Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.
статья по зож по теме
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. «Здоровому – всё здорово!» - гласит народная мудрость. Важнейшая задача учителя начальных классов - сохранить, укрепить физическое и психическое здоровье детей, поступивших в школу. В данной статье я привожу свой опыт по использованию здоровьесберегающих технологий, а также приведены некоторые рекомендации для сохранения здоровья младших школьников в процессе обучения и внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. «Здоровому – всё здорово!» - гласит народная мудрость. Важнейшая задача учителя начальных классов - сохранить, укрепить физическое и психическое здоровье детей, поступивших в школу. В данной статье я привожу свой опыт по использованию здоровьесберегающих технологий, а также приведены некоторые рекомендации для сохранения здоровья младших школьников в процессе обучения и внеурочной деятельности.
Интенсивная программа в современной школе, высокая детская и подростковая заболеваемость, ухудшение экологии, отсутствие культуры здорового образа жизни у населения - диктует необходимость внедрения здоровьесберегающих технологий в само обучении. Данный вопрос заинтересовал меня настолько, что я стала собирать интересующий меня материал.
Так что же такое здоровьесберегающие технологии? Существует несколько психико – педагогических определений, что такое здоровьесберегающие технологии. Из самого названия понятно, что здоровьесберегающие технологии — это методы, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья. По словам профессора Н. К Смирнова, ЗОТ - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Важнейшее условие деятельности педагога - это обязательное применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения.
Я работаю учителем начальных классов. Стаж педагогического опыта небольшой – четыре года. Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы учащиеся получили новые знания, умения, навыки, но и раскрыли свою индивидуальность, стремлюсь пробудить в них инициативу, фантазию, способности к творческому поиску. Ведь движение, активность, изобретательность - заложены в самой системе начального обучения.
В современной школе основу составляет классно - урочная форма обучения. Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развивать. И задачи, и содержание урока, и его структура, и методы обучения – я использую для того, чтобы учащиеся испытали удовлетворение от учебного процесса, проходили «на одном дыхании», оставались яркими и запоминающими. Испытав то самое удовлетворение, дети с большей силой включаются в познавательный процесс, не теряют мотивацию, не чувствуют усталости и сохраняют энергию на последующее время обучения. Такие уроки мне помогают реализовать здоровьесберегающие и игровые технологии.
Любой школьный день я начинаю с физкультурной зарядки. Сначала проводила сама, теперь их проводят дети. На любом уроке обязательно физкультминутки, а то и два. Существует комплекс физкультминуток, рекомендованных для проведения Министерством просвещения. Мне же больше нравятся физкультминутки, сочетающиеся со стихами, да и ребята их лучше воспринимают. Могут найти свое место и минутки релаксации (упражнения на расслабление) для того, чтобы снять утомление, эмоциональное напряжение. Например, положить голову на парту и закрыть глаза на минутку, упражнение «Кучер» (откинуться на спинку стула, вытянуть ноги, ладошки на коленях), упражнения для глаз и для отдельных части тела (особенно на шейный и поясничный отдел позвоночника). Такие приемы снимают напряжение, усталость у школьников.
Использование здоровьесберегающих и игровых технологий на уроках, помогают решать не только проблемы мотивации, развития учащихся, но и прививают элементарные приемы сохранения здоровья самим детям. В игре (можно подобрать по теме и к любому этапу урока), независимо от сознания ребенка, работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье. Например: словарная работа, буква «а» в корне слова - садимся, «о» - подпрыгиваем, имена собственные разводим руки в разные стороны, нарицательные – тянемся вверх, при изучении темы “Слова, отвечающие на вопрос “кто?”, “что?” применяю игру с мячом. Я называю слово и бросаю ученику мяч, а ребёнок возвращает мне его, задав правильный вопрос к данному слову. Использую разминки, которые позволяют подготовить пальцы к письму и снять напряжение после письма (“Боксёры”, “Снежки”, “Рыбки” и т. д.)
