Здоровьесберегающие технологии во внеурочной деятельности в рамках курса «Игры народов мира»
материал по зож на тему

Здоровьесберегающие технологии во внеурочной деятельности в рамках курса «Игры народов мира»

 

Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы стремительно набирает темпы. Наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения, трудности организации здоровьесберегающего обучения школьников, особенно младших классов.

На современном этапе актуальной становится задача обеспечения школьного образования без потерь здоровья учащихся.

Положив в основу своей деятельности фразу «Компетентный учитель – здоровый ученик»,  мы стремимся использовать разнообразные приемы здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе для  сохранения и укрепления здоровья детей, формирования  устойчивой мотивации на ЗОЖ

Работая в этом направлении, я пришла  к выводу, что положительно  на здоровье детей влияют следующие факторы:

- двигательная активность

- психологическое здоровье школьника

- творческий характер процесса обучения

- использование оздоровительной силы природы

- использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс

Один из пяти основных советов доктора медицинских наук В.Ф. Базарного гласит:

«Ребёнок должен как можно больше двигаться. Обязанность взрослых – не ограничивать естественную свободу детей».

Двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития.

Изучив методику В.Ф.Базарного по охране и укреплению здоровья детей, поставила перед собой задачи:

  • организовать эффективную работу на уроке и во внеурочной деятельности для сохранения и укрепления здоровья;
  • создать у детей ощущение радости в процессе обучения
  • развить творческие способности;
  • воспитать  культуру здоровья;
  • научить  детей жить в гармонии с собой и окружающим миром.

 

Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является внеурочная занятость детей. Основными мероприятиями здоровьесберегающей деятельности по праву считаются: соревнования, игры, турниры,  конкурсы, содействующие физкультурному образованию, здоровью, и удовлетворяющие биологическую потребность детей в движении.

  Программа курса внеурочной деятельности «Игры народов мира» ориентирует на решение задач, не только организации двигательной деятельности младших школьников, но и патриотического воспитания. Данная программа направлена на поддержание народных традиций, на обучение  спортивным народным играм и, вместе с тем, на совершенствование общефизических умений и навыков младших школьников.

 

Цель программы: формирование устойчивого, заинтересованного, уважительного отношения к культуре родной страны и культуре других стран; содействие укреплению и сохранению здоровья младших школьников; создание эмоционально положительной основы для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине.

 

Задачи программы:

 

  • Расширять кругозор учащихся, формировать представления об окружающем мире; воспитывать интерес к традициям и обычаям народов разных стран;

 

  • Содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

 

  • Развивать физические качества: ловкость, смелость, физическая активность, упорство в достижении цели, укреплять здоровье обучающихся через игровую деятельность;

 

  • Способствовать развитию межличностных отношений, контактности, доброжелательности и коммуникативности в игре.

 

Развивающие эффекты данной внеурочной деятельности заложены в использовании самой естественной для детей формы обучения — игры. Игра - это один из способов развития в ребёнке его интеллекта, творческих способностей, физического здоровья, нравственности. Игры, предлагаемые программой, требуют много движения, смекалки, дают  возможность формирования физических навыков и умений, отлично закаляют тело и душу.

Особый акцент программы сделан на использование народных игр с разной физической нагрузкой для детей, разнообразной степенью двигательной активности. Программой предложены игры, требующие быстроты, ловкости, смелости, упорства в достижении цели.

На занятиях используются разные виды игр:

 - сюжетные игры, преимущественно коллективные,

-бессюжетные подвижные игры,

- подвижные игры с элементами соревнования,

- игры большой, малой и средней подвижности.

Регулярное использование занятий курса «Игры народов мира» позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Правильно организованный игровой двигательный режим укрепляет здоровье, дает возможность добиться значительного улучшения показателей психофизической подготовленности учащихся, и, что особенно важно, благодаря ему физические способности детей развиваются гармонично.

Так как одним из факторов, положительно влияющим на здоровье детей, является  использование оздоровительной силы природы, при любой возможности использую игры на свежем воздухе (зимние и летние игры).

Игры, разученные на занятиях, дети используют при проведении праздников, соревнований, в том числе и в летнем оздоровительном лагере.

 

Сценарий мероприятия «Игры народов мира»

Психологический настрой. Игры «Доброе тепло», «Распустившийся бутон».

У нас распустился еще один цветок. Как он называется? (Цветик – семицветик). Из какой сказки этот цветок? В чем его волшебство?

Сегодня он поможет нам путешествовать по разным. Чтобы нам  переместиться, надо сказать, волшебные слова заклинания:

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через Север, через юг,

Возвращайся, сделав круг

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели!

