Основные принципы здоровьесбережения на уроках в начальной школе.
презентация к уроку по зож на тему

Сироткина Ольга Ивановна
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные принципы здоровьесбережения на уроках в начальной школе. Подготовила: учитель начальных классов Сироткина Ольга Ивановна

Слайд 2

«Забота о здоровье ребёнка –это не просто комплекс санитарно- гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» В.А.Сухомлинский

Слайд 3

14% детей практически здоровы; 50% детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата; 35-40% детей страдают хроническими заболеваниями.

Слайд 4

-формирование экологического пространства, связанного с воздействием всей совокупности средовых факторов, воздействующих в школе на учащихся; -учет психолого-педагогических факторов, включающих в себя эмоционально-психологический климат в школе, стили взаимоотношений и поведения участников образовательного процесса, здоровьесберегающую организацию учебного процесса: использование здоровьесберегающих образовательных технологий , построение урока на основе принципов здоровьесбережения и т.д.; -увеличение двигательной активности учащихся; -совершенствование физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода.

Слайд 5

Организация урока должна обязательно включать три этапа: 1 этап : учитель сообщает информацию ( одновременно стимулирует вопросы); 2 этап : ученики формулируют и задают вопросы; 3 этап : учитель и ученики отвечают на вопросы.

Слайд 6

Температура в классе – 18-20Влажность – 30-50%Освещенность – Кео=1,5% Ксв=0,25 Опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д. - 4 – 7. Не более 10 минут. Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа – не менее 3-х. Не позже чем через 10 – 15 минут.

Слайд 7

Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества). Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия).Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки) – не менее 6 – 8. Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения – в соответствии с САНПИНами. Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы. Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек – на 20 и 35 мин урока по 1 мин из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу – присутствует в полной мере.

Слайд 8

Преобладают положительные эмоции. Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие – 2-3. Количество времени, затраченное школьником на работу – не менее 60%, и не более 75 – 80%. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности – не ранее 40 мин. Спокойный, размеренный, ответы на вопросы учащихся, д/з уже давно записано и прокомментировано, настрой на успех. Улыбка учителя!

Слайд 9

Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга: левополушарные люди - при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению; правополушарные люди – доминирование правого полушария. У данного типа развито конкретнообразное мышление и воображение; равнополушарные люди - у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

Слайд 10

На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают: -аудиальное восприятие; -визуальное восприятие; -кинестетическое восприятие.

Слайд 11

Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова: -5- 25 минута ­- 80 % - 25- 35 минута – 60-40 % -35- 40 минута ­­ – 10 %

Слайд 12

О развитии утомления у школьников свидетельствуют: -снижение продуктивности труда: увеличивается количество ошибок и время выполнения задания; -ослабление внутреннего торможения: двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания; -появление чувства усталости; -шум в классе.

Слайд 13

Внимательный учитель может заметить: - нетерпеливое ерзанье в ожидании звонка; -изменение почерка; -динамизм (кривляние) телодвижений; -вегетативные реакции: потливость рук, покраснение лица, изменение частоты пульса; -жалобы на головную боль, неприятные ощущения в животе; учащиеся младших классов пытаются себе помочь сосредоточиться, организовать себя «внешней» речью (проговаривание текста).

Слайд 14

Общие и характерные симптомы утомления (симптомы физиологического дискомфорта) : -появление болей и неприятных ощущений в различных частях тела; -отрицательные эмоции - раздражимость, нервозность, чувство бессилия, иногда – агрессия; -ухудшение внимания; -меняется отношение к работе – появляется желание отдохнуть.

Слайд 15

Институт возрастной физиологии РАО выявил и проранжировал следующие школьные факторы риска, негативно влияющие на здоровье детей: - стрессовая педагогическая тактика; -интенсификация учебного процесса; -несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; -нерациональная организация учебной деятельности; -низкая функциональная грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья. Сила влияния школьных факторов риска определяется тем ,что они действуют : -комплексно и системно; -длительно и непрерывно (10-11 лет непрерывно).

Слайд 16

Наиболее важными показателями рациональной организации учебно-воспитательного процесса, являются: -организация уроков на основе принципов здоровьесбережения; -использование на уроках здоровьесберегающих технологий; -организация и проведение двигательных перемен.

Слайд 17

Спасибо за внимание!