Программа "Здоровье"
рабочая программа по зож (4 класс) на тему

Сапиева Марина Юрьевна

Наша школа работает с 2013 г. по программе "Здоровье"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Программа "Здоровье"32.77 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждена на заседании                                                                                             согласовано председателем

педагогического совета                                                                                                 Совета Лицея

учителей и воспитателей                                                                                               А.М. Тулоева

РФМЛИ от 16.03.2013

Программа Республиканского Физико-Математического Лицея-Интерната

«ЗДОРОВЬЕ»

  1. Цель программы

    Создание и поддержание санитарно-гигиенических условий, сохранение и укрепление здоровья учащихся лицея, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников позитивного отношения к здоровому образу жизни. Использование потенциалов  лицея для формирования психически здорового, социально-интегрированного, физически развитого выпускника лицея.

  1. Задачи программы

•  Выявить уровень здоровья учащихся лицея и целенаправленно отслеживать его в течение всего времени обучения.

•  Создать условия для формирования у учащихся позитивного отношения, к своему здоровью, формированию здорового образа жизни.

•  Расширение знания кругозора школьников в области физической культуры и спорта.

•  Повышение квалификации педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка.

•  Формирование потребности здорового образа жизни у учащихся.

III.        ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Воспитать физически, психически, нравственно, здорового, способного интегрироваться в современном обществе выпускника.

IV.        УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ

•  Классные руководители, зам. директора по воспитательной работе;

•  Учителя предметники;

•  Учащиеся;

•  Школьный врач;

•  Специалисты Центра Здоровья, центра по профилактике наркомании, ГИБДД

•  Родители.

           V.        ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

•  Пакет диагностик состояния здоровья учащихся. Анкета склонности к вредным привычкам;

•  Повышение методического уровня классных руководителей;

•  Программа учебных предметов (ОБЖ, «Окружающий мир»)

•  Работа психолого-педагогического центра;

•  Тематические классные часы, Конкурсы, КВНы, круглые столы;

•  Школьные программы спортивно-массовой, оздоровительной работы;

•  Расширение связей с медицинскими центрами, центрами профилактики, наркомании, ГИБДД.

VI.  ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                         Организация учебно-воспитательного процесса

Содержание работы

Сроки

Ответственный

1.

Создание условий для адаптации учащихся в 1-ых классах

Сентябрь-ноябрь

Директор

2.

Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок

Ежегодно сентябрь-октябрь

Завуч по УВР

3.

Контроль за проведением физ-минуток

В течении года

Зам. директора по УВР, ВР

4.

Организация активного отдыха на переменах (подвижные игры)

постоянно

Зам. директора

5.

Организация прогулок на свежем воздухе (1-4-ые классы)

В течении всего года

Учителя, воспитатели

6.

Контроль за выполнением норм самообслуживания

Октябрь, декабрь, март

Классные руководители

7.

Контроль за правильным использованием ТСО

Ноябрь, февраль

Завуч, учителя-предметники

8.

Организация и проведение семинаров по ЗОЖ

Февраль

Зам. директора по воспит. работе

9.

Подготовка учащихся к экзаменам. Психологические тренинги.

2-ое полугодие

Администрация школы, учителя-предметники

10.

Работа школьной психологической службы: диагностика, организация психоэмоциональной нагрузки учителей и учащихся

Постоянно

Психолог

11.

Осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки (дневной, недельной, годовой)

Октябрь-март

Завуч по УВЧ

12.

Анализ трудности новых учебных программ в рамках ФГОС и методов обучения с целью адаптации их к функциональным возможностям учащихся разных возрастных групп

Сентябрь-март

Завуч по УВЧ

Мероприятия по сохранности здоровья-предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья воспитанников.

1.

Плановый медосмотр. Состояние здоровья учащихся (анализ на основе углубленного осмотра)

Сентябрь, январь

Руководители школы, школьный врач

2.

Улучшение качества медицинского обслуживания:

  -Усовершенствование материальной базы медицинского кабинета.

  -Программа деятельности школьного медицинского работника: работа с больными детьми, профилактическая работа через беседы, «Уголки здоровья», санбюллетени, полезные советы, экран чистоты и т.д.

  -Наблюдение врача-педиатра, закрепленного за школой (организация диспансерного и амбулаторного лечения)

  -Плановая диспансеризация учащихся

Постоянно

Не реже 1 раза в месяц

Постоянно

Октябрь

Школьный врач

3.

Проведение мероприятий по охране зрения учащихся

Повседневного

Учителя-предметники, школьный врач

4.

Организация горячего питания. Контроль пищевого рациона (достаточность, сбалансированность, правильность, сочетание продуктов)

Постоянно

Зам. директора по воспит. Работе, врач

5.

Профилактическая работа во время эпидемий

В течение года

Мед. работники, Администрация школы

6.

Мониторинг естественной и искусственной освещенности учебных кабинетов

Сентябрь-Октябрь

Врач, зам. директора по АХЧ

7.

Формирование, сохранение и корректировка здоровья учащихся и педагогов

В течение всего года

Психолог, врач, администрация

8.

Мониторинг и поддержание санитарно-гигиенического режима в школе: световой и тепловой режим, проветривание, состояние мебели, окон, отопление, вентиляция, освещенность, водоснабжение, канализация; организация дежурствапо школе.

В течение всего года

Директор, зам. директора по АХЧ

9.

Эстетическое оформление интерьера класса и школы (разведение цветов, живые уголки, информационные центры и др.)

В течение всего года

Администрация школы

10.

Контроль за состоянием рабочей мебели

В течение всего года

Зам. директора по АХЧ

11.

Смотр кабинетов (аттестация рабочих мест); их соответствие требованиям: санитарно-гигиеническим, психофизическим, эстетическим.

В течение года

Врач, психолог, социолог, зам. директора по АХЧ

информационно-просветительская и методическая работа-пропаганда здорового образа жизни, повышение методического уровня воспитателей, классных руководителей по формированию валеологической культуры.

1.

Использование различных форм массовой пропаганды здорового образа жизни: организация постоянно действующих лекториев для учащихся, учителей, родителей, проведение дня здоровья

В течение года

Классные руководители, зам. директора по воспит. Работе, социолог

2.

Выпуск стенгазет, оформление уголков здоровья в классных комнатах

В течение года

Классные руководители, социолог

3.

Пропаганда специальной литературы по здоровому образу жизни

В течение года

Библиотекарь

4.

Результаты тестирования (5-8-ые, 9-11-ые классы) по выявлению склонностей к вредным привычкам.

ежегодно

Зам. директора по воспит. работе, классные руководители

5.

Участие в проведении международного дня борьбы с курением

ноябрь

Зам. директора, кл. руководители, школьный мед. работник

6.

Проведение школьной акции «Мы-против наркотиков»

Ежегодно

Зам. директора по воспит. работе

7.

Разработка сценариев, кл. часов, кл. собраний, мероприятий по ЗОЖ

Ежегодно

МО вос-лей, кл. рук-лей.

8.

Знакомство с новыми достижениями в области медицины, психологии.

1 раз в четверти

Руководители МО

Физкультурно-массовая оздоровительная работа

1.

Анализ занятости учащихся физкультурой и спортом;

-Определение группы здоровья;

-Занятость в спортсекциях  объединениях: в школе, в спортивной школе, в общественных организациях (при спорткомплексе и др.)

В начале учебного года

Зам. директора по воспит. работе, учителя физкультуры

2.

Составление расписания работы спортивных секций, клубов на базе школы

В течение года

Руководители секций, учителя физкультуры

3.

Участие в городских, республиканских соревнованиях  

В течение года

Учителя физкультуры

VII.      СОТРУДНИЧЕСТВО ШКОЛЫ С ДРУГИМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

Учреждение

Задачи и направления

Формы взаимодействия

Детская поликлиника

Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение

Профосмотры, диспансеризации, медицинская помощь

Центр здоровья

Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение

Встречи с персоналом, беседы, лекции.

ГИБДД

Предупреждение детского травматизма

Лекции, беседы, ролевые игры для учащихся

Центр по профилактике наркомании

Профилактика наркомании

Лекции, беседы, консультации, совместные мероприятия

VIII.  ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЬЕ» НА 2013-2018 УЧЕБНЫЕ ГОДЫ

1. Медицинское обслуживание, состояние образовательной среды и состояния здоровья учащихся. Мониторинг психофизического здоровья учащихся

мероприятия

срок

класс

ответственный

1.

Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах. Комплектации на их основе физкультурных групп

сентябрь

1-11-й

Врач, кл. руководители, учитель физкультуры

2.

Диспансеризация в детской поликлинике

Октябрь-февраль

1,5,7,9-й

Врач, кл. руководители, специалисты полик-ки

3.

Профосмотры старшеклассников во взрослых поликлиниках

Февраль-март

10-11-й

Мед. сестра, врач, кл. рук-ли, специалисты поликлиники

4.

Профосмотры детей в условиях школы

Декабрь-апрель

2,4,6,8-й

Мед. Сестра, врач

5.

Анализ случаев травматизма в школе

В течение года

1-11-й

Врач, зам. директора по воспит. работе,медсестр,а

6.

Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни

В течение года

1-11-й

Врач, кл. руководители, зам. директора по ВР

7.