Россия

Россия – страна, которая бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество.

Россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания.

    Широко и с размахом празднуют россияне свои праздники: Рождество, Пасху, Масленицу, которые сопровождаются играми, песнопениями, обрядами.

«Котел»

На земле или асфальте чертят концентрические круги. Большой круг – 4-5 метров, маленький – 03.-0.4 метра. Если вы играете на земле, то лучше вырыть маленькую ямку-«котел». Тогда мяч будет останавливаться в углублении и не возникнет вопросов – было ли попадание или нет. Выбранный считалкой водящий-«сторож» должен защищать малый круг – «котел». Он не имеет право выходить за пределы большого круга. Остальные игроки стоят с внешней стороны круга. Они тоже не имеют право заходить за черту. Если игрок заступает за черту, он выбывает из игры. Игроки перебрасывают друг другу ногами мяч, стараясь попасть в «котел». Водящий защищает «котел», отбивая мяч обратно игрокам. Тот, из игроков, которому удалось загнать мяч в «котел», становится водящим.
В игру можно играть не ногами, а клюшками. Ведь традиционно такая игра велась загнутыми на конце палками. Зимой можно организовать игру на снегу или ледовой площадке.

Азербайджан

Жители Азербайджана свято соблюдают свои национальные традиции. Традиции сопровождают азербайджанцев с момента рождения и на протяжении всей жизни.

   Праздники же сопровождаются истинно кавказским радушием с учетом всех традиций!

«Арам-Шим-Шим»

          Играющие  берутся за руки, а в центре круга становится ведущий. Он закрывает глаза, вытягивает вперед руку и вращается на месте. Одновременно остальные дети ведут хоровод со словами: "Арам-Шим-Шим, Арам-Шим-Шим, Арамия Гуслия покажи-ка на меня!" В этот ответственный момент все останавливаются и смотрят на кого указал ведущий, тот человек приглашается в центр круга. Он становится спиной к спине ведущему, толпа кричит: "И раз, и два, и три !!", хлопая в ладоши. На счет "три" оба в центре должны повернуть голову в какую либо сторону. Если они повернули головы в одну сторону, то должны обняться, иначе - пожать друг другу руки. После чего в центре остается последний человек и игра продолжается

Белоруссия

- Вас приветствует белорусская земля.

Столица Белоруссии – город Минск. У белорусов издавна ценился труд земледельца и хлебороба. Недаром и гостей встречают хлебом-солью на вышитом рушнике и говорят «Добро пожаловать!», «Сардэчна запрашаем!» - гостеприимно приглашают белорусы. В Белоруссии даже детские игры связаны с трудом людей и именно такую игру мы проведем для вас.

Игра «Посадка бульбы»

Участники делятся на 2 команды и строятся в 2 колонны. Перед ними «лунки» (обручи), куда надо посадить «картофель» (теннисные мячи). Затем обогнуть флажок и собрать картофель в ведро или корзину. Выигрывает команда, раньше справившаяся с заданием. Если мяч выкатился за пределы обруча, игрок сам должен вернуть картофель в лунку.

      Русская народная игра  «Заря»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.

   Наш мир велик и разнообразен. Его населяют миллионы людей во всех частях света. Все они разные: одежда, религия, традиции, история… Но есть у всех нас что-то общее, одно на всех, - это мир, в котором мы живем, это голубое небо, над головой и счастье, и самое главное – ДРУЖБА, которая нас всех объединяет! А пока мы едины – мы непобедимы!

 

Рефлексивно-оценочный этап

- Понравилось вам сегодня путешествовать?

- Игры каких народов вам понравились? Как они называются?

-  Чем полезно такое путешествие?

 

Свой мастер-класс я хочу закончить легендой.

 «Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать.... Каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека - его здоровье. Стали думать, решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека» Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!»

-Я желаю вам беречь то, что нам дано свыше, и помогать сохранять и укреплять здоровье своих  учеников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии во внеурочной деятельности в рамках курса «Игры народов мира»

Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы стремительно набирает темпы. Наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения, трудности организации здоровьесберегающего обучения школьников, особенно младших классов.

На современном этапе актуальной становится задача обеспечения школьного образования без потерь здоровья учащихся.

Положив в основу своей деятельности фразу «Компетентный учитель – здоровый ученик»,  мы стремимся использовать разнообразные приемы здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе для  сохранения и укрепления здоровья детей, формирования  устойчивой мотивации на ЗОЖ 

Работая в этом направлении, я пришла  к выводу, что положительно  на здоровье детей влияют следующие факторы:

- двигательная активность

- психологическое здоровье школьника

- творческий характер процесса обучения

- использование оздоровительной силы природы

- использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс

Один из пяти основных советов доктора медицинских наук В.Ф. Базарного гласит:

«Ребёнок должен как можно больше двигаться. Обязанность взрослых – не ограничивать естественную свободу детей».

Двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития.

Изучив методику В.Ф.Базарного по охране и укреплению здоровья детей, поставила перед собой задачи:

  • организовать эффективную работу на уроке и во внеурочной деятельности для сохранения и укрепления здоровья;
  • создать у детей ощущение радости в процессе обучения
  • развить творческие способности;
  • воспитать  культуру здоровья;
  • научить  детей жить в гармонии с собой и окружающим миром.

Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является внеурочная занятость детей. Основными мероприятиями здоровьесберегающей деятельности по праву считаются: соревнования, игры, турниры,  конкурсы, содействующие физкультурному образованию, здоровью, и удовлетворяющие биологическую потребность детей в движении.

  Программа курса внеурочной деятельности «Игры народов мира» ориентирует на решение задач, не только организации двигательной деятельности младших школьников, но и патриотического воспитания. Данная программа направлена на поддержание народных традиций, на обучение  спортивным народным играм и, вместе с тем, на совершенствование общефизических умений и навыков младших школьников.

Цель программы: формирование устойчивого, заинтересованного, уважительного отношения к культуре родной страны и культуре других стран; содействие укреплению и сохранению здоровья младших школьников; создание эмоционально положительной основы для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине.

Задачи программы:

  • Расширять кругозор учащихся, формировать представления об окружающем мире; воспитывать интерес к традициям и обычаям народов разных стран;

  • Содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

  • Развивать физические качества: ловкость, смелость, физическая активность, упорство в достижении цели, укреплять здоровье обучающихся через игровую деятельность;

  • Способствовать развитию межличностных отношений, контактности, доброжелательности и коммуникативности в игре.

Развивающие эффекты данной внеурочной деятельности заложены в использовании самой естественной для детей формы обучения — игры. Игра - это один из способов развития в ребёнке его интеллекта, творческих способностей, физического здоровья, нравственности. Игры, предлагаемые программой, требуют много движения, смекалки, дают  возможность формирования физических навыков и умений, отлично закаляют тело и душу.

Особый акцент программы сделан на использование народных игр с разной физической нагрузкой для детей, разнообразной степенью двигательной активности. Программой предложены игры, требующие быстроты, ловкости, смелости, упорства в достижении цели.

На занятиях используются разные виды игр:

 - сюжетные игры, преимущественно коллективные,

-бессюжетные подвижные игры,

- подвижные игры с элементами соревнования,

- игры большой, малой и средней подвижности.

Регулярное использование занятий курса «Игры народов мира» позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Правильно организованный игровой двигательный режим укрепляет здоровье, дает возможность добиться значительного улучшения показателей психофизической подготовленности учащихся, и, что особенно важно, благодаря ему физические способности детей развиваются гармонично.

Так как одним из факторов, положительно влияющим на здоровье детей, является  использование оздоровительной силы природы, при любой возможности использую игры на свежем воздухе (зимние и летние игры).

Игры, разученные на занятиях, дети используют при проведении праздников, соревнований, в том числе и в летнем оздоровительном лагере.

Сценарий мероприятия «Игры народов мира»

Психологический настрой. Игры «Доброе тепло», «Распустившийся бутон».

У нас распустился еще один цветок. Как он называется? (Цветик – семицветик). Из какой сказки этот цветок? В чем его волшебство?

Сегодня он поможет нам путешествовать по разным. Чтобы нам  переместиться, надо сказать, волшебные слова заклинания:

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через Север, через юг,

Возвращайся, сделав круг

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели!

Россия

Россия – страна, которая бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество.

Россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания.

    Широко и с размахом празднуют россияне свои праздники: Рождество, Пасху, Масленицу, которые сопровождаются играми, песнопениями, обрядами.

«Котел»

На земле или асфальте чертят концентрические круги. Большой круг – 4-5 метров, маленький – 03.-0.4 метра. Если вы играете на земле, то лучше вырыть маленькую ямку-«котел». Тогда мяч будет останавливаться в углублении и не возникнет вопросов – было ли попадание или нет. Выбранный считалкой водящий-«сторож» должен защищать малый круг – «котел». Он не имеет право выходить за пределы большого круга. Остальные игроки стоят с внешней стороны круга. Они тоже не имеют право заходить за черту. Если игрок заступает за черту, он выбывает из игры. Игроки перебрасывают друг другу ногами мяч, стараясь попасть в «котел». Водящий защищает «котел», отбивая мяч обратно игрокам. Тот, из игроков, которому удалось загнать мяч в «котел», становится водящим.
В игру можно играть не ногами, а клюшками. Ведь традиционно такая игра велась загнутыми на конце палками. Зимой можно организовать игру на снегу или ледовой площадке.

