Урок здоровья , 3 класс
план-конспект занятия по зож (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Здоровье - главное богатство человека»
(урок здоровья, 3 класс)
Цель: создание и презентация проекта по теме: «Мое здоровье».
Задачи: формирование у обучающихся правильного представления о здоровье, здоровом образе жизни; обучение самостоятельно добывать знания, используя приемы исследовательской работы; развитие умения презентовать результаты собственной и совместной деятельности; воспитание бережного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих.
Форма проведения: презентация проектов.
Педагогические технологии: технология сотрудничества; информационно-просветительская, здоровьесберегающая технология; метод проектов.
Оборудование: плакаты; иллюстрации; цветок здоровья; рисунки детей.
Подготовительная работа: учащиеся делятся на группы, подбирают материал по своей теме, рисуют иллюстрации, самостоятельно работают с литературой, проводят исследования, создают памятки.
Рабочие тетради «Разговор о правильном питании» (авторы: М.Безруких, Т.Филиппова).
Ход урока
- Организационный момент.
Адаптация к началу урока (снятие стрессовой ситуации начала урока).
Утром ранним кто-то странный
заглянул в мое окно,
На ладони появилось
Ярко рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло,
Тонкий лучик золотой.
И как с первым лучшим другом
Поздоровалось со мной!
- Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой. Дарит каждому хорошее настроение. И я хочу пожелать вам, чтобы каждый день приносил вам только радость.
- Ребята, а что нужно человеку, чтобы быть всегда в хорошем настроении, в хорошей форме? (Здоровье)
- Здоровье - это самое большое богатство и его нужно беречь. Если нет здоровья, нет и счастья, нет настроения, но не все об этом помнят. Пока ты здоров, кажется, что так будет всегда
II. Определение темы и задач урока.
- Прочитайте зрительные метки («метки» с пословицами о здоровье развешаны по периметру класса).
Пословицы:
Здоров будешь - все добудешь.
Здоровье не купишь - его разум дарит.
Здоровье дороже богатства.
Заболеть легко - вылечиться трудно.
- О чем мы будем говорить сегодня на уроке? Сегодня, на уроке мы поговорим о том, как следует вести себя, чтобы сохранить здоровье.
Тема урока здоровья: «Здоровье - главное богатство человека».
Наши задачи: Выяснить…(дети продолжают высказывание)
Проанализировать…
Сделать выводы…
Смена поз сидя - стоя по методике В.Ф.Базарного.
Зарядка для глаз по электронному носителю «Цветик-семицветик».
III. Актуализация знаний.
- Какой цветок помог вам сделать зарядку для глаз?
Цветик-семицветик будет помогать нам сегодня на уроке. Как вы думаете, почему именно он? Из какой сказки?
- Все мы помним сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик». В ней рассказывалось о том, как однажды Волшебница подарила девочке Жене цветок с семью разноцветными лепестками. Стоило оторвать один лепесток, подбросить вверх и сказать волшебные слова, как тот час же любое желание исполнялось. Женя истратила целых шесть лепестков. И вот, когда остался один - единственный лепесток, девочка пожелала, чтобы ее знакомый мальчик, Витя, у которого болела нога, выздоровел. Витя стал здоровым.
- Но на этом сказка не заканчивается. Витя не просто выздоровел. Он так долго болел, и ему так хотелось остаться здоровым и никогда не болеть, что он решил вырастить свой цветок, цветок здоровья и подарить его всем детям на планете. Сегодня на уроке мы поможем мальчику, создадим модель цветка-здоровья. Каждый лепесток - это одно направление, над которым работали 7 групп. Ребята изучили много литературы, открывая новые знания, провели исследования, а помогали им в этом родители, учителя, специалисты.
- Мы работали под девизом: «Идти вперед и не сдаваться!» Отгадайте, какой лепесток мы оторвем, какую группу будем слушать?