На уроке математика, к физкультминуткам можно добавить командные состязания по рядам, например, поочередно выбегать к доске и решать цепочку на этапе устного счета, найти значения выражений на скорость и т.д. Можно выполнить проверку работы при помощи того же мяча, например, проверка таблицу умножения.
Регулярно на уроках литературного чтения провожу дыхательную гимнастику, совмещая её либо с комплексом общеразвивающих упражнений, либо с акустической разминкой (ловим комара, надуваем воздушный шарик, изображаем шипение змеи, собачий лай, мяуканье кота). Использую метод проговаривания слогов, постановку ударения, чистоговорки на выдохе. Особенно дети любят прохлопывание ритма в стихотворении или передача текста в различных интонациях, эмоциях с помощью движения (читает текст как маленький ребенок и ведет себя соответственно также).
На уроках окружающего мира многие темы вплотную связаны с темой охраны здоровья человека и окружающей среды: знакомство с растениями и животными и их ролью в природе, обучение безопасному обращению с электроприборами, знакомство с правилами дорожного движения, бережного отношения к окружающему миру, к личной гигиены. Провожу уроки- практикумы, на которых дети учатся ухаживать за комнатными растениями (тема «Что растёт на подоконнике?»). Тема «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», учатся составлять меню с учётом суточной потребности человека в витаминах. Уроки – экскурсии по наблюдению за живой и неживой природой. На уроки окружающего мира, выигрышны групповые работы. Например, подготовить серию плакатов «Вредные привычки», презентации «Здоровый образ жизни», можно устроить конкурс рисунков «Правильное питание», «Дым над лесом», диспут «10 заповедей здоровья» и прочее.
Расписание уроков строю с учетом санитарно-гигиенических требований. 2 и 3 уроки - соответствуют периоду оптимальной устойчивой работоспособности, следовательно, максимально продуктивны. Тогда я стараюсь ставить в расписание уроки математики и русского языка. 4 урок попадает в фазу некомпенсированного утомления и является малоэффективным. В рационально составленном школьном расписании учитываю сложность предметов и преобладание динамического компонента во время занятий.
Одна из важнейших технологий здоровьесбережения – школьная оценка. К выставлению оценок нужно относиться внимательно. Двойка не должна быть наказанием для ученика, нужно оценивать его работу, а не личность ребенка. Чтобы не было обид и при затруднении, мы договорились оценивать одноклассников вместе, например, можно попросить хлопать в ладоши, топать ногами, поднимать руки или сигнальные карточки различного цвета, обозначающие “да”, “нет”.
Здоровьесбережение, безусловно, зависит от объема и уровня сложности домашнего задания. Ни в коем случаи нельзя прибегать к наказанию учащихся домашним заданием. Чаще всего, если ребенок не справился с домашним заданием два-три раза, он теряет интерес к этому процессу. Поэтому к дозировке домашнего задания и мере сложности нужно относиться со всей ответственностью: соизмерять объем и сложность с возможностями ученика.
Укреплению физического и нравственного здоровья служат уроки физической культуры, подвижные игры, динамическая пауза в группе продленного дня, которая позволяет в течении часа детям находится на свежем воздухе, устраиваю детям подвижными играми и соревнования. Внеклассная и внешкольная работа, проводимая мной с обучающимися, включает выполнение общественной нагрузки, культурный и активный отдых на основе оздоровительных мероприятий для физического совершенствования школьников. Во внеурочное время провожу классные часы «Как вырасти здоровым», «Можно ли самому творить здоровье», «Твоё здоровье и учебная нагрузка” (3-й класс); уроки здоровья «Урок Знайки» (2-й класс), «Ослепительная улыбка» (3-й класс), игры-путешествия, устные журналы. Мои учащиеся заняты на кружках при ДК, при школе и в спортивных секциях при спорткомплексе «Триумф», в детской школе искусств (музыкального и художественного отделения). Все задействованы.
