Мои публикации:
статья по зож (4 класс)
Предварительный просмотр:
13 ноября 2009 года
Педагогический совет
«Современная школа как пространство заботы о здоровье учащихся и педагогов: проблемное поле»
Лекция «Основы здоровьесберегающей педагогики»
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30 % детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей с 3,9 % в 1-х классах увеличивается до 12,3 % к выпускным классам, с нервно-психическим расстройствами – с 5,6 до 16,4 %, с нарушениями осанки – с 1,9 до 16,6 %.
В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления».
Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления следующие:
- Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития.
- Оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.
- Индивидуально-дифференцированный подход – основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.
Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач некоего образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (осуществляемый при тесном контакте педагог – медицинский работник – ученик); ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности); ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др. Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся.
В классификации образовательных технологий, которая наверняка, представлена достаточно условно, отсутствует термин «здоровьесберегающие технологии».
Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.
Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов плюс постоянное стремление педагогов к самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранение здоровья учащихся и педагогов.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения (ЗОТ) – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии – регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало – конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка (ЗОЖ) на основе здоровьесберегающих технологий – приоритетное направление в деятельности каждого общеобразовательного учреждения.
Это может выражаться через непосредственное обучение детей элементарным приемам ЗОЖ:
- Профилактическим методикам – оздоровительная гимнастика, пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости, самомассаж.
- Простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах;
- Привитие детям элементарных навыков (мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т.д.);
- Через здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития с использованием физкультминуток и подвижных перемен;
- Проветривания и влажной уборки помещений;
- Ароматерапии, витаминотерапии;
- Функциональной музыки;
- Чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью;
- Через специально организованную двигательную активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, своевременное развитие основ двигательных навыков);
- В процессе реабилитационных мероприятий (фитотерапия, ингаляция, лечебная физкультура, массаж, психогимнастика, тренинги);
- Массовых оздоровительных мероприятий (спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии);
- В работе с семьей (пропаганда ЗОЖ через систему организационно-теоретических и практических занятий в родительском лектории);
- В работе с педагогическим коллективом (обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения).
Для достижения целей ЗОТ обучения применяются следующие группы средств:
- Средства двигательной направленности;
- Оздоровительные силы природы;
- Гигиенические факторы.
Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.
Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:
- отсутствие назидательности и авторитарности;
- воспитание, а не изучение культуры здоровья;
- элементы индивидуализации обучения;
- наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников;
- интерес к учебе, желание идти в школу;
- наличие физкультминуток;
- наличие гигиенического контроля.
Основой здоровьесберегающей технологии является соблюдение следующих принципов:
- учет возрастно-половых особенностей;
- учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;
- структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся (вводная часть, основная и заключительная)
- использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.
Содержание обучения, методы, приемы, формы, средства обучения должны привести к организации учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики. Основной формой организации обучения в школе является урок.
Здоровьесберегающий урок должен: воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку.
Валеологически обоснованный урок должен быть построен с учетом потребностей детей: в саморазвитии, в подражании, приобретении опыта.
Проблема здоровья детей как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.
«Здоровье еще не все, но без здоровья все – ничто».
Организация учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики
Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем важна и правильная организация учебной деятельности. Только при правильной организации учебной деятельности (строгое соблюдение режима дня школьных занятий; построение урока с учетом работоспособности детей, использование средств наглядности; обязательное выполнение гигиенических требований; благоприятный эмоциональный настрой и т.д.) возможно решение одной из задач здоровьесберегающей педагогики – сохранение высокой работоспособности, исключения переутомления учащихся.
Динамика работоспособности в течении дня показывает два типа повышенной работоспособности, совпадающие по времени с периодами высокого уровня действий физиологических функций: I – 8-12 часов, II – 16-18 часов. К 12 часам обычно отмечается падение работоспособности. Более того, работоспособность детей не остается постоянной и в часы ее оптимального состояния, с 9 до 12 часов. Она претерпевает различные изменения даже в процессе проведения одного урока.
Первый период, как только человек приступил к работе, называется фазой врабатывания. Работоспособность относительно невелика и постепенно повышается. У детей, по сравнению со взрослыми, фаза врабатывания несколько короче, что связано с более высокой возбудимостью детей и функциональной подвижностью нервной системы. Период врабатывания длится от 2 до 7 минут. Затем работоспособность устанавливается на относительно высоком уровне. Через 20 минут работы она снижается. Вследствие этого, эффективно наиболее сложные элементы программы преподносить после 7 минут занятия. Вслед за фазой врабатывания следует фаза оптимальной устойчивой работоспособности. Затем работоспособность начинает снижаться. Также отмечается резкое повышение количества отвлечений. После чего наблюдается резкое снижение работоспособности. Последние 5-10 минут урока педагогически малопродуктивны. В ряде случаев, незадолго перед окончанием работы может поступить незначительно и кратковременное повышение работоспособности. Эта фаза получила название «конечного прорыва».
Динамика изменений физиологических функций и работоспособности учащихся на протяжении учебного дня и недели определяет физиолого-гигиенические требования:
- к составлению расписания уроков (должны быть учтены сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий);
- к условиям проведения уроков (знание СанПин);
- к гигиеническим критериям рациональной организации урока (по Н.К. Смирнову);
- к включению в план-конспект урока здоровьесберегающих цели и задач урока;
- к чередованию различных форм организации учебно-воспитательного процесса (домашняя учебная работа – самоподготовка, экскурсии, практические занятия, факультативные занятия, консультации, зачеты, экзамены, внеклассная учебная работа). Но основной формой организации обучения в школе является урок.
- к содержанию урока, и его структуре, методам, средствам обучения;
- к широкому использованию в практике нестандартных уроков;
- к организации единых орфографических требований на уроках (помнить о том, что не выставляется отметка «два» в журнал за нулевые (входные) контрольные работы, за учебные самостоятельные работы, и т.д.).
Здоровьесберегающие действия
- оптимальная плотность урока (не менее 60% и не более 75-80%):
- количество видов учебной деятельности;
- их смена;
- длительность и чередование;
- отвлечения от учебной работы;
- чередование видов учебной деятельности (4 – 7):
- чтение,
- письмо,
- слушание,
- рассказ,
- рассматривание пособий,
- ответ на вопрос,
- решение примеров;
- Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности (не более 10 минут);
- Наличие эмоциональных разрядок (2 – 3);
- Чередование позы
- поза чередуется в соответствии с видом работы;
- учитель наблюдает за посадкой учащихся;
- Физкультминутки (две за урок, состоящие из 3 легких упражнений, по 3-5 повторений каждого);
- Психологический климат (преобладают положительные эмоции);
- Момент наступления утомления учащихся (по снижению учебной активности – не ранее чем через 40 минут).
Можно предположить, что при выполнении описанных выше рекомендаций, урок будет соответствовать условиям здоровьесберегающей педагогики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мои публикации
Уведомление о публикации материала...
Свидетельство о публикации
Данное свидетелство подтверждает размещение доклада "Не должность, но призвание" на конкурсе 11-го Всероссийского интернет-педсовета....
Публикации и творческие достижения
Мои награды....
свидетельство о публикации
Данное свидетельтво подтверждает размещение доклада "Не должность, но призвание" на конкурсе 11-го Всероссийского интернет - педсовета....
Публикации
Публикации разных лет...
Свидетельства о публикациях в сети Интернет
Электронные свидетельства о публикациях материалов в сети интернет...