Модель "Росинка"
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
В новых Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования ведущая роль отводится укреплению физического и духовного здоровья младших школьников и это становится приоритетом в государственной образовательной политике. Необходимо обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровье детей школьного возраста, как и других групп населения, зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание.
Поэтому, если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать ЗОЖ, то только в этом случае можем надеяться, что будущее поколение будет здоровым и развитым интеллектуально, духовно и физически.
таким образом, исходя из вышеизложенного, возникла потребность в создании и реализации модели «Росинка».
Модель «Росинка» начальной ступени ГБОУ «Республиканская кадетская школа-интернат» создана для формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, способствующих духовному и физическому развитию младших школьников, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Реализация модели по формированию основ здорового образа жизни организуется в соответствии и на основании нормативно-правовых документов:
- Закон Российской Федерации «Об образовании».
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
- Примерная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ (Постановление от 29.12.2010 г № 189).
- Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001).
- Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000).
- О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999).
- Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002).
- Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.).
При составлении модели «Росинка» учитывались факторы, оказывающие существенное влияние на состояние здоровья детей:
- факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения (не соблюдение санитарно-технических норм, предъявляемых к образовательному процессу, учебные перегрузки, однообразные виды деятельности, гиподинамия, нарушение режима питания, несоблюдение правил техники безопасности и т.п.);
- активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
- особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью.
Цель модели: формирование базовых компетенций в области здорового образа жизни, направленных на духовное и физическое развитие учащихся начальных классов.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- создать эффективно-развивающееся, оздоровительное и образовательное пространство для реализации модели «Росинка»;
- предоставить возможность каждому ребенку для самоопределения, самореализации и саморазвития его индивидуальных особенностей с помощью программ дополнительного образования;
- развить у детей активный познавательный интерес к ведению здорового образа жизни через уроки здоровья;
- сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- сформировать представление:
- о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
- о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
- о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
- о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
- воспитать морально-волевые качества, потребность, способность и умение заботиться о собственном здоровье, духовном и телесном благополучии (умение применять элементы точечного массажа, элементы суставной гимнастики для снятия мышечного статического напряжения);
- обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
В основу модели взяты принципы научности, учета психовозрастных особенностей учащихся, объективности и достоверности, доступности, системности и последовательности, сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм и методов.
Содержание модели «Росинка»
Организация здоровьесберегающей образовательной модели «Росинка» основана на деятельностном подходе. Младшие школьники постоянно вовлекаются в различные творческие, интерактивные ситуации, конечный результат которых можно использовать в реальной жизни.
Модель «Росинка» рассматривается в следующих направлениях:
Р | расту, развиваюсь умным, здоровым, духовно- богатым | Расту, развиваюсь - динамика показателей физического (рост, вес, окружность груди на вдохе, на выдохе и в паузе, окружность талии), интеллектуального и духовного развития (ведение Дневника Здоровья). | Развиваюсь по программам дополнительного образования:
|
О | обучаюсь правилам личной гигиены через уроки здоровья | Программа «Уроки здоровья» для учащихся 1-4 классов. Мероприятия в режиме учебного дня школы (физкультурные минутки во время уроков, гимнастика до учебных занятий, подвижные игры на переменах). |
|
С | созидаю себя, всё вокруг себя | Программы дополнительного образования: «Волшебный мир оригами»,
|
|
И | играю | Игра «Алтан бумбэ», которая проводится в конце каждой четверти (4 раза в год) и является критерием для промежуточного оценивания уровня усвоения базовых компетенций, обеспечивающих духовное и физическое развитие детей | Программы дополнительного образования: «Вся жизнь - игра», «Умники и умницы» (интеллектуальные игры) |