Вот какой красивый цвет,
Ярче и теплее нет.
Но может быть он и опасным.
Догадались? Это…красный.
Выступление группы, которая провела исследование по теме «Режим дня и его значение для здоровья человека» с презентацией.
Смена поз «сидя - стоя».
Примерный режим дня:
Подъем: 6.30 Нужно пораньше встать, чтобы успеть заправить кровать.
Зарядка. Не забывайте, что зарядку нужно делать лишь в хорошо проветренной комнате.
После зарядки нужно умыться в 7.00. Сначала нужно тщательно вымыть с мылом руки, затем лицо, уши, почистить зубы. Не забудьте причесаться.
Завтрак: 7.20. На завтрак можно съесть творог или сыр, или йогурт. Хлеб с маслом, вареньем. Чай или какао с молоком. Свежие фрукты (яблоко или банан).
Выход из дома. Дорога от дома до школы - это утренняя прогулка на свежем воздухе.
В класс мы приходим за 10-15 минут до звонка.
В школе мы снова завтракаем и получаем горячее питание. После занятий в 13.10 идем домой.
Обед в 13.30. Ежедневно на обед нужно есть овощные блюда, мясные или рыбные. После обеда - отдых в 14.00. 1,5ч-2ч. Можно поспать, почитать книгу. А также можно погулять на свежем воздухе.
Затем приступаем к выполнению домашнего задания в 16.00.
- Мы приготовили памятки: «Как правильно готовить уроки». Соблюдайте эти правила, и они помогут вам.
После выполнения домашнего задания сделайте гимнастику. В 17.40 можно приступить к любимым занятиям: лепке, рисованию, чтению, посетить кружки, секции. Помочь по дому.
Ужин в 19.00. Ужин не должен быть плотным. Можно съесть салат из овощей, рыбу или яйца, или кусок ветчины. После ужина можно посмотреть телевизор. Но не более 30-40 минут. Перед сном нужно обязательно проветрить комнату, умыться, почистить зубы.
Сон в 21.00. Детям 7-10 лет рекомендуется спать 10-11 часов.
- Если человек после сна встает бодрый, значит продолжительность сна достаточная. Ученые подсчитали, что человек спит треть своей жизни, около 25 лет.
Вывод: чтобы хорошо учиться, заниматься многими важными и интересными делами, отдыхать и расти здоровыми - соблюдай режим дня!
IV. Физминутка для шейных позвонков «Часики» и «Курочка».
V. Продолжение работы по теме урока.
- Один мудрец сказал: «Человек есть то, что он ест». Это действительно так, ведь от того, как и что ест человек, зависит его здоровье.
Будто спелый апельсин,
Этот цвет такой один.
Очень-очень важный он.
Зовут его…оранжевый.
(Появляется второй лепесток)
- Над этой актуальной темой работала вторая группа. Ребята нам расскажут, что относится к правильному питанию.
2-ая группа работала над темой: «Правильное питание».
- Важно есть не только достаточно, но и правильно. Наш организм должен получать разнообразную пищу, насыщенную белками, жирами, углеводами, а также витаминами и минеральными веществами. Белки - основной строительный материал. Из них строятся все необходимые организму процессы. Белки незаменимы в питании. Если организм не получает белки - это может привести ко многим болезням. Белки содержатся в мясе, молоке, рыбе, а также в яйцах, орехах. Человеку в среднем требуется ежедневно 100 гр. белков, для детей возраста 7-10 лет - 79г. Углеводы - это топливо для производства энергии. Жиры - для образования энергии и тепла. Эти полезные питательные вещества необходимы нам для того, чтобы организм получал достаточно энергии, чтобы двигаться, для лучшей работы головного мозга. Они содержаться в меде, гречке, изюме, масле, фруктах. Для взрослого ежедневно требуется 380г. углеводов, для детей нашего возраста 310г., жиров 110г. и 79г. соответственно. Минеральные вещества нужны нам для роста костей, зубов. Они участвуют в работе всего организма, насыщая кровь, нервные и мышечные ткани. Человеку необходимо 20 минеральных веществ: кальций, фосфор, йод, магний, натрий, железо, калий. Фтор и другие. Они содержатся во фруктах и овощах. Следующие питательные вещества составляют целую группу. Это витамины. Слово «витамин» придумал американский ученый Казимир Функ. Он открыл, что вещество «амин», содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходим людям. Соединив латинское слово Vita - «жизнь» с «амин», получилось слово «витамин». Ягоды, фрукты и овощи - основные источники витаминов.
