Урок "ЗОЖ"
учебно-методический материал по зож (3 класс) на тему

Малышева Екатерина Леонидовна

Разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_zozh_3_kl.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Ныр Тужинского района Кировской области

Урок окружающего мира 3 класс

                                                                     Составила учитель

                                                                     начальных         классов

                                                                     Малышева Екатерина

                                                                     Леонидовна (высшая категория)

2017 г.

Методическая записка к уроку

Класс: 3

Тип урока: Открытие новых знаний.

Тема урока: «Здоровый образ жизни»

Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе: данный урок в курсе «Окружающий мир» (человек, природа, общество) изучается в разделе «Мы и наше здоровье» на который отводится 9 часов. Урок в разделе 8-ой, в курсе 34.

Образовательная программа: Образовательная программа «Окружающий мир» (человек, природа, общество),

автор: А.А.Плешаков, УМК «Школа России».

Методы обучения: встроенное наблюдение, словесный (беседа), наглядный (иллюстрации, демонстрация), работа с книгой, демонстрация видеоматериала (мультфильм, презентация), частично-поисковый.

Формы работы на уроке:

Работа в группах (парах), фронтальная работа, работа с интерактивной доской.

На урок были выбраны технология интерактивного обучения (работа в парах, тройках), технология проектных задач, информационные технологии.

  • Технология интерактивного обучения – это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания.

Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации.

  • Технология проектных задач. Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей.

Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действий, средств и приемов не в стандартной форме, ситуации, по форме и содержанию приближенные к реальным.

Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.

 Основная педагогическая цель проектных задач в 1-3 классах: способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Возможность наблюдать за способами работы, как отдельных учащихся, так и целой группы школьников.

  • Информационные технологии. На уроках с применением ИКТ  у школьников наблюдается концентрация внимания, идёт включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной; более быстрое и глубокое восприятие излагаемого материала; повышение интереса к предмету, возрастание мотивации.

Описание методов контроля и оценивания, применяемых на уроке: 

Дети контролируют свою работу на уроке, используя самопроверку (слайды презентации), взаимопроверку (выступления групп), в конце урока оценивание происходит при помощи приёма «Три солнышка» и «Продолжи предложение».

Цель: Способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации и применение её в новой  учебной ситуации.

Задачи:

1.Образовательные: Ознакомить учащихся с правилами здорового образа жизни. Формировать потребность вести здоровый образ жизни.

2.Развивающие: Развивать познавательный интерес, коммуникативные умения.

3.Воспитательная: Формирование навыков сотрудничества при работе в парах, уважительное отношение к другому мнению.

Предметные:

- Ознакомить учащихся с правилами здорового образа жизни;

- Учить распознавать здоровую и нездоровую пищу;

Личностные:

-Принятие образа «хорошего ученика», уважительно относиться к чужому мнению;

- Готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;

- Мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- Развивать готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;

 Метапредметные

Регулятивные:

- Формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать её реализацию;

- Умение сотрудничать в совместном решении проблемы;

- Использовать информацию для решения учебных и практических задач;

- Содействовать развитию навыка самостоятельного поиска информации; анализировать, делать выводы.

Познавательные:

- Научатся строить сообщения в устной и письменной форме, извлекать необходимую информацию из прочитанного текста; выделять главное, существенное.

Коммуникативные:

- Формулировать собственное мнение и позицию, учитывать позицию собеседника, оценивать уровень сформированности группового взаимодействия в ходе различных этапов решения поставленных задач.

Ход урока

I.Организационный момент.

Начинается урок

Он пойдет вам дети впрок.

Постарайтесь все понять

Ну и многое узнать.

-Посмотрите друг на друга и подарите свои улыбки.

- Эпиграфом нашего урока будут слова:

В здоровом теле – здоровый дух! (Слайд 2)

- Как вы понимаете слова эпиграфа? (Слайд 3)

- О чём пойдёт речь сегодня на уроке?

II.Постановка проблемы, определение темы и целей урока (целеполагание).

- К нам на урок пришли гости.

Наши гости не простые, а сказочные.

Добрый доктор Айболит

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

          И корова и лисица…

И так, встречайте Айболита. (Слайд 4, письмо)

     Айболиту пришло письмо от Ильи Болейкина, но доктор не знает, что ему посоветовать, ведь обычно ему приходиться лечить только больных зверей, поэтому он решил обратиться к вам за советом.

- Ребята, поможем Айболиту?

Давайте посмотрим на фотографию Ильи Болейкина и послушаем, что он написал доктору Айболиту.