Н | нравлюсь себе и окружающим |
| Программа дополнительного образования: «Вокальное искусство» |
К | базовые компетенции в области основ ЗОЖ у младших школьников | 1. Ценностно-смысловая компетенция: -формирование мировоззрения, связанного с ценностными ориентирами ученика на здоровье и здоровый образ жизни, - умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, -умение принимать решения, направленные на укрепление и сохранение своего здоровья. - знание духовно-нравственных культурологические основ, семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль спорта и физкультуры в жизни человека. 3. Познавательная компетенция: - учебные достижения; - интеллектуальные задания; - умение учиться и оперировать знаниями. 4. Информационная компетенция: - умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию о сохранении здоровья, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее на конференциях, докладах, в рефератах. 7. Личностная компетенция: – развитие индивидуальных способностей и талантов; – знание своих сильных и слабых сторон; – способность к рефлексии; – динамичность знаний. 8. Самообразовательная компетенция: – способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения; – ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности; – гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений; – постоянный самоанализ, контроль своей деятельности. | |
А | ай, да молодец! (рефлексия) | Самооценивание и саморегуляция |
Основные этапы организации работы для реализации модели «Росинка»
Первый этап – организационный: анализ состояния образовательного процесса и планирование деятельности педагогов по данному направлению, в том числе по:
- организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;
- организации просветительской работы ГОУ СОШ-И №2 с учащимися и родителями (законными представителями);
- выделению приоритетов в работе школы с учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования.
Второй этап – основной: внедрение и реализация модели «Росинка».
- внедрение в систему работы начальной школы программы «Уроки Здоровья» в 1-4 классах, а также дополнительных образовательных программ, реализовывающихся во внеурочной деятельности;
- проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;
- привлечение педагогов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.
Сроки реализации модели: программные мероприятия охватывают период учебного года с учётом каникулярного времени.
Критерии оценивания
Для отслеживания динамики духовного и физического развития учащиеся должны иметь специальные папки - «Алтан бYмбэ». В этих папках имеются разделы «Дневник здоровья», в которых отражаются физиологические данные, результаты всех тестово-диагностических работ, и «Мои достижения», где накапливаются «росинки» трех видов по результатам индивидуального первенства игры «Алтан бYмбэ», который является критерием оценивания уровня усвоения базовых компетенций, направленных на физическое и духовное развитие учащихся.
Каждая диагностическая работа включает в себя разные по форме задания: задания с выбором ответа (выбор одного из предложенных вариантов ответа имеет качественную характеристику, он определенно указывает, в чем ошибочность рассуждений ученика), задания с кратким ответом, задания на классификацию, задания на установление соответствия. Каждое задание оценивается от 0 до 3 баллов. Затем определяется соответствующий уровень.
Золотая капля – высокий уровень (больше 80% освоения базовых компетенций).
Серебряная капля – выше среднего (60-80% освоение базовых компетенций)
Прозрачная капля – средний уровень (50-60% освоение базовых компетенций)
Ожидаемые результаты реализации модели «Росинка»:
- положительная динамика духовного и физического развития младших школьников;
- сокращение количества уроков, пропущенных по болезни;
- активизация интереса детей к ведению здорового образа жизни;
- рост числа учащихся, занимающихся в спортивных секциях, кружках дополнительного образования;
- высокий уровень сплочения детского коллектива;
- активное участие родителей в делах класса;
- способность выпускника начальной школы соблюдать правила ЗОЖ.
Исходя из ожидаемых результатов, нами создана прогнозируемая модель личности ученика:
Развитый
Одаренный, общительный
Добрый, дружелюбный
Надежный, наблюдательный
Интеллектуальный
Красивый, культурный, компетентный в области ЗОЖ
ИСТОЧНИКИ
1. Воронова Е.А., Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 245 с. - (Сердце отдаю детям).
2. Ковалько В.И., Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2007. - 304 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
3. Науменко Ю.В., Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности. Методические рекомендации для педагогов и руководителей ОУ. - М.: Издательство "Глобус", 2009. - 125 с. - (Управление школой).
4. Примерная основная образовательная программа ОУ: Начальная школа. - М.: Просвещение, 2010. - 128 с. - (Стандарты второго поколения).