Здоровьесбережение - необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников
статья по зож на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Здоровьесбережение - необходимое условие
формирования образовательной среды младших школьников
( из опыта работы МБОУ СОШ № 48)
Составила: Щелочкова Ирина Павловна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 48 г. Белгорода
2015 год
Здоровьесбережение - необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников
( из опыта работы МБОУ СОШ № 48)
«Здоровье – это не всё,
но всё без здоровья – ничто».
Сократ
Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы стремительно набирает темпы. Наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения, трудности организации здоровьесберегающего обучения школьников, особенно младших классов. На современном этапе актуальной становится задача обеспечения школьного образования без потерь здоровья учащихся.
Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние “полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”.
Здоровье ребёнка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни, прежде всего условиями жизни в школе.
В современной школе появилось много новых предметов, увеличился объём информационных нагрузок, резко возросли интенсивность и эмоциональное напряжение учебного процесса.
Всё это неизбежно приводит к нарушению режима дня школьников, сокращению времени сна, отдыха, прогулок, двигательной активности и отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье учащихся.
Нарушение осанки, другие отклонения в опорно-двигательной системе организма, заболевание кариесом, болезни лор-органов, нарушения органов зрения и слуха, отклонения нервной системы – наиболее часто встречающиеся заболевания учащихся начальных классов.
В сложившейся ситуации одной из главных задач школы является создание здоровьесберегающей школьной среды. При этом в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
Педагогический процесс есть процесс развития ребёнка, его оздоровления, где всё взаимосвязано и не существует друг без друга. Нам, педагогам, надо всегда помнить, что, обучая, мы имеем дело не только с интеллектуальным развитием, но и со здоровьем растущего человека одновременно.
Воспитание – это не только процесс передачи опыта поколений, а процесс развития физического, психического и духовного здоровья человека средствами культуры.
Применение здоровьесберегающих мероприятий в учебно-воспитательном процессе оказывает положительное влияние на функциональное состояние организма, успешность адаптации к учебной деятельности и психическое состояние.
По данным исследований текущей заболеваемости в школе наиболее сложные периоды учебного года – конец 1 и 2 четверти, середина 3 четверти. Именно в этот период следует планировать необходимые здоровьесберегающие мероприятия.
Важнейшим принципом построения режима дня школьника в нашей школе является рациональная организация учебно-воспитательного процесса, при которой получение разносторонних знаний сочетается с укреплением здоровья.
Большое влияние на здоровье школьников и процессы адаптации к учебной деятельности оказывают такие факторы, как оптимизация учебного процесса, соответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
В своей педагогической деятельности учителя начальных классов нашей школы неукоснительно соблюдают гигиенические нормативы и правила организации учебного процесса, обеспечивающие профилактику учебных перегрузок и утомления.
Просветительско-воспитательная работа с учащимися учитывает психолого-педагогические особенности формирования личного отношения ребёнка к своему здоровью. Важно не только вооружить ребёнка знаниями о сохранении здоровья, но и сформировать у него потребность применения полученных знаний и умений на практике.
Для учащихся начальной школы проведение занятий активно-двигательного характера необходимая потребность.
Учебный день для учеников нашей школы начинается с утренней гимнастики, которую проводит подготовленный физорг класса.
Упражнение 1.
И.п.– стойка ноги врозь. На счёт 1 – руки к плечам; 2 – руки поднять вверх, прогнуться; 3 – руки через стороны опустить вниз; 4 – прийти в исходное положение. Повторить 3 раза.
Упражнение 2.
И.п. – ноги врозь, руки перед грудью согнуты в локтях. На счёт 1-2 два рывка согнутыми руками назад; на счёт 3-4 – два рывка назад прямыми руками; 5-6 – руки опустить.
Упражнение 3.
И.п. – ноги врозь, руки вверх. На счёт 1 – не сдвигая с места ног, повернуть туловище вправо; 2 – вернуться в исходное положение; на счёт 3 – повернуть туловище влево; на счёт 4 – вернуться в исходное положение.
Во время уроков по мере необходимости проходят физкультминутки, оздоровительные паузы, пальчиковая гимнастика.
Для снятия зрительного напряжения проводится зрительная гимнастика с использованием простейших зрительно-координатных тренажёров.
Упражнение 1.
На счёт 1-4 закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, затем на счёт 1-6 раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль через окно. Повторить 4-5 раз.
Упражнение 2.
На счёт 1-6 перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль; затем на счёт 1-6 налево вверх – направо вниз и вдаль.
Упражнение 3.
На оконном стекле, на уровне глаз школьника крепятся красные круглые метки диаметром 3-5 см. За окном намечается какой-либо отдалённый предмет для фиксации взгляда вдали. Школьнику предлагают посмотреть в течение 10 секунд на красную метку, затем перевести взгляд на отдалённый предмет за окном и фиксировать на нём взгляд в течение 10 секунд. После этого поочерёдно переводить взгляд то на метку, то на выбранный предмет. Продолжительность такой гимнастики 1-1,5 минуты.
Учебная нагрузка наших учащихся соответствует нормативам максимального объёма недельной учебной нагрузки для начальной школы:
- 5-дневная учебная неделя;
- в середине учебной недели организуется облегчённый учебный день – четверг;
- продолжительность урока 35 минут;
Двигательная активность у школьников младших классов в сравнении со старшими дошкольниками снижается более чем на 50%.
Поэтому со своими учениками мы проводим игровые, танцевальные перемены.
Все наши дети посещают различные спортивные секции
или танцевальные кружки.
В целях удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении в нашей школе организован третий час физкультуры, в группе продлённого дня ежедневно проводится спортивный час.
Традицией в нашей школе стало проведение дней Здоровья в конце каждой четверти.
Оздоровительно-профилактическими мероприятиями являются спортивные состязания и спортивные праздники, которые проходят 1 раз в четверть. В спортивных праздниках участвуют не только дети, стараемся привлекать к этому и родителей.
Ещё одна традиция в нашей школе – проведение спортивного праздника «Папа, мама, я – спортивная семья». Учащиеся 1-4 классов вместе с родителями соревнуются в спортивном зале,
Многочисленные исследования доказывают, что дети от занятий физическими движениями становятся более оперативными в учении, у них повышается работоспособность и настроение. Но самое главное, улучшается здоровье почти по всем показателям.
При планировании воспитательной работы обязательно включаю тематические классные часы , уроки Здоровья «Чистота – залог здоровья», «За здоровьем к растениям», «Забота о глазах», «Зачем соблюдать режим дня», «Как следует питаться», «Скелет – наша опора», «Польза закаливания», «Почему мы болеем», «Отчего зависит моё настроение в школе», «Путешествие в страну Здоровья» «Мы выбираем здоровье».
По проблемам сохранения и укрепления здоровья школьников для родителей проводим беседы, консультации, родительские собрания «Режим дня школьника», «Правильное питание – залог здоровья школьника», «Почему ребёнок ведёт себя плохо», «Профилактика простудных заболеваний», «Комплекс коррекционной гимнастики для занятий дома». Совместно с родителями устраиваем походы в лес, на каток.
Представление о здоровьесбережении в образовательном процессе не ограничивается представлением об укреплении лишь соматического здоровья школьников.
Медико-психолого-педагогическая практика показывает, что большое число школьников в процессе учебно-познавательной деятельности пребывают в состоянии хронического утомления, являющегося основой для поддержания организма в режиме хронического нервно-психического истощения. Более того, исследованиями доказано, что педагогические ошибки или неправильные педтехнологии отрицательно отражаются на детской психике в виде невротических нарушений. Как следствие психологической дезаптации данные диагностических обследований школьников фиксируют:
- низкий уровень познавательной активности;
- низкий уровень мотивации учебной деятельности;
- неустойчивость эмоциональной сферы;
- высокий уровень тревожности;
- несформированность навыков общения.
Поэтому мы стараемся создать благоприятный психологический климат в учебном процессе. На практике применяем личностно-значимые способы учебной работы, индивидуальные задания разных типов и уровней, индивидуальный темп работы и выбор видов деятельности. Эти методы раскрепощают ребёнка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Следовательно, эти методы снижают тревожность и психическое напряжение учащихся, т.е. нивелируют стрессогенный фактор в учебном процессе. Это в свою очередь улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и негативных внутренних факторов, т.е. способствуют сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников.
Благодаря проводимым мероприятиям здоровьесбережения у большинства наших учащихся, перешедших в среднее звено, отсутствуют функциональное напряжение организма, снижение работоспособности, нервно-психологические расстройства, нет срыва адаптации.
.
Труд учителя душевнопопечителен. Этим всё сказано – учитель есть одновременно и лекарь. Вот некоторые духовно-нравственные правила поведения самого учителя на уроке:
- Не умножай слов: многословие отдаляет от духовности и нравственности.
- Сверх необходимого не говори ничего. Дай сказать детям.
- Если хочешь, чтоб класс был спокоен, - будь спокоен сам.
- Не кричи, не говори громко и поспешно.
- Не угнетай, не перегружай, не притесняй учащихся, не критикуй их часто.
- Создавай ситуации взаимной помощи и поддержки.
- Учи смирению перед замечаниями и оценками, терпению при выполнении заданий.
- Поддерживай веру детей друг в друга.
- Не позволяй детям суетиться.
- Учи воздерживаться от уныния от неуспехов.
Таким образом, при насыщении урока духовно-нравственным содержанием не столько как предметом познания, сколько как предметом проживания и переживания, учение и преподавание становятся воспитывающими. И дети при тех же нагрузках могут безболезненно с ним справиться.
Вместе с тем нельзя преувеличивать роль технологий. Чисто технологический подход, без насыщения его духовностью и нравственностью, может привести к отчуждению детей и педагогов. При этом учитель перестаёт видеть ученика, а видит только то, что спроектировал и запланировал сам. Любовь и мудрость из технологий не возникают. Всё зависит от того, что ценит учитель: учебный успех ребёнка или духовное, психическое, физическое здоровье.
Литература
1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. Москва2004 г.
2.Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка. Москва 2000 г.
3.Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь Здоровья. Москва 1995 г.
4.Безрукова В.С. Всё о современном уроке в школе: проблемы и решения.
Книга 3:Здоровьесберегающий урок. Библиотека журнала «Директор школы». 2006 г. № 7
5. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. Москва 2004 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Здоровьесбережение-как условие формирования образовательной среды младших школьников в аспекте ФГОС второго поколения"
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в обстановке сложного и неоднозначного развития рыночных отношений в стране усилились негативные тенденции в воспитании детей. Широко расп...
Здоровьесбережение - необходимое условие формирования образовательной среды школьников.
Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы стремительно набирает темпы. Наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию э...
Развитие речи - необходимое условие формирования коммуникативной компетентности младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности
Статья поможет учителям начальных классов правильно выстроить свою работу по подготовке учащихся к освоению коммуникативной компетентностью. Материал собирался в процессе обобщения опыта работы....
Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младшего школьника.
В статье раскрыта возможность организации здоровьесберегающей среды в начальной школе с использованием "Дневника без двоек"...
Научная статья по теме: Здоровьесбережение - как условие формирования образовательной среды младших школьников в аспекте ФГОС второго поколения
Одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период ...
Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников.
Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников. Рост числа заболеваний среди школьников за последние г...
Статья "Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО"
В статье обобщён опыт работы по реализации в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий разработанных Виктором Филлиповичем Базарным...