Психологический мониторинг здоровья учащихся:

-тест на адаптацию в начальной школе, средней школе;

-тест на тревожность

Сентябрь-январь

1,3,5,10-й

Психолог

2.Контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима в школьном учреждении

1.

Эстетическое оформление класса и школы

В течении года

1-11-й

Директор, зам, директора по воспитательной работе

2.

Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа)

В течение года

1-11-й

Завуч по УВР

3.

Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям:

-проветривание;

-освещение;

-отопление;

-вентиляция;

-уборка

Ежедневно 1раз в нед.

2раза в год

2раза в год

ежедневно

Все помещения

Зам. директора по АХЧ, врач, социолог, члены Совета лицея

4.

Контроль за качеством питания и питьевым режимом

ежедневно

Врач, зам. директора по воспит. работе,врач

5.

Диагностика загруженности учащихся домашними заданиями

В течение года

1-11-й

Завуч по УВР

6.

Организация активного отдыха на переменах

постоянно

1-4-й

Кл. руководители

3. Физическое воспитание, организация досуга учащихся

1.

Профилактика нарушения осанки на уроках физкультуры

В течение года

1-11-й

Учитель физкультуры

2.

Подвижные перемены с использованием возможностей спортивного зала, рекреаций

В течение года

1-11-й

Учитель физкультуры, учителя начальной школы

3.

Организация школьных соревнований и участие школьников в районных и окружных соревнованиях

В течение года

1-11-й

Кл. руководители, учитель физкультуры

4.

Организация дней здоровья, прогулок, поездок, экскурсий.

 День здоровья

В течение года

Апрель

1-11-й

Зам. директора про воспит. работе, кл. руководители

5.

Работа спортивных секций

В течение года

5-11-й

Учитель физ-ры, зам. директора по воспит. работе

4. Профилактика травматизма

1.

Занятия по правилам дорожного движения (выступление сотрудников ГИБДД, тематические классные часы, викторины, конкурс рисунков, плакатов)

В течение года

1-11-й

Зам. директора по УВР, сотрудники ГИБДД

2.

Тематические уроки по профилактике травматизма в рамках курсов ОБЖ и «Человек и здоровье»

По программе

1-11-й

Преподаватель ОБЖ, учитель биологии, воспит. начальной школы

3.

Инструктаж сотрудников школы и учащихся по правилам техники безопасности

сентябрь

1-11-й

Директор школы, завуч, кл. руководители

4.

Статистика и анализ случаев травматизма в школе

В течение года

1-11-й

Врач, педагог-социолог

 

5. Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек

1.

ОБЖ

В течение года

1-11-й

Учитель ОБЖ, учитель биологии

2.

Тематические классные часы:

1-й класс:

-Правила поведения в школе;

-Травмоопасные участки в школе;

-Режим дня;

-Одежда осенью и зимой. Уход за одеждой;

-Правила поведения в общественных местах;

-Подвижные игры во время перемен, прогулок;

-Основы личной безопасности дома;

2-й класс:

-Безопасное поведение в школе;

-Гигиена учебного труда и отдыха;

-Гигиена питания;

-О вреде табачного дыма;

3-й класс:

-Безопасное поведение в школе во время уроков и во время перемен;

-Способы решения конфликтных ситуаций;

-Поведение в экстремальных ситуациях;

-Профилактика инфекционных заболеваний. Микробы;

-Питание-основа жизни;

Вред табачного дыма. Что такое алкоголь и чем опасно его употребление;

-Правила поведения за столом и уход за посудой;

4-й класс:

-Безопасное поведение в школе во время уроков и во время перемен;

-Я и другие

-Как защититься от простуды и гриппа;

-Кого я могу назвать своим другой, подругой;

-Один дома;

-Правильное питание-залог здоровья;

-Поведение в общественных местах;

5-й класс:

-Способы преодоления стресса;

-Безопасность поведения в школе;

-«Легальные» и «нелегальные» психоактивные вещества;

-Переутомление, его признаки;

-Критика, ее виды способы реагирования;

-Продукты питания в разных странах;

-Правила безопасности на дорогах. Правила поведения с незнакомыми людьми. Меры предосторожности при контакте со случайными знакомыми.

6-й класс:

-Межличностное общение;

-Что такое дружба;

-Как избежать конфликтной ситуации

-Моя семья;

-Я и другие. Как я отношусь к критике;

-Гигиена тела. Правильное питание;

-Психоактивные вещества;

-Личная безопасность. Правила поведения в экстремальных ситуациях;

7-й класс:

-Безопасное поведение в школе;

-Я и другие. Возможные конфликты с родителями, друзьями, учителями.

-Безопасное поведение на дорогах и в транспорте;

-Влияние наркотиков на жизненный стиль человека;

-Стресс, его психологические и физические проявления. Способы преодоления стресса;

-Правила личной гигиены подростков;

-Гигиена учебного труда и отдыха;

8-й класс:

-Правила выбора гигиенических средств ухода за телом;

-Инфекционные заболевания и иммунитет подростка;

-Болезни, передаваемые через пищу;

-Употребление психоактивных веществ как слабость воли, болезнь;

-Безопасное поведение в городе и на природе;

9-й класс:

-Самооценка личности;

-Конфликты и способы их разрешения;

-Питание-основа жизни;

-Поведение в экстремальных ситуациях;

-Психоактивные вещества как фактор риска в жизни человека;

10-й класс:

-Самопознание. Ответственность и свобода выбора

-СПИД: пути передачи и способы предупреждения;

-Правила поведения в местах общественного питания;

-Уход за кожей лица;

-Конформизм, самостоятельность, лидерство;

-Самоконтроль и саморегуляция настроения и поведения;

-Диеты, лечебное питание, голодание, пост;

-Юридическая и моральная ответственность за употребление психоактивных веществ;

-Модели поведения в экстремальных ситуациях;

11-й класс:

-Любовь, вражда, одиночество;

-Косметические средства. Гигиена, эстетика, здоровье;

-Пищевые приоритеты;

-Административная и юридическая ответственность при создании травмоопасной ситуации;

-Ответственность за нарушение правил дорожного движения;

-Модели поведения людей в экстремальных ситуациях;

-Социальные, психологические и физиологические последствия употребления психоактивных веществ.

 

В течение года

1-11-й

1-ый кл.

2-ей кл.

3-е кл.

4-й кл.

5-й кл.

6-й кл.

7-е кл.

8-е кл.

9-е кл.

10-е кл.

11-е кл.

Кл. руководители, ОБЖ воспит-ли, врач, учитель

Воспит. нач-ых кл.

Воспит. нач-ых кл.

Воспит. нач-ых кл.

Воспит. нач-ых кл., классный руководитель

Классный руководитель

Классный руководитель

Классный руководитель

Классный руководитель

Классный руководитель

Классный руководитель

Классный руководитель

3.

Тематические родительские собрания:

-Психологические особенности учащегося (по возрастам)

-Режим дня и гигиенические нормы;

-Режим питания;

-Встреча с сотрудниками ПДН ОВД;

-Семейные конфликты (ведет психолог);

-Как уберечь вашего ребенка от наркотиков;

-Человек в семье. Семья и ее функции. Психологический климат в семье.

В течение года

1-11-й

Кл. руководители, зам директора по воспит. работе, психолог.

4.

Неделя спорта «Веселые старты»

Февраль

1-11-й

Учителя физкультуры, кл. руководители

5.

Месячник по ЗОЖ

Февраль

5-11-й

Зам. директора по воспит. работе, кл. руководители

6.

Встречи с сотрудниками наркологического диспансера

По плану

8-11-й

Зам. директора по воспит. работе, кл. руководители

7.

Конкурсы, викторины:

-«Осторожно, дети!» (по правилам дорожного движения);

-«Я за здоровый образ жизни!»

-«Нет вредным привычкам!».

-«Красный, желтый, зеленый».

-Ролевая игра «Суд над наркотиками».

-Веселые старты.

-Спортивные соревнования «А, ну-ка, парни!»

-Товарищеские встречи по разным видам спорта.

-Конкурс КВН «Мы за ЗОЖ»

По плану

1-11-й

1-4-ые кл.

1-4-ые кл.

5-8-ые кл.

1-4-ые кл.

9-11-ые кл.

5-7-ые кл.

10-11-ые кл.

5-8-ые кл.

10-ые кл.

Зам. директора по воспит. работе, кл. руководители

8.

Лекции сотрудников «Центра здоровья»

По плану

6-11-й

Зам. директора по воспит. работе, кл. руководители

9.

Экскурсии, подвижные игры на прогулке

ежедневно

1-11-й

Зам. директора по ВР, кл. руководители, воспит-ли начальных кл.

10.

Организация прогулок

ежедневно

1-4-й

Воспит-ли начальных кл.

Заключение

   Программа «Здоровье» Республиканско-Физико Математического Лицея  апробирована с 2008 года, переработана и обновлена в 2013 г.

    Программа предусматривает обновление содержания раздела. «Пропаганда ЗОЖ профилактика вредных привычек»-создания системы классных часов, воспитательных мероприятий, работа с родителями, общественностью.

    Данная программа способствует целенаправленному, системному отслеживанию и выявлению здоровья детей, способствует формированию позитивного отношения к здоровому образу жизни, использование различных форм тестирования, мониторингов, тренингов. Программа способствует повышению валеологической культуры педагогов лицея, родителей и учащихся.