Приграмма по здоровьесбережению "Класс+"
методическая разработка по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Усова Наталья Валерьевна

В данной программе представлены основные формы сохранения, укрепления, развития здоровья младших школьников и родителей в рамках организации деятельности семейного клуба.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа по здоровьесбережению «Класс+»

Цель :Создание постоянно действующего объединения детей, родителей и взрослых, способствующего формированию и сохранению физического, психического и социального здоровья детей младшего школьного возраста на базе школы, объединение ресурсов заинтересованных лиц в вопросах укрепления здоровья учащихся.

Задачи:Достичь тесного сотрудничества педагогического коллектива, учеников, родителей в организации здорового образа жизни детей путем:

*создания семейного клуба «Родники», пропагандирующего идеи здорового образа жизни

* проведение совместных занятий детей и родителей, участите в играх на свежем воздухе, походах, спортивных соревнованиях и праздниках;

* участие в проведении родительских собраний, конференций, круглых столов с тематическими выступлениями;

* проведение консультирования (по специальному ежемесячному расписанию) по вопросам организации ЗОЖ детей младшего школьного возраста, их физического развития, соблюдения оптимального двигательного режима;

* установление тесного контакта в работе между медицинскими сотрудниками, учителями физкультуры, родителями учащихся;

* ознакомление родителей с требованиями комплексной программы физического воспитания учащихся посредством консультаций. Информационных писем, буклетов, школьной газеты, сайта, выступлений на родительских собраниях и днях открытых дверей,

* разработка индивидуальных заданий (рекомендаций) для родителей по оздоровлению их детей, имеющих отклонение в здоровье;

* активного использования возможностей школьных информационных ресурсов, сайта, стенда, газеты, написания информационных материалов и статей, посвященных укреплению здоровья и пропаганды ЗОЖ.

1 .Организационные:

  •  создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся;
  •  координация деятельности всех заинтересованных сторон на всех уровнях;
  •  организация сотрудничества педагогов, детей, родителей.

2.Методические:  

  • использование руководств по здоровому образу жизни, специальной литературы и консультаций специалистов;
  •  осуществление современных подходов к проведению занятий по ЗОЖ.

3 .Воспитательные:

  • воспитание негативного отношения к вредным привычкам, активная и широкая пропаганда ЗОЖ;
  • воспитание содружества детей и взрослых посредством совместной физкультурно-оздоровительной деятельности.


4.Контроль:

  •  медицинский мониторинг;
  •  психологический мониторинг;
  •  педагогический мониторинг.

Задачи педагога:

1. Просветительская - научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.

2. Консультативная - совместный психолого-педагогический поиск методов                      эффективного воздействия на ребенка.

        3. Коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными  впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

8.Основные функции подпрограммы класс + семья

формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;

информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность семейных традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;

         диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;

         адаптивная:    воспитание    у    учащихся    направленности    на здравотворчество,    здоровый  образ   жизни,    оптимизировать    состояние собственного   организма   и   повысить   устойчивость   к   различного   рода стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает адаптацию школьников к социально-значимой деятельности.

рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.

интегративная: объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения

Основные принципы подпрограммы:

.       1.Принцип самоактуализации. У каждого ребенка существует

потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно пробудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих   природных и социально приобретенных возможностей.

 2.Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога, уникальности общешкольного и классных коллективов — это главная задача и магистральное направление развития школьного сообщества. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и вся­чески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть (стать)самим собой, обрести (постичь) свой образ.

3.      Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта.

4. Принцип выбора. Без ситуации выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

5.Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определить и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной  Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я».

6.Принцип доверия и поддержки. Необходимо решительно отказаться от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка. Надо обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерному контролю.  

9.Структуры и форма взаимодействия

10.Критерии, показатели и способы эффективности.

·         физиологический критерий - анализ срезовых материалов тестирования здоровья (2 раза в год) по функциональному и физическому состоянию здоровья младших школьников;

·         педагогический критерий - оценка выработки и развития физиологических навыков у школьников, коэффициент креативности, академическая успеваемость;

·         психологический критерий мотивационной сферы младших школьников.

