Влияние физического развития и здоровья на успешность обучения
консультация по зож (4 класс) на тему

Марина Дмитриевна Токарева

Цель: формирование у родителей устойчивой мотивации по сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья своей семьи, своих детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние физического развития и здоровья на успешность обучения

Цель: формирование у родителей устойчивой мотивации по сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья своей семьи, своих детей.

Добрый день, уважаемые родители. Рада вас приветствовать на родительском собрании.  Слайд №1.

Тема собрания определена одним из направлений образовательной инициативы «Наша новая школа» - сохранение укрепление школьников и звучит она как «Влияние физического развития и здоровья на успешность обучения». Слайд №2.

«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Важным во всех этих и других определениях здоровья считается отношение к нему как к динамическому процессу, что допускает возможность целенаправленно управлять им.

Основываясь на определениях Всемирной организации здравоохранения, выделяют следующие компоненты здоровья:

Здоровье физическое – это состояние, при котором у человека имеет место быть гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.

Здоровье психическое – это способности человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой.

Здоровье социальное – мера социальной активности, деятельностного отношения человека к миру.

Здоровье нравственное – это комплекс характеристик мотивационной и информационной сферы личности, основу которого определяет система нравственных ценностей.

Есть ли у наших детей физическое, нравственное и социальное благополучие? Каково здоровье нации в стране? В чём заключаются актуальные проблемы здоровья в нашем округе? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в ходе нашего диалога.

Всё это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу.

В чём же причина кризиса детей России и округа в частности? Существуют различные точки зрения.

Как утверждает медицинская наука, здоровье человека определяется четырьмя основными факторами:

50–55 % зависит от образа жизни :малоподвижный образ жизни, вредные привычки, неправильное питание, психологический климат.

20–25 % влияние окружающей среды и экологии (только от 5 до 10 процентов детей рождаются здоровыми).

20 % – наследственность (по наследственности передаются такие заболевания, как болезнь Дауна, болезни, связанные с обменом веществ, вирусные и другие заболевания).

И только 5 % зависит от медицины.

Усугубляют состояние учащихся в процессе обучения следующие негативные факторы здоровья:

малоподвижный образ учащихся;

перегрузка учебного процесса многими дисциплинами;

стрессовые воздействия во время обучения;

несбалансированное питание;        

отсутствие здорового образа жизни во многих семьях;

несоблюдение режима дня;

несоблюдение гигиенических требований.

По данным отечественных исследователей к концу школьного периода обучения количество практически здоровых детей составляет менее 10 % учащихся. Поэтому, очень важно, дорогие родители, не упустить время, а грамотно сформулировать каждой семье основные задачи сохранения и укрепления здоровья школьников процессе их роста, развития и обучения, создать здоровьесберегающую образовательную среду в каждой семье.

Результаты медицинских осмотров говорят о том, что школьники имеют различные нарушения состояния здоровья:

Год от года увеличивается количество детей со сколиозом.

Увеличивается количество детей, больных ожирением.

Увеличивается число детей с заболеваниями нервной системы.

Растет количество детей, имеющих отклонения в системе кровообращения.

Увеличивается процент детей, страдающих аллергией.

Оздоровительные методики восстановления школьников в домашних условиях.

Сегодня мы познакомим вас с некоторыми правилами рационального питания, Расскажем о значении движения в жизни человека, что такое режим дня и зачем его нужно соблюдать, какие гигиенические требования необходимо соблюдать при выполнении домашних заданий и зачем надо повышать психоэмоциональную устойчивость школьников.

Рациональное питание

Пища должна быть рациональной по химическому составу и содержать белки, жиры и углеводы, витамины и микроэлементы. Быть безвредной и безопасной. Ещё в древности было известно, что правильное питание есть непременное условие долгой жизни.

Современные учёные выявили, что основными нарушениями в питании являются избыток углеводов и жиров животного происхождения, дефицит фруктов, овощей и ягод, а также нарушение режима питания.

По данным исследований содержание витаминов в организме школьников только у 10 % в норме. Поэтому рекомендуется использование детьми витаминных комплексов. Особенно в зимнее время.

В школьной столовой в этом учебном году организован такой стол, в состав которого входят лук, чеснок, лимон и витаминные чаи.