Азербайджан

Жители Азербайджана свято соблюдают свои национальные традиции. Традиции сопровождают азербайджанцев с момента рождения и на протяжении всей жизни.

   Праздники же сопровождаются истинно кавказским радушием с учетом всех традиций!

«Арам-Шим-Шим»

         Играющие  берутся за руки, а в центре круга становится ведущий. Он закрывает глаза, вытягивает вперед руку и вращается на месте. Одновременно остальные дети ведут хоровод со словами: "Арам-Шим-Шим, Арам-Шим-Шим, Арамия Гуслия покажи-ка на меня!" В этот ответственный момент все останавливаются и смотрят на кого указал ведущий, тот человек приглашается в центр круга. Он становится спиной к спине ведущему, толпа кричит: "И раз, и два, и три !!", хлопая в ладоши. На счет "три" оба в центре должны повернуть голову в какую либо сторону. Если они повернули головы в одну сторону, то должны обняться, иначе - пожать друг другу руки. После чего в центре остается последний человек и игра продолжается

Белоруссия

- Вас приветствует белорусская земля.

Столица Белоруссии – город Минск. У белорусов издавна ценился труд земледельца и хлебороба. Недаром и гостей встречают хлебом-солью на вышитом рушнике и говорят «Добро пожаловать!», «Сардэчна запрашаем!» - гостеприимно приглашают белорусы. В Белоруссии даже детские игры связаны с трудом людей и именно такую игру мы проведем для вас.

Игра «Посадка бульбы»

Участники делятся на 2 команды и строятся в 2 колонны. Перед ними «лунки» (обручи), куда надо посадить «картофель» (теннисные мячи). Затем обогнуть флажок и собрать картофель в ведро или корзину. Выигрывает команда, раньше справившаяся с заданием. Если мяч выкатился за пределы обруча, игрок сам должен вернуть картофель в лунку.

        Русская народная игра  «Заря»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.

   Наш мир велик и разнообразен. Его населяют миллионы людей во всех частях света. Все они разные: одежда, религия, традиции, история… Но есть у всех нас что-то общее, одно на всех, - это мир, в котором мы живем, это голубое небо, над головой и счастье, и самое главное – ДРУЖБА, которая нас всех объединяет! А пока мы едины – мы непобедимы!

Рефлексивно-оценочный этап

- Понравилось вам сегодня путешествовать?

- Игры каких народов вам понравились? Как они называются?

-  Чем полезно такое путешествие?

Свой мастер-класс я хочу закончить легендой.

 «Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать.... Каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека - его здоровье. Стали думать, решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека» Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!»

-Я желаю вам беречь то, что нам дано свыше, и помогать сохранять и укреплять здоровье своих  учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных инновационных технологий во внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

     В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего о...

Программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Игры народов России»

Модифицированная программа внеурочной деятельности. Программа содержит приложения: бессюжетные игры; игры - забавы; народные игры; любимые игры детей; считалки....

Применение здоровьесберегающей технологии во внеурочной деятельности

С введение ФГОС второго поколения, в  работу каждого педагога вошла внеурочная деятельность.  Черезмерные нагрузки на учащихся очень ухудшают их здоровье.  Значит, мы должны разработать...

Учебно-методическое пособие.Совмещение урочной и внеурочной деятельности в рамках курса ОРКСЭ

Цели внеурочной деятельности:Обогащение личного опыта ребенкаРазвитие интереса к различным видам деятельностиРазвитие кругозора обучающихсяВовлечение учащихся в проектную деятельностьВ различных форма...

Привлечение родителей и членов семей школьников к внеурочной деятельности в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики». Обмен опытом.

Данная тема предполагает:-создание условий для понимания родителями сущности православной культуры;- активизацию позиции родителей во взаимодействии со школой и расширение их представлений о курсе «Ос...

Занятие в рамках внеурочной деятельности в рамках курса «Я гражданин» во 2 классе Тема: Символика России

Занятие в рамках внеурочной деятельности в рамках курса «Я гражданин» во 2 классе  Название кружка (секции, студии и др.): кружок Я- гражданинТема: Символика РоссииЦель: формиров...

Занятие по внеурочной деятельности на тему: «Национальные игры народов, проживающих на территории Республики Мордовия»

В данном материале представлен опыт реализации муниципальной инновационной площадки по теме «Воспитание этнокультурной компетенции у школьников посредством приобщения к национальной культуре и с...