамиды, тем крепче она держится на Земле и не падает…
Рис.1.
Я |
папа | мама |
деду-шка | бабу-шка | деду-шка | бабу-шка |
пра |
пра-пра |
+ + + + + + + + + + + + + + + + + +
3
Также РОД можно изобразить в виде дерева. Дерево живое, оно постоянно растёт, появляются новые веточки , плоды. Ваши пращуры это корни, которые вам не видны под землёй, но именно они продолжают питать дерево. И чем больше корней, чем они крепче, тем крепче держится дерево РОДА, тем легче устоять ему среди бурь и испытаний жизненными стихиями.
Рис.2
Вопрос: Если род мы можем изобразить в виде дерева, то как назвать лес из множества деревьев-родов, растущих рядом?
Правильно - НАРОД. Народ состоит из множества родов, у которых где-то в глубине есть общие корни-предки. Поэтому в народе все друг другу родственники. А родственники должны жить дружно и друг друга не обижать, а наоборот, помогать и поддерживать. А ещё мы должны знать и хранить историю своего народа. А история народа состоит из историй отдельных родов.
Для того чтобы история рода сохранялась в памяти и передавалась потомкам в семье составляется родословная.
Вопрос: Что такое РОДОСЛОВНАЯ ?
Родословная - это родословие, перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степень родства.
Слово о роде. История рода записанная на бумаге, с приложением фотографий, грамот, документов и семейных реликвий.
4
Вопрос: Какие ещё слова с корнем РОД вы можете назвать?
(родня, родичи, Родина, родник, рождать, недород, урожай, народ, родственник, родители, родовой, родимый, родоначальник, родословная)
Эти слова просты и всем понятны.
Вопрос: А кто из вас знает значение слова ГЕНЕАЛОГИЯ ?
Генеалогия – это историческая дисциплина, которая возникла в 17-18в.,она изучает происхождение, историю и родственные связи родов и семей. В давние времена генеалогия записывалась именно в форме дерева.
Издревле на Руси считалось правилом хорошего тона знать свою родословную не менее чем до седьмого колена. Генеалогическое древо рода, художественно оформленное , всегда было на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом гордости за свой род. Практически каждый знатный род имел свой родовой герб. При знакомстве люди спрашивали не только кто ты? но и из какого ты рода? кто твои родственники? Особенно внимательно относились к этому родители при выборе жениха или невесты для своего чада. Народная мудрость находила себе выражение в пословицах : - Яблоко от яблони недалеко падает. – От осинки не родятся апельсинки и т.д. Наши предки очень хорошо понимали значение этих пословиц и для того чтобы иметь хорошее потомство старались породниться с благородными родами. Благородный человек, это не обязательно очень богатый и знатный. Имеет значение и то, каким путём приобрел человек своё богатство и достиг успеха. Материальные блага можно похитить, чины и звания можно купить, а вот уважения в обществе, признания заслуг можно достичь только хорошими поступками.
Человек благородного происхождения - это человек из благого рода, предки которого немало потрудились на благо общества, достигли уважения и почёта благодаря своим высоким нравственным качествам, великодушию, самоотверженности и честности. Благородными называли людей, которые совершали поступки, в основе которых лежит добро. Благородство это не просто знатный род, но прежде всего хорошее воспитание, развитое чувство ответственности, чувство собственного достоинства. Не обязательно это были дворяне, это могли быть простые и небогатые люди, в семьях которых из поколения в поколение отношения строились на основе взаимоуважения и порядочности. Конечно, не обязательно человек будет наследовать и повторять поступки своих предков, он, прежде всего, должен слушать голос своей совести. И если личная совесть подсказывает человеку, что кто-то из его предков допускал ошибки или шёл неправильным путём, то у него всегда есть возможность не повторять эти ошибки , а передать своим потомкам знания, ведущие к благополучию и счастливой жизни.
5
Вопрос: Давайте дадим определения слов:
- Кто такие предки?
-Кто такие потомки?
-Что означает слово ПОКОЛЕНИЕ ?
Знание своей родословной полезно ещё и тем, что мы учимся анализировать жизненный путь каждого человека, для того чтобы попытаться понять, какие его поступки и душевные качества помогли ему добиться успеха на жизненном пути, а какие, наоборот, послужили причиной бедствий.
А теперь я предлагаю вам прямо сейчас начать важное дело по составлению своего родословного древа. Это дело займёт у вас не один день, вы будете продолжать его вместе с родителями, бабушками и дедушками, возможно, дядями и тётями, т.к. без их помощи вам никак не обойтись. Но на то и семья, чтобы помогать друг другу. Один за всех – все за одного! Лучшие работы мы отправим на городской конкурс, так что вы имеете возможность получить за свой труд грамоты и подарки. Но и само по себе родословное древо это уже будет большой подарок от вас вашим будущим детям и внукам.
Генеалогическое древо семьи удобно оформить в виде альбома:
1 – Титульный лист
2 - Рисунок древа или схема, на которой обозначены имена родственников и их порядковые номера, с помощью которых их можно легко найти в альбоме.
3 - Третий лист посвящён автору работы. Здесь вы размещаете свою фотографию, а также небольшой рассказ о себе, который вы напишите после того, соберёте своё древо и ознакомитесь с биографией своих предков.
Вопрос: Что такое биография?
Ваша биография пока очень коротенькая, т.к. вы находитесь в начале жизненного пути и у вас ещё всё впереди. Но у некоторых из вас уже есть, например, грамоты, или другие награды, копии которых вы можете приложить к рассказу.
Вопрос: Что такое жизненный путь человека?
6
В этом рассказе вы можете писать не только о своих достижениях, но и о своих мечтах и планах на будущее, где бы вы хотели жить, кем бы вы хотели стать, какую семью бы хотели создать, какие качества характера хотели бы в себе выработать для достижения поставленных целей.
4 и 5 листы посвящены самым близким и любимым людям – маме и папе.
6.Следующие листы обо всех остальных родственниках, о жизни которых вы сможете собрать сведения. Информация о каждом займёт отдельный файл или несколько файлов, в зависимости от того, сколько сведений о них вы сможете собрать. Можно приложить фотографии мест, где они жили, копии наград и медалей, вырезки из газет, другие семейные реликвии. Здесь простор для творчества безграничен. Ведь как не бывает на дереве двух одинаковых листочков, так нет одинаковых семей, каждый род уникален и неповторим, у каждого свои задачи в жизни.
А теперь в заключение, давайте обратимся к народной мудрости, вспомним пословицы и поговорки связанные с семьёй, родом, родословной:
- Дерево, у которого крепкие корни, ветер не валит.
- Дерево, хоть оно в несколько стволов растет, корень один имеет.
- Когда на голову беда свалится, родственника признаешь.
- Незнание своей родословной до седьмого колена - признак сиротства.
И т.д.
Подведение итогов урока:
Перед каждым из вас стоит задача - сохранить и продолжить своё семейное древо. А для этого необходимо быть трудолюбивым и ответственным, получить профессию, создать хорошую, крепкую семью и воспитать хороших детей.
Желаю каждому из вас вписать достойную страницу в историю своего рода и своего народа!
.
7
Ожидаемые результаты работы в проекте по теме «Древо моего рода, как его сохранить и продолжить:
- В результате изучения родословного дерева семьи, у детей установится более тесная связь во взаимоотношениях с родителями и старшим поколением, будут укрепляться родственные связи
- Усилится стремление воспитывать и развивать в себе качества и черты характера, необходимые для создания и сохранения крепкой семьи и продолжения рода: ответственность, честность, трудолюбие, забота о сохранении своего физического здоровья
- Проявится устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой Родины и России, чувство гордости за своё Отечество, свой народ и его историю
- Будет развиваться активная жизненная позиция, стремление к самовыражению и самореализации, интерес к познанию, инициативность в творчестве и труде, осознание значимости труда и бережное отношение к его результатам
8
На фото: Ученица 1а класса ГБОУ СОШ № 119 Калининского района Кривоногова Анастасия и её семейное древо.
На фото: Фрагменты занятия с учащимися 1в классе школы № 119 по теме: «Древо моего рода, как его сохранить и умножить»
На фото: Лауреат конкурса: «Древо моего рода, как его сохранить и умножить» по проекту «Дорога к дому» ученик 1в класса школы № 119 Латунин Евгений представляет своё семейное древо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час «Древо жизни» или «Что в имени моем?»
Ежедневно мы слышим, читаем, произносим или пишем десятки фамилий наших друзей, родственников, знакомых. У каждого человека есть фамилия, которая записана в паспорте, свидетельстве о рождении. Однако,...
Традициии, обычаи моего села, моего рода
История и традиция семьи Шамыкаевых...
Презентация "Генеалогическое древо моей семьи"
Презентация "Генеалогическое древо моей семьи" подготовила ученица 2 класса Ваулина Ксения...
Генеалогическое древо рода Пушкиных
Генеалогическое древо рода Пушкиных...
Исследовательская работа "«Моё родословие. Составление генеалогического древа моей семьи» "
Изучение имен и фамилий ценно для науки. Исследуя их, можно установить связи русского населения с другими народами.Данная работа посвящена исследованию происхождения фамилий, образованию фамилии Лазар...
Исследовательская работа "Труд - благополучие моего рода"
Цель работы :исследование мастерства в области строительства семьи Андреевых и Семеновых.Задачи: 1) выявить родственные связи семьи Андреевых и Сем...