Обеспечение безопасности детей в период майских праздников и летних каникул
материал по зож (2 класс) на тему
В период летнего отдыха у детей и подростков значительно увеличивается объем свободного времени. При нахождении детей и подростков без присмотра взрослых резко возрастают риски несчастных случаев, приводящих к травмам, увечьям, и даже детской смертности от внешних причин.
Задача родителей сделать все возможное, чтобы максимально обезопасить своего ребенка от несчастного случая. Наиболее распространенные несчастные случаи, приводящие к увечьям и смерти детей: ожоги; падения с высоты; утопления; отравления; поражения электрическим током; дорожно-транспортные происшествия, включая происшествия с участием мотоциклистов, велосипедистов, а так же роллинг (катание на роликах). На основании статистических данных, полученных из баз данных Всемирной организации здравоохранения, можно утверждать, что причинами несчастных случаев в детском возрасте чаще всего является: ─ отсутствие должного надзора за детьми всех возрастных групп; ─ неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом. Возникновению несчастных случаев способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obespechenie_bezopasnosti_detey_v_period_mayskih_prazdnikov_i_letnih_kanikul.docx | 24.75 КБ |
Предварительный просмотр:
- Обеспечение безопасности детей в период майских праздников и летних каникул
В период летнего отдыха у детей и подростков значительно увеличивается объем свободного времени. При нахождении детей и подростков без присмотра взрослых резко возрастают риски несчастных случаев, приводящих к травмам, увечьям, и даже детской смертности от внешних причин.
Задача родителей сделать все возможное, чтобы максимально обезопасить своего ребенка от несчастного случая. Наиболее распространенные несчастные случаи, приводящие к увечьям и смерти детей: ожоги; падения с высоты; утопления; отравления; поражения электрическим током; дорожно-транспортные происшествия, включая происшествия с участием мотоциклистов, велосипедистов, а так же роллинг (катание на роликах). На основании статистических данных, полученных из баз данных Всемирной организации здравоохранения, можно утверждать, что причинами несчастных случаев в детском возрасте чаще всего является: ─ отсутствие должного надзора за детьми всех возрастных групп; ─ неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом. Возникновению несчастных случаев способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности. Причины несчастных случаев с детьми имеют возрастную специфику: ─ В возрасте до 4 лет дети чаще подвергаются несчастным случаям, самостоятельно познавая окружающий мир. ─ В возрасте от 5 до 10 лет несчастные случаи наступают вследствие шалости, неосторожного поведения ребенка. ─ В возрасте от 10 до 14 лет и старше – вследствие борьбы за лидерство. Так, у детей 10–12 лет появляются новые интересы, они становятся более активными, самостоятельными, в играх стараются проявить изобретательность, стремятся утвердиться в среде сверстников. ─ Бурная энергия и активность – факторы, способствующие возникновению несчастных случаев у школьников 10–13 лет. Подросток, сознавая свою «нескладность», старается ее скрыть напускной грубостью, бравадой. Начавшаяся интенсивная деятельность желез внутренней секреции сказывается на состоянии нервной системы подростков. Неуравновешенность, вспыльчивость, повышенная возбудимость с недостаточной выдержкой делают их шумными, импульсивными.
С учетом указанных причин работа родителей по предупреждению несчастных случаев должна вестись в следующих направлениях: создание безопасной среды пребывания ребенка, обеспечение надзора, систематическое обучение детей основам профилактики несчастных случаев. Создание безопасной среды пребывания ребенка предполагает: 1) организацию досуга ребенка, включение его в интересные и полезные развивающие занятия; 2) ограничение опасных условий, обеспечение недоступности для ребенка опасных средств и веществ; 3) запрет на пребывание ребенка в местах, связанных с рисками для жизни и здоровья без присмотра взрослых (стройках, запретных и промышленных зонах, местах интенсивного движения транспорта, открытых водоемах и т.п.); 4) обеспечение постоянного надзора за времяпровождением и занятиями ребенка (обеспечение организованного отдыха или присмотра со стороны самих родителей, родственников и т.п., регулярный контакт с ребенком в течение дня с использованием электронных средств связи). Систематическое обучение детей основам профилактики несчастных случаев включает: 1) информирование ребенка о видах и причинах несчастных случаев, рисках, влекущих за собой травматизм, увечья и смерть, а так же об условиях и способах избегания несчастных случаев; 2) регулярное инструктирование ребенка о правилах и мерах безопасного поведения в быту, на улицах, дороге, транспорте, на игровых и спортивных площадках и т.п.; 3) обучение ребенка (особенно подростка) противостоянию подстрекательству к опасному поведению со стороны ровесников или старших товарищей, формирование ответственности за здоровье и жизнь окружающих людей, особенно младших товарищей, которые могут стать жертвой нелепых и опасных рекомендаций подростков, подстрекающих к опасным играм и занятиям; 4) обучение ребенка элементарным мерам первой помощи, и, прежде всего, обеспечение возможности обратиться за помощью к взрослым.
Основные условия успешной профилактической работы с детьми: 1. Чтобы избежать несчастных случаев, родители, прежде всего, должны изменить свое собственное отношение к рискам. Несчастные случаи должны перестать считаться роковым злом, которое почти невозможно предупредить. Только при таком условии можно выработать у ребенка навыки осмотрительного поведения. 2. Родители сами должны показывать пример безопасного и ответственного поведения. 3. Важно не развить у ребенка чувства робости и страха, а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно! 4. Никакой реальной пользы не будет от бесконечных напоминаний «будь осторожен», «делай аккуратно». Необходимо конкретно объяснять, что именно следует делать и что делать нельзя. Следует научить его последовательно выполнять ряд действий, объясняя, почему необходимо делать именно так. Действие, которое взрослыми совершается автоматически, ребенку надо объяснить детально. 5. Основное внимание взрослых в профилактике обычно бывает направлено на предупреждение дорожно-транспортного травматизма и предупреждение несчастных случаев при выполнении хозяйственных работ. Родителям важно понимать, что несчастные случаи чаще всего происходят во время игр и развлечений, именно им уделять повышенное внимание при инструктировании ребенка. 6. Очень важно приучать детей к самообслуживанию, к участию в домашнем труде. Ребята, помогающие родителям, как правило, более аккуратны и внимательны и менее подвержены действию опасных факторов. Приучая ребенка к работе по дому, следует подробно разъяснить ему, почему необходимо выполнять те или иные правила при пользовании ножом, иголкой, электроприборами, механизированными инструментами. 7. Иногда бывает полезно рассказать школьнику о несчастных случаях, происшедших с другими детьми. Чтобы этот рассказ запомнился ребенку и принес реальную пользу воспитанию навыков правильного поведения, необходимо предоставить ему возможность самому разобраться в причинах несчастья. Ребенок должен понять, как можно было бы в данной ситуации избежать опасности. Именно такой подход убедит его в том, что опасность всегда можно предотвратить. 8. Родители не должны равнодушно проходить мимо небезопасных шалостей детей, их долг предотвратить беду, даже если она угрожает чужому ребенку. Если родители совместно с детьми становятся свидетелями опасного и рискового поведения других людей, это должно стать поводом для серьезного обсуждения.
Ожоги. Ожоги могут быть вызваны соприкосновением с горячими поверхностями, горючими веществами, при нахождении вблизи открытого огня, а так же наступить в результате длительного пребывания на солнце (эти ожоги могут сопровождаться солнечным или тепловым ударом). Для предупреждения ожогов: ─ ограничьте доступ детей к открытому огню, явлениям и веществам, которые могут вызвать ожоги. ─ запретите детям разводить костры и находиться вблизи открытого огня без присмотра взрослых. Для профилактики солнечных ожогов и ударов необходимо: ─ защищать в солнечную жаркую погоду голову светлым (светлое лучше отражает солнечный свет), легким, легко проветриваемым головным убором желательно из натурального хлопка, льна; ─ защищать глаза темными очками, причем очки должны быть с фильтрами, полностью блокирующими солнечные лучи диапазона А, В; ─ Избегать пребывания на открытых пространствах, где прямые солнечные лучи. Солнце самое активное и опасное в период: с 12 до 16 часов. ─ нанести на кожу ребенка солнцезащитный крем (не менее 25-30 единиц) за 20-30 минут до выхода на улицу необходимо; ─ находиться на солнце (если ребенок загорает в первый раз) можно не более 5-6 минут и 8-10 минут после образования загара; ─ принимать солнечные ванны не чаще 2-3 раз в день с перерывами, во время которых ребенок должен быть в тени; ─ избегать воздействия прямых лучей солнца на непокрытое тело, а особенно голову. С этой целью необходимо прикрываться зонтом, чередовать купание и отдых, не засыпать на солнце, не совершать продолжительных экскурсий в жару, больше пить; ─ не находиться долгое время на солнце (даже если под зонтом). Продолжительность солнечных ванн вначале не должна быть дольше 15-20 минут, впоследствии можно постепенно увеличить время, но не дольше двух часов с обязательными перерывами нахождения в тени и прохладе; ─ загорать лучше не лежа, а в движении, принимать солнечные ванны в утренние часы и вечерние; ─ приучать ребенка поддерживать в организме водный баланс: находясь на отдыхе, на море пить не меньше 2-3-х воды литров в день; ─ протирать время от времени лицо мокрым, прохладным платком, чаще умываться и принимать прохладный душ. ─ научить ребенка при ощущении недомогания сразу же обращаться за помощью.
Падения с высоты. Падения с высоты чаще всего связаны с пребыванием детей без присмотра в опасных местах на высоте, с опасными играми на крышах, чердаках, сараях, деревьях и с нарушением правил поведения на аттракционах и качелях. Для предупреждения падения с высоты необходимы: ─ запретить детям играть в опасных местах; ─ не оставляйть детей без присмотра на высоте; ─ объяснить подробно правила пользования аттракционами и качелями: необходимость соблюдения всех правил безопасности (не вставать во время движения аттракциона или во время раскачивания, не раскачиваться на большую высоту и т.п.) и использования всех страховочных приспособлений; ─ обеспечьте безопасность при открытых окнах и балконах: обеспечьте присмотр и объясните ребенку, что москитные сетки не защищают от падений!
Отравления. Отравления чаще всего наступают в результате вдыхания или соприкосновения ребенка с ядовитым веществом, употребления внутрь медикаментов, а так же при употреблении в пищу ядовитых грибов, ягод или ядовитых растений. Для предупреждения отравления необходимо: ─ хранить ядовитые вещества и медикаменты в недоступном для детей месте, в специально маркированной посуде; ─ давать ребенку лекарственные препараты только по назначению врача и ни в коем случае не давать ему лекарства, предназначенные для взрослых или детей другого возраста; ─ не употреблять в пищу незнакомые грибы и ягоды. объясните ребенку, что пробовать незнакомые грибы, ягоды и другие растения опасно для жизни.
Поражение электрическим током. Поражение электрическим током чаще наступает при нахождении детей в запрещенных местах (стройках, промышленных зонах, заброшенных домах и т.п.). Для предупреждения поражения электрическим током необходимо: ─ запретить детям играть в опасных местах; ─ объяснить ребенку опасность прикосновения к электрическим проводам.
Утопления. Утопления происходят по причине купания в запрещенных местах, ныряния на глубину или неумения ребенка плавать. Для предупреждения утопления необходимо: не оставлять ребенка без присмотра вблизи водоема; ─ разрешать купаться только в специально отведенных для этого местах; ─ если ребенок не умеет плавать, обеспечьте его защитными средствами; ─ напоминать ребенку правила поведения на воде перед каждым посещением водоема.
Роллинговый травматизм. Роллинговый травматизм наступает в результате падений при катании на роликовых коньках. Нередко приводит к тяжелейшим повреждениям опорно- двигательного аппарата и травмам головы, иногда несовместимым с жизнью. Для предупреждения роллингового травматизма необходимо: ─ выбирать правильно роликовые коньки: голенище должно надежно поддерживать голеностопный сустав; ─ научить ребенка стоять и перемещаться на роликах. Для этого можно подвести к перилам, поставить между двух стульев. проследите за правильной постановкой голеностопного сустава; ─ научите хотя бы одному способу торможения. Если не можете сами — пригласите опытного роллера; ─ обязательно приобрести наколенники, налокотники, напульсники и шлем. Это предупредит основные травмы. Требуйте их использования ребенком; ─ научить правильно падать: вперед на колени, а затем на руки; ─ запретить кататься вблизи проезжей части; ─ научить детей избегать высоких скоростей, следить за рельефом дороги, быть внимательным.
Дорожно-транспортный травматизм. Дорожно-транспортный травматизм происходит при несоблюдении правил дорожного движения с участием пешеходов, автомобилей, при езде на велосипеде и мотоцикле. Для предупреждения дорожно-транспортного травматизма необходимо: ─ соблюдать неукоснительно САМИМ, а также научить ребенка соблюдать правила дорожного движения; ─ научить ребенка правильно переходить проезжую часть (в установленных местах, на разрешенный сигнал светофора, убедившись в отсутствии транспортных средств). Самая опасная машина — стоящая: ребенок считает, что если опасности не видно, значит, ее нет. Но, выходя из-за такой машины на проезжую часть, 63 ребенка из 100 попавших в дорожное происшествие попадают под колеса другой машины; ─ использовать при перевозке ребенка в автомобиле специальное кресло и ремни безопасности; ─ научить ребенка безопасному поведению при езде на мотоцикле и велосипеде. Дети должны в обязательном порядке использовать защитные шлемы и другие приспособления. Серьезный риск представляет нарушение правил поведения на железной дороге. Для предупреждения дорожно-транспортного травматизма на железной дороге необходимо: ─ не оставлять детей без присмотра вблизи железнодорожных путей; ─ запрещать детям находиться на железнодорожных узлах, развязках и т.п., кататься на крышах, подножках, переходных площадках вагонов; ─ учить детей переходить железнодорожные пути только в специально отведенных местах; соблюдать САМИМ и требовать от детей соблюдения правил проезда в железнодорожном транспорте: нахождения на платформах, посадки и высадки пассажиров из вагона, поведения в вагонах.
Родители должны помнить, что соблюдение правил безопасности во всех ситуациях – средство спасения жизни и здоровья ребенка!
- «Детский телефон доверия» – самый популярный и широко известный вид экстренной психологической помощи детям»
В рамках Общенациональной информационной компании по противодействию жестокому обращению с детьми Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Общероссийский Детский телефон доверия 8-800-2000-122 работает в Воронежской области с 1 сентября 2010 года.
Год от года растет количество обращений родителей по сложным проблемам воспитания и общения с детьми. Ежегодно психологи оказывают более 1 миллиона консультаций детям, подросткам, их родителям и педагогам. В апреле 2018 года был зафиксирован 7 500 000 звонок.
При звонке на этот номер в любом населенном пункте Российской Федерации со стационарных или мобильных телефонов дети, подростки и их родители, иные граждане могут получить экстренную психологическую помощь, которая оказывается специалистами действующих региональных служб, подключенных к единому общероссийскому номеру.
Конфиденциальность и бесплатность – два основных принципа работы детского телефона доверия. Это означает, что можно получить психологическую помощь анонимно и бесплатно и тайна обращения гарантируется.
Общение с психологом абсолютно анонимно: называть свое имя, фамилию адрес никто не потребует.
Счета за разговор, каким бы длительным он не получился, не последует: звонок с любого мобильного или стационарного телефона бесплатный.
Цель такой помощи – способствовать профилактике семейного неблагополучия, стрессовых и суицидальных настроений детей и подростков, защите прав детей и укреплению семьи.
В службе телефона доверия работают прошедшие специальную подготовку психологи-консультанты.
Их главная задача — снять остроту психоэмоционального напряжения, переживаний, которые испытывает звонящий в данный момент, и уберечь юного или взрослого собеседника от опрометчивых и опасных поступков.
Задача следующая:
- вместе с абонентом проанализировать ситуацию,
- выявить ее причины,
- подсказать алгоритмы выхода из сложившегося положения,
- мотивировать человека на то, чтобы он сам постарался решить проблему.
Основной контингент звонящих на телефон доверия – дети и подростки (около 60% всех звонков). Основные причины их обращений – проблемы взаимоотношений в подростковой среде – дружба и неприятие сверстниками, первая взаимная и безответная любовь, страх перед ЕГЭ, отсутствие взаимопонимания с родителями и другие трудности нашего непростого времени.
Интересна история возникновения Телефона доверия. Первый такой Телефон появился в 1953 году как форма помощи людям в кризисном состоянии – как профилактика суицидов. Англичанин Чад Вара объявил свой номер телефона и предложил звонить людям в любое время, если в их жизни возникаю сложности, с которыми они сами не в состоянии справиться: когда они одиноки, растеряны или думают о том, чтобы покончить с жизнью. Он и не предполагал, что на него обрушится все время нарастающая лавина звонков. Несколько дней он справлялся с хлынувшими обращениями сам. Главное, что он понял за это время, - все звонившие, прежде всего, нуждались в дружеской помощи. Вскоре он пришел к выводу, что в одиночку ему с этим делом не справиться, и стал искать добровольных помощников. Из этой истории использования телефона для доступной помощи одних людей другим вскоре родилось всемирное движение людей, оказывающих эту помощь. Сейчас в мире существует целая сеть служб экстренной помощи по телефону. Это популярный и широко известный вид профессиональной психологической помощи.
В Службе детского телефона доверия работают специально обученные специалисты – психологи. Телефон доверия дает возможность человеку, переживающему какие-либо трудности, получить поддержку, быть понятым и принятым, разобраться в сложной для него ситуации в более спокойной обстановке и решиться на конкретные шаги.
- телефон доверия открыт для каждого человека. В том числе и для родителей. Не важен возраст, национальность, состояние здоровья звонящего. Основная идея состоит в том, что любой человек имеет право быть принятым, выслушанным и получить помощь.
- человек может поделиться с консультантом Телефона доверия любой беспокоящей его проблемой, особенно той, которую сложно обсудить с родными и знакомыми.
- помощь на телефоне доверия всегда анонимна. Позвонивший и консультант не должны сообщать свою фамилию, адрес и другие данные. Достаточно просто назвать свое или вымышленное имя для удобства общения.
- обращаясь на телефон доверия, человек может получить интересующую его информацию.
В сентябре 2016 года запущен сайт "Детский телефон доверия"
На сайте кроме информации о Детском телефоне доверия, проводимых конкурсах и мероприятиях действует ЧАТ.
Дети, подростки и молодые люди до 18 лет, а также родители и другие лица, участвующие в воспитании ребенка, могут обратиться через этот чат к психологу только с уточняющими с вопросами о работе Детского телефона доверия и проблемах, по которыми консультируют психологи телефона доверия. Чтобы получить психологическую помощь, наберите номер 8-800-2000-122.
Это безопасно - бесплатно и анонимно.
ПОМОЩЬ ПО ТЕЛЕФОНУ ДОВЕРИЯ
ОКАЗЫВАЕТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО, АНОНИМНО И БЕСПЛАТНО!
8-800-2000-122
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятки для родителей по обеспечению безопасности детей в период летних каникул
Памятки для родителей по обеспечению безопасности детей в летний период...
Безопасность детей в период новогодних праздников
Во время новогодних праздников, помимо обычных правил пожарной безопасности следует соблюдать ещё несколько простых норм, которые позволят вам получить от выходных дней только положительные эмоции....
Памятки для родителей по обеспечению безопасности детей на каникулах
Дорожно-транспортные происшествия. Основные правила безопасного поведения на воде. Противопожарная безопасность....
Памятка родителям по обеспечению безопасности детей во время каникул
Памятка родителям по обеспечению безопасности детей во время каникул...
Памятка родителям «Обеспечение безопасности детей» (ПДД, пожарная безопасность, безопасное поведение при работе с интернетом).
Памятка родителям «Обеспечение безопасности детей»....
"Безопасность детей на улице и дома в летний период"
Презентация на тему: "Безопасность детей на улице и дома в летний период"...
Буклет о безопасности детей в период летних каникул
Данная памятка позволит родителям обратить еще раз внимание на безопасность детей в летний период....