Программа "Здоровье"
рабочая программа по зож (4 класс) на тему
Наша школа работает с 2013 г. по программе "Здоровье"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Здоровье" | 32.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждена на заседании согласовано председателем
педагогического совета Совета Лицея
учителей и воспитателей А.М. Тулоева
РФМЛИ от 16.03.2013
Программа Республиканского Физико-Математического Лицея-Интерната
«ЗДОРОВЬЕ»
- Цель программы
Создание и поддержание санитарно-гигиенических условий, сохранение и укрепление здоровья учащихся лицея, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников позитивного отношения к здоровому образу жизни. Использование потенциалов лицея для формирования психически здорового, социально-интегрированного, физически развитого выпускника лицея.
- Задачи программы
• Выявить уровень здоровья учащихся лицея и целенаправленно отслеживать его в течение всего времени обучения.
• Создать условия для формирования у учащихся позитивного отношения, к своему здоровью, формированию здорового образа жизни.
• Расширение знания кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
• Повышение квалификации педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка.
• Формирование потребности здорового образа жизни у учащихся.
III. ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Воспитать физически, психически, нравственно, здорового, способного интегрироваться в современном обществе выпускника.
IV. УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ
• Классные руководители, зам. директора по воспитательной работе;
• Учителя предметники;
• Учащиеся;
• Школьный врач;
• Специалисты Центра Здоровья, центра по профилактике наркомании, ГИБДД
• Родители.
V. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
• Пакет диагностик состояния здоровья учащихся. Анкета склонности к вредным привычкам;
• Повышение методического уровня классных руководителей;
• Программа учебных предметов (ОБЖ, «Окружающий мир»)
• Работа психолого-педагогического центра;
• Тематические классные часы, Конкурсы, КВНы, круглые столы;
• Школьные программы спортивно-массовой, оздоровительной работы;
• Расширение связей с медицинскими центрами, центрами профилактики, наркомании, ГИБДД.
VI. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Организация учебно-воспитательного процесса
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственный |
1. | Создание условий для адаптации учащихся в 1-ых классах | Сентябрь-ноябрь | Директор |
2. | Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок | Ежегодно сентябрь-октябрь | Завуч по УВР |
3. | Контроль за проведением физ-минуток | В течении года | Зам. директора по УВР, ВР |
4. | Организация активного отдыха на переменах (подвижные игры) | постоянно | Зам. директора |
5. | Организация прогулок на свежем воздухе (1-4-ые классы) | В течении всего года | Учителя, воспитатели |
6. | Контроль за выполнением норм самообслуживания | Октябрь, декабрь, март | Классные руководители |
7. | Контроль за правильным использованием ТСО | Ноябрь, февраль | Завуч, учителя-предметники |
8. | Организация и проведение семинаров по ЗОЖ | Февраль | Зам. директора по воспит. работе |
9. | Подготовка учащихся к экзаменам. Психологические тренинги. | 2-ое полугодие | Администрация школы, учителя-предметники |
10. | Работа школьной психологической службы: диагностика, организация психоэмоциональной нагрузки учителей и учащихся | Постоянно | Психолог |
11. | Осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки (дневной, недельной, годовой) | Октябрь-март | Завуч по УВЧ |
12. | Анализ трудности новых учебных программ в рамках ФГОС и методов обучения с целью адаптации их к функциональным возможностям учащихся разных возрастных групп | Сентябрь-март | Завуч по УВЧ |
Мероприятия по сохранности здоровья-предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья воспитанников.