Организация мероприятий в рамках семейного клуба «Родники», направленных на повышение уровня знаний по здоровьесбережению

- количественный и качественный рост показателей участия школьников в окружных, городских спортивных соревнованиях

- уровень социальной и психологической адаптации обучающихся

- динамика уровня обученности и качества знаний учащихся

11.Субъекты реализации подпрограммы

  • Дети младшего школьного возраста
  • Родители
  • Классный руководитель
  • Социально-педагогическая служба школы
  • Медицинская служба
  • Учреждения социума

Предмет исследования : моделирование и развитие системы работы «Школа – семья» в рамках здоровьесберегающей деятельности посредством организации работы семейного клуба.

12.Направления и формы взаимодействия семьи и школы.

1. Изучение условий семейного воспитания.

2. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

3. Заседания семейного клуба

4. Совместная деятельность родителей и учащихся.

5. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.

  1. Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации, занимающиеся вопросами здоровья.

13.Этапы реализации подпрограммы

I этап. Подготовительный. Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск инновационных здоровьесберегающих технологий, методов и способов обучения и воспитания, эффективных форм взаимодействия всех членов классного сообщества.

Изучение современных технологий. Анализ образовательной ситуации в школе,

 II этап. Практический.

Создание перспективной модели развития подпрограммы.

Апробация и использование подпрограммы «Класс+»

III этап. Коррекционно-обобщающий.Обработка данных за четыре года внедрения программы.

14.Содержание программы

1 класс

Срок м/п

Форма проведения

ответственные

1.Изучение условий семейного воспитания

1.

Весь год

Посещение семей учащихся

Кл.рук., родком

2.

Нач-кон года

Анкетирование родителей

Кл.рук, психолог

2.Психолого-педагогическое просвещение родителей

1.

сентябрь

Беседа психолога «Особенности детей 6-7 летнего возраста»

психолог

2.

ноябрь

Психологический тренинг»Терпение»

психолог

3.

январь

Круглый стол «Профилактика вредных привычек»

Кл.рук

4.

март

Беседа фельдшера «Беречь глаз, как алмаз»

фельдшер

5.

май

Род.собрание Быть здоровым модно»

3. Заседания семейного клуба

1.

сентябрь

Клубное занятие «Будь здоров!»

Кл.рук, родители

2.

октябрь

Беседа «Режим дня 1 классника»

Кл. рук, родители

3.

декабрь

Игра «Сильные, смелые, ловкие, умелые»

Кл.рук, родители

4.

февраль

Круглый стол «Поговорим о закаливании»

Кл.рук, родители,фельдшер

5.

апрель

Беседа «Как правильно питаться»

4. Совместная деятельность родителей и учащихся.

1.

сентябрь

поход

Кл.рук,родители

2.

октябрь

Праздник осени.

Кл.рук

3.

ноябрь

Семейный праздник «Папа, мама,я – спортивная семья!». День матери.

Кл.рук, учитель ф-ры

4.

Декабрь-январь

Лыжная прогулка

Кл.рук,

5.

февраль

Игра «Спортсмены-супермены»

Кл.рук,

6.

март

Семейный праздник «Моя мама»

Кл.рук,родители, дети

7.

апрель

Спортивное шоу «Мои успехи»

Кл.рук,родители, дети

8.

май

поход

5. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.

1.

сентябрь

Род.собрание Здравствуй, Школа!»

Кл.рук

2.

ноябрь

Род.чтения «Почему надо дружить с ф-рой»

Кл.рук, учитель ф-ры

3.

январь

Род, собрание «Профилактика переутомления»

4.

апрель

Род.чтения «Психологическое здоровье ребенка»

психолог

Индивидуальные консультации родителей

6. Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации, занимающиеся вопросами здоровья.

1.

октябрь

Круглый стол «О правильной осанке»

Родители-врачи

2.

декабрь

Беседа «Чем опасен грипп»

Родители-врачи

3.

февраль

Лекторий «Прививки»

Родители-врачи

4.

апрель

Беседа «Чистота- залог здоровья!»

Родители-врачи

2 класс

Срок м/п

Форма проведения

ответственные

1.Изучение условий семейного воспитания

1.

