кружок "Народные игры народов России"
рабочая программа по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Представлена программа кружка "Народные игры народов России", где собраны народные игры. Ведение данного кружка помогает сохранять традиции и обычаи народов России, проявлять интерес к фольклору.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа кружка "Народные игры народов России" | 153.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Заместитель директора по УВР _______/Таиркина Л.И./ ФИО «___»___________2017г. | «Утверждено» Директор школы _______/Киргизова М.В./ ФИО Приказ №____от «___»___________2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по кружку
«Подвижные игры народов России»
для 4 класса
Рассмотрено на заседании
ШМО начальных классов
Руководитель:__________
протокол №___от
«___»___________2017г.
Составитель:
Емельянова Светлана Владимировна
учитель начальных классов
I квалификационной категории
2017 – 2018 учебный год
Пояснительная записка.
На внеурочную деятельность по курсу «Подвижные народные игры» отводится 68 часа в год (34 учебные недели по 2 часу в неделю), предусмотренной учебным планом.
Народная игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку находчивость, волю, стремление к победе.
Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
Игра как средство воспитания.
Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.
Оздоровительное значение подвижных игр.
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков. Большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.
Роль и место данного курса.
Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры: К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании детей, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка.
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
Алгоритм работы с играми.
- Знакомство с содержанием игры.
- Объяснение содержания игры.
- Объяснение правил игры.
- Разучивание игр.
- Проведение игр. Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок и кончая сложными салками, разные условия и разные правила.
- Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игры способствует отдыху участников после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают у томленные центры.
- Игры с быстрым нахождением своего места . В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.
- Весь материал разделяется на отдельные разделы:
- раздел - «Русские народные игры», изучается с 1-го по 4-й класс.
- раздел - «Игры народов России», изучается в 3-4-х классах.
- раздел - «Подвижные игры», изучается в 1 -х и 2-х классах.
- раздел - «Эстафеты», изучается в 1-3-х классах.
Такое распределение изучения игр позволяет учителю следовать от простого к сложному, а детям - знакомиться с играми, которые соответствуют их возрастным способностям. Детям 6-7 лет присуще постоянно находиться в движении, поэтому учебный материал в этих классах простой и легко запоминающийся. Он позволяет детям удовлетворить их потребность в движении. А вот для учащихся 8-10 лет, помимо движения, нужен еще и занимательный материал. Знакомясь с историей и играми различных народов, они не только развиваются физически, но еще и развивают свой кругозор.
Мы должны стремиться к тому, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей.
цели изучения по каждому разделу
«Русские народные игры»
Цели: провести знакомство с играми своего народа, развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны.
На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры.
«Игры народов России»
Цели: познакомить с разнообразием игр различных народов, проживающих в России. Развивать силу, ловкость и физические способности. Воспитывать толерантность при общении в коллективе.
«Подвижные игры»
Цели: совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.
«Эстафеты»
Цели: познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и ответственности
Цель программы: создание условий для физического развития детей, формирование личности ребёнка средствами подвижных народных игр через включение их в совместную деятельность.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
- активизировать двигательную активность младших школьников во внеурочное время;
- познакомить детей с разнообразием народных подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
- формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
- создавать условия для проявления чувства коллективизма;
- развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
- воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности учащиеся I класса должны:
иметь представление:
- о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
- о режиме дня и личной гигиене;
- о способах изменения направления и скорости движения;
- о народной игре как средстве подвижной игры;
- об играх разных народов;
- о соблюдении правил игры
уметь:
- выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;
- выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
- играть в подвижные игры;
- выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
- выполнять строевые упражнения;
- соблюдать правила игры
Ожидаемый результат
- Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.
- Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.
- Развитие умений работать в коллективе.
- Формирование у детей уверенности в своих силах.
- Умение применять игры самостоятельно.
Личностными результатами кружка «Подвижные игры»
являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Метапредметными результатами кружка «Подвижные игры»
является формирование универсальных учебных действий (УУД).
- Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий во время занятия;
- учиться работать по определенному алгоритму
- Познавательные УУД:
- умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
Формы занятий:
Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.
Режим занятий:
В первых классах начальной школы занятия продолжительностью 40 минут проводятся 1 раз в неделю в группах не более 15-ти детей, но и не менее 10-ти.
.
Ожидаемый результат:
-у выпускника 1 класса выработается потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;
- сформировано начальное представление о культуре движении;
- младший школьник сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;
-обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;
- умение работать в коллективе.
Содержание тем учебного курса.
1 раздел (4часа)
Основы знаний о народной подвижной игре.
- Что такое народная игра? Познакомить с историей народной подвижной игры.
- Разбор и проигрывание игр наших родителей. Понятие правил игры.
Выработка правил.
- Пятнашки.
- Фанты.
- Горелки.
- Лапта.
- Штандр.
2 раздел (6 часов)
Игры на свежем воздухе.
- Русские народные игры. «Ловушка».
- Групповые игры. «Охотник и сторож».
- Групповые игры. «Карусель», «Совушка».
3 раздел (2 часа)
Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!
- Двигательная активность и гиподинамия. Я люблю поиграть. Разучивание и организация совместных народных подвижных игр для мальчиков и девочек.
Оборудование: скакалки, спортивные обручи, мячи, кегли.
4 раздел (8 часов)
Игры-эстафеты.
- Эстафеты с мячами. Правила игры. «Бег по кочкам».
- Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».
- Эстафеты с бегом и прыжками.
- Эстафеты с преодолением препятствий.
5 раздел 18 часов)
Подвижные игры разных народов.
-Игры русского народа. «Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки».
