Родителям на заметку
консультация по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Тавлиханова Наталья Николаевна

Материалы для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       ИГРЫ НА ПРОФИЛАКТИКУ С ДИСГРАФИЕЙ

«ВИСЕЛИЦА»

Играют двое, по очереди становясь ведущими. Ведущий задумывает слово, обязательно известное второму игроку, и рисует на листке пустые клетки по числу букв в загаданном слове. Когда схема готова, игрок называет букву. Если она есть в задуманном слове, ее пишут в соответствующей пустой клеточке. Если ее в слове нет, ведущий записывает эту букву на том же листе бумаги в стороне и начинает рисовать виселицу. Когда виселица готова, начинает рисовать человечка. Каждый проигрыш рисуется одна деталь рисунка – ножка от табуретки, часть тела. Играют до тех пор, пока не будет отгадано слово или не будет завершен рисунок человечка на виселице. Победителем считается тот, кто отгадал слово до того, как был завершен рисунок виселицы.

Можно заменить виселицу чем-нибудь иным. Например, рисовать за проигрыш грустную рожицу, за удачно подобранную букву – веселую. Или за каждый проигрыш рисовать одну деталь от пирата, а за удачные ответы – корону. Кто отгадал слово, тот принц или принцесса.

«ЭРУДИТ»

Русская версия английской игры Скрэббл. Продается в детских магазинах, в отделах, посвященных настольным играм. Игроков несколько. Перед началом игры каждый наугад берет семь фишек с разными буквами. Задача - составить из своих букв слово. Игра активизирует словарный запас, развивает наблюдательность, позволяет младшим игрокам узнать новые слова.

«ЦЕПОЧКА СЛОВ»

Игроки по очереди называют слова. Слово должно начинаться со звука, на который закончилось предыдущее слово: МашинА – АвтобуС – СанкИ – ИголкА – АвтомаТ – ТигР - Ромашка… Можно ограничить слова одной темой – называть только животных, только растения и так далее.

«НАЗОВИ ПЯТЬ…»

Расширяет словарный запас и тренирует память, заодно тренирует мышление. Можно играть по дороге из школы, в очереди, в транспорте, на остановке, намыливая руки, катаясь в лифте, делая что угодно, когда голова свободна. Играть лучше вдвоем. Кто-нибудь предлагает: «Назови пять… цветов!», «Пять имен девочек, животных, видов транспорта, минералов» и т. д. Задания можно усложнять: «Назови пять иностранных имен девочек», «Назови пять диких животных Африки», «Пять садовых цветов». Предлагать задание надо, учитывая возраст и возможности ребенка.

Очень полезно меняться с ребенком местами. Во всех играх предлагайте ребенку роль ведущего, поощряйте его давать задания взрослому. Это добавляет уверенности, не не всегда ведь мама может перечислить, например, всех героев любимого мультфильма или названия машин. Не бойтесь ошибаться. Надо учить ребенка, что ошибаться – не страшно. А учить можно своим примером.

Если всегда держать при себе наготове ручку и блокнот, то в машине, в очереди в поликлинике, на остановке, на прогулке, на даче, если пошел дождь и не получается погулять, можно также поиграть в разные полезные игры. Например, написать длинное слово и составить из него другие слова: «Электричка – тир, три, кит, лак и так далее». Выигрывает тот, кто больше придумает слов, используя только буквы заданного слова.

Можно попробовать превратить одно слово в другое. Пишется слово, задача игроков, заменяя по одной букве за один ход, превратить его в другое слово. Выигрывает тот, после кого уже не получится слово изменить. Можно усложнить задание, написав первое и последнее слова, предложив ребенку самостоятельно восстановить цепочку превращений. Например, муха…бокс: муха-мука-бука-бока-бокс.

Поиграйте в старину. Добудьте чернильную или перьевую ручку и пишите ею записки Деду Морозу, логопедические упражнения, описания зарытых кладов… Такой ручкой невозможно писать неправильно, это еще сказывается положительно на почерке. Вообще полезно придумать какую-нибудь игру на долгий срок, связанную с письмом. Обычно дисграфики не любят писать. Но, бывает, тема так увлечет, что начинают писать фантастические романы про зомби-космонавтов, составлять каталог любимых машин, список блюд для свадьбы принцессы и т.п. Главное, поймать момент, помогать, но не исправлять, а если исправлять, то деликатно. Мне мамы рассказывали, как их недоросли, которых обычно не усадить за уроки, проводили часы, переписывая сложносочиненное имя любимого динозавра или раскрашивая название любезной сердцу музыкальной группы узорами. Что приятно удивляло, ошибки исчезали.