          Здравствуй, добрый доктор Айболит. Пишет тебе 9-летний Илья Болейкин. Я очень часто болею и уже еле хожу по дому, но ведь мне надо учиться в школе, каникулы-то закончились.

         Все зимние  каникулы я нежился в кровати, ел пироженные, чипсы, бутерброды, сэндвичи, пил газировку. Я с огромным удовольствием смотрел мультфильмы и играл в компьютерные игры. А вот сейчас заболел, но в больницу я не хочу, ведь очень боюсь уколов. Помоги мне.

                                                             С уважением, Илья Болейкин.

-Можно ли сказать, что у этого мальчика здоровый дух?

(Ответы детей)

- Ребята, поможем Илье?

- О чём мы должны ему рассказать?

(О здоровом образе жизни.)

- Чтобы он не забыл наши советы, мы создадим для него журнал «ЗОЖ» и передадим с Доктором Айболитом.

III.        Осуществление практической деятельности. (Работа по теме урока)

- Чтобы наш журнал был более интересным, мы будем работать в группах (парах), оформляя его страницы. Приступая к выполнению заданий, вспомните правила работы в группах: (слайд 5)

 - понять задание;

 - выслушать мнение каждого;

 - найти общее решение

Руководители каждой группы получают  задание.

  1. – Доктор Айболит принёс с собой волшебное «Солнышко»  (ЗОЖ) (прикрепляется на магнитную доску, слайд 6 презентации), давайте посмотрим на первый лучик «Личная гигиена».

- Что мы называем личной гигиеной? (Ответы детей)

(Знакомство с понятием « Гигиена» (словарик с.22), «Личная гигиена», «гигиена ребёнка»…(на слайде 7)

Просмотр отрывка мультфильма «Мойдодыр»

- С чего начинается здоровый образ жизни?

(ЗОЖ начинается с чистоты!)

Первый лист нашего журнала так и называется.

Задание: на альбомный лист наклейте картинки о личной гигиене и напишите советы Илье Болейкину.

(Мыть руки перед едой, чистить зубы, принимать душ, мыться с мылом и мочалкой, чистить обувь и одежду, делать уборку в квартире и т.д.)

- Объясните свой выбор (отчёт групп).

2.) Давайте посмотрим на второй лучик солнышка «Правильное питание».

Так называется наша вторая страничка.

- Как вы понимаете слова «Правильное питание»?

- В вашем конверте есть картинки со «здоровой» и «нездоровой пищей».  На лист журнала вам нужно наклеить картинки одной группе со «здоровой пищей», а другой с «нездоровой пищей».

- Какое питание можно считать «здоровым», а какое «нездоровым»?

Выберите нужные фразы и наклейте на свой лист.

(Разнообразное, однообразное, богатое овощами и фруктами, богатое сладостями, регулярное, от случая к случаю, без спешки, второпях).

- Давайте расскажем доктору Айболиту и Илье Болейкину, что у нас получилось.

(Отчёт групп) (слайд 8 для самопроверки)

3) Посмотрите на третий лучик солнышка «Больше двигайся».

- Послушайте рассказ А.Дорохова «Молодые старички».

        Я знал одного десятиклассника. Когда он проходил мимо моей комнаты, я всегда догадывался, что это он, хотя моя дверь была закрыта. Лишь он один во всём дворе еле волочил ноги, как старый-престарый дед. А когда этот уже взрослый парень читал книжку, на него было больно смотреть. Он не мог посидеть, чтобы не согнуться, и десяти минут! Сначала подопрёт голову одной рукой, потом другой и, наконец, ляжет грудью на стол. Такая немощная была у него спина. В свои семнадцать лет он сгибался так, вроде ему было за шестьдесят.

Почему он вырос таким хилым?

Только потому, что никогда не занимался спортом и не признавал никакой физической работы. Все шли на субботники – убирать школьный двор или сажать деревья, - а он находил причину, чтобы уклониться от работы. Мальчики бежали на физкультуру, а он оставался в классе, показав записку от врача, что его, мол, освобождают – недавно у него был грипп или насморк. Вот так и стал он стариком преждевременно.

- Хотел бы ты стать таким? Наверное, нет. А для того, чтобы развить и укрепить своё тело, и не только мышцы,  и сердце, лёгкие, нервную систему, есть три верных способа: утренняя зарядка, спорт и пребывание на свежем воздухе.

- К чему приводит малоподвижный образ жизни?

- Чем надо заниматься?

IV.Физкультминутка. (Слайд 9)

V. Осуществление практической деятельности. (Продолжение работы по теме урока)

4)Посмотрим на следующий лучик солнца «Сочетай труд и отдых».

- Учёба в школе, выполнение домашних заданий, посещение кружков – серьёзный труд. Бывает, что третьеклассник занят не меньше взрослого. Чтобы при этом сохранить здоровье, надо обязательно чередовать труд с отдыхом.

- Расскажите, как правильно сочетать труд и отдых? (ответы учащихся)

-Выберите, какими видами отдыха нельзя чересчур увлекаться.

Наклейте на лист с рисунки только «полезных» видов отдыха.

Давайте расскажем, чем должен заниматься Илья в свободное время?

(Отчёт групп) (Слайд 10)

5)У нас остался последний лучик солнца. Как вы думаете, какой совет нам приготовил ещё доктор Айболит на этом лучике?

«Не имейте вредных привычек!»

- Какие привычки мы называем вредными?

- Какой вред приносит человеку курение?

- Чем опасен алкоголь?

- На что влияют наркотики?

Давайте найдём в учебнике ответы на эти вопросы.

(Чтение в учебнике на с.156-157 и ответы детей).

- На ваших листочках нарисованы эмблемы профилактики вредных привычек, но Илья Болейкин с ними не знаком, давайте ему поможем и подпишем эти эмблемы.

(Отчёт групп). (Слайд 11)

V I.Итог урока

1)-Что значит вести здоровый образ жизни?

    -Назовите главные правила ЗОЖ.

2)Игра "Хлопки"

-Хлопните в ладоши, если услышите слово, характеризующее здорового человека: красивый, сутулый, сильный, ловкий, бледный, румяный, стройный, толстый, крепкий, неуклюжий, подтянутый.

 Домашнее задание.

Нарисовать запрещающие знаки к правилам ЗОЖ.

Записать в словарик: здоровый образ жизни.

С.154-157, ответы на вопросы.

V I I.Рефлексия.

-Каждый человек должен заботиться о своём здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.

Но характеристика здорового человека будет неполной, если мы будем говорить только о физическом здоровье. Есть ещё и здоровье духовное. Надо учиться любви к себе, к людям, к жизни. И тогда вы будете действительно здоровы.

Запомните волшебные слова: (Слайд 12)

 Грубых слов не говорите,

 Только добрые дарите.

 Улыбнитесь друг другу,

Скажите добрые слова.

Чтобы оценить нашу работу на уроке, закончим предложения. (Слайд 13)

Урок заставил меня задуматься о …

Я понял, что …        

Мне было интересно, потому что …

- Перед вами «три солнышка» весёлое, равнодушное, грустное, прикрепите свои лучики к одному из них. Если вам было комфортно на уроке, то прикрепите лучик к весёлом солнышку, если что то не удалось – к равнодушному, если не понравилось на уроке – грустному.

Гости прощаются с нами.

- До новых встреч! (Слайд 14)

Ребята, посмотрите, Иля Болейкин послушал наши советы и отправился кататься на лыжах.

Литература:

1.А.А.Плешаков. Учебник «Мор вокруг нас», 1 часть,- М.: Просвещение, 2010 г.

2.Т.В.Шклярова. Толково-этимологический словарь. Москва «ВАКО», 2011 г.

3. Современная детская энциклопедия. Факты, открытия, фантазии. Москва «МАХАОН». 2010 г.

4.Итернет сайты:

http://www.zdorovajaplaneta.ru/zdorovyj-obraz-zhizni-zozh/

http://www.zoj.ru/

http://stanzdorovei.ru/obraz.html

http://images.yandex.ru/yandsearch?stype=image&lr=46&noreask=1&source=psearch&text=%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%20%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8

Раздаточный материал

Задание 1. «Личная гигиена»

На страницу журнала наклеить картинки «Личная гигиена», написать советы Илье Болейкину.

Задание 2. «Правильное питание», «Неправильное питание»

Оформить страницу журнала картинками с «нездоровой» пищей, со «здоровой» пищей (по группам).

Задание 3. «Отдыхай с пользой»

Выберите, какими видами отдыха нельзя чересчур увлекаться.

Наклейте на страницу журнала только «полезные» виды отдыха.

Задание 4. «Не имейте вредных привычек»

Найти ответы на вопросы (с. 156 – 157 учебника):

- Какие привычки мы называем вредными?

- Какой вред приносит человеку курение?

- Чем опасен алкоголь?

- На что влияют наркотики?

Подписать, что обозначают эмблемы профилактики вредных привычек.