Смена поз «сидя - стоя».
- Расскажем о некоторых из витаминов (выступление ребят).
Работа в тетради «Разговор о правильном питании» (авторы: М.Безруких, Т.Филиппова). Дети работают в группах.
1-ая группа выполняет Задание №2 ,с.12
2-ая группа-Задание №3, с.12.
3-я группа Задание №3,с.13
Зарядка для глаз по офтальмологическому тренажёру.
Продолжение работы по домашнему заданию второй группы.
- Мы провели исследования и подсчитали, сколько питательных, полезных веществ содержит горячий завтрак в нашей школьной столовой, в этом нам помогли работники столовой. Мы изучили меню, которое состоит из разнообразных каш, супов, мясных и рыбных блюд, а также хлеба, хлебобулочных изделий, горячих напитков: чая, компотов. Учитывая, сколько мы получаем питательных веществ с горячим завтраком в школе, мы, вместе с родителями, составили меню на день. Важно соблюдать правила питания. Эти правила вы внимательно изучите дома и хорошо запомните. (с.72, 73 т, тетрадь «Разговор о правильном питании)
Вывод: основные правила: питаться разнообразно, в одно и то же время. Не переедать.
Смена поз «сидя - стоя».
VI. Радужная релаксация. «Магия цвета».
Этим цветом мы рисуем солнца лучик,
И в такой же цвет покрасим мы песочек,
Расцветет такого цвета одуванчик!
Так что это за цвет?
Догадались, девочки? желтый
- Сохранить здоровье не просто, а потерять можно сразу. Сберечь его поможет спорт! Физические упражнения развивают организм, укрепляют мускулатуру, сердце и другие органы, заставляют глубже дышать, поглощать больше кислорода, улучшают кровообращение, позволяют оставаться стройными, избавляют нас от многих болезней. Великий философ говорил о пользе занятий спортом: «Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».
- О том, как спорт помогает сохранить наше здоровье, расскажет 3-я группа. Ребята работали над темой: «В движении - жизнь!»
- Здоровье - это красота! Об этом люди знали еще в Древнем Китае и Индии, в Древней Греции. Именно там возникла гимнастика. А гимнастика делает тело здоровым и красивым. А.С. Пушкин был крепкого телосложения, мускулистый, гибкий, благодаря ежедневной гимнастике. Л.Н.Толстой прожил долгую жизнь благодаря физическим упражнениям. Он увлекался ездой на велосипеде, на лошади. В 82 года он за день совершал верхом дальние прогулки. Каждый человек должен заботиться о своем здоровье сам. Поэтому мы подготовили комплексы упражнений, которые помогут вам стать крепкими, бодрыми и здоровыми:
- комплексы упражнений для утренней гимнастики;
- комплексы упражнений для исправления осанки;
- комплексы упражнений для глаз, зрительная гимнастика;
- физминутки.
Сейчас мы вместе с вами проведем физминутку.
За тучку солнце спряталось
На целую минутку,
А мы все дружно проведем
Свою физкультминутку.
В ладоши мы похлопаем
И чуть-чуть потопаем.
Раз - присели, два - привстали,
Три - нагнулись и достали
Правою рукой носок,
Ну а левой - потолок.
