Комплексный подход к формированию культуры здоровья и безопасного поведения учащихся младшего школьного возраста
статья по зож на тему
В статье рассматривается опыт работы учителя начальных классов по формированию ЗОЖ и БДД посредством комплексного подхода в учебной , кружковой деятельности и внеклассной работе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Комплексный подход к формированию культуры здоровья и безопасного поведения учащихся младшего школьного возраста.
Учитель начальных классов
МКОУ «СОШ №2» г. Кирова Калужской области
Борисова Людмила Георгиевна
Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования. Наряду с этим остро стоит проблема профилактики безопасного поведения учащихся в учебное и каникулярное время.
Как помочь школьнику, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы внеурочной деятельности «Планета Здоровья», которая реализуется в начальных классах нашей школы.
Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствует познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Программа составлена на основе учебно - методического комплекта «Безопасность на дорогах» для обучающихся 1 – 4 классов, подготовленного в рамках проекта «Издание научно – методических материалов, программ, научных пособий для учреждений дошкольного образования, общеобразовательных учреждений системы и общеобразовательных учреждений системы дополнительного образования детей» приложения 3 федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 годах», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 100, в соответствии с приказом Минобрнауки России от 26 сентября 2011 года № 2387. В программу для 3 класса включены 8 занятий из программы М. М. Безруких «Разговор о правильном питании» из 2 части для 3-4 классов «Две недели в лагере здоровья и 18 занятий из учебно- методического комплекта «Безопасность на дорогах» для обучающихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Планета здоровья» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей цели: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе.
Изучение программного материала предполагается на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе творческой деятельности. Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности. Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Для достижения планируемых результатов используются разнообразные методы и формы: тестовые материалы, дискуссионное общение, тренинги, кроссворды, рисунки, игры, конкурсы, практические работы, наблюдения. Используемые формы и методы носят игровой характер, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков.
Комплексный характер в нашей школе носит и здоровьесберегающее направление воспитательной работы , которое прослеживается на уроках , в кружковой работе и внеклассных мероприятиях. Учащиеся моего класса активно принимают участие в спортивных праздниках, акциях. Так с 10 декабря по 25 декабря проходила Общероссийская акция «Урок безопасности для детей и родителей» (подготовка детей к ЗИМНИМ каникулам) ,организованная Фондом детских благотворительных программ развития культуры, экологии и спорта «Веселые медвежата» в рамках проекта «Охрана жизни и здоровья детей в дорожных условиях. От формирования дорожной культуры к безопасности жизни». Цель акции - предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма и формирование культуры безопасного поведения участников дорожного движения. Акция проводилась на базе обучающего пособия «Путешествие на зеленый свет или «Школа юного пешехода» в трех Конкурсных направлениях: обучающий урок «Зимние правила и забавы»; творческая мастерская «Новогодняя открытка»; акция «Домашний урок». Конкурсанты могли принять участие как в одном, так и во всех направлениях. Активными участниками акции стали ученики 3 а класса (кл. руководитель Борисова Л.Г.) и др. На уроке учащиеся повторили основные правила поведения в дорожных условиях, познакомились с особенностями дорожного движения в зимних условиях , с понятием «тормозного пути автомобиля» и влияющих на него факторов, с причинами ДТП с пешеходами в темное время суток, закрепили знания по безопасности жизнедеятельности в зимнее время и при пользовании праздничной пиротехникой. На уроке использовалась презентация, листовка для родителей «Сделай своего ребенка заметнее», электронная версия пособия «Путешествия на зеленый свет»№12/2015, посвященные данной теме. Как сделать стать видимым водителю – тема «Домашнего урока с родителями». В конце урока, каждый из учащихся получил листовку, которую надо было передать родителям и вместе с ними изучить этот «Урок». Учащиеся 3 а класса продолжили занятие на улице : дети знакомили с этими правилами прохожих . Самыми смелыми оказались Воробьёв Денис, Ипполитова Алина, Яунюс Софья, Валишев Руслан, Смирнова Диана. На уроке технологии была организована творческая мастерская «Новогодняя открытка». Дети сделали открытку для своих родных и друзей: « Школа юного пешехода и ученики МКОУ «СОШ №2» поздравляют Вас с Новым 2016 годом!»
Всемирной организацией здравоохранения дано самое популярное определение понятия здоровья - «состояние полного физического, душевного и социального благополучия». Считаю, что только комплексный подход позволяет сформировать у обучающихся культуру здорового образа жизни, ценностные представления о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья; навыки сохранения собственного здоровья, овладеть здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения и во внеурочное время.
Литература
1. Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.
2. Асвинова Т.Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной валеологии - реальный путь первичной профилактики.-2003.
3. М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева Две недели в лагере здоровья/ Методическое пособие. - М .: ОЛМА Медиа Групп, 2011. – 80 с.
- М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева Две недели в лагере здоровья: Рабочая тетрадь. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. – 72с.
- Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2001.
- Е. В. Езушина . Азбука правильного питания. - Волгоград: Учитель, 2008.
- Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.
- УМК Безопасность на дорогах - М.:Интеллин, 2011.