Весь год

Посещение семей учащихся

Кл.рук., родком

2.

Нач-кон года

Анкетирование родителей

Кл.рук, психолог

2.Психолого-педагогическое просвещение родителей

1.

сентябрь

Беседа психолога «Особенности детей второклассников

психолог

2.

ноябрь

Психологический тренинг «Мои эмоции»

психолог

3.

январь

Лекторий «Гигиена»

Кл.рук

4.

март

Беседа фельдшера «Чтобы зубы не болели»

фельдшер

5.

апрель

Род.собрание «Наше здоровье в наших руках»

6.

май

Род.тренинг «Воспоминания детства»

психолог

3. Заседания семейного клуба

1.

сентябрь

Клубное занятие «Загадки доктора Неболита

Кл.рук, родители

2.

октябрь

Беседа «Режим дня 2 классника»

Кл. рук, родители

3.

декабрь

Клубное занятие «Откуда берутся чистюли»

Кл.рук, родители

4.

февраль

Круглый стол «Береги зрение»

Кл.рук, родители,фельдшер

5.

апрель

Беседа «Умеем ли мы отдыхать»

Кл.рук

6.

май

Выпуск стенгазеты «Наше здоове»

4. Совместная деятельность родителей и учащихся.

1.

сентябрь

поход

Кл.рук,родители

2.

октябрь

Праздник осени.

Кл.рук

3.

ноябрь

Семейный праздник «Путешествие в спортландию». День матери.

Кл.рук, учитель ф-ры

4.

Декабрь-январь

Лыжная прогулка

Кл.рук,

5.

февраль

Игра «Муравейник»

Кл.рук,

6.

март

Семейный праздник «А ну-ка девочки!»

Кл.рук,родители, дети

7.

апрель

Спортивное шоу  «7Я»

Кл.рук,родители, дети

8.

май

поход

5. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.

1.

сентябрь

Род.собрание «О профилактике нарушений зрения»

Кл.рук

2.

ноябрь

Беседа «О спорт, ты-жизнь!»»

Кл.рук, учитель ф-ры

3.

январь

Беседа «Спорт в нашей семье»

4.

апрель

Род.чтения «Королева гимнастика»

Индивидуальные консультации родителей

6. Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации, занимающиеся вопросами здоровья.

1.

октябрь

Круглый стол «Профилактика близорукости»

Родители-врачи

2.

декабрь

Беседа «гиперактивный ребенок»

Родители-врачи

3.

февраль

Лекторий «здоров ли Ваш ребенок»

Родители-врачи

4.

апрель

Вечер вопросов и ответов о здоровье

Родители-врачи

3 класс

Срок м/п

Форма проведения

ответственные

1.Изучение условий семейного воспитания

1.

Весь год

Посещение семей учащихся

Кл.рук., родком

2.

Нач-кон года

Анкетирование родителей

Кл.рук, психолог

2.Психолого-педагогическое просвещение родителей

1.

сентябрь

Беседа психолога «Особенности детей третьеклассников

психолог

2.

ноябрь

Психологический тренинг «Эмоции положительные и отрицательные»

психолог

3.

январь

Лекторий «Что такое динамические, оздоровительные паузы, и для чего они нужны»

Кл.рук, ФЕЛЬДШЕР

4.

март

Беседа фельдшера «чтобы зубы не болели»

фельдшер

5.

апрель

Род.собрание «Профилактика ПАВ»

6.

май

Род.тренинг «Я тебя люблю»

психолог

3. Заседания семейного клуба

1.

сентябрь

Спортивный КВН

Кл.рук, родители

2.

октябрь

Беседа «Режим дня 3 классника»

Кл. рук, родители

3.

декабрь

Клубное занятие «О хороших привычках»

Кл.рук, родители

4.

февраль

Круглый стол «Как уберечься от инфекции»

Кл.рук, родители,фельдшер

5.

апрель

Беседа «Курению дружно скажем, НЕТ!»»

Кл.рук

6.

май

Выпуск стенгазеты «Витамины»

4. Совместная деятельность родителей и учащихся.

