Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.
статья по зож на тему
Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снизить утомляемость, повышает эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii.odt | 19.05 КБ |
Предварительный просмотр:
«Забота о здоровье ребенка — это не просто
комплекс санитарно-гигиенических норм
и правил... и не свод требований к режиму,
питанию, труду, отдыху. Это прежде всего
забота о гармоничной полноте всех физи-
ческих и духовных сил, и венцом этой гар-
монии является радость творчества.»
В.А. Сухомлинский.
В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает, и вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее — их физическое состояние или обучение?» Еще Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».
Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс. Школа должна продолжить работу по здоровьесбережению, которая начата в дошкольном блоке. Цель дошкольной ступени: охрана, укрепление здоровья и физическое развитие ребенка. Цель начальной ступени: формирование физической культуры ребенка, т.к. ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа.
Учителями начальной школы успешно используются следующие виды технологий:
Физкультурно- оздоровительная работа |
- для глаз, - дыхательная, - пальчиковая,
|
Лечебно- профилактическая работа |
|
Пропаганда здорового образа жизни |
|
Что предпринимается в начальной школе с целью здоровьесбережения учащихся:
- Составление школьного расписания с учетом нагрузки в соответствие с нормами и требованиями САНПИН;
- Гимнастика до занятий. Помогает ребенку быстрее включиться в работу, создать бодрое настроение на весь день.
- Проведение физминуток помогает предупредить утомление, восстановить умственную работоспособность, является профилактикой нарушения осанки. Предпочтение необходимо отдавать простым, интересным и знакомым детям упражнениям, не требующим для выполнения большой площади. Физминутки могут способствовать развитию познавательных процессов. Например, если загадывая загадку, попросить ребят показать отгадку при помощи движений или провести игру «Запомни движения и повтори». Физминутки — это форма кратковременного активного отдыха. Движения по своему характеру должны быть противоположными положению туловища, ног, головы, движению рук детей во время урока. Физминутки бывают: оздоровительно-гигиенические, двигательно- речевые, подражательные, физкультурно-спортивные ( под счет), танцевально-ритмические.
- Коррекционная гимнастика для глаз проводится путем расположения в классной комнате ориентиров. Такие упражнения выполняются через 15-20 минут напряженного зрительного труда на близких расстояниях. Высоко на стенах классной комнаты развешиваются мелкие сюжетные и предметные картинки,карточки с буквами, слогами, словами. По просьбе учителя учащиеся встают и отыскивают глазами место расположения карточки. Еще один вид таких зарядок: использование разного вида траекторий, по которым дети «пробегают» глазами (восьмерка, овал, спираль и др.)
- Большое значение в организации оздоровления учащихся отводится правильному проведению перемен. Подвижные игры являются одним из компонентов двигательного режима детей в течение дня. Физминутки способствуют развитию ловкости, быстроты, выносливости,меткости, силы, координации движений, красивой осанки. Подвижные игры повышают функциональную деятельность всего организма, вовлекают в разнообразную динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела, увеличивают подвижность в суставах. Подвижные игры поддерживают у детей, что немаловажно, веселое, жизнерадстное настроение, способствуют умственному развитию, формируют такие черты характера, как активность, решительность, воспитывают нравственные качества. Приведу примеры подвижных игр: ручеек, третий лишний, кошки-мышки, у медведя во бору, резиночки. Исследования показали: школьники, которые активно участвуют в играх на перемене, в 4 раза меньше отвлекаются на уроке. Учителю надо помнить, что содержание, характер, величина и направленность физических нагрузок в играх должны соответствовать целям и задачам оздоровительно-коррекционной работы и быть посильными для организма ребенка. Физическая активность формируется в младшем возрасте, а игры как раз способствуютразвитию подвижности опорно-двигательного аппарата.
- Минутки релаксации и тишины способствуют расслаблению ребенка, накоплению сил для выполнения новых заданий.
- Работа по пропаганде здорового образа жизни и здоровьесбережению ведется не только в учебное (беседы, художественная литература) , но и во внеучебное время. Это всевозможные экскурсии, походы, соревнования. Такие мероприятия обеспечивают крепкое здоровье, двигательную культуру, являются живым источником для умственной работоспособности.
- Все учащиеся начальной школы после второго урока получают горячее сбалансированное питание, что тоже способствует здоровьесбережению детей.
Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снизить утомляемость, повышает эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
В наших руках наше здоровье. Об этом мы должны постоянно напоминать детям, формировать мотивацию на здоровый образ жизни, помочь включиться в активную деятельность по сохранению и формированию своего здоровья. Хочу закончить свое выступление словами:
Мы рождены, чтоб жить на свете долго ;
Грустить и петь, смеяться и любить.
Но чтобы стали все мечты возможны,
Должны мы все здоровье сохранить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Методические рекомендации для учителя...
"Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"
В работе описываются теоретические основы здоровьесберегающих технологий обучения , раскрываются цели и задачи,а также принципы, средства и методы здоровьесберегающих технологий, даны рекомендации по ...
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Выступление на ММО.
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее....
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Одним из приоритетных направлений национальной образовательной президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Рассматриваются способы использования здоровьесберегающих технологий и методик В.Ф. Базарного в начальной школе. Организация урока, физкультминутки, формирование психомоторной сферы ребенка....
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....