Поворот, наклон, прыжок
Улыбнись давай, дружок,
Прямо спину ты держи,
На соседа посмотри,
Руки вверх и сразу вниз и за парту вновь садись.
- Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. Если с детства приучить себя держаться прямо, тогда и в старшем возрасте не будут мучить боли в спине, пояснице. У стройного человека правильно формируется скелет, при правильной осанке легче работать сердцу и другим важным органам.
Упражнение для поддержания правильной осанки.
Чтобы сохранить осанку нужно соблюдать правила. (Ученик читает правила)
Гимнастика для глаз. Упражнение 1. Крепко закрыть глаза на 3–5 сек.
Открыть глаза на 3–5 сек. (делать 6–8 раз)
Упражнение 2. Быстрое моргание 1 – 2 мин.
Упражнение 3. Смотреть прямо вдаль 2-3 сек.
Поставить палец по средней линии лица на расстоянии 25-30 см, направить взгляд на палец на 3-5 сек.
Чтобы сберечь зрение нужно выполнять гимнастику для глаз, а также соблюдать правила:
- Не читай лежа,
- Не наклоняйся близко при чтении,
- Не играй с взрывоопасными предметами,
- Не смотри долго телевизор,
- Не играй долго в компьютерные игры.
- Делай гимнастику для глаз.
- Каждый год проверяйте зрение у врача. Он может определить самые ранние признаки заболевания и вовремя начать лечение. А если врач вам выписал очки, носите их, не стесняйтесь. Очки исправляют зрение.
Вывод: эти упражнения и правила помогут вам стать здоровыми и быть всегда красивыми.
Смена поз «сидя - стоя»
VIII.
Он живет в траве густой,
Он живет в листве лесной.
Даже в ярких листьях клена
Может спрятаться…зеленый. (Учитель берет следующий лепесток)
- В нашей стране много людей, чей возраст перевалил за сто лет. Долгожители считают, что есть секреты долголетия. Первый секрет - закаленное тело. Второй секрет - хороший характер. Третий секрет - правильное питание и режим дня. Четвертый секрет - ежедневный физический труд. Не случайно на первом месте - закаливание. Об этом нам расскажут ребята из четвертой группы.
- Закаливать организм можно двумя способами: с помощью воздушных ванн и водных процедур. Начинать закаливание нужно с проветривания комнаты. В школе мы регулярно проветриваем кабинет - это помогает нам быть бодрыми, меньше болеть, быть закаленными. Всем известны такие строчки из песни: “Если хочешь быть здоров, закаляйся! «Но успешным закаливание может быть лишь при соблюдении определенных правил.
Первое правило - закаливание нужно проводить систематически, то есть постоянно.
Другое правило - постепенность. Встав рано, в одно и то же время, открыв форточку нужно сделать зарядку. После зарядки приступите к водным процедурам. Начинать следует с простого - обтирания. Для этого нужно намочить полотенце или губку и за 2 минуты растереть все части тела. Затем вытереться насухо. Постепенно снижайте температуру воды. Через месяц можно перейти к обливанию или душу. Начальная температура воды 30-35 градусов. Затем постепенно ее понижают.
Очень сильное закаливающее средство - контрастный душ, когда температура воды непрерывно меняется от горячей до холодной. Начинают с минимальной температуры, постепенно доводя ее до максимальной. Одновременно необходимо постепенно переходить на более легкую одежду, не кутаться. Занимайтесь спортом, чаще бывайте на свежем воздухе.
Вывод: помните, солнце, воздух, и вода - самые верные наши друзья!
Смена поз «сидя - стоя».
Он как чистая вода,
Как на реке кусочки льда,
Он как небо, он такой
Нежно, нежно…голубой.
- Всем известно, что чистота - залог здоровья. Нечистоплотность - это неуважение не только к самому себе, но и к окружающим людям. О соблюдении чистоты и правил личной гигиены подготовили свой рассказ ребята из пятой группы.