1. | Плановый медосмотр. Состояние здоровья учащихся (анализ на основе углубленного осмотра) | Сентябрь, январь | Руководители школы, школьный врач |
2. | Улучшение качества медицинского обслуживания: -Усовершенствование материальной базы медицинского кабинета. -Программа деятельности школьного медицинского работника: работа с больными детьми, профилактическая работа через беседы, «Уголки здоровья», санбюллетени, полезные советы, экран чистоты и т.д. -Наблюдение врача-педиатра, закрепленного за школой (организация диспансерного и амбулаторного лечения) -Плановая диспансеризация учащихся | Постоянно Не реже 1 раза в месяц Постоянно Октябрь | Школьный врач |
3. | Проведение мероприятий по охране зрения учащихся | Повседневного | Учителя-предметники, школьный врач |
4. | Организация горячего питания. Контроль пищевого рациона (достаточность, сбалансированность, правильность, сочетание продуктов) | Постоянно | Зам. директора по воспит. Работе, врач |
5. | Профилактическая работа во время эпидемий | В течение года | Мед. работники, Администрация школы |
6. | Мониторинг естественной и искусственной освещенности учебных кабинетов | Сентябрь-Октябрь | Врач, зам. директора по АХЧ |
7. | Формирование, сохранение и корректировка здоровья учащихся и педагогов | В течение всего года | Психолог, врач, администрация |
8. | Мониторинг и поддержание санитарно-гигиенического режима в школе: световой и тепловой режим, проветривание, состояние мебели, окон, отопление, вентиляция, освещенность, водоснабжение, канализация; организация дежурствапо школе. | В течение всего года | Директор, зам. директора по АХЧ |
9. | Эстетическое оформление интерьера класса и школы (разведение цветов, живые уголки, информационные центры и др.) | В течение всего года | Администрация школы |
10. | Контроль за состоянием рабочей мебели | В течение всего года | Зам. директора по АХЧ |
11. | Смотр кабинетов (аттестация рабочих мест); их соответствие требованиям: санитарно-гигиеническим, психофизическим, эстетическим. | В течение года | Врач, психолог, социолог, зам. директора по АХЧ |
информационно-просветительская и методическая работа-пропаганда здорового образа жизни, повышение методического уровня воспитателей, классных руководителей по формированию валеологической культуры.
1. | Использование различных форм массовой пропаганды здорового образа жизни: организация постоянно действующих лекториев для учащихся, учителей, родителей, проведение дня здоровья | В течение года | Классные руководители, зам. директора по воспит. Работе, социолог |
2. | Выпуск стенгазет, оформление уголков здоровья в классных комнатах | В течение года | Классные руководители, социолог |
3. | Пропаганда специальной литературы по здоровому образу жизни | В течение года | Библиотекарь |
4. | Результаты тестирования (5-8-ые, 9-11-ые классы) по выявлению склонностей к вредным привычкам. | ежегодно | Зам. директора по воспит. работе, классные руководители |
5. | Участие в проведении международного дня борьбы с курением | ноябрь | Зам. директора, кл. руководители, школьный мед. работник |
6. | Проведение школьной акции «Мы-против наркотиков» | Ежегодно | Зам. директора по воспит. работе |
7. | Разработка сценариев, кл. часов, кл. собраний, мероприятий по ЗОЖ | Ежегодно | МО вос-лей, кл. рук-лей. |
8. | Знакомство с новыми достижениями в области медицины, психологии. | 1 раз в четверти | Руководители МО |
Физкультурно-массовая оздоровительная работа
1. | Анализ занятости учащихся физкультурой и спортом; -Определение группы здоровья; -Занятость в спортсекциях объединениях: в школе, в спортивной школе, в общественных организациях (при спорткомплексе и др.) | В начале учебного года | Зам. директора по воспит. работе, учителя физкультуры |
2. | Составление расписания работы спортивных секций, клубов на базе школы | В течение года | Руководители секций, учителя физкультуры |
3. | Участие в городских, республиканских соревнованиях | В течение года | Учителя физкультуры |
VII. СОТРУДНИЧЕСТВО ШКОЛЫ С ДРУГИМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
Учреждение | Задачи и направления | Формы взаимодействия |
Детская поликлиника | Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение | Профосмотры, диспансеризации, медицинская помощь |
Центр здоровья | Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение | Встречи с персоналом, беседы, лекции. |
ГИБДД | Предупреждение детского травматизма | Лекции, беседы, ролевые игры для учащихся |
Центр по профилактике наркомании | Профилактика наркомании | Лекции, беседы, консультации, совместные мероприятия |
VIII. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЬЕ» НА 2013-2018 УЧЕБНЫЕ ГОДЫ
