Программа "Ловкие пальчики"
рабочая программа по зож (1 класс) на тему
Данная программа актуальна тем, что имеет развивающую направленность и формирует восприятие на всех уровнях. Кроме того, она позволяет достаточно легко в игровой форме добиться повышения интеллектуального уровня детей. Программа рассчитана на обучение детей 3-4 лет навыкам работы с бумагой (аппликацией), в занимательной игровой форме, предназначена для развития речи, мелкой моторики рук .она является составной частью художественного и эстетического направления в развитии детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lovkie_palchiki.docx | 26.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Ловкие пальчики
Дополнительная общеразвивающая программа
для детей 3-7лет
Данная программа актуальна тем, что имеет развивающую направленность и формирует восприятие на всех уровнях. Кроме того, она позволяет достаточно легко в игровой форме добиться повышения интеллектуального уровня детей. Программа рассчитана на обучение детей 3-4 лет навыкам работы с бумагой (аппликацией), в занимательной игровой форме, предназначена для развития речи, мелкой моторики рук .она является составной частью художественного и эстетического направления в развитии детей дошкольного возраста.
Пояснительная записка
Истоки способностей и дарования детей –
на кончиках их пальцев.
Актуальность программы основывалась на том что ,компонент нового ФГОС обуславливает личностно – ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала. В связи с этим была разработана программа кружка «Ловкие пальчики», где представляется возможность воспитателю осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, раскрыть его личные задатки, развивать художественно- эстетический вкус, развитие мелкой моторики , очень важно в дошкольном возрасте подготовить руку к письму .Постепенно у ребенка формируются целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Детство – очень важный период в жизни детей, в этом возрасте ребенок открывает для себя незнакомый и удивительный мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет всестороннее развитие ребенка, где реализуются его возможности , проявляется творчество. Одним из наиболее доступных видов работ в детском саду является художественный труд.(аппликация) Создаются условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, создать что красивое.
Данная программа позволит не только развивать познавательные процессы, но и развить индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослым и со сверстниками в совместной деятельности. Очень важный период в жизни развития детей дошкольников является развитие мелкой моторики и координация движений пальцев рук для обучения письму. Ученые доказали, что развитие руки находиться в тесном контакте с развитием речи, мышления. Чтобы развивался ребенок необходимо тренировать руки. «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - говорил В.А.Сухомлинский. Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Ловкие пальчики» составлена для детей 3-4 лет. Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимые для выполнения предметно- практических действий . Способствует развитию сенсомоторики ,согласованности в работе глаза и руки, координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления аппликаций постепенно образуется система навыков и умений. Занятия в кружке позволяет детям заниматься, не утомляться за счет смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоциональной сферы и мелкой моторики.
Работа с цветной бумагой один из популярных видов рукоделия, который вызывает у детей интерес. Работая с бумагой позволяет знать свойства, качества , пробуждает любознательность. выражает свое отношение к окружающему миру, помогает реализовать свои впечатления. Занятия в кружке позволяет ребенку узнать, что можно сделать из бумаги, прочные, красочные поделки. Изготовление вначале простейших, затем боле сложных поделок с художественным оформлением. В ходе творческой работы ребенок учиться наблюдать, размышлять, сравнивать и делать свои выводы.
Изучив работы разных авторов , на основе всего изученного материала была разработана программа кружка «Ловкие пальчики». Главное в работе кружка – развитие личности ребенка, его индивидуальность, творческого потенциала.
Цель: Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организации совместного творчества детей и взрослых.
Задачи: - Формировать умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредствам аппликации;
- Обучать основным приемам аппликационной технике (скатывание в комок, обрывание, сминание), работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
- Работать на заданном пространстве (в составлении композиции);
- Развивать сенсорные навыки (плотность бумаги, цвет, размер, величина), речевые навыки, звуковую культуры речи;
- Развивать творческую активность, пространственное мышление.
- Развивать мелкую моторику рук, координацию движения рук со зрительным восприятием;
- Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, внимательность к выполнению заданий;
- Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду;
- Расширять коммуникативные способности детей;
Принципы:
Принцип гуманности. Воспитатель по ходу занятия комментирует, помогает, подсказывает и оценивает действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий . Ребенок быстро перестраивает свои действия, если допустил ошибку .
Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного, физического развития.
Принцип развернутости освоения навыков. Каждая часть занятия, может быт освоена разными детьми по- своему. Воспитателю следует отрабатывать навыки движений ребенка в оптимальном именно для него режиме.
Принцип системности. Работа проводиться регулярно, от простого к сложному.
Принцип доступности. Обучение и воспитание осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей взрасту форме.
Принцип деятельности. Взаимосвязь разных видов деятельности.
Работа в кружке « Ловкие пальчики» направлена на всестороннее развитие ребенка. Методика позволяет детям не утомляться за счет смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие всех психических процессов ребенка, познавательных, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой, мелкой моторики пальцев рук.
Основными подходами к формированию Программы является:
- Личностно- ориентированный подход – развитие индивидуальных способностей ребенка .Помочь ребенку в осознании себя личностью, выявление , раскрытие его творческих способностей, в становлении самосознания и обеспечивающих возможность самореализации и самоутверждения.
- Деятельный подход –в развитии ребенка лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное взаимодействие с ней.
- Совместная деятельность - сотрудничество взрослого и ребенка.
- Организация образовательного процесса – осуществляется в различных формах данному возрасту и с учетом интересов детей. Создать условия, мотивацию, позволяющую сделать деятельность успешной. Создавать условия для формирования у детей навыков самооценки.
Срок реализации программы рассчитан на 1 учебный год. Занятия проводятся 1раз в неделю, по 15 минут, предусмотрено 36 занятий.
Методы и приемы, используемые при реализации программы.
-игры и упражнения по развитию мелкой моторики;
- пальчиковая гимнастика;
-загадки, беседа, художественное слово;
-рассматривание иллюстраций;
-показ образца выполнения последовательности работы;
- индивидуальная корректировка действий;
Формы организации организованной образовательной деятельности:
Подгрупповые , фронтальные, коллективные.
Развивающая предметно пространственная среда
- центр развития мелкой моторики «Ловкие пальчики»(работа со шнурками, счетными палочками, мелким геометрическими фигурами ит.д.)
- центр развития творческих способностей детей «Цветик –семицветик»
- пальчиковый театр
- сенсорный центр
- выставка детских работ
Ожидаемые результаты освоения Программы
-Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня соответствующему возрасту.
-Знать о разнообразии бумаги ,из которой можно делать поделки, свойства и цвет.
-Развитие тактильной чувствительности, зрительно – двигательной координации движений, художественного вкуса, творческих способностей
- Умение соотносить предметы в пространстве.
- Повышение речевой активности детей, развитие памяти, внимания.
- Улучшить коммуникативные способности и приобрести навыки работы в коллективе.
- О способах соединения деталей между собой .
Учебно- тематический план
М-ц | Название раздела (темы) | Теория | Практика | Всего |
сентябрь | 1. Вводное занятие «Беседа с детьми, ознакомление детей с особенностями бумаги» | 5м. | 10м. | 15м. |
2. «Осеннее дерево» | 3м. | 12м. | 15м. | |
3. «Веселые мухоморчики» | 6м. | 10м. | 16м. | |
4. «Светофорчик» | 4м. | 11м. | 15м. | |
октябрь | 1. «Морковки» | 3м. | 12м. | 15м. |
2. «Ромашки» | 5м. | 10м. | 15м. | |
3. «Заборчик для петуха» | 4м. | 11м. | 15м. | |
4.»Украсим кружечку» | 3м. | 12м. | 15м. | |
ноябрь | 1.«Фартучек для куклы Кати» | 4м. | 11м. | 15м. |
2.»Фрукты на тарелке» | 5м. | 10м. | 15м. | |
3 - 4.»Кошечка и котик» | 10м. | 20м. | 15м. | |
декабрь | 1.«Снеговик» | 3м. | 12м. | 15м. |
2.»Красивая скатерть | 5м. | 10м. | 15м. | |
3.»Бусы для елочки» | 3м. | 12м. | 15м. | |
4.»Елочка» | 3м. | 12м. | 15м. | |
Январь | 1.«Украсим варежку» «2.»Разноцветные шарики» | 4м. 2м. | 11м. 13м. | 15м. |
3.»Чашки для трех медведей» | 4м. | 11м. | 15м. | |
4.»Зайка- попрыгайка» | 5м. | 10м. | 15м. | |
Февраль | 1. «Самолеты» | 3м. | 12м. | 15м. |
2.»Колобок катится по дорожке» | 2м. | 13м. | 15м. | |
3.»Грузовик» | 4м. | 11м. | 15м. | |
4. «Облака плывут по небу» | 3м. | 12м. | 15м. | |
Март | 1. «Ваза с цветами» | 5м. | 10м. | 15м. |
2.»Скворечник» | 4м. | 11м. | 15м. | |
3. «Платье в горошек» | 5м. | 10м. | 15м. | |
4.»Платок для матрешки» | 3м. | 12м. | 15м. | |
Апрель | 1. «Космос» | 3м. | 12м. | 15м. |
2.»Птичка на ветке» | 3м. | 12м. | 15м. | |
3.»Курица с цыплятами» (коллективная работа) | 5м. | 10м. | 15м. | |
4. «Золотые рыбки» | 3м. | 12м. | 15м. | |
май | 1.«Божья коровка» | 4м. | 11м. | 15м. |
2.»Бабочка» | 3м. | 12м. | 15м. | |
3.»Подсолнух» | 4м. | 11м. | 15м. | |
4.»Гусеница» | 3м. | 12м. | 15м. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гимнастика для пальчиков
С целью снятия усталости и развития моторики на уроках письма(русского языка) можно использовать физминутки занимательного характера в стихах и движениях пальцев,кисти рук....
Методическая разработка "Мои смешные пальчики"
Проведение развития речи, физкультминуток с использованием игровых форм по обучению грамоте...
Рабочая программа кружка "Волшебные пальчики"
внеурочная деятельность по предмету "технология"класс: 1...
Физкультминутка "Играем пальчиками"
При письме пальчики быстро устают, снять напряжение поможет данная физминутка...
Наши пальчики.
Новые кроссовкиКак у нашей кошки На ногах сапожки, Как у нашей свинки На ногах ботинки. А у пса на лапках Голубые тапки. А козленок маленький обувает валенки. А сыночек Вовка - новые крос...
мастер-класс "Нетрадиционная техника рисования пальчиками на занятиях школьного компонента «Развитие речи и познавательных процессов»
На коррекционных занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья особое внимание уделяется развитию ручной мелкой моторики, т.к. развитие руки, кисти, ручных умений воспита...
Конспект интегрированного занятия по внеурочной деятельности в 1-ом классе ("Юный художник") Нетрадиционные способы рисования. Рисование гусеницы с помощью пальчиков
Интегрированное занятие по внеурочной деятельности в 1-ом классе. Тема занятия:"Нетрадиционные способы рисования. Рисование гусеницы с помощью пальчиков". К уроку прилагается презентация "Бабочки мона...