- Люди с древних времен знали, что нужно поддерживать чистоту своего тела. В древнем Риме строились общественные бани - термы. Люди приходили сюда отдохнуть, привести в порядок тело, воспользоваться услугами парикмахера и массажиста, заняться спортом и даже почитать, так как здесь была библиотека. Русские люди лучшим средством для соблюдения чистоты и лечения считали также баню, но их бани намного отличались от «римских». Чем жарче было в бане, тем считалось здоровее. А когда от пара было невмоготу, выбегали на улицу и сразу бросались в пруд или реку. От такой закалки ни одна болезнь не могла одолеть человека. Эта традиция сохранилась и по сей день. Люди до сих пор не придумали средства лучше, чем баня. Эти интересные сведения говорят о том, что человек всегда заботился о чистоте своего тела и старался соблюдать правила личной гигиены.
- Какие правила личной гигиены вам знакомы?
мыть руки перед едой, вода и мыло уничтожают микробы;
правильно ухаживать за зубами, чистить зубы два раза в день, зубную щетку менять раз в 3-4 месяца;
не реже одного раза в неделю мыться горячей водой;
ухаживать за ногтями и волосами, ногти необходимо один раз в неделю подстригать ножницами, волосы необходимо ежедневно расчесывать, не реже одного раза в неделю мыть волосы с шампунем;
содержать в чистоте одежду и обувь, помещение, в котором живешь, Ежедневно делать влажную уборку.
- Во время и после водных процедур мы используем средства личной гигиены. Важно помнить, что эти вещи должны быть у каждого свои. Как вы думаете, почему? - Потому что через эти предметы можно заразиться.
А сейчас такое задание: вы должны определить, какие предметы у каждого человека должны быть личными, а какими могут пользоваться все члены семьи (выдаются предметы для трех групп: полотенце, зубная щетка, зубная паста, шампунь, мыло, мочалка, расческа, ложка, тарелка).
Вывод: соблюдая правила личной гигиены, мы сохраним здоровье на долгие годы.
Словно глазки васильков,
Этот цвет красивый очень.
Но морозный словно иней,
И зовем его мы…синий.
- Древнее китайское изречение гласит: «Мудрый человек предотвращает болезни, а не лечит их». Поэтому очень важно вести здоровый образ жизни, ведь соблюдение правил здорового образа жизни укрепляет здоровье, воспитывает волю, характер человека. Характер складывается из привычек. О том, какие бывают привычки, какие из них укрепляют здоровье, а какие наоборот приводят к разрушению организма, подготовили материал ребята из шестой группы.
- Скажите, что вы делаете по привычке? Какие привычки вы назвали, если их обозначить одним словом? Полезные привычки. Делать зарядку, заниматься спортом, умываться по утрам, чистить зубы, расчесываться, пользоваться чистым носовым платком, следить за одеждой, соблюдать порядок во всем: у каждой вещи должно быть свое место, быть бережливым по отношению к школьному и домашнему имуществу - все это полезные привычки, которые помогают нам сохранить здоровье. Но есть привычки, которые мало назвать плохими, к ним больше подходит название опасные, вредные привычки.
- Курение очень вредно для здоровья. Табак поражает сердце, мозг, легкие, почки и другие органы человека. На 15 минут короче становится жизнь после каждой выкуренной сигареты. Но особенно вреден для растущего организма, который слабеет и плохо развивается!
- Существует другая, не менее опасная привычка - алкоголизм. Многие взрослые страдают от вина, пива и других алкогольных напитков. У пьющего человека ухудшается память, нарушается координация движения, постепенно начинают отказывать печень, желудок и другие органы человеческого организма. Для детей этот вред втройне. Известны случаи, когда дети умирали от алкоголя или тяжело болели. Но самая страшная болезнь нашего века - это наркомания. Она развивается от употребления дурманящих, ядовитых веществ - наркотиков. Отведав папирос с наркотиками или специальных таблеток, слабые или очень любопытные люди, вскоре переходят к более сильным наркотическим веществам. Этим они разрушают свое здоровье. Находясь в состоянии наркотического дурмана, эти люди наносят себе страшные ранения, совершают преступления. Многие из них не доживают и до 30 лет. Избавиться от этой зависимости очень трудно, часто невозможно. Поэтому никогда не пробуйте никаких наркотических средств.