Родителям также надо помнить, что детям в младшем школьном возрасте надо питаться не менее 4–5 раз в день и придерживаться таких правил: разнообразие умеренность и своевременность питания.

Следует ли заставлять ребёнка кушать, если он отказывается? Заставлять нельзя, оценивая своё желание поесть, ребёнок прислушивается к потребностям своего организма.

Обязательно ли детям есть первые блюда? Да. Употребляемые только вторые блюда не вызывают достаточного отделения желудочного сока, пища долгое время задерживается в пищеварительном канале, бродит и раздражает слизистую оболочку.

Кроме того следует научить ребенка есть не спеша, хорошо пережёвывая пищу, не заниматься во время еды посторонними делами.

Двигательная активность

Движение как форма физиологической активности показатель физического здоровья, присуще практически всему живому и играет важную роль в развитии психики и интеллекта человека.

У растущего организма создаётся некоторый избыток двигательной активности. Существует понятие «биологической достаточности движений».

Например, минимальная норма количества шагов в день для взрослого человека – 10 тысяч, а школьник должен сделать 25–30 тысяч шагов в день.

Если родители имеют избыточный вес, то 80 % детей его имеют тоже.

У людей, не занимающихся спортом, частота пульса на 20 % выше. Это приводит к быстрому изнашиванию организма. По статистике у 20 % родившихся детей развивается плоскостопие. Это связано со слабостью мышц.

Значение сна для детей.

Особое место в режиме дня отводится сну. Младший школьник много времени проводит в школе, он подвижен, легко возбудим, поэтому ему требуется полноценный сон. Первоклассникам надо спать 11 часов, а учащимся 8–10 лет до 10 часов в сутки.

Правильный сон обеспечивает отдых, высокую работоспособность, предупреждает возникновение переутомления, головные боли, слабость. раздражительность, плаксивость.

И если ребёнок хронически не досыпает, у него развивается нервно-психическое заболевание.

И поэтому мы сейчас предлагаем всем родителям окунуться в прекрасный волшебный сон.

Повышение психоэмоциональной устойчивости.

По материалам исследований, особо опасны для любого человека и ученика в том числе, не активные эмоции, а пассивные: отчаяние, тревога, боязливость, депрессия. Именно поэтому надо развивать позитивное мышление, которое достигается упорными тренировками.

Школьника важно учить радоваться даже малой своей победе, а ещё больше чужой удаче. Обучение только тогда будет эффективным, когда ученик будет испытывать радость от процесса познания.

Родители также должны помнить, что только в крепкой, дружной, благополучной семье, где комфортная обстановка и понимающие родители, где царит взаимопонимание и любовь, где конфликты носят внутренний характер и быстро разрешаются, только в такой семье воспитать поистине здоровое потомство.

Гигиенические требования при выполнении домашних заданий.

Воздушно-тепловой режим – один из важных факторов среды, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье детей. Гигиенистами установлен, что в помещении, где ребёнок работает, должна быть температура 18–20 градусов, относительная влажность до 60 %. Измерение температуры проводится в центре помещения на уровне роста ребёнка. Обязательным является ежедневное осуществление влажной уборки и проветривание помещения.

Световой режим – может предупредить перегрузки, стимулировать развитие зрительно анализатора, препятствовать возникновению близорукости. Наиболее оптимальное расположение комнаты для уроков – южная или юго-восточная сторона. Недопустимо использование в интерьере тёмных цветов. Красный цвет используется только в качестве сигналов. Рекомендуются тёплые тона – оранжевый и жёлтый, Можно использовать оттенки зелёного. Можно использовать искусственное освещение в дополнение к естественному. В декабре месяце свет должен гореть до 10 часов утра и с 14 часов дня. Далее каждый месяц сокращать дополнительный световой режим на 1 час.

Мебель и другие предметы оборудования тоже влияют на здоровье школьников. Уровень столешницы должен быть на 4 см выше локтя свободно опущенной руки сидящего человека.

При слишком низком стуле, ученик вынужден высоко поднимать правое плечо, а если стул высокий, ребёнок вынужден горбиться, а это всё приводит к искривлению позвоночника.

Обязательным условием во время выполнения домашних заданий является его время.

Уроки надо выполнять в одно и то же время, оптимальным и наиболее продуктивным считается время с 16 до 18 часов. К 12 часам обычно наступает падение работоспособности. Первая фаза это – врабатывание, она длится до 7 минут. Средняя продолжительность активного внимания первоклассника до 20 минут, у учащихся 4-х классов немного выше. Затем работоспособность начинает падать, необходим отдых. За 2 часа подготовки уроков можно сделать 2–3 переменки по 5 минут каждая.

Наиболее трудными считаются уроки математики, информатики, иностранного языка, обществознания, обучения грамоте.

В течение недели, самым продуктивным считается вторник, от среды до субботы работоспособность снижается .Самые низкие её показатели отмечены в понедельник. В пятницу отмечается вновь повышение работоспособности.

Поэтому лучше готовить домашние уроки так:

1-й урок – фаза врабатывания, уроки средней сложности.

2–3-й уроки – уроки максимальной сложности.

4-й урок – более лёгкий.

Длительность непрерывного чтения в начальной школе такова:10 минут для учеников 1–2-х классов, до 20 минут для учащихся 3–4-х классов.

Для работы с компьютером отводится такое же время.

Важнейшие компоненты здоровья школьников. 

Педагоги школы разработали систему работы по формированию представлений о ЗОЖ, оздоровлению учащихся и осуществляют её в своих классах.  Слайд №5.

В неё  входит работа с детьми, которая включает в себя:

             Организация физкультурно-оздоровительной работы

  • Утренняя гимнастика (за 10 минут до начала занятий)
  • Занятие физкультурой (3 раза в неделю + бассейн «Волна», ледовый)
  • «Народные игры» (автор Литвинов Е.П.)
  • Организованная  двигательная активность
  • Самостоятельная двигательная активность. Слайд №6.

 Закаливание

  • оздоровительные прогулки
  • полоскание полости рта и горла после каждого приёма пищи кипячёной водой комнатной температуры
  • обмывание лица и рук (до локтя) прохладной водой. Слайд №7.

  • Здоровьесберегающие технологии
  • артикуляционная гимнастика
  • зрительная гимнастика
  • пальчиковая гимнастика
  • дыхательная гимнастика
  • динамические паузы        Слайд №8.

Коррекционно-логопедическая работа   Слайд №9.

Профилактическая работа  

  • Витаминизация пищи
  • Ароматерапия
  • Фитотерапия (чесночные бусы)      Слайд №10.

 Работа с родителями.  

Цель: повышение компетентности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья.

Привлечение родителей к активному участию в жизни школы

  • Анкетирование (Анкеты “Здоровье вашего ребенка”, “Семья и здоровый образ жизни”).
  • Совместные физкультурные и игровые досуги, праздники.
  • Открытые занятия.
  • Распространение опыта семейного воспитания по вопросам укрепления здоровья детей, консультации, обмен мнениями и опытом.
  • Выставка рисунков  на тему “Береги здоровье смолоду”, выставка фотографий, на тему “Отдыхаем всей семьей” (активный отдых в семье).

Мне бы хотелось остановиться на использовании здоровье сберегающих технологий, показать,  как мы с детьми работаем на уроках, чтобы вы могли помочь своему ребёнку стать более успешным в обучении. Слайд №11.

Зрительная гимнастика

Цель: для улучшения кровоснабжения глазных яблок, нормализации тонуса мышц, для снятия зрительного утомления.

 Провести занятие ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА  (Разработана специалистами Института возрастной физиологии РАО)

Упражнение со зрительными метками №1

В классе  заранее подвешиваются высоко на стенах, углах, в центре стены яркие зрительные метки. Ими могут быть игрушки или красочные картинки (4-6 меток). Игрушки (картинки) целесообразно подбирать так, чтобы они составляли единый игровой сюжет. И время от времени менять их. Например, в центре стены помещается машина (или бабочка). В углах под потолком - цветные гаражи. Предлагается проследить взором проезд машины в гаражи или на ремонтную площадку. Бабочка может перелетать с цветка на цветок.

Методика проведения упражнения:

1.Попрость  поднять родителей с мест.

2. Объяснить, что они должны делать: по команде, не поворачивая головы, одним взглядом глаз проследить движение машины в синий гараж, затем в зеленый и т.д.

3. Переводить взор с одной метки на другую под счет 1-4.

4. Продолжительность упражнения – 2-3 минуты.  Слайд №12.