1. Медицинское обслуживание, состояние образовательной среды и состояния здоровья учащихся. Мониторинг психофизического здоровья учащихся
№ | мероприятия | срок | класс | ответственный |
1. | Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах. Комплектации на их основе физкультурных групп | сентябрь | 1-11-й | Врач, кл. руководители, учитель физкультуры |
2. | Диспансеризация в детской поликлинике | Октябрь-февраль | 1,5,7,9-й | Врач, кл. руководители, специалисты полик-ки |
3. | Профосмотры старшеклассников во взрослых поликлиниках | Февраль-март | 10-11-й | Мед. сестра, врач, кл. рук-ли, специалисты поликлиники |
4. | Профосмотры детей в условиях школы | Декабрь-апрель | 2,4,6,8-й | Мед. Сестра, врач |
5. | Анализ случаев травматизма в школе | В течение года | 1-11-й | Врач, зам. директора по воспит. работе,медсестр,а |
6. | Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни | В течение года | 1-11-й | Врач, кл. руководители, зам. директора по ВР |
7. | Психологический мониторинг здоровья учащихся: -тест на адаптацию в начальной школе, средней школе; -тест на тревожность | Сентябрь-январь | 1,3,5,10-й | Психолог |
2.Контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима в школьном учреждении
1. | Эстетическое оформление класса и школы | В течении года | 1-11-й | Директор, зам, директора по воспитательной работе |
2. | Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа) | В течение года | 1-11-й | Завуч по УВР |
3. | Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям: -проветривание; -освещение; -отопление; -вентиляция; -уборка | Ежедневно 1раз в нед. 2раза в год 2раза в год ежедневно | Все помещения | Зам. директора по АХЧ, врач, социолог, члены Совета лицея |
4. | Контроль за качеством питания и питьевым режимом | ежедневно | Врач, зам. директора по воспит. работе,врач | |
5. | Диагностика загруженности учащихся домашними заданиями | В течение года | 1-11-й | Завуч по УВР |
6. | Организация активного отдыха на переменах | постоянно | 1-4-й | Кл. руководители |
3. Физическое воспитание, организация досуга учащихся
1. | Профилактика нарушения осанки на уроках физкультуры | В течение года | 1-11-й | Учитель физкультуры |
2. | Подвижные перемены с использованием возможностей спортивного зала, рекреаций | В течение года | 1-11-й | Учитель физкультуры, учителя начальной школы |
3. | Организация школьных соревнований и участие школьников в районных и окружных соревнованиях | В течение года | 1-11-й | Кл. руководители, учитель физкультуры |
4. | Организация дней здоровья, прогулок, поездок, экскурсий. День здоровья | В течение года Апрель | 1-11-й | Зам. директора про воспит. работе, кл. руководители |
5. | Работа спортивных секций | В течение года | 5-11-й | Учитель физ-ры, зам. директора по воспит. работе |
4. Профилактика травматизма
1. | Занятия по правилам дорожного движения (выступление сотрудников ГИБДД, тематические классные часы, викторины, конкурс рисунков, плакатов) | В течение года | 1-11-й | Зам. директора по УВР, сотрудники ГИБДД |
2. | Тематические уроки по профилактике травматизма в рамках курсов ОБЖ и «Человек и здоровье» | По программе | 1-11-й | Преподаватель ОБЖ, учитель биологии, воспит. начальной школы |
3. | Инструктаж сотрудников школы и учащихся по правилам техники безопасности | сентябрь | 1-11-й | Директор школы, завуч, кл. руководители |
4. | Статистика и анализ случаев травматизма в школе | В течение года | 1-11-й | Врач, педагог-социолог |
5. Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек
1. | ОБЖ | В течение года | 1-11-й | Учитель ОБЖ, учитель биологии |
2. | Тематические классные часы: 1-й класс: -Правила поведения в школе; -Травмоопасные участки в школе; -Режим дня; -Одежда осенью и зимой. Уход за одеждой; -Правила поведения в общественных местах; -Подвижные игры во время перемен, прогулок; -Основы личной безопасности дома; 2-й класс: -Безопасное поведение в школе; -Гигиена учебного труда и отдыха; -Гигиена питания; -О вреде табачного дыма; 3-й класс: -Безопасное поведение в школе во время уроков и во время перемен; -Способы решения конфликтных ситуаций; -Поведение в экстремальных ситуациях; -Профилактика инфекционных заболеваний. Микробы; -Питание-основа жизни; Вред табачного дыма. Что такое алкоголь и чем опасно его употребление; -Правила поведения за столом и уход за посудой; 4-й класс: -Безопасное поведение в школе во время уроков и во время перемен; -Я и другие -Как защититься от простуды и гриппа; -Кого я могу назвать своим другой, подругой; -Один дома; -Правильное питание-залог здоровья; -Поведение в общественных местах; 5-й класс: -Способы преодоления стресса; -Безопасность поведения в школе; -«Легальные» и «нелегальные» психоактивные вещества; -Переутомление, его признаки; -Критика, ее виды способы реагирования; -Продукты питания в разных странах; -Правила безопасности на дорогах. Правила поведения с незнакомыми людьми. Меры предосторожности при контакте со случайными знакомыми. 6-й класс: -Межличностное общение; -Что такое дружба; -Как избежать конфликтной ситуации -Моя семья; -Я и другие. Как я отношусь к критике; -Гигиена тела. Правильное питание; -Психоактивные вещества; -Личная безопасность. Правила поведения в экстремальных ситуациях; 7-й класс: -Безопасное поведение в школе; -Я и другие. Возможные конфликты с родителями, друзьями, учителями. -Безопасное поведение на дорогах и в транспорте; -Влияние наркотиков на жизненный стиль человека; -Стресс, его психологические и физические проявления. Способы преодоления стресса; -Правила личной гигиены подростков; -Гигиена учебного труда и отдыха; 8-й класс: -Правила выбора гигиенических средств ухода за телом; -Инфекционные заболевания и иммунитет подростка; -Болезни, передаваемые через пищу; -Употребление психоактивных веществ как слабость воли, болезнь; -Безопасное поведение в городе и на природе; 9-й класс: -Самооценка личности; -Конфликты и способы их разрешения; -Питание-основа жизни; -Поведение в экстремальных ситуациях; -Психоактивные вещества как фактор риска в жизни человека; 10-й класс: -Самопознание. Ответственность и свобода выбора -СПИД: пути передачи и способы предупреждения; -Правила поведения в местах общественного питания; -Уход за кожей лица; -Конформизм, самостоятельность, лидерство; -Самоконтроль и саморегуляция настроения и поведения; -Диеты, лечебное питание, голодание, пост; -Юридическая и моральная ответственность за употребление психоактивных веществ; -Модели поведения в экстремальных ситуациях; 11-й класс: -Любовь, вражда, одиночество; -Косметические средства. Гигиена, эстетика, здоровье; -Пищевые приоритеты; -Административная и юридическая ответственность при создании травмоопасной ситуации; -Ответственность за нарушение правил дорожного движения; -Модели поведения людей в экстремальных ситуациях; -Социальные, психологические и физиологические последствия употребления психоактивных веществ.
| В течение года | 1-11-й 1-ый кл. 2-ей кл. 3-е кл. 4-й кл. 5-й кл. 6-й кл. 7-е кл. 8-е кл. 9-е кл. 10-е кл. 11-е кл. | Кл. руководители, ОБЖ воспит-ли, врач, учитель Воспит. нач-ых кл. Воспит. нач-ых кл. Воспит. нач-ых кл. Воспит. нач-ых кл., классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель |
3. | Тематические родительские собрания: -Психологические особенности учащегося (по возрастам) -Режим дня и гигиенические нормы; -Режим питания; -Встреча с сотрудниками ПДН ОВД; -Семейные конфликты (ведет психолог); -Как уберечь вашего ребенка от наркотиков; -Человек в семье. Семья и ее функции. Психологический климат в семье. | В течение года | 1-11-й | Кл. руководители, зам директора по воспит. работе, психолог. |
4. | Неделя спорта «Веселые старты» | Февраль | 1-11-й | Учителя физкультуры, кл. руководители |
5. | Месячник по ЗОЖ | Февраль | 5-11-й | Зам. директора по воспит. работе, кл. руководители |
6. | Встречи с сотрудниками наркологического диспансера | По плану | 8-11-й | Зам. директора по воспит. работе, кл. руководители |
7. | Конкурсы, викторины: -«Осторожно, дети!» (по правилам дорожного движения); -«Я за здоровый образ жизни!» -«Нет вредным привычкам!». -«Красный, желтый, зеленый». -Ролевая игра «Суд над наркотиками». -Веселые старты. -Спортивные соревнования «А, ну-ка, парни!» -Товарищеские встречи по разным видам спорта. -Конкурс КВН «Мы за ЗОЖ» | По плану | 1-11-й 1-4-ые кл. 1-4-ые кл. 5-8-ые кл. 1-4-ые кл. 9-11-ые кл. 5-7-ые кл. 10-11-ые кл. 5-8-ые кл. 10-ые кл. | Зам. директора по воспит. работе, кл. руководители |
8. | Лекции сотрудников «Центра здоровья» | По плану | 6-11-й | Зам. директора по воспит. работе, кл. руководители |
9. | Экскурсии, подвижные игры на прогулке | ежедневно | 1-11-й | Зам. директора по ВР, кл. руководители, воспит-ли начальных кл. |
10. | Организация прогулок | ежедневно | 1-4-й | Воспит-ли начальных кл. |
Заключение
Программа «Здоровье» Республиканско-Физико Математического Лицея апробирована с 2008 года, переработана и обновлена в 2013 г.
Программа предусматривает обновление содержания раздела. «Пропаганда ЗОЖ профилактика вредных привычек»-создания системы классных часов, воспитательных мероприятий, работа с родителями, общественностью.
Данная программа способствует целенаправленному, системному отслеживанию и выявлению здоровья детей, способствует формированию позитивного отношения к здоровому образу жизни, использование различных форм тестирования, мониторингов, тренингов. Программа способствует повышению валеологической культуры педагогов лицея, родителей и учащихся.