Предварительный просмотр:

                                                       Советы родителям.

1.  Помните! Письмо - сложный вид деятельности, состоящий из разных по сложности операций, которые необходимо выполнять одновременно: это умение различать все звуки, соотносить эти звуки с буквами, выбирая при этом соответствующие буквенные знаки и переводя зрительные образы букв в двигательные. А также важно определять последовательность звуков в слове, соблюдать элементарные орфографические и грамматические правила. Детям тяжело соединить все эти операции в одну. По отдельности ребенок еще может их выполнить, но затрудняется выполнить эти операции одновременно. А тем более тяжело соединить их воедино, если хотя бы одним из этапов ребенок не овладел полностью, на 100%. Установить точный диагноз и причину нарушений – вот залог успешной коррекции.                                                                          2.  Запомните! Никогда не начинайте преодоление дисграфии с упражнений в письме. Очень часто ребенок не успевает в письме, так как не различает на слух некоторые звуки. И абсолютно бесполезно мучить его диктантами, не научив предварительно различать звуки. Причину искать надо – если ребенок не владеет анализом речевого потока или не различает сходные по написанию буквы, успехов в улучшении качества письма диктантами Вы не добьетесь. Это будут лишь упражнения в неправильном письме, и больше ничего.                                                                                                                                     3.  Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.                                                                           4.  Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания. Это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.                                                                                                                 5.  Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.     6.  Диктанты надо писать! Только по-особому.Чрезвычайно медленно! Текст прочитывается целиком. Предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания.                      7. Чего нельзя делать? Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма. Суть исправления дисграфии в том, чтобы искоренить саму мысль о том, что при письме можно ошибки допускать. Текст с ошибками лишний раз показывает ребенку, что ошибки возможны.

Несколько нетрадиционных советов родителям:                                                                                       1. Старайтесь каждые выходные вывозить ребенка на природу и в будние дни больше гулять. Пусть ребенок дышит свежим воздухом и насыщает подкорку головного мозга кислородом.                                                                                                                                                    2. Приучите его каждое утро и вечер массировать шейную и затылочную зоны жестким полотенцем, принимать контрастный душ, все это активизирует мозговую деятельность.            3. Без игр никак нельзя – при всех видах дисграфии или дислексии не будут лишними игры. Играйте в слова: сначала Вы произносите слово и просите ребенка придумать слово, которое начинается на последнюю букву, постепенно усложняйте задачу, пусть ребенок придумывает слова на предпоследнюю или третью с конца букву Вашего слова.
Если у ребенка нет четкого наглядного образа для букв, можно играть так: вырезаем из бархатной бумаги
алфавит (или скручиваем его из толстой проволоки, или лепим из пластилина, или покупаем азбуку на магнитиках), и предлагаем ребенку на ощупь угадывать буквы. Есть замечательная пляжная забава: писать буквы на спине или на детской ладони, отгадывать их.



Предварительный просмотр:

                           Игры на моторику.

Утюг

Утюгом разгладим складки, Будет все у нас в порядке. Перегладим все штанишки Зайцу, ежику и мишке.

2.  Ребром ладони дети имитируют "пиление" по всем направлениям тыльной стороны кисти руки  ("прямолинейное" движение). Кисть и предплечье располагаются на столе, дети сидят.

Пила

Пили, пила, пили, пила1 Зима холодная пришла. Напили нам дров скорее, Печь истопим, всех согреем!

ные движения в сторону мизинца. Тесто

Тесто месим, тесто мнем,

Пирогов мы напечем

И с капустой, и с грибами.

— Угостить вас пирогами?

4.  Самомассаж кисти руки со стороны дони. Кисть и предплечье располагаются столе или на колене, дети сидят. Поглажи ние.

Мама

По головке мама гладит Сына-малолеточку. Так нежна ее ладонь, Словно вербы веточка.

— Подрастай, сыночек милый, Добрым, смелым, честным будь, Набирай ума и силы И меня не Позабудь!

5.  Костяшками сжатых в кулак палы двигать вверх-вниз и справа налево по ла, ни  массируемой  руки   ("прямолинейнс движение).