Артикуляционная гимнастика

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Слоники - Лягушки.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

Худышка - Толстячок.
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. Втянуть щеки.

Лопаточка. 
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Чашечка.
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Грибок. 
Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Уколы в щёчки.
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку. Слайд №13.

Пальчиковая гимнастика

Цель: развитие мелкой моторики, которая, в свою очередь, на прямую связана с развитием речи.

Дерево (лес)

Грибок

Корзинка

Собака

Ёжик  

                        За грибами

     Дети пошли в лес за грибами. В руках они несли корзинки. С ними была собака. Неожиданно собака бросилась за дерево. Там был ёж. На его колючках лежал гриб. Слайд №14.

Дыхательная гимнастика.

  • С помощью этих упражнений не только ваш ребенок оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении,  и дышать полной грудью, но и вы вместе с ним вздохнете с облегчением. При регулярном выполнении такой гимнастики простуды будут обходить ваше чадо стороной!
  •  Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение, развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма.  Слайд №15.

Динамические паузы (музыкальная)

Динамическая пауза — пауза в учебной или трудовой деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности. Предназначена для предупреждения утомления и снижения работоспособности. Физиологическая сущность динамической паузы — переключение на новый вид деятельности, активный отдых. Слайд №16. Предложить родителям подвигаться под музыку.

Говоря о здоровье детей, мы должны понимать, что ребёнку нужен здоровый родитель. Начните с себя, позаботьтесь о своём здоровье. Слайд  №17.  Слайд №18.

        

Наверное, нам всем не стоит строить грандиозных заоблачных планов, которые сегодня  не могут быть выполнены, а решать самые простые, но очень важные ежедневные проблемы, чтобы сохранить, укрепить и улучшить здоровье наших детей. Слайд №18.

Итак, давайте подведём итог всему сказанному выше.

Советы родителям

Быть для ребёнка положительным примером в следовании навыкам гигиенического поведения, так как одна из психологических особенностей младших школьников- склонность к подражании.

Поощрять попытки ребёнка  придерживаться  режима дня, выполнять гигиенические процедуры, соблюдать культуру умственного труда.

Правильно организовать режим дня школьника :обеспечить ему достаточный по продолжительности сон со строго установленным  временем подъёма и отхода ко сну, предусмотреть регулярный приём пищи (4-5-разовое питание), установить определённое время приготовления уроков ,выделять время для отдыха на открытом воздухе ,творческой деятельности, свободных занятий и помощи в семье.

Проверять правильность осанки детей, При получении настораживающих результатов, проанализировать возможные причины отклонений в состоянии позвоночника, постараться устранить их ,в случае необходимости обратиться за консультацией врача.

Не впадать в крайности, не ставить ребёнка под шквал упрёков, замечаний и наказаний. Добиваться, чтобы он всё необходимое делал с первого же напоминания ,ни на что не отвлекаясь.

Обращать больше внимания на хорошее в ребёнке, чем на его ошибки, но не захваливать.

  1. Формировать у учащихся активную жизненную позицию. Вести здоровый образ жизни, понимать необходимость и роль двигательной активности учащихся.
  2. Быть во всём примером своим детям ,помогать школе, учителю сохранять и укреплять здоровье учащихся.
  3. Формировать представление о том, что полезно, а что вредно для детского организма; учить детей определять своё состояние и ощущения, развивать положительные эмоции; учить укреплять и сохранять своё здоровье.
  4.  Родительскому комитету вместе с классным руководителем разработать программу мероприятий по сохранению и укреплению здоровья школьников на 2 полугодие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье - залог успешного обучения

Здоровье - залог успешного обучения...

«СОХРАНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ. ВЛИЯНИЕ МУЛЬТФИЛЬМОВ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ»

Формирование личности человека начинается в раннем детстве, основным средством влияния на развитие детей в раннем возрасте является - мультфильм. Для детей в дошкольном возрасте в основном средст...

Развитие познавательных способностей - условие успешного обучения младшего школьника.

В последние годы стало актуально выделение группы детей, недостаточно готовых к школьному обучению. В связи с этим возникает необходимость использования на уроках и во внеурочной деятельности младших ...

Особенности влияния двигательной активности на здоровье и физическое развитие детей с ОНР

Доклад на тему "Особенности влияния двигательной активности на здоровье и физическое развитие детей с ОНР"Выступление на Педсовете...