Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
статья по зож на тему
Современная жизнь требует от ученика ориентации в постоянно меняющемся окружающем мире. В век компьютеризации и виртуального общения важно сохранить духовность личности, общечеловеческую культуру. Это можно осуществить в процессе реализации проектной и исследовательской деятельности в урочной и внеклассной работе. Именно здоровьесберегающая технология обучения ведет за собой сохранение и развитие телесного, психического, психологического и нравственного здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_nachalnoy_shkole.docx | 18.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Ряполова И.А.
МБОУ «СОШ №34 с УИОП», г. Старый Оскол
Забота о здоровье ребёнка – это
прежде всего забота о гармоничной
полноте всех физических и духовных
сил, и венцом этой гармонии
является радость творчества,
труда, общения с природой.
В.А.Сухомлинский
В последнее время проблема сохранения здоровья детей занимает значительное место в жизни общества, становится приоритетной национальной проблемой.
Современная жизнь требует от ученика ориентации в постоянно меняющемся окружающем мире. В век компьютеризации и виртуального общения важно сохранить духовность личности, общечеловеческую культуру. Это можно осуществить в процессе реализации проектной и исследовательской деятельности в урочной и внеклассной работе. Именно здоровьесберегающая технология обучения ведет за собой сохранение и развитие телесного, психического, психологического и нравственного здоровья детей.
Обучение учащихся способами креативного, экологически ориентированного мышления, приёмам саморегуляции, рациональным способам деятельности является одним из требований, предъявляемых к здоровьесберегающим методам обучения.
На уроках нужно помогать каждому ребенку осознать свои способности, создавать условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка. Хорошо дидактически проработанный урок – самый здоровьеориентированный для всех его участников.
Показателем организации урока являются:
- Обстановка и гигиенические условия в классе, температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски.
- Число видов учебной деятельности(опрос учащихся, письмо, чтение и т.п.)
- Средняя продолжительность и частота чередований различных видов учебной деятельности.
- Нагрузка от дополнительных занятий .
- Место и длительность применения ТСО ( в соответствии с гигиеническими требованиями).
- Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроках
- Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности).
- Психологический климат на уроке.
- Наличие на уроке эмоциональной разрядки ( наличие шуток, улыбок, использование поговорок, афоризмов).
От соблюдения гигиенических и психологических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.
Поэтому, учитывая возрастные психологические особенности своих учеников, продумываем число видов учебной деятельности на уроке, избегаем однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление. Продумываем приемы, позволяющие активизировать в процессе освоения нового знания самих учащихся, идём в класс с системой логически выстроенных вопросов, стараемся прогнозировать несколько возможных вариантов развития учебных событий в зависимости от создавшейся в классе ситуации.
Компьютеризация сегодня достаточно значима и актуальна, и у нас нет иного выбора, кроме как адаптации ее к информационному веку. Необходимость применения информационных технологий в школьном образовании сегодня очевидна, поэтому активно используем компьютерные технологии. Формы подачи материала и оценивания знаний с помощью компьютера разнообразны: презентация, работа на интерактивной доске, тесты. Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником в деле снижения утомляемости учащихся. Но задача сводится к тому, чтобы, сохранив все преимущества использования компьютерной техники в образовании, освободить учебный процесс от его негативных сторон. Этому способствует также введение в структуру урока специальной валеологической паузы.
Часто применяем игровые технологии. Широко используем в практике нестандартные уроки: уроки- игры, уроки – соревнования, уроки – конкурсы, уроки-экскурсии и другие. В игровой форме проходит словарная работа: дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова. Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье, используется и на других уроках.
Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.
Используем методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Ученики выступают в роли исследователя или учителя, интересна им самооценка и взаимооценка с помощью сигнальных карточек разного цвета, хлопания в ладоши.
Часто на уроках русского языка, математики, окружающего мира организуем групповую работу, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Организуем такую работу по-разному: места размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, или, ученики работают стоя. Групповая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.
Малоподвижность во время урока негативно влияют на здоровье учащихся. Учитывая это, не требуем от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока
Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Часто упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, при формировании понятия «однокоренные слова» предлагаем во время физкультминутки следующее задание: «Я буду называть однокоренные слова к слову «дом». Если я права, вы делаете наклон вперед, если не права – наклон назад». Нравятся детям физкультминутки в стихотворной форме «Елочка», «Паучок», «Веселые матрешки» и другие. Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся.
Динамические паузы дают возможность « выпустить пар», разрядиться, снять негативные эмоции, переключиться, а затем с новыми душевными силами взяться за трудное дело учения.
Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью посвящаются воспитательные мероприятия. Прежде всего, это система классных часов: беседы о том, как заботиться о своем здоровье, о вредных привычках, встречи с медсестрой школы, с работниками районной больницы, анкетирование среди родителей, различные тренинги, выполнение режима дня, правильное питание, уроки здоровья, а также активное вовлечение в спортивные мероприятия.
Нельзя говорить о здоровом образе жизни, не имея понятия о правильном питании. «Разговор о правильном питании» предусматривает активное вовлечение в работу родителей, которые помогают в классных, школьных мероприятиях. Они знакомятся с основными принципами организации здорового питания детей, стараются организовать правильное питание в семье. От того, насколько правильно и качественно организовано питание школьника, зависит его здоровье, настроение, трудоспособность и качество учебной деятельности.
Общество заинтересовано в оздоровлении не только самого общества, но и каждого человека, оно должно решать эту проблему на всех уровнях, а также всем миром.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Методические рекомендации для учителя...
"Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"
В работе описываются теоретические основы здоровьесберегающих технологий обучения , раскрываются цели и задачи,а также принципы, средства и методы здоровьесберегающих технологий, даны рекомендации по ...
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Выступление на ММО.
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее....
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Одним из приоритетных направлений национальной образовательной президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Рассматриваются способы использования здоровьесберегающих технологий и методик В.Ф. Базарного в начальной школе. Организация урока, физкультминутки, формирование психомоторной сферы ребенка....
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....