1.

сентябрь

поход

Кл.рук,родители

2.

октябрь

Праздник осени.

Кл.рук

3.

ноябрь

Семейный праздник «Спортивный аукцион». День матери

Кл.рук, учитель ф-ры

4.

Декабрь-январь

Лыжная прогулка

Кл.рук,

5.

февраль

Игра «Снежные забавы»

Кл.рук,

6.

март

Семейный праздник «Женская лига»

Кл.рук,родители, дети

7.

апрель

Спортивное шоу «Большие гонки»

Кл.рук,родители, дети

8.

май

поход

5. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.

1.

сентябрь

Род.собрание«Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное развитие
ребенка.

Кл.рук

2.

ноябрь

Род.чтения «Навыки конструктивного взаимодействия.

Кл.рук,

3.

январь

Беседа «О профилактике наркомании, табакокурения»

4.

апрель

Род.собрание «Поощрение и наказание»

Индивидуальные консультации родителей

6. Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации, занимающиеся вопросами здоровья.

1.

октябрь

Круглый стол «Поговорим о «трудных» детях »

Родители-врачи

2.

декабрь

Беседа «Влияние семьи на характер ребенка»

Родители-врачи

3.

февраль

Лекторий «Как воспитать здорового ребенка»

Родители-врачи

4.

апрель

Вечер вопросов и ответов о здоровье

Родители-врачи

4 класс

Срок м/п

Форма проведения

ответственные

1.Изучение условий семейного воспитания

1.

Весь год

Посещение семей учащихся

Кл.рук., родком

2.

Нач-кон года

Анкетирование родителей

Кл.рук, психолог

2.Психолого-педагогическое просвещение родителей

1.

сентябрь

Беседа психолога «Особенности детей четвероклассников

психолог

2.

ноябрь

Психологический тренинг «Учитесь властвовать собой»

психолог

3.

январь

Лекторий «Можно ли уберечься от травм»

Кл.рук, ФЕЛЬДШЕР

4.

март

Беседа фельдшера «Опасные микробы»

фельдшер

5.

апрель

Род.собрание «Профилактика алкоголя и табакокурения»

3. Заседания семейного клуба

1.

сентябрь

КВН по правилам дорожного движения.

Кл.рук, родители

2.

октябрь

Беседа «Режим дня 4 классника»

Кл. рук, родители

3.

декабрь

Клубное занятие «Мои друзья»

Кл.рук, родители

4.

февраль

Круглый стол «Наркотики и человек»

Кл.рук, родители,фельдшер

5.

апрель

Беседа «Я за ЗОЖ»

Кл.рук

6.

май

Выпуск санбюллетеня»

4. Совместная деятельность родителей и учащихся.

1.

сентябрь

поход

Кл.рук,родители

2.

октябрь

Праздник осени.

Кл.рук

3.

ноябрь

Семейный праздник «Веселые старты».День матери

Кл.рук, учитель ф-ры

4.

Декабрь-январь

Лыжная прогулка

Кл.рук,

5.

февраль

Игра «Путешествие на остров здоровья»

Кл.рук,

6.

март

Семейный праздник «Дорогая мамочка»

Кл.рук,родители, дети

7.

апрель

Спортивное шоу  «Мои успехи»

Кл.рук,родители, дети

8.

май

поход

5. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.

1.

сентябрь

Род.собрание«Самые счастливые дети бывают у счастливых родителей»

Кл.рук

2.

ноябрь

Род.чтения « Как помочь 5 класснику»

Кл.рук,

3.

январь

Беседа «О профилактике наркомании, табакокурения и алкоголя»

4.

апрель

Род.собрание «Отцовскя рука»

Индивидуальные консультации родителей

6. Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации, занимающиеся вопросами здоровья.

1.

октябрь

Круглый стол «влияние индивидуальных особенностей характера на формирование личности ребенка.

Родители-врачи

2.

декабрь

Беседа «Внимание – подросток!»

Родители-врачи

3.

февраль

Лекторий «Осторожность на улицах и дорогах»

Родители-врачи

4.

апрель

Вечер вопросов и ответов о здоровье

Родители-врачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты