Программа "Ловкие пальчики"
рабочая программа по зож (1 класс) на тему

Данная программа актуальна тем,  что имеет развивающую направленность и формирует восприятие на всех уровнях. Кроме того, она позволяет достаточно легко в игровой форме добиться повышения интеллектуального уровня детей. Программа рассчитана на обучение детей 3-4 лет навыкам работы с бумагой (аппликацией), в занимательной игровой форме, предназначена для развития речи, мелкой моторики рук .она является составной частью художественного и эстетического направления в развитии детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lovkie_palchiki.docx26.76 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   

                                                 Ловкие  пальчики

                                  Дополнительная  общеразвивающая  программа

                                                     для детей 3-7лет

Данная программа актуальна тем,  что имеет развивающую направленность и формирует восприятие на всех уровнях. Кроме того, она позволяет достаточно легко в игровой форме добиться повышения интеллектуального уровня детей. Программа рассчитана на обучение детей 3-4 лет навыкам работы с бумагой (аппликацией), в занимательной игровой форме, предназначена для развития речи, мелкой моторики рук .она является составной частью художественного и эстетического направления в развитии детей дошкольного возраста.

                                           Пояснительная   записка                                                              

                                                   Истоки способностей и дарования детей –                                                

                                                                     на кончиках их пальцев.

Актуальность программы основывалась на  том что ,компонент нового ФГОС  обуславливает личностно – ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала. В связи с этим была разработана программа  кружка «Ловкие пальчики», где представляется  возможность воспитателю осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, раскрыть его личные задатки, развивать художественно- эстетический вкус, развитие мелкой моторики , очень важно  в дошкольном возрасте подготовить руку к письму .Постепенно у  ребенка формируются целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Детство – очень важный период в жизни детей, в этом возрасте ребенок открывает для себя незнакомый и удивительный мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет  всестороннее развитие ребенка, где реализуются его возможности , проявляется творчество. Одним  из наиболее доступных видов работ в детском саду является  художественный труд.(аппликация)  Создаются условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, создать что красивое.

           

 Данная программа позволит не только развивать познавательные процессы, но          и развить  индивидуальный творческий потенциал  личности, наладить коммуникации с взрослым и со сверстниками в совместной деятельности. Очень важный период в жизни развития детей дошкольников  является развитие   мелкой моторики и координация движений пальцев рук для обучения письму. Ученые доказали, что развитие руки находиться в тесном контакте  с развитием речи, мышления. Чтобы развивался ребенок необходимо тренировать руки. «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - говорил В.А.Сухомлинский. Дополнительная  общеразвивающая  программа кружка «Ловкие пальчики»      составлена  для  детей 3-4 лет. Данная программа направлена   на всестороннее   развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимые для выполнения предметно- практических действий .  Способствует развитию сенсомоторики ,согласованности в работе глаза и    руки, координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.  В процессе изготовления аппликаций постепенно  образуется система навыков и умений. Занятия в кружке позволяет детям заниматься, не утомляться за счет  смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоциональной сферы и мелкой моторики.

Работа с цветной бумагой  один из популярных видов рукоделия, который вызывает у детей интерес. Работая с  бумагой  позволяет знать свойства, качества , пробуждает любознательность. выражает свое отношение  к окружающему миру, помогает реализовать свои впечатления. Занятия в кружке позволяет ребенку  узнать, что можно сделать из бумаги, прочные, красочные поделки. Изготовление вначале простейших, затем боле сложных поделок с художественным  оформлением. В ходе творческой работы ребенок учиться наблюдать, размышлять, сравнивать и делать свои выводы.  

Изучив работы разных авторов , на основе всего изученного материала  была разработана программа кружка «Ловкие  пальчики». Главное в работе кружка – развитие личности ребенка, его индивидуальность, творческого потенциала. 

 Цель:  Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организации совместного творчества детей и взрослых.

Задачи:  - Формировать умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредствам аппликации;

- Обучать основным приемам аппликационной технике (скатывание в комок, обрывание, сминание), работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;

- Работать на заданном пространстве (в составлении композиции);

- Развивать сенсорные навыки (плотность бумаги, цвет, размер, величина), речевые навыки, звуковую культуры речи;

- Развивать творческую активность, пространственное мышление.

- Развивать мелкую моторику рук, координацию движения рук  со зрительным восприятием;

- Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, внимательность к выполнению заданий;

- Воспитывать  уважительное отношение к своему  и чужому труду;

 - Расширять   коммуникативные способности детей;  

 Принципы: 

 Принцип гуманности. Воспитатель по ходу занятия комментирует, помогает, подсказывает и оценивает действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий . Ребенок быстро перестраивает свои действия, если допустил ошибку .

Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного, физического развития.

Принцип развернутости освоения навыков. Каждая часть  занятия, может  быт освоена разными детьми  по- своему. Воспитателю следует отрабатывать навыки движений ребенка в  оптимальном именно для него режиме.

Принцип системности. Работа проводиться регулярно, от  простого  к сложному.

Принцип доступности. Обучение и воспитание осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей взрасту форме.

Принцип деятельности. Взаимосвязь разных видов деятельности.

Работа в кружке « Ловкие пальчики» направлена на всестороннее развитие ребенка. Методика позволяет детям  не утомляться за счет смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие всех психических процессов ребенка, познавательных, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой, мелкой моторики пальцев рук.

Основными подходами к формированию Программы является:

- Личностно- ориентированный подход –  развитие индивидуальных способностей ребенка .Помочь ребенку в осознании себя личностью, выявление , раскрытие его творческих способностей, в становлении самосознания и обеспечивающих возможность самореализации и самоутверждения.

- Деятельный  подход –в  развитии ребенка лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное взаимодействие с ней.

- Совместная деятельность  - сотрудничество взрослого и ребенка.

- Организация образовательного процесса – осуществляется в различных формах  данному возрасту и  с учетом интересов детей. Создать условия, мотивацию, позволяющую сделать деятельность успешной. Создавать условия для формирования у детей  навыков самооценки.

Срок реализации программы рассчитан на 1 учебный год. Занятия проводятся 1раз в неделю, по 15 минут, предусмотрено 36 занятий.

Методы и приемы, используемые при реализации программы.

-игры и упражнения по  развитию мелкой моторики;

- пальчиковая гимнастика;

-загадки, беседа, художественное слово;

-рассматривание иллюстраций;

-показ образца выполнения последовательности работы;

- индивидуальная корректировка действий;

             Формы организации организованной образовательной деятельности:

Подгрупповые , фронтальные, коллективные.

              Развивающая  предметно пространственная среда

- центр развития мелкой моторики «Ловкие пальчики»(работа со шнурками, счетными палочками, мелким геометрическими фигурами ит.д.)

- центр развития творческих способностей детей «Цветик –семицветик»

- пальчиковый театр

- сенсорный центр

- выставка детских работ

               Ожидаемые результаты освоения Программы

-Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня соответствующему возрасту.

-Знать   о разнообразии бумаги ,из которой можно делать поделки, свойства  и цвет.

-Развитие тактильной чувствительности, зрительно – двигательной координации движений, художественного вкуса, творческих способностей

- Умение соотносить предметы в пространстве.

- Повышение речевой активности детей, развитие памяти, внимания.

- Улучшить  коммуникативные способности и приобрести навыки работы в коллективе.

 - О способах соединения деталей между собой .                  

  Учебно- тематический план

М-ц

Название раздела (темы)

Теория

Практика

Всего

сентябрь

1. Вводное занятие «Беседа с детьми, ознакомление детей с особенностями бумаги»

5м.

10м.

15м.

2. «Осеннее дерево»

3м.

12м.

15м.

3. «Веселые мухоморчики»

6м.

10м.

16м.

4. «Светофорчик»

4м.

11м.

15м.

октябрь

1. «Морковки»

3м.

12м.

15м.

2. «Ромашки»

5м.

10м.

15м.

3. «Заборчик для петуха»

4м.

11м.

15м.

4.»Украсим кружечку»

3м.

12м.

15м.

ноябрь

1.«Фартучек для куклы Кати»

4м.

11м.

15м.

2.»Фрукты на тарелке»

5м.

10м.

15м.

3 - 4.»Кошечка и котик»

10м.

20м.

15м.

декабрь

1.«Снеговик»

3м.

12м.

15м.

2.»Красивая скатерть

5м.

10м.

15м.

3.»Бусы для елочки»

3м.

12м.

15м.

4.»Елочка»

3м.

12м.

15м.

Январь

1.«Украсим варежку»

«2.»Разноцветные шарики»          

4м.

2м.

11м.

13м.

15м.

3.»Чашки для трех медведей»

4м.

11м.

15м.

4.»Зайка- попрыгайка»

5м.

10м.

15м.

Февраль

1. «Самолеты»

3м.

12м.

15м.

2.»Колобок катится по дорожке»

2м.

13м.

15м.

3.»Грузовик»

4м.

11м.

15м.

4. «Облака плывут по небу»

3м.

12м.

15м.

Март

1. «Ваза с цветами»

5м.

10м.

15м.

2.»Скворечник»

4м.

11м.

15м.

3. «Платье в горошек»

5м.

10м.

15м.

4.»Платок для матрешки»

3м.

12м.

15м.

Апрель

1. «Космос»

3м.

12м.

15м.

2.»Птичка на ветке»

3м.

12м.

15м.

3.»Курица с цыплятами» (коллективная работа)

5м.

10м.

15м.

4. «Золотые рыбки»

3м.

12м.

15м.

май

1.«Божья коровка»

4м.

11м.

15м.

2.»Бабочка»

3м.

12м.

15м.

3.»Подсолнух»

4м.

11м.

15м.

4.»Гусеница»

3м.

12м.

15м.

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гимнастика для пальчиков

С целью снятия усталости и развития моторики на уроках письма(русского языка) можно использовать физминутки занимательного характера в стихах и движениях пальцев,кисти рук....

Методическая разработка "Мои смешные пальчики"

Проведение развития речи, физкультминуток с использованием игровых форм по обучению грамоте...

Рабочая программа кружка "Волшебные пальчики"

внеурочная деятельность по предмету "технология"класс: 1...

Физкультминутка "Играем пальчиками"

При письме пальчики быстро устают, снять напряжение поможет данная физминутка...

Наши пальчики.

Новые кроссовкиКак у нашей кошки На ногах сапожки, Как у нашей свинки На ногах ботинки. А у пса на лапках Голубые тапки. А козленок маленький обувает валенки. А сыночек Вовка - новые крос...

мастер-класс "Нетрадиционная техника рисования пальчиками на занятиях школьного компонента «Развитие речи и познавательных процессов»

На коррекционных занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья особое внимание уделяется развитию ручной  мелкой моторики, т.к. развитие руки, кисти, ручных умений воспита...

Конспект интегрированного занятия по внеурочной деятельности в 1-ом классе ("Юный художник") Нетрадиционные способы рисования. Рисование гусеницы с помощью пальчиков

Интегрированное занятие по внеурочной деятельности в 1-ом классе. Тема занятия:"Нетрадиционные способы рисования. Рисование гусеницы с помощью пальчиков". К уроку прилагается презентация "Бабочки мона...