Статья "Формирование здорового образа жизни младших школьников".
статья по зож на тему
Состояние здоровья подрастающего поколения в последние годы неуклонно ухудшается, что вызывает обоснованную тревогу. Всё чаще вспоминаются слова Ж. Ж. Руссо: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым».Современным обществом востребовано не только повышение качества образования и совершенствование его структуры, но и укрепление здоровья обучающихся и обеспечение психологического комфорта участникам педагогического процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material_dlya_publikatsii.docx | 24.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Ахмадеева М.К.
Средняя общеобразовательная школа №20, г.Альметьевск
На современном этапе общественного развития главенствующее значение имеет формирование физического здоровья, социально активной, гармонически развитой личности. Основы становления полноценной личности закладываются с самого раннего детства при совместных усилиях школы и семьи.Традиционно считается, что основная задача школы дать необходимое образование, но не менее важно сохранить в процессе обучения здоровье детей.
Принцип «Не навреди!» должен стать основополагающим в работе педагогов. Знания о здоровье человека, социальной среде, умения и навыки по их сохранению помогают развитию личностных качеств ребёнка, то есть формируют культуру здоровья, имидж здорового образа жизни.
Поскольку у педагогов и психологов в последние годы вызывают опасения материалы, свидетельствующие о неблагополучии физического и психического здоровья школьников, основная задача обучения детей состоит в физическом интеллектуальном развитии учащихся при таких условиях, когда обучение должно стать естественной формой выражения детской жизни.
Состояние здоровья подрастающего поколения в последние годы неуклонно ухудшается, что вызывает обоснованную тревогу.Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели: физиологически зрелыми рождаются не более 14 % детей.В Республике Татарстан у 70 % детей, поступающих в 1 класс, уже имеются отклонения в состоянии здоровья. Низкий исходный уровень здоровья поступающих в школу детей неблагоприятно отражается на процессе их адаптации к школьнымнагрузкам и является причиной дальнейшего ухудшения их здоровья и плохой успеваемости.
За время обучения в школе численность здоровых учащихся сокращается в 4-5 раз и уже к 8-му классу на 5% возрастает частота нарушений органов зрения, в 3-4 раза – органов пищеварения, в 2-3 раза – осанки, в 2 раза – нервно-психических расстройств. Из 6 млн. школьников, прошедших проф. осмотр в возрасте 15-17 лет, у 94,5% зарегистрированы различные заболевания, 20-25% составляют различные формы психических заболеваний.Лишь 8-10 % выпускников могут считаться абсолютно здоровыми.
В общественное сознание стали входить такие понятия, как «школьная близорукость», «школьные сколиозы», «школьная неврастения» и другие. Учеников не покидает ощущение большой занятости, переутомляемости, физических и нервных перегрузок, непосильных для неокрепшего организма и психики. Психологи фиксируют отклонение возрастных норм памяти, внимания, мышления у детей.
В течение многих лет я работаю над формированием здорового образа жизни младших школьников. С 1 сентября 2015 года я начала работать с учащимися 1 класса и с первых дней поставила перед собой цель: изучить состояние здоровья детей в адаптационный период.Используя такие методы исследований, как наблюдение, опрос-анкетирование, беседы с родителями, изучение и анализ медкарт учащихся, я получила следующие результаты: в классах есть дети, имеющие серьёзные отклонения в здоровье, связанные, прежде всего, с нарушением осанки – 16%, зрения – 13%, слуха – 2%, речи – 2%, сердечной деятельности – 11%, заболеваниями почек и печени – 7%, плоскостопием – 2%.
Проанализировав результаты исследования, я пришла к выводу, что в современном обществе становится актуальной проблема формирования у школьников убежденности в необходимости ведения здорового образа жизни (использование свободного времени с пользой для здоровья, соблюдение режима дня, выработка негативного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания, самолечение).Иными словами, здоровью надо учить. Для этого я определила цель работы: воспитание в детях потребности в здоровом образе жизни. Для достижения данной цели поставила задачи:
- создать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся в образовательно-воспитательном процессе;
- формировать мотивацию к здоровому образу жизни;
- познакомить с формами активного отдыха и их влиянием на здоровье человека, увеличение двигательной активности воспитанников;
- учить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта;
- осуществлять воспитание с целью профилактики вредных привычек;
- формировать умения рационально организовывать жизнь и деятельность в соответствии с особенностями своего организма;
- повышение педагогической грамотности родителей по вопросам здоровья детей, их физического развития.
