Сохраним своё здоровье
занимательные факты по зож на тему

Шапуленкова Ирина Николаевна

Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание благоприятной обстановки в коллективе является залогом успешного воспитательно-образовательного процесса и успеха деятельности в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Способы сохранения здоровья педагога

        Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание благоприятной обстановки в коллективе является залогом успешного воспитательно-образовательного процесса и успеха деятельности в целом.

        Здоровье является высшей ценностью общества, чем выше ценится здоровье человека в коллективном сознании общества, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества

        В последние годы в сознании людей активно формируется качественно иное отношение к понятию «здоровье». Через познание и улучшение социально-психологической составляющей здоровья мы имеем шанс не только предупреждать возникновение болезней, но и совершенствовать всего человека в целом, т.е. сохранение здоровья выступает в качестве процесса сохранения и развития психических, физических потенций человека.

        Проблема профессионального здоровья педагога в настоящее время настолько значима, что необходимо создание нового направления психолого-медико-социальной профилактики и восстановления здоровья педагога.

        Под профессиональным здоровьем понимается способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность педагогической деятельности и развитие личности преподавателя. Основу профессионального здоровья составляет психическое здоровье как мера способности преподавателя выступать активным и автономным субъектом собственной жизнедеятельности в изменяющемся мире. Цель психологической работы с преподавателем заключается в том, чтобы запустить новые продуктивные механизмы, обеспечивающие формирование способности к собственному развитию, к созданию мотивов и интересов быть здоровым.

        Не умаляя значения лечебной медицины, необходимо обратиться к деятельности восстановительной медицины и психологии для реабилитации временно утратившего работоспособность или мотивацию преподавателя. Охрана и восстановление профессионального здоровья учителя предполагает усиление межпредметных связей между медициной, психологией, психотерапией, гигиеной, физической культурой, а также экономикой, информатикой, трудовым законодательством, что позволит категорию здоровья рассматривать как интегральное качество в системе «здоровье – работоспособность – эффективность – развитие».

        Проблему профессионального здоровья преподавателя по степени значимости следует рассматривать в контексте обще концепции охраны здоровья нации, так как именно от учителя в больше степени зависит здоровье подрастающего поколения.

        Следы нервных стрессовых переживаний педагога проявляются в негативном отношении к работе, постоянной усталости, рассеянности, снижении результатов труда, неудовлетворенности профессиональной деятельностью. Профессия педагога, как известно, относится к профессиям типа “человек-человек”, что связано с высокими эмоциональными тратами. По сравнению с другими профессиональным группами среди педагогов наиболее высок риск возникновения невротических расстройств, “накопления тяжелых” форм неврозов, соматических проблем.

        Как показывают исследования, большинство преподавателей – эмоционально неусточивые, нейротичные люди, склонные к стрессам и болезненному восприятию критики, внушаемые и мнительные, профессионально нездоровые. Негативные эмоциональные состояния, возникающие в процессе профессиональной деятельности, зависят от возраста и стажа работы, эмоциональные негативные состояния обостряются при наличии субъективных особенностей личности: высокого нейротизма и заниженной самооценки.).

        Для преподавателей с педагогическим стажем 15-20 лет характерны “педагогические кризисы”, “истощение”. У 30% показатель степени социальной адаптации равен или ниже, чем у больных неврозами.

        Психологический дискомфорт преподавателя имеет большое значение для его здоровья – физического, психического, профессионального. Психологический дискомфорт возникает в связи с объективно и субъективно существующими причинами:

- физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны различных людей;

- высокий уровень ответственности;

- тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и студентов;

- авторитарный, репрессивный стиль управления педагогическими кадрами;

- неадекватная социальная и материальная оценка его труда.

        Анализ психологической составляющей профессионального здоровья позволяет выделить такие негативные явления, как феномен “учительской агрессии” (экспрессивная, импульсивная, враждебная и инструментальная агрессия).

        Отрицательные эмоциональные состояния: стресс, страх, тревога, агрессия особенно вредны при общении преподавателя со студентами. Накопившиеся отрицательные эмоции приводят к вербальной агрессии.

        Профессиональное здоровье преподавателя следует определять, как способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности учителя во всех условиях протекания профессиональной деятельности.

        Всё вышесказанное позволяет говорить о необходимости психологической помощи и поддержки учительства как профессиональной группы с низкими показателями психологического и физического здоровья. Здоровье преподавателя – эффективность его профессиональной деятельности – психическое здоровье студентов. Это и есть один из перспективных подходов к решению вышеназванной научно и социально значимой проблемы. Таким образом, задача сохранения и укрепления профессионального здоровья педагогов является одной из первоочередных.

        Приоритетным направлением в решении этой задачи является актуализация восприятия педагогами своего профессионального здоровья как важнейшей личностной ценности. Другим важным направлением должно стать изменение отношения к проблеме и активная позиция в отношении здоровья у каждого преподавателя. Важным направлением считается работа, направленная на повышение стрессоустойчивости педагога, повышение его самооценки, снижения тревожности, само агрессии.         Восстановление профессионального здоровья – это процесс постепенного преодоления и изживания невротических компонентов собственного внутреннего мира, повышение степени согласованности интегральных характеристик личности преподавателя.

        В современных условиях выделяются основные направления в решении данной проблемы.         Первое направление в решении проблемы гармонизации и гуманизации личности – воспитание и поддержание мотивации на педагогическую деятельность. Второе – обеспечение социально-психологических условий повышения уровня психолого-педагогической компетентности, прежде всего, коммуникативной и конфликтной. Третье – психологическое обеспечение повышения культуры эмоциональной жизни преподавателя. Четвёртое – повышение профессионального самосознания преподавателя, осознание себя личностью, хозяином жизни, способным проектировать своё будущее.

        Первым шагом на этом пути является необходимость изменения отношения общества к педагогу. Необходимо также осуществить проведение профилактики «Синдрома выгорания» у психолога, педагога, руководителя учреждения образования; помочь им почувствовать собственную ответственность за свои профессиональные проблемы, за сохранение и укрепление собственного здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохраним своё здоровье

Презентация может использоваться на интегрированном уроке Математика+Окружающий мир+ОБЖ...

Классный час в 1 классе (с использованием интерактивных методов) «Сохрани своё здоровье».

Классный час позволит научить детей быть здоровыми душой и телом, обучать детей к бережному отношению к своему здоровью, ознакомить с приемами сохранения здоровья; развивать у дет...

Дадим ребёнку шанс сохранить своё здоровье!

«Дадим ребёнку шанс сохранить своё здоровье!» Материал подготовила учитель начальных классов МОУ гимназии № 8 г. Райчихинска Остолош Ольга Николаевна. Здоровье человека – это актуальная тема для разго...

Конспект урока по здоровьесбережению. Тема: «Сохрани своё сердце здоровым. Сердце и кровеносные сосуды.» 3 класс

Подробная и занимательная наглядная информация может быть использована на уроках педагогики здоровья,  здоровьесбережения 3 класса  общеобразовательных учереждений....

На сайте https://youtu.be/ZQc9mcukMVU находится видео занятия в группе продлённого дня "Сохрани своё здоровье".

На сайте   http://youtu.be/ZQc9mcukMVU   находиться видео занятия  в группе продлённого дня школы 8 вида по теме "Сохрани своё здоровье"....

Памятка "Как сохранить своё здоровье"

Памятка "Как сохранить своё здоровье"...

Книжка-раскладушка "Как сохранить своё здоровье"

Книжка-раскладушка "Как сохранить своё здоровье"...