-Игры мордовского народа. «Котел» «Салки».
-Игры белорусского народа. « Михасик», «Прела-горела».
-Игры татарского народа. «Серый волк» «Скок-перескок»
-Игры народов Востока. «Скачки» , «Собери яблоки».
-Игры украинского народа. « Высокий дуб» «Колдун».
-Игры азербайджанского народа «Белый мяч и черный мяч», «Отдай платочек».
-Игры чувашского народа. «Хищник в море», «Рыбки».
-Игры калмыцкого народа. «Альчики», «Забрасывание белого мяча»
6 раздел (8 часов)
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
- Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».
- Упражнения со скакалками.
- Бег с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (“змейкой”, “по кругу”, “спиной вперед”), из разных исходных положений и с разным положением рук; высокий старт с последующим стартовым ускорением.
- Упражнения со скалками.
7 раздел (8 часов)
Подвижные игры, основанные на элементах:
- гимнастики с основами акробатики: «У медведя во бору», «Совушка»;
- легкой атлетики: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву»;
- лыжной подготовки: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота»;
- спортивной игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки».
8 раздел (12 часов)
Зимние забавы
-Зимой на воздухе. «Городки».
- Зимой на воздухе. Скатывание шаров. «Гонки снежных комов».
- Строительные игры из снега. «Клуб ледяных инженеров».
- Эстафета на санках.
- Лыжные гонки.
9 раздел (2 часа)
Итоговое занятие
-Праздник здоровья и подвижной народной игры.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Кол – во часов | Темы занятий | Дата проведения | |
по плану | фактически | ||||
1-2 | Введение. Основы знаний о народной подвижной игре. | 2 | Знакомство с историей народной подвижной игры. | ||
3-4 | 2 | Выработка правил. - Пятнашки. - Фанты. - Горелки. - Лапта. - Штандр. | |||
5-6 | Игры на свежем воздухе. | 2 | Русские народные игры. «Ловушка». | ||
7-8 | 2 | Групповые игры. «Охотник и сторож». | |||
9-10 | 2 | Групповые игры. «Карусель», «Совушка». | |||
11-12 | Игры-эстафеты. | 2 | Эстафеты с мячами. Правила игры. «Бег по кочкам» | ||
13-14 | 2 | Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча» | |||
15-16 | 2 | Эстафеты с бегом и прыжками | |||
17-18 | 2 | Эстафеты с преодолением препятствий | |||
19-20 | Подвижные игры разных народов. | 2 | Игры русского народа. «Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки» | ||
21-22 | 2 | Игры мордовского народа. «Котел» «Салки» | |||
23-24 | 2 | Игры белорусского народа. « Михасик», «Прела-горела». | |||
25-26 | 2 | Игры татарского народа. «Серый волк» «Скок-перескок» | |||
27-28 | 2 | Игры народов Востока. «Скачки» , «Собери яблоки». | |||
29-30 | 2 | Игры украинского народа. « Высокий дуб» «Колдун». | |||
31-32 | 2 | Игры азербайджанского народа «Белый мяч и черный мяч», «Отдай платочек». | |||
33-34 | 2 | Игры чувашского народа. «Хищник в море», «Рыбки». | |||
35-36 | 2 | Игры калмыцкого народа. «Альчики», «Забрасывание белого мяча» | |||
37,38 39,40 41,42 43,44 45,46 47,48 | Зимние забавы. | 2
2 2 2 2 2 | Зимой на воздухе «Городки». Зимой на воздухе. Скатывание шаров. «Гонки снежных комков». Строительные игры из снега «Снежный бой». Эстафета на санках. Лыжные гонки. Игры на свежем воздухе | ||
49-50 | ОРУ на развитие основных физических качеств. | 2 | Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча». | ||
51-52 | 2 | Упражнения со скакалками | |||
53-54 | 2 | Специальные беговые упражнения | |||
55-56 | 2 | Упражнения со скакалками | |||
57-58 | Подвижные игры, основанные на элементах. | 2 | «У медведя во бору», «Совушка» | ||
59-60 | 2 | «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву» | |||
61-62 | 2 | «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота» | |||
63-64 | 2 | «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки» | |||
65-66 | Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть! | 2 | Самые популярные народные игры. | ||
67-68 | Итоговое занятие | 2 | Праздник здоровья и подвижной народной игры. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Подвижные игры народов России"
Дано описание подвижных игр с учениками начальных классов, тематическое планирование с 1 по 4 класс, обозначены цели и задачи курса....
Программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Игры народов России»
Модифицированная программа внеурочной деятельности. Программа содержит приложения: бессюжетные игры; игры - забавы; народные игры; любимые игры детей; считалки....
Шефская работа. "Игры народов России".
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3739409","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 48px; height: 47px;"}}]]В нашей школе зародилась традиция. Учащиеся средней шко...
Игровая программа "Подвижные игры народов России"
С помощью этой игровой программы, расчитанной на 25-30 минут, дети познакомятся с играми некоторых народов России и научатся в них играть....
Разработка урока по теме "Подвижные игры народов России"
Предлагаю коллегам разработку урока большого раздела "Подвижные игры" . Урок в форме путешествия по стране. Называется "Подвижные игры народов России". Занимательно, интересно. Моим ученикам уро...
Рабочая программа "Игры народов России" - спортивно - массового направления, составлена в соответствии с ФГОС НОО (с 1 по 4 класс).
Рабочая программа "Игры народов России" составлена на основе авторской программы О.В. Бартецкой "Подвижные игры народов России"...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно- оздоровительному направлению «Игры народов России»
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно- оздоровительному направлению «Игры народов России»...