Забота о здоровье детей – важнейшая обязанность школы, всего педагогического коллектива, самого ребёнка и его родителей. Возникает явная необходимость активного участия педагогов в разработке и внедрении здоровьесберегающих технологий в школьные программы в целях улучшения ситуации со здоровьем учащихся.
При проведении воспитательной работы по пропаганде ЗОЖ, профилактике зависимостей (курение, алкоголизм, наркомания), пропаганде физкультуры и спорта, а также выработке теоретических знаний и убеждений о здоровом образе жизни, мною используются разнообразные формы работы.В своем классе в рамках внеурочной деятельности я веду кружок «Азбука здоровья», в работе которого используется созданная программа «Моё здоровье». Во время учебных занятий и во внеурочное время работаю над формированием у детей представления о здоровом образе жизни, пополняем их знания по экологии, диетологии, гигиене, санитарии и т.д.Учащиеся получают начальные представления о режиме дня, укрепляют здоровье, совершенствуют физические качества, осваивают определённые двигательные действия, активно развивают мышление, творчество и самостоятельность с учётом индивидуальных и возрастных особенностей.Уроки физкультуры, утренняя зарядка, физминутки на каждом уроке, прогулки, организация подвижных игр и спортивных соревнований, посещение бассейна, классные часы,чтение и обсуждение книг, устные журналы о здоровье, праздники здоровья, конкурсы рисунков, оформление уголка здоровья, создание благоприятного воздушно-теплового режима, обеспечение естественного освещения, организация питания детей,благоприятный эмоциональный настрой, беседы на родительских собраниях – всё это способствует решению одной из задач здоровьесберегающей педагогики – сохранение высокой работоспособности, исключение переутомления учащихся.
Всё чаще вспоминаются слова Ж. Ж. Руссо: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым».Современным обществом востребовано не только повышение качества образования и совершенствование его структуры, но и укрепление здоровья обучающихся и обеспечение психологического комфорта участникам педагогического процесса. Системная работа на ступени начального общего образования должна способствовать формированию у обучающихся ценности здоровья, сохранению и укреплению у них здоровья.
Литература:
- Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – Кемерово. Кемеровское книжное
издательство, 2008 .
- Белов В.И. Психология здоровья. – М.: Респекс, 2004.
- Касаткин В.Н. Педагогика здоровья. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.
- Кучма В.Р., Степанова М.И. Современные гигиенические подходы к оценке
влияния образовательных технологий на здоровье детей и подростков/
Здоровье населения и среда обитания. – 2002, №2.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающиеобразовательные технологии в работе
учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы. Формирование здорового образа жизни младших школьников в условиях специализированного спортивного класса в учебно-воспитательном процессе
Представлен опыт работы по формированию здорового образа жизни в спортивных классах.Противоречия, цели, задачи, тема опыта....
Формирование здорового образа жизни младших школьников
В данной статье я показала, какие приёмы я использую на уроках и внеурочной деятельности для сохранения здоровья моих учеников....
Культура здорового образа жизни младшего школьника.
Культура здорового образа жизни человека как важнейшая составляющая общей человеческой культуры - по существу одна из основных и самых непосредственных форм освоения человеком внешней и внутренней при...
Формирование положительной учебной мотивации- главный фактор воспитания здорового образа жизни младших школьников
Из опыта работы....
«ПОРТФОЛИО ЗДОРОВЬЯ- СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.»
Несколько лет я активно внедряю в работу различные формы и методы по ЗОЖ учащихся, которые благоприятно влияют на здоровье детей.Данный материал из опыта своей работы представляю вашему вниманию....
«Дневник здоровья» как средство формирования здорового образа жизни младших школьников.
Опыт работы по фгос в начальной школе....
«ПОРТФОЛИО ЗДОРОВЬЯ- СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА».
Помня о том, что здоровье ребёнка - это бесценный дар, требующий укрепления и сохранения, на протяжении многих лет использую портфолио здоровья как средство формирования культуры здорового образ...