Формирование здорового образа жизни младших школьников
методическая разработка по зож (4 класс) на тему
Методы и приемы формирования здорового образа жизни младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методы и приемы в работе с младшими школиниками | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование здорового образа жизни младших школьников.
Алфеева Татьяна Анатольевна
Гончарова Елена Петровна
МАОУ «СОШ № 40», г. Старый Оскол
В соответствии с законом РФ « Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
Уже в 1905 году Песталоцци оповестил мировую педагогическую общественность, что при традиционно сложившихся формах обучения происходит непонятное «ухудшение» развития детей, «убийство их здоровья».
Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психологических нагрузок на ребенка. И сегодня уже необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации. По данным НИИ педиатрии:
- 14% детей практически здоровы;
- 50% детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;
- 35-40 % детей страдают хроническими заболеваниями.
Формирование здорового психолого-педагогического пространства в образовательном учреждении сейчас горячо обсуждается на самых разных уровнях образования и здравоохранения.
Достаточно очевидно, что состояние здоровья школьника напрямую зависит от процесса обучения. Поэтому в слагаемые психолого-педагогической среды школы входит все то, с чем учащийся соприкасается в течение дня. Специалисты считают, что 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны со школой, с некомфортными условиями организации учебно-воспитательного процесса (УВП).
Понятие комфортных условий УВП, прежде всего, означает создание в школе педагогических условий, максимально эффективно обеспечивающих не только умственные, нравственные, индивидуальные качества личности ребенка, но и его физическое и психологическое здоровье.
От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя.
Анализ научно-методической литературы и собственный практический опыт позволяют выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих прав:
1. Правильная организация урока.
Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Во-вторых, главной целью учителя должно быть – научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того, он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Задавание вопросов является показателем:
- включенности ученика в обсуждаемую проблему, и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности.
- проявлением и тренировкой познавательной активности.
- показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.
Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служит одним из индикаторов его психологического состояния. Психологического здоровья, а также тренирует его успешность в учебной деятельности.
Организация урока должна обязательно включать три этапа:
1 этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы)
2 этап: ученики формулируют и задают вопросы
3 этап: ученики отвечают на вопросы.
Результат урока – взаимный интерес, который подавляет утомление.
Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление учащихся является физкультминутка.
Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательные системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Время начала физкультминутки определяется самим учителем. Физиологически обоснованным временем для ее проведения является 15-20-я минута урока.
Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1-5 минут. Каждая физкультминутка включает комплекс их 3-4-х правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.
Виды физкультминуток:
- упражнения для снятия общего или локального утомления;
- упражнения для кистей рук;
- гимнастика для глаз;
- гимнастика для слуха;
- упражнения, корректирующие осанку;
- дыхательная гимнастика.
В процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а «всем телом».Мышцы ребенка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статического напряжения. Поэтому рекомендуется:
- упражнения для снятия общего или локального утомления;
- упражнения для кистей рук.
Преобладающий вид деятельности на уроке – чтение
Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока и использовать:
гимнастику для глаз.
- использование разного рода фигур и линий, по которым дети «бегают» глазами;
- рисование носом;
- раскрашивание
- Преобладающий вид деятельности на уроке – слушание и говорение.
Работа над слухом благотворно воздействует на органы зрения, поэтому на данном типе урока используют
дыхательную гимнастику:
- дыхательная
- «Каша кипит» ( Вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово «пых»)
- «Ветерок»
- «Нырярие»
- « Шарик» и т.д.
Понятие « здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии - это технологии, удовлетворяющие основным критериям:
Почему и для чего?- однозначное и строгое определение целей обучения,
Что?- отбор и структура содержания,
Как? – оптимальная организация учебного процесса,
С помощью чего? – методы, приемы и средства обучения,
Кто? – реальный уровень квалификации учителя.
Так ли это? – объективные методы оценки результатов обучения, - а также принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н.К.Смирнов
« Не навреди!» - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы. Формирование здорового образа жизни младших школьников в условиях специализированного спортивного класса в учебно-воспитательном процессе
Представлен опыт работы по формированию здорового образа жизни в спортивных классах.Противоречия, цели, задачи, тема опыта....
Формирование здорового образа жизни младших школьников
В данной статье я показала, какие приёмы я использую на уроках и внеурочной деятельности для сохранения здоровья моих учеников....
Формирование здорового образа жизни младших школьников через организацию условий психологического комфорта в коллективе
Статья Формирование здорового образа жизни младших школьников через организацию условий психологического комфорта в коллективе...
Формирование здорового образа жизни младших школьников
Доклад "Формирование здорового образа жизни младших школьников"...
Формирование здорового образа жизни младших школьников
Коллектив нашей школы уделяет большое внимание вопросу оздоровления детей. В своей работе я описываю как мы это делаем....
Формирование здорового образа жизни младших школьников на уроках и во внеурочное время
Презентация для учителей и воспитателей...
Формирование здорового образа жизни младших школьников на уроках и во внеурочное время
Статья к одноимённой презентации....