Терка

Дружно маме помогаем, Теркой свеклу натираем, Вместе с мамой варим щи,

— Ты вкуснее поищи!

6. Фалангами сжатых в кулак пальцев п] изводится движение по принципу "бурав1 ка" на ладони массируемой руки.

Дрель

Папа в руки дрель берет, А она жужжит, поет, Будто мышка-непоседа В стенке дырочку грызет!

7. Самомассаж пальцев рук. Кисть и пр< плечье массируемой руки располагаются столе, дети сидят. "Щипцами", образована ми согнутыми указательным и средним па цами, делается хватательное движение каждое слово стихотворного текста по правлению от ногтевых фаланг к основан пальцев ("прямолинейное" движение).

Клещи

Ухватили клещи гвоздь, Выдернуть пытаются. Может, что-нибудь и выйдет, Если постараются!

8. Движется подушечка большого пальца,   А теперь бежит дорога

положенного на тыльную сторону массируе-   По ухабам, между пней,

мой фаланги, остальные четыре охватывают   Прогуляемся немного,

и поддерживают палец снизу ("спиралевид-   Станут пальчики сильней:

ное" движение).                                                Вот так.

Барашки

На лугах пасутся "бяшки", Раскудрявые барашки. Целый день все: "Бе да бе", Носят шубы на себе.

Шубы в кудрях, погляди, "Бяшки" спали в бигуди, Утром сняли бигуди, Попробуй гладкую найди.

Все кудрявы, до одной, Бегут кудрявою толпой. Уж такая у них мода, У бараньего народа.

9. Движения, как при растирании замерзших рук.

Морозко

Заморозил нас Морозко, Влез под теплый воротник, Как воришка, осторожно В наши валенки проник.

У него свои заботы — Знай морозь, да посильней! Не балуй, Мороз, ну что ты так не жалуешь людей?!

Во второй половине учебного года мы предложили ребятам игровые упражнения с использованием массажеров и мячей маленького размера.

Массажеры представляют собой полусферы из пластмассы с бугристой поверхностью, с ними работают несколько детей, подгруппа одновременно.

Урок

Нажимаем на звонок, Начинается урок: Дзынь — дзынь.

Вот разгладим мы ладошки, Поработаем немножко

И по кругу проведем, Каждый пальчик разомнем.

Дети поочередно нажимают подушечками пальцев обеих рук на бугорки массажера.

Правой, затем левой ладонью проводят по всей поверхности массажера, делая движения "вперед — назад".

Раскрытой рукой, правой, затем левой, проводят по всей поверхности массажера круговым движением.

Дети поочередно подушечкой каждого пальчика "пробегают по дорожке" массажера по направлению к себе.

Упражнения повторяются.

Снова гладим мы ладошки, Поработаем немножко.

И по кругу проведем, Каждый пальчик разомнем.

Вот опять звенит звонок, И кончается урок: Дзынь — дзынь.

2. Сжимание и разжимание в ладони маленьких резиновых мячей:                             

Крепко мячики сжимаем,                    |

Наши мышцы напрягаем, Чтобы пальцы никогда не боялись бы труда!

3. Перекатывание мяча по столу с удержанием его сначала (на первые две строки) между ладошками, затем между большими пальцами,

указательными, средними, безымянными, мизинцами.                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родителям на заметку! У вас появился первоклассник!

В данной статье даны рекомендации родителям, чьи дети являются первоклассниками. Воспользовавшись данными советами, вы поможите своему ребёнку преодолеть трудности первого года обучения....

Родителям на заметку. Советы, памятки , рекомендации.

Рекомендаций, советы, памятки. Надеюсь, что найденный вами здесь материал окажется полезным и поможет организовать учебно-воспитательный процесс дома. ...

Учителям и родителям на заметку

"СВИРЕЛЬ".   Программа обучения и развития  быстро эффективно решает многие проблемы, связанные со здоровьем и обучением младших школьников, содействуя всем направл...

Родителям на заметку

Рекомендации родителям...

Родителям на заметку "Готовность к обучению в школе"

Детские психологи утверждают, что в нежелании детей учиться в большинстве случаев виноваты родители! Именно они, действуя из самых лучших побуждений, но неграмотно или даже грубо, отбивают у реб...

Родителям на заметку

   Консультации, памятки для родителей первоклассников....

Родителям на заметку

  Дети учатся у взрослых всему  и от того, чему их взрослые научат зависит их будущее....