Не менее важным аспектом в решении поставленных задач является работа с родителями учащихся. Я убеждаю их в необходимости проведения целенаправленной работы по сохранению и улучшению здоровья и формированию культуры здоровья. На первом родительском собрании знакомлю родителей с рекомендациями медицинских работников и психолога по подготовке детей к школе с целью предупреждения стрессового воздействия начала обучения на будущих первоклассников. На последующих собраниях родители узнают результаты обследований и получают индивидуальные рекомендации психолога и учителя по организации рабочего места ученика дома, режиму дня, организации правильного питания.
Немаловажное значение имеют походы, совместные поездки детей и родителей, спортивные праздники (“ Папа, мама, я – спортивная семья” 3 класс), которые не только укрепляют здоровье, но и способствуют сплочению коллектива детей и родителей класса. Проведённое мною открытое родительское собрание на тему “В здоровом теле здоровый дух”, также позволило привлечь внимание родителей не только к физическому здоровью их детей, но и к поддержанию психоэмоционального состояния. Если и в школе, и в семье будут созданы благоприятные условия для сохранения здоровья, не будет причин для стрессов - это окажет положительное влияние и на состояние здоровья, и на уровень развития учеников.
Проблема здоровья детей сегодня, как никогда, актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Учитель должен взять за правило работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью ребенка. Проведение физминуток, динамической паузы ежедневно, зарядки для глаз, пальчиковой гимнастики, упражнений для дыхания, проветривание кабинета, контроль правильной посадки, положение рук, головы, смена деятельности в течение урока, благоприятный психологический климат, атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, осознание им успешности в любых видах деятельности, правильное полноценное питание, занятия спортом и физкультурой – способствуют закреплению детского здоровья, воспитывают усидчивость, терпение . Все эти приемы, я как учитель, взяла их за основу и применяю систематически и комплексно.
Список использованной литературы:
- Аристова Л.П. Активность учения школьника. – М.: Просвещение.,2008. – с.139.
- Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка.// Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 2001.
- Возрастная и педагогическая психология. /Под ред. А.В. Петровского/.- М., 1996.- с.496.
- Дронов, А.А. Профилактика нарушения осанки и укрепление мышечного корсета// «Начальная школа», 2006, № 3. – С. 10-12.
- Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов, сост. А.А. Радугих.-М.: Центр, 2000. – с. 256.
- Л. С. Выготский. Педагогическая психология. Москва: Педагогика. 1991г. И.В. Габелая, Н.С. Карпова, Л.Н. Образцова Я познаю себя. СПБГДТЮ. 2007г.
- С. Руднева, Э. Фиш. Музыкальное движение. Издательский центр «Гуманитарная академия» СПБ 2000г.
- Сухарев, А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А.Г. Сухарев. - М.: Медицина, 1991. — 270 с.
- Шевченко, Л.Л. От охраны здоровья к успеху в учебе / Л.Л. Шевченко // Начальная школа. – 2006. - № 8. – С. 29-31, 35.
- Школа здоровья: пособие для учителей и родителей: Специальное приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование», – 2006. - №1. – 78 с.
- http://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-tematika/nuzhnye-knigi-po-khoreografii-i-tantsam- Социальная сеть работников образования.
- http://www.i-gnom.ru/books/fizicheskoe_vospitanie.html [электронный ресурс] Теория и методика физического воспитания и развития ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Методические рекомендации для учителя...
"Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"
В работе описываются теоретические основы здоровьесберегающих технологий обучения , раскрываются цели и задачи,а также принципы, средства и методы здоровьесберегающих технологий, даны рекомендации по ...
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Выступление на ММО.
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее....
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Одним из приоритетных направлений национальной образовательной президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Рассматриваются способы использования здоровьесберегающих технологий и методик В.Ф. Базарного в начальной школе. Организация урока, физкультминутки, формирование психомоторной сферы ребенка....
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....