Мои публикации
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс)
Школьник должен расти здоровым, физически крепким, всесторонне развитым и выносливым. Из всех факторов внешней среды, оказывающих влияние на его физическое и нервно-психическое развитие, питание занимает ведущее место. Поэтому еще с раннего детства важно обеспечить полноценное и правильно организованное питание, являющееся залогом его здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klychkova_a_i_pravilnoe_pitanie_-_zalog_zdorovya_shkolnika.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Правильное питание - залог здоровья школьника
Школьник должен расти здоровым, физически крепким, всесторонне развитым и выносливым. Из всех факторов внешней среды, оказывающих влияние на его физическое и нервно-психическое развитие, питание занимает ведущее место. Поэтому еще с раннего детства важно обеспечить полноценное и правильно организованное питание, являющееся залогом его здоровья.
Всякое нарушение питания, как количественное, так, еще в большей мере, и качественное, отрицательно влияет на здоровье детей. Особенно вредны для организма нарушения питания в период наиболее интенсивного роста ребенка.
Организм школьника постоянно расходует много энергии. Эта энергия необходима ему для деятельности сердца, легких и других внутренних органов, для поддержания постоянной температуры тела. Учебные занятия, чтение, просмотр телевизионных передач также требуют расхода определенного количества энергии. С особенно большими энергетическими затратами связана работа, сопровождаемая сокращением мышц: движения, игры, занятия спортом, различные трудовые процессы. Основным источником энергии служит пища. Наряду с этим пища является «строительным материалом» необходимым для роста и развития организма.
Энергетические затраты организма измеряются единицами тепла калориями. Энергетические затраты школьника в зависимости от вида трудовой деятельности составляют в возрасте:
- 7-11 лет - от 2250 до 2550 калорий;
- 11-15 лет - от 2850 до 3300 калорий;
- 15 лет и старше - от 3300 до 3800 калорий в сутки.
Те вещества, которые входят в состав органов и тканей всякого организма: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и вода, - должны быть в рационе в достаточном качестве и определенных соотношениях, так как недостаток или избыток одного из них может повести к нарушениям в развитии организма.
Особенно большое значение имеет содержание в рационе белка, белок - наиболее важная часть пищи; неслучайно его иначе называют протеином, производя это название от греческого глагола, означающее первое место».
При недостатке его в пище возникают:
- слабость;
- вялость;
- падение веса;
- отставание в росте;
- снижение сопротивляемости к болезням.
Избыток ведет к:
- нарушению обменных процессов;
- снижению аппетита.
Белки содержатся как в животных, так и в растительных продуктах.
Животные белки в:
- молоке;
- мясе;
- рыбе;
- яйцах.
Растительные белки в:
- бобовых;
- гречневой крупе;
- рисе;
- картофеле;
- свежей капусте.
Лучшей усвояемости белка и лучшему использованию его организмом способствуют овощи. Следовательно, мясные и рыбные блюда целесообразно давать с овощными гарнирами.
Жиры также входят в состав органов и тканей; покрывая внутренние; они предохраняют их от повреждения и охлаждения. Подкожная прослойка способствует уменьшению отдачи тепла организмом. Кроме того, жиры являются источником энергии и обеспечив нормальное состояние иммунитета. Наличие жира в пище делает ее вкусной и дает более длительное насыщение.
Лучше усваиваются жидкие жиры и жиры, плавящиеся при низкой температуре:
- сливочное масло;
- жир:
а) молока;
б) сливок;
в) яиц.
Кроме того, эти жиры содержат витамины А и D.
Растительные жиры (подсолнечное, кукурузное, оливковое масло) не содержат витаминов, но в их состав входят ненасыщенные жирные кислоты, являющиеся веществами, биологически важными для организма.
Углеводы - главный источник энергии в организме. Они имеются в растительных продуктах. Из продуктов животного происхождения только одно молоко содержит углеводы (молочный сахар). В овощах, картофеле, крупах, муке, хлебе углеводы содержатся в виде крахмала (картофельного, рисового, пшеничного); во фруктах, ягодах и некоторых овощах - в виде сахаров (свекловичного, тростникового, виноградного).
К углеводам относится и клетчатка, из которой состоят оболочки клеток овощей и злаков. Несмотря на то, что клетчатка почти не усваивается организмом, некоторое количество ее необходимо в пище здорового ребенка для нормальной работы кишечника.
Для этого в рационе питания должно быть больше овощей: моркови, свеклы, свежей и квашеной капусты, тыквы, кабачков, огурцов, яблок, бахчевых культур, слив. Овощи и фрукты должны составлять не менее 50-60 % ежедневного рациона и употребляться в любом виде.
Особое значение педиатры придают систематическому приему пшеничных отрубей. Они представляют собой ценное природное лекарство, обладающее целым рядом полезных свойств:
- отруби являются одним из мощных стимуляторов кишечной перистальтики;
- в них содержится значительное количество витаминов группы В, оказывающих самое благоприятное воздействие на все органы и системы человеческого организма, а особенно центральную нервную систему;
- отруби способствуют выведению из организма аллергенов, холестерина.
Ежедневно и обязательно в питании должны быть кисломолочные продукты (ряженка, варенец, свежий одно- или двухдневный (!) кефир); их лучше употреблять утром натощак и на ночь. Мясо лучше употреблять отварное, хлеб с отрубями вчерашней выпечки.
Для нормальной работы всей мускулатуры, и кишечной в частности, необходимо употреблять продукты, содержащие калий: печеный картофель, сухофрукты, курагу, чернослив, инжир.
Приемы пищи должны происходить в строго определенное время, так как деятельность органов пищеварения у человека протекает ритмично. Ее ли ребенок привыкает принимать пишу в одни и те же часы, то к этому времени, еще до приема пищи, у него начинает выделяться желудочный сок -«аппетитный». Пища при этом хорошо переваривается и усваивается.
При правильном питании пища покидает желудок в среднем через 4 часа. Таким образом, интервалы между приемами пищи должны составлять около 4 часов. Более частое питание рекомендуется только физически ослабленным детям и по медицинским показаниям.
Наиболее целесообразно придерживаться примерно следующего режима питания:
7.00 | Завтрак, состоящий из двух блюд: первое - каша, яйца, творог, овощи, картофель; второе - кофе, молоко, чай с молоком, какао. |
13.00-14.00 | Обед: первое- суп мясной, овощной или молочный; второе - рыба, мясо, крупяные или овощные гарниры; заканчивается обед сладким (компот, кисель, фрукты, ягоды). |
16.30 | Полдник, состоящий из питья (кефир, простокваша, молоко, сок, чай с молоком), мучных изделий (булочка, печенье, бублик), фруктов и ягод. |
19.30-20.00 | Ужин: первое - каши, запеканки, творожные и яичные блюда, крупяные или овощные котлеты; второе - чай, кефир, молоко, сок. |
Все учащиеся, независимо от времени начала занятий в школе, должны вставать и завтракать в одно и то же время.
Пред едой детям полезны овощные закуски (винегреты, салаты) способствуют выделению пищеварительных соков. Острые закуски, содержащие много перца, хрена, горчицы, в питании детей нежелательны, так как они вызывают раздражение слизистой оболочки желудка и кишечника.
Горькие овощи: редьку, чеснок, лук - целесообразно употреблять в умеренных количествах. В качестве питания детей можно использовать петрушку, укроп, щавель, свежие и сухие грибы.
Ребенок должен есть не торопясь, тщательно разжевывая пищу. Однако растягивать время пребывания за столом не следует. Для завтрака и ужина школьникам достаточно по 15-20 минут, для обеда - 20-25 минут, для полдника - 5-8 минут.
Особое внимание родителей должно быть обращено на прием де завтраков в школе.
Если ребенок, находясь в школе 4-5 часов, не принимает пищи, он становится менее внимательным, быстро утомляется, восприятие учебного материала снижается. Кроме того, длительные перерывы в приеме отрицательно сказываются на функциональном состоянии центра нервной системы и всего организма (начинает болеть и кружиться голова, появляются слабость, тошнота, боли в животе).
Завтраки обеспечивают более длительное сохранение работоспособности учащихся и оказывают благоприятное влияние на их развитие. Наблюдения показывают, что в коллективе дети едят охотнее.
Очень важно, чтобы дети не только регулярно и вовремя питались, но и получали при этом необходимые гигиенические навыки, обучаясь правилам поведения за столом. Навыки и привычки, привитые с детства, сопровождают человека в течение всей его жизни.
Правильный режим питания является составной частью общего распорядка дня школьника. Он должен гармонично сочетаться с режимом занятий, труда и отдыха детей.
ПРИМЕРНОЕ МЕНЮ ЗАВТРАКОВ
1-й день: | Мясные котлеты с овощным гарниром. Чай с молоком. Хлеб ржаной. Фрукты |
2-й день: | Запеканка из творога со сметаной. Кисель. Хлеб пшеничный. Фрукты |
3-й день: | Сосиски с тушеной капустой. Кофе с молоком. Хлеб ржаной. Фрукты |
4-й день: | Пудинг морковный. Молоко. Хлеб пшеничный. Фрукты |
5-й день: | Рыба жареная с картофельным пюре. Хлеб ржаной. Компот. Фрукты |
6-й день: | Капустные котлеты. Простокваша или кефир. Хлеб пшеничный. Фрукты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мои публикации
Уведомление о публикации материала...
Свидетельство о публикации
Данное свидетелство подтверждает размещение доклада "Не должность, но призвание" на конкурсе 11-го Всероссийского интернет-педсовета....
Публикации и творческие достижения
Мои награды....
свидетельство о публикации
Данное свидетельтво подтверждает размещение доклада "Не должность, но призвание" на конкурсе 11-го Всероссийского интернет - педсовета....
Публикации
Публикации разных лет...
Свидетельства о публикациях в сети Интернет
Электронные свидетельства о публикациях материалов в сети интернет...