Здоровьесбережение
проект по зож на тему
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» имени Героя Советского Союза М.Р. Попова муниципального района Шенталинский Самарской области
Здоровьесбережение
как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников
Ротачева Е.Л.,
учитель начальных классов
Шентала 2015-2016
Актуальность
Сохранение здоровья подрастающего поколения и формирование здорового образа жизни считается приоритетной на данный момент. Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. Интенсивность учебного труда учащихся очень высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма. Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, психо - эмоциональные изменения. Каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но равно содействовать нормальному развитию обучающихся и охране их здоровья. Это чётко оговорено в п. 51 «Закона об образовании». ФГОС начального общего образования содержит раздел (19.7.) Программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Она должна обеспечить:
- пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью);
- формирование установки на использование здорового питания;
- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
- применение рекомендуемого врачами режима дня;
- формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
- становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
- формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены
Проблема
Таким образом, перед нами стоит задача сохранения здоровья подрастающего поколения в процессе его обучения и воспитания, разработка путей и средств сохранения высокой работоспособности обучающихся. Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.
Цель
- показать значимость здоровьесберегающих технологий в улучшении состояния здоровья и качества жизни детей в процессе учебной деятельности.
Задачи
- проанализировать психолого-педагогическую литературу о методах и приёмