Методическое пособие: Здоровьесберегающие технологии в начальной школе по методике доктора В.Ф. Базарного
методическая разработка по зож на тему
Пособие
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическое пособие: Здоровьесберегающие технологии в начальной школе по методике доктора В.Ф. Базарного
Кузнецова Анна Федоровна
учитель начальных классов
Содержание
Введение
Ι. Актуальность использования технологий доктора В.Ф.Базарного. Анализ ситуации, предшествующей реализации здоровьесберегающих технологий по методике В.Ф.Базарного.
1. Наблюдение за физическим, эмоциональным состоянием первоклассников в течение первого года обучения в школе (2010-2011 уч.г.)
ΙΙ. Организация учебно-воспитательной работы в начальной школе по методике доктора В.Ф.Базарного (2011-2013 уч.г.).
- Изучение и использование основных методов и приёмов, используемых в здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного:
а) режим динамической смены поз (конторки)
б) упражнения для расширения зрительных горизонтов (настенные картины)
в) упражнения на зрительную координацию («сенсорные кресты»)
г) зрительно-координаторные тренажи (офтальмотренажёры)
д) упражнения на мышечно-телесную координацию
2. Практическое использование технологий здоровьесбережения
3. Взаимосвязь здоровьесберегающей технологии доктора В.Ф. Базарного с развивающей системой Л.В.Занкова.
ΙΙΙ. Результаты отслеживания.
ΙV. Заключение.
Введение
Здоровье и школа.
На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то все остальное бессмысленно.
Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы набирает темпы. Специальные исследования показали, что наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения.
Современная школа непосредственно с решением образовательных задач призвана решать задачи повышения работоспособности и укрепления здоровья учащихся, особенно младших классов, а из них первоклассников и учащихся с ослабленным здоровьем. Призвана, правильно с физиолого-гигиенических позиций, организовывать индивидуально-дифференцированный подход к детям с отклонениями в состоянии здоровья.
В современной школе чаще всего условия сохранения здоровья понимаются и соблюдаются лишь в отношении “физического благополучия” участников образовательного процесса, то есть связываются с созданием внешних условий, соответствующих санитарным правилам СанПиН, с организацией обучения здоровому образу жизни (см. Приложение 1). При этом крайне мало внимания уделяется “состоянию психического и социального благополучия”. Это убедительно доказывают данные института возрастной физиологии РАО, в соответствии с которыми в школу приходят около 20% первоклассников, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера. Однако уже к концу 1 класса число таких детей увеличивается до 60- 70%. За 8- 9 месяцев обучения существенно не меняется влияние ни гигиенических, ни социальных, ни экологических факторов, но резко ухудшается состояние психического здоровья детей, что свидетельствует о негативном влиянии, которое оказывает именно школа. Это влияние всей совокупности школьных факторов: условий обучения, учебной и внеучебной нагрузки, стиля взаимодействия с педагогом, со сверстниками, адекватности требований и методик обучения.
Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузок, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья. На современном этапе актуальной становится задача обеспечения школьного образования без потерь здоровья учащихся.
Ι. Актуальность использования технологий доктора В.Ф.Базарного. Анализ ситуации, предшествующей реализации здоровьесберегающих технологий по методике В.Ф.Базарного.
Владимир Филиппович Базарный– знаменитый хирург – офтальмолог, доктор медицинских наук, профессор, ранее руководил лабораторией органов чувств при НИИ медицинских проблем Севера Сибирского отделения Академии наук СССР в Красноярске. Двадцать лет он занимался изучением влияния школы на здоровье в Московской областной научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования в г.Сергиев Посад Московской области. За это время специалистами этой лаборатории предложены и защищены патентами 44 уникальные технологии оздоровления детей в процессе дошкольного и школьного воспитания.
По мнению В.Ф.Базарного, сегодня вся концептуальная основа школьной жизни ориентирована против природы ребёнка.
Во - первых, в её основе лежит закрепощение детского организма – режим систематического сидения, «близорукого» и узкоформатного зрения. Специалистами лаборатории доказано, что через 10 – 15 минут работы на контрольной ребёнок испытывает нагрузки, сравнимые с теми, что переживают космонавты на старте. Результат – так называемый школьный шок и ранняя стенокардия.
Во – вторых, - сенсорно обеднённая школьная среда закрытых помещений и ограниченных пространств. За 11 лет, проведённых в четырёх бетонных стенах, угасает образно-чувственное восприятие мира, сужаются зрительные горизонты, угнетаются эмоциональные реакции детей.
В – третьих, не менее губительно так называемое раннее «интеллектуальное» развитие детей, замещающее собой развитие чувственное. Активно познавая мир символов и слов, дети утрачивают связь с реальным миром и постепенно теряют воображение.
Отмеченные виды напряжённости угнетают важнейшие биоритмы организма, биологические процессы созревания и развития, способствуют возникновению целого ряда школьных форм патологии: близорукости, нарушения осанки, сердечно – сосудистых, нервных расстройств. К тому же всякое заболевание, даже непродолжительное, изменяет реакцию организма, ухудшая функциональное состояние центральной нервной системы, обуславливая падение работоспособности и высокую утомляемость. Дети, страдающие различными хроническими заболеваниями, обладают слабой успеваемостью вне зависимости от системы обучения. Умственная же работоспособность и успешность овладения детьми школьной программой напрямую зависит от показателей здоровья. Тем более что с каждым годом число детей – первоклассников, имеющих различные патологии, увеличивается.
Поэтому передо мной встали вопросы: как помочь ребёнку быть физически здоровым? Как бороться с имеющимися заболеваниями? Как с наибольшей пользой проводить профилактические мероприятия? Пытаясь ответить на данные вопросы, я в составе инициативной группы, приняла участие в реализации самостоятельно разработанного проекта «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности». Результаты использования данного проекта были оформлены и представлены в 2011 году на областной конкурс проектов по здоровьесбережению. Моя работа «Здоровье детей – богатство нации, здоровая нация – сила государства» была удостоена грамоты лауреата конкурса в номинации «Лучший интернет-проект, направленный на оздоровление младших школьников» и с ней я приняла участие в работе региональной научно-практической конференции «Защита детства на Дону» в октябре 2011года в г.Ростов-на-Дону и в областной научно-практической конференции в апреле 2013года в г.Ростов-на-Дону. Закончив работу в рамках этого проекта, я изучила и стала использовать в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающие технологии, автором которых является доктор В.Ф.Базарный.
ΙΙ. Организация учебно-воспитательной работы в начальной школе по методике доктора В.Ф.Базарного .
Доктор Базарный создал систему педагогических технологий, позволяющих обучать детей, при этом сохраняя и укрепляя их здоровье. Уже сегодня в России и за ее пределами около 1000 образовательных учреждений работают по технологии Базарного. Особенность технологий доктора Базарного в их общей доступности, их внедрение не требует дополнительных материально-финансовых затрат. Все необходимое оборудование можно сделать своими руками.
Особенности здоровьесберегающей технологии по методике В. Ф. Базарного.
Методика В.Ф. Базарного обеспечивает реализацию главной задачи каждого образовательного учреждения – выполнение базовых федеральным законов РФ «О гарантиях прав ребенка РФ», «Об охране здоровья граждан», «Об образовании» и запрос общества на здоровое поколение. Это единственная здоровьеразвивающая технология, которая признана научным открытием Академией медицинских наук, защищена патентами и авторскими правами, одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН, утверждена Правительством как общая федеральная программа, прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ, имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ и позволяет строить учебный процесс на основе телесной вертикали сообразной подвижной природе школьника, а также дает гарантированный результат улучшения здоровья учащихся в целом. Материально-техническое обеспечение данной технологии (специализированная мебель, тех. средства) включено в нормативные документы Министерства образования и науки РФ. Производство необходимого учебного оборудования ведется в соответствии с патентом под авторским контролем. Методика обеспечивается информационным, консультационным и методическим сопровождением. Осуществляется подготовка и переподготовка педагогических кадров всех уровней на всех этапах реализации.
В чём же суть данной системы обучения и воспитания? На этот вопрос так отвечает автор этой методики, руководитель отдела сенсорных систем Института медицинских проблем Севера, профессор В. Ф. Базарный: «Наша задача: сохранить и преумножить здоровье детей в детских садах и школах. Для её решения мы возвращаем многообразный цветной, движущийся мир в эти учреждения. Вместо традиционной сгорбленной сидячей позы - режим меняющихся поз, когда можно стоя и сидя работать в течение занятия, урока. Вместо сухих страниц учебника – экологические буквари. Вместо близорукого обучения, когда взгляд прокован к столу, - поиск необходимой информации на большом расстоянии. Внедряем разработанные системы коллективных и индивидуальных тренажёров, повышающих активность различных органов чувств ребят, заставляющих их быть всё время в действии».
Владимир Федорович считает, что через физические усилия, активность чувств формируется человек, его здоровье, нравственное и физическое: «Ребёнок нормально растёт, когда он на ногах. Глаза его будут зоркими только в условиях постоянного зрительного поиска на просторе. Вот поэтому мы возвращаем детям весь диапазон запахов, звуков, цвета…детей поддерживаем на волне эмоциональной активности и естественного интереса…».
- Изучение и использование основных методов и приёмов, используемых в здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного.
Какие же принципы В.Ф. Базарный предложил использовать во всех школах и детских садах? Рассмотрим некоторые из них:
Во-первых, учебные занятия должны проводиться в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью - парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка - основа энергетики человеческого организма. Организм ребенка сам тянется к, тому, что для него желательно. Дети меняют позу через 15-20 минут или по своему желанию занимают свободное место, меняя позу.
Во-вторых, в процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции необходимо использовать схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажеры "Бегущие огоньки”. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, в том числе реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.). Занимают все эти упражнения не более 3-4-х минут урока и проводятся на материале учебного предмета.
В-третьих, с целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного (чувственно-образного и интеллектуального) восприятия и познания мира на уроках по всем предметам должен применяться специально разработанный "Экологический букварь” (картина-панно), расположенный на одной из стен класса и изображающий уходящую в бесконечность и насыщенную природными и рукотворными зрительными стимулами местность, на которой с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока. Это даёт возможность практически "бескнижного” обучения в детском саду и в начальной школе, что исключает формирование у детей шизоидной психической конституции и раннюю потерю зрения. Разумеется, компьютеры в этом возрасте абсолютно исключены.
В-четвёртых, важнейшая особенность всех уроков состоит в том, что они должны проводиться в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого учитель использует подвижные "сенсорные кресты”, карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе. А также специальные держалки (коромысла), позволяющие переключать зрение детей с ближнего на дальнее.
В-пятых, дети совместно с педагогами и родителями сами созидают по законам искусства и трудового рукотворчества окружающую их жизненную среду. Именно такой труд создаёт и возвышает человека, делает его Личностью в полном смысле этого слова.
К основным методам и приемам, используемым в здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного относят:
А)Режим динамической смены поз (конторки, коврики для ног).
Б)Упражнения для расширения зрительных горизонтов (настенные картины)
В)Упражнения на зрительную координацию («сенсорные кресты»).
Г)Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры).
Д)Упражнения на мышечно-телесную координацию.
Целью модели подвижного урока (по Базарному) является создание здоровьесберегающих условий обучения на уроке через увеличение двигательной активности.
Задачи модели подвижного урока:
• Осуществление оптимальной двигательной активности учащихся на уроке;
• Соблюдение режима динамических поз для оптимизации функционального состояния организма и сохранение работоспособности учеников на уроке;
• Организация здоровьесберегающей функции урока через проведение физкультминуток и оздоровительных пауз.
Структура подвижного урока включает четыре основные педагогические здоровьесберегающие технологии:
1. режим динамических поз;
2. физкультминутки;
3. оздоровительные паузы;
4. передвижение по классу.
В Приложении №5 предлагаю разработки нескольких уроков с использованием технологии здоровьесбережения по методике В.Ф.Базарного.
- Практическое использование технологий здоровьесбережения
Рассмотрим более подробно каждый из методов и приёмов.
А Режим динамической смены поз (конторки, коврики для ног).
В. Ф. Базарный предложил техническое решение, позволяющее сохранить существующую мебель, внедрить методику динамических поз, возвратиться к оптимальной для зрительного труда наклонной рабочей поверхности и решить такую важную для здоровья детей проблему, как соответствие школьной мебели росту учащихся.
Первое, что я сделала – это заменила традиционную противоестественную рабочую позу школьников (в положении “сидя”), негативно влияющую на их физическое, психическое и духовное развитие. На традиционные столы добавила приставку в виде удобной конторки и приучила детей работать в разных позах “стоя - сидя”
Отправным уровнем высоты верхнего края конторки является точка у края грудины в районе «солнечного сплетения. Этот уровень является исходным, ориентировочным, по которому в последующем может проводиться дальнейшая корректировка и «подгонка» уже рабочей высоты конторки. О чем идет речь? Если при исходной высоте конторки ребенок во время письма продолжает склоняться, то вся поверхность конторки постепенно поднимается до тех пор, пока ребенок не примет строго вертикальную стойку. При укоренении телесной вертикали уровень конторки можно постепенно опустить до своего первичного исходного уровня. Средне-оптимальным углом наклона рабочей поверхности конторки является угол в 14-17 градусов.
Размеры конторки соответствуют примерно ½ ширине учебного стола (фото 2). Это позволяет, чтобы один ученик работал за конторкой, а второй сидел за свободной половиной стола. Учащиеся, поочерёдно меняясь местами, работают часть урока то стоя, то сидя.
Я планирую уроки с таким расчётом, чтобы дети несколько раз организованно переходили из одного положения в другое.
Практика показала, что на начальных этапах адаптации детей к динамическим позам наиболее оптимальным режимом оказался тот, при котором дети меняют позы "стояние-сидение" в 1-м классе через каждые 5-7 минут, во 2–3–4-х – через 12–15 минут. Работа за конторкой стоя формирует у ребенка чувства координации и равновесия, является профилактикой нарушений опорно-двигательного аппарата, заболеваний сердечно-сосудистой системы, предупреждает появление близорукости.
МЕТОДИКА ПОДБОРА ОПТИМАЛЬНОЙ ВЫСОТЫ КОНТОРКИ
Оптимальная высота конторки определяется следующим образом. Каждый ребенок, стоящий у края своего стола, сгибает руку таким образом, чтобы большой палец упирался в нижний край грудины, а локтевая часть руки располагалась строго параллельно полу. После чего измеряется высота от поверхности стола до локтя. Этот размер и соответствует высоте нижнего края конторки, устанавливаемой на стол.
Практика вскрыла, что, несмотря на оптимально подобранную высоту, некоторые дети все же могут еще несколько склоняться в процессе письма. В этих условиях вступает в силу жесткое требование: уровень высоты конторки необходимо повышать сверх оптимального уровня до тех пор, пока ребенок ни в коей мере не будет склоняться при письме.
Необходимо строго следить за тем, чтобы за одним столом (одной конторкой) работали дети с одинаковым ростом.
При работе за конторкой нужно обратить особое внимание на соблюдение следующих общегигиенических и эргономических требований:
1. Высота конторки должна быть подогнана безукоризненно в соответствии с ростом ребенка.
2. Специально выполненными исследованиями установлено, что оптимальным углом наклона столешницы (рабочей поверхности) является 14-17°.
3. Гигиенически оптимальным следует считать, если обувь снята и ребенок находится в носочках из естественной ткани (идеальный вариант — босиком).
4. Под ноги рекомендуется поместить массажный коврик из естественных тканей (из соломы, хлопка, шерсти и т.п.) с пришитыми в несколько рядов пуговицами или сплетенный из деревянных шариков («бусинок») . Стояние на резиновых ковриках, линолеуме недопустимо!
МЕТОДИКА МЕНЯЮЩИХСЯ ПОЗИЦИЙ РАБОЧИХ МЕСТ УЧАЩИХСЯ.
Проведенный анализ эмоционального самочувствия детей убедил, что существующая практика размещения рабочих мест учащихся по строго фиксированным рядам оказался наименее благоприятным. Более эффективным оказался тот режим, при котором расстановка столов (конторок) меняется 1-2 раза в месяц. Я предлагаю следующие варианты расстановки рабочих столов. Безусловно, определенные ограничения могут накладывать размеры классной комнаты и число учащихся.
Рис. 2б. Радиально-лучевая компановка учебной мебели
Несколько требований:
1. Столы (конторки) расставляются таким образом, чтобы вокруг каждого из них было хоть какое-то свободное пространство для постоянного удовлетворения естественной потребности ребенка в движении. Эта зона для организации малых форм непроизвольной двигательной активности.
2. Расстановка столов (конторок) меняется не реже 1 раза в месяц.
3. Помните, даже если весь класс предпочитает заниматься в режиме телесной вертикали (за конторками), рекомендуется в классной комнате иметь хотя бы один свободный стол, за который ребенок мог бы в любой момент присесть.
Опыт показал, что дети (да и взрослые тоже) с восторгом работают за конторкой. При этом не только укрепляется весь опорно-двигательный аппарат, нет искривления позвоночника и болей в спине, но повышаются психическая устойчивость, внимание, творческие способности и иммунитет, исчезает утомляемость. Дети растут равномерно в течение всего года, а не только в период летних каникул. А главное улучшается умственная деятельность детей. Они растут стойкими, способными преодолевать жизненные испытания.
Б)Упражнения для расширения зрительных горизонтов (настенные картины)
Для расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного (чувственно- образного и интеллектуального) восприятия и познания мира на уроках применяю специально разработанный «Экологический букварь» (экологическая картина – панно). С интересом проходит работа у экологического панно, расположенного на одной из стен кабинета. Оно меняется с наступлением каждого времени года.
Отличительной особенностью методики обучения в режиме дальнего зрения является то, что изучаемые объекты размещаются на максимально возможном удалении от детей. При таком режиме занятий сохраняются пространственно - метрический обзор, в том числе глубина и стереоскопичность восприятия как основа для гармоничного формирования не только собственно функций зрения, но и высших психических отражательных способностей. Такой режим способствует активации зрительного сосредоточения вдаль, формированию навыка целостного восприятия изучаемого объекта, слогов, слов и т. д. Это обстоятельство способствовало формированию ассоциативного, то есть наиболее экономного режима восприятия, поддержанию гармоничного развития пространственно - метрических функций зрительного восприятия, чувства локализации в пространстве, глубинного и стереоскопического зрения, остроты зрения. Максимальный размер шрифта от 1 до 5 см, цвет подбирается из учёта его психологического воздействия на ребёнка. Пользуюсь в выборе цвета следующей таблицей:
Цвет | Психологическое воздействие |
Белый | Ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему |
Чёрный | В небольшой дозе сосредотачивает внимание, в большой – вызывает мрачные мысли |
Коричневый | В сочетании с яркими цветами создаёт уют, без сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сон, депрессию |
Красный | Возбуждает, раздражает |
Голубой | Ухудшает настроение |
Зелёный | Улучшает настроение, успокаивает |
Жёлтый | Тёплый и весёлый, создаёт хорошее настроение |
Экологическое панно на различных этапах уроках я использую по своему усмотрению. Например, на уроке русского языка по теме: «Имя прилагательное» - на этапе закрепления ребятам было предложено с помощью словосочетаний на карточке и слов на экологическом панно составить предложения, так чтобы получился рассказ.
- А сейчас возьмите карточки и пройдите к экологическому панно.
- Какие словосочетания можно дополнить словами с панно, чтобы получились предложения?
На уроке математики, на этапе повторения при решении задачи я предложила ребятам найти соответствующую краткую запись. На панно были прикреплены несколько видов краткой записи. Ребята должны были найти нужную краткую запись, доказать свой выбор. Затем пройти на свои места, записать краткую запись и решить задачу.
Экологическое панно с разнообразными заданиями я применяю и на других уроках.
В)Упражнения на зрительную координацию («сенсорные кресты»).
Для снижения напряжения с глазных мышц используются подвижные «сенсорные кресты»: деревянные планки, подвешенные к потолку в четырех углах класса, на которых располагаются дидактические материалы. Карточки с заданиями и ответами, разнообразные по форме, цвету и размеру, раскладываются в любой точке класса. Дети всматриваются в удаленные наглядные материалы и таким образом снимают напряжение с глазных мышц. Карточки с дидактическими заданиями могут быть развешены везде: на книжных полках, на окне.
При выполнении задания, учащимся необходимо среди геометрических фигур, расположенных на крестах, которые я привожу во вращательные движения, найти определённые по заданию.
Результатами таких упражнений с использованием методики подвижных сенсорно-координаторных тренажей, с помощью меняющихся зрительно-сигнальных сюжетов являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, реакции на экстремальные ситуации, улучшение остроты зрения детей .Задания для этого вида тренажёров я использую разнообразные. Например, на уроке русского языка по теме «Имя прилагательное».
- На доске записаны слова. Что это за части речи?
голуб…. |
колюч… |
душист.. |
лесн… |
- К каждому из слов подобрать подходящие по смыслу имена существительные, которые расположены на подвижных «сенсорных крестах».
1. перелеска 2. ландыш
3. медуница 4. кактус
Г) Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры).
Особое негативное воздействие на психическое самочувствие и активность детей оказывает комплекс условий закрытых помещений и ограниченных пространств, угловато-прямоугольные конструкции учебной комнаты, сенсорная обеднённость школьной среды, зрительные нагрузки в режиме ближнего зрения. С целью смягчения предложена методика зрительно-координаторных тренажей с помощью схемы универсальных символов – “СУС”. Дети, под руководством учителя, фиксируя взором траектории, учатся “обходить” схемы – траектории, а затем “оббегать” глазами сверху – вниз, слева – направо, по часовой и против часовой стрелки, по восьмёрке.
Методика работы с офтальмотренажёром
Стоя на массажных ковриках, с вытянутыми вперед руками, под музыку, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками.
Затем рисуют воображаемую диаграмму на потолке, но с большим размахом и с большей амплитудой движения.
Данный тренаж чаще выполняем после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т.к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость.
Способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию. Результаты –
Физминутка с потолочным офтальмотренажером .
Предлагаю комплекс упражнений по работе с офтальмотренажёром
Д) Упражнения на мышечно-телесную координацию.
Важнейшая особенность уроков в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих учащихся заданий.
Организую обучение в условиях расширения зрительно–пространственной активности – работу с расположенными на стенах классной комнаты «зрительными метками» . Этот приём создаёт предпосылки для интенсивного зрительного сосредоточения вдаль и снятия напряжения с глазных мышц.
Карточки с заданиями и ответами, разнообразные по форме, цвету и размеру, раскладываются в любой точке класса. Дети всматриваются в удаленные наглядные материалы и таким образом снимают напряжение с глазных мышц. Карточки с дидактическими заданиями могут быть развешены везде: на книжных полках, на окне.
Изучив данные о физиологической возможности, заболеваниях каждого ребёнка, я провожу дифференцированные физминутки . Каждый ребёнок или группа детей по имеющейся у них инструкторской карте в течение 1,5 -2 минут выполняют на уроке определённый комплекс упражнений
- Упражнения для профилактики плоскостопия
- Упражнения для глаз
- Упражнения для улучшения осанки
- Точечный массаж.
- Упражнения для развития мелкой моторики рук.
С помощью таких приёмов развиваются зрительно – моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно – цветовая функция, осанк).
Систематическое применение на уроках точечного массажа, дыхательной гимнастики, соблюдения санитарно – гигиенических норм, использования
увлажнителя и аэронизатора воздуха, проведения курсов фитотерапии (осенью и весной), зарядки,
сеансов БОС – Дыхания способствовали тому, что ребята меньше болеют простудными заболеваниями
Во время урока планирую отдых для глаз, переключая уровень зрения от ближнего на дальнее или среднее. За годы работы по методике Базарного накоплен большой материал для проведения физкультпауз. Предлагаю физминутки для глаз и физпаузы по методике Базарного
Наиболее простое и доступное всем упражнение — это прикрывание глаз ладонями. Это лучший способ добиться релаксации нервов всех органов чувств, в том числе и зрения, а также уменьшение умственного и физического напряжения. Каждый человек, у которого есть какие-либо дефекты зрения, должен прикрывать глаза ладонями так часто, как только возможно.
3. Взаимосвязь здоровьесберегающей технологии доктора В.Ф. Базарного с развивающей системой Л.В.Занкова
Считаю немаловажным для достижения хороших результатов выбор такой обучающей программы, которая способствовала бы укреплению здоровья школьников, причём не только физического, но и эмоционального, а также интеллектуального.
Я работаю 10 лет по развивающей системе Л.В.Занкова. Эта система так же, как и методика В.Ф.Базарного, научно обоснованная, проверенная временем. В ней реализуются самые важные приоритеты современного образования: воспитание умения учиться, формирование предметных и универсальных способов действия и обеспечение индивидуального прогресса ребёнка в эмоциональной, познавательной сферах. Систему Л.В.Занкова характеризуют целостность и взаимообусловленность следующих её частей:
цель её обучения– оптимальное общее развитие каждого ребёнка;
задача обучения– представить учащимся целостную широкую картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания.
Цели использования здоровьесберегающих технологий доктора Базарного:
- создание условий для формирования, сохранения и укрепления здоровья учащихся;
- согласованность в действиях специалистов разных профессий.
Главная задача для школы– научить детей сохранять и укреплять душевное и физическое здоровье, формировать у них потребность быть здоровыми.
На начальном этапе обучения нужно предоставлять ребенку широкую целостную картину мира, которую создают интегрированные курсы. Выстроенные таким образом курсы в наибольшей степени соответствуют возрастным особенностям младших школьников и особенностям информационного потока, который не членится на отдельные области знаний. В соответствии с этим все учебные курсы системы Л.В.Занкова построены на интегрированной основе. И все методы и приёмы по использованию технологий Базарного, описанные мною выше в этой работе, при условии их правильного и комплексного использования, в своей совокупности, помогут учителю при необходимой помощи психолога, медицинского работника, администрации, родителей сформировать у детей потребность быть здоровыми и научить их сохранять и укреплять своё здоровье.
Новизна содержания или учебной ситуации является обязательным условием организации процесса развивающего обучения Занкова. А «обучение в движении» по Базарному – новизна в организации проведения урока –выполнение данного условия Занкова.
Успешность в формировании у детей знаний, умений и навыков прямо зависит от уровня развития предпосылок к той или иной учебной деятельности. Знание особенностей обучающихся позволяет реализовать дидактический принцип « работа над развитием каждого, в том числе и самого слабого ребенка». И, проводя систематические медицинские обследования каждого ребёнка, можно контролировать физиологические параметры, своевременно анализировать и оказывать нужную медицинскую или педагогическую помощь каждому ученику.
ΙΙΙ. Результаты отслеживания.
Основные результаты использования технологий здоровьесбережения В.Ф.Базарного в учебно-воспитательном процессе в начальной школе оцениваются в рамках мониторинговых процедур и контроле физиологических параметров учащихся.
ΙV. Заключение.
На основе результатов обследования можно сделать вывод, что здоровьесберегающая технология В. Ф. Базарного, технология здорового раскрепощённого развития детей даёт положительные результаты. У детей, занимающихся в режиме «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения» значительно улучшает состояние здоровья в целом, улучшается образно – сканирующая функция зрения (как ядро психогенеза) и осанка (как биоэнергетический эпицентр организма). Эти дети болеют реже. . Кроме того, эти учащиеся отличаются самостоятельностью мышления, свободой суждений, у них укрепляются и развиваются внимание, память, воля, возрастает объём усваиваемого на уроках учебного материала. У них хорошо развито творческое воображение. Наконец для таких детей не существует проблемы перегрузки и переутомления. У них меняется отношение к жизни: они более уверены в себе, спокойны, уравновешены, собранны. Всё описанное выше оказывается возможным потому, что благодаря природосообразным, раскрепощающим детей образовательным технологиям включаются скрытые резервы человеческого организма, которые при обычных школьных условиях и факторах используются с очень малым КПД или даже просто заглушаются, подавляются. Кроме того, в результате специальных эмоционально – чувственных и психомоторных тренингов и упражнений у детей в структурах искалеченного предыдущим «воспитанием» мозга, отвечающих за те или иные психические функции, восстанавливаются природные нейродинамические модели и замещают прежние, дефектные. Этим объясняются достигаемые результаты.
Для меня, учителя работающего по системе развивающего обучения и методике В. Ф. Базарного, не существует проблемы учебной дисциплины, поскольку детям интересно учиться. Несмотря на большую предварительную подготовку и большую активность учителя во время урока, я испытываю творческий подъём и вдохновение.
Благодаря данной технологии достигается:
- Гарантированный, фиксируемый результат улучшения здоровья учащихся.
- Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.
- Психологический комфорт в образовательном учреждении.
- Является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза и другой сугубо школьной патологии;
- Повышает рейтинг и конкурентоспособность образовательного учреждения.
- Позволяет привлечь дополнительные средства родителей и спонсоров, путем включения родителей в общую задачу улучшение здоровья детей в стенах школы.
Работа по внедрению здоровьесберегающей технологии позволила мне, как учителю:
-увеличить плотность урока;
-повысить двигательную активность учащихся;
-улучшить физическое, нравственное их здоровье;
-обучить детей искусству сохранения и укрепления здоровья;
-повысить работоспособность, внимание, активность;
-оказывать стимулирующее влияние на психомоторную и умственную деятельность;
-у ребят отмечается устойчивый интерес к знаниям и успешно формируются навыки самоконтроля.
Приложение.
Рекомендуемый комплекс упражнений
физкультурных минуток (ФМ)
Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках физкультурных минуток (далее - ФМ) для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия.
ФМ для улучшения мозгового кровообращения:
1. Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.
3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:
1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
ФМ для снятия утомления с туловища:
1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.
Комплекс упражнений ФМ для обучающихся I ступени образования на уроках с элементами письма:
1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
4. Упражнение для мобилизации внимания. И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.
Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 - 5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторять 4 - 5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять 1 - 2 раза.
Подготовка домашних заданий.
При выполнении обучающимися домашних заданий (самоподготовка) следует соблюдать следующие рекомендации:
- приготовление уроков проводить в закрепленном учебном помещении, оборудованном мебелью, соответствующей росту обучающихся;
- начинать самоподготовку в 15 - 16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности;
- ограничивать длительность выполнения домашних заданий, чтобы затраты времени на выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч., в 4 - 5 классах - 2 ч., в 6 - 8 классах - 2,5 ч., в 9 - 11 классах - до 3,5 ч.;
- предоставлять по усмотрению обучающихся очередность выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с предмета средней труд ности для данного обучающегося;
- предоставлять обучающимся возможность устраивать произволь ные перерывы по завершении определенного этапа работы;
- проводить "физкультурные минутки" длительностью 1-2 минуты;
Упражнения с помощью траекторий на плакате
или потолочном тренажёре (методика В. Ф. Базарного)
Для выполнения этого упражнения используется плакат размером примерно 1 м на 2м или потолочный тренажёр , на котором изображена схема зрительно-двигательных траекторий (рис. 1). Различные по форме траектории окрашены в разные цвета. Стрелками указано направление, по которому должен двигаться взгляд ребенка.
Методика выполнения упражнения:
1. Дети выстраиваются напротив плаката на расстоянии не менее 2 м от него ( или под потолочным тренажёром).
2. Дается инструктаж, в каком направлении должен двигаться взгляд ребенка, по траектории какого цвета, как должен выполнять ребенок это упражнение (следить за движением указки, не поворачивая головы, следить одними глазами).
3. Исходное положение: указка преподавателя в центре плаката.
4. Выполняется в следующем порядке:
- влево - вправо;
- вверх - вниз;
- по часовой стрелке и против часовой стрелки;
- по восьмерке.
5. Каждая траектория прослеживается на счет 1-5.
6. Продолжительность упражнения - 1 минута.
Упражнение с помощью траекторий на плакате или потолочном офтальмотренажёре (методика В. Ф. Базарного)
Для выполнения этого упражнения используется плакат размером примерно 1м на 2м или потолочный офтальмотренажёр, на котором изображена схема зрительно-двигательных траекторий (рис. 1). Различные по форме траектории окрашены в разные цвета. Стрелками указано направление, по которому должен двигаться взгляд ребенка.
Методика выполнения упражнения
1. Дети выстраиваются напротив плаката на расстоянии не менее 2 м от него.
2. Дается инструктаж, в каком направлении должен двигаться взгляд ребенка, по траектории какого цвета, как должен выполнять ребенок это упражнение (следить за движением указки, не поворачивая головы, следить одними глазами).
3. Исходное положение: указка преподавателя в центре плаката.
4. Выполняется в следующем порядке:
- влево - вправо;
- вверх - вниз;
- по часовой стрелке и против часовой стрелки;
- по восьмерке.
5. Каждая траектория прослеживается на счет 1-5.
6. Продолжительность упражнения - 1 минута.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...
"Здоровьесберегающие технологии в начальной школе на основе методики В. Ф. Базарного".
Публикация раскрывает элементы методики В. Ф. Базарного, которые необходимо применять на уроках в начальной школе, чтобы сохранить здоровье наших детей....
Выступление по методической теме "Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе".
В выступлении представлен опыт моей работы по методической теме "Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе"....
Методика применения здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Дидактический материал практической напрвленности для учителей и воспитателей начальной школы...
Учебно-методическое пособие: Здоровьесберегающие технологии в школе
Состояние здоровья учащихся образовательных учреждений во многом зависит от организации специализированной системы условий школьной среды, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья...
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе по методике доктора В.Ф. Базарного
Родительское собрание...