Вывод: НЕ заводи вредных привычек! Веди здоровый образ жизни! Знай и соблюдай полезные привычки, они помогают нам укреплять здоровье.
Смена поз «сидя - стоя»
Он в радуге последний цвет,
Но он не плох от этого.
Ну, разве вы не догадались?
Ведь это…фиолетовый.
(Открывается седьмой лепесток.)
- Человек - часть природы. Когда болеет природа, болеет и человек. Наше здоровье зависит от благоприятных условий окружающей среды. Выяснить, в каких условиях находится природа, окружающая нас, попытались наши ребята (выступление экспертной группы).
- Мы создали группу экспертов и совместно с родителями провели эколого-здоровьесберегающую экспертизу условий местности. Подробно об этой экспертизе вы можете прочитать на страницах нашей книги, здесь описаны задания для экспертной группы, результаты их исследований. А решение, которое приняли ребята по результатам этих исследований, мы сейчас услышим. После обсуждения результатов, мы решили, что мы должны, вместе со старшеклассниками, учителями активно участвовать в озеленении пришкольной территории, а также помогать взрослым озеленять наши дворы, улицы. Следить за чистотой школы, пришкольной территории, улиц, дворов, подъездов, своего дома. Тогда вокруг нас будет чище и красивее.
IX. Итог урока:
- Ребята все вместе мы создали цветок здоровья. Наш цветок не был бы таким замечательным, если бы мы прикасались и прислушивались бы только к одному лепестку. Цветок красив только тогда, когда все лепестки живы и полны радости оттого, что могут подсказать вам ребята что в жизни нам поможет сберечь здоровье, а что разрушит его.
- Когда мы веселы, здоровы, то хорошо и радостно всем тем людям, которые любят нас и видят каждый день.
- Хочется поблагодарить всех, кто участвовал в работе над проектом. Думаю, что все вы узнали для себя много нового и уйдете с урока с желанием как можно больше открывать, изучать и делать правильные выводы о том, как правильно вести себя в отношении своего здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок здоровья в 4 классе "Что влияет на здоровье"
Урок здоровья по ОБЖ в 4 классе на тему "Что влияет на здоровье"...
Внеурочная деятельность в 1 классе. Урок здоровья. Тема «Наше здоровье»
Урок здоровья в 1 классе. Внеурочная деятельсть.(Фгос)...
Внеурочная деятельность в 1 классе. Урок здоровья. Тема «Наше здоровье»
Презентация урока здоровья....
Материал к разработке уроков «Здоровые дети - в здоровой семье» «Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка»
В настоящее время остро встала проблема болезненности населения. Все чаще и чаще мы узнаем о болезнях, которые добавляет нам экология, загрязненность воды, ненатуральные продукты. Ребенка надо приучат...
Урок здоровья "Я и мое здоровье" для обучающихся 1 класса
Урок направлен на ознакомление обучающихся 1-го класса с особенностями их организма и способами его сбережения....
Урок здоровья во 2 классе «Здоровое меню. «Злые» продукты».
Сформировать представление о значении питания в жизни человека, формирование рациона питания и образа жизни человека и их влияние на здоровье...
Методическая разработка Урок здоровья для учащихся 1 класса «Здоровые зубы здоровью любы»
Урок здоровья – форма организации образовательной, воспитательной, здоровьесберегающей деятельности, вызывающая эмоциональный отклик у детей. А так как для формирования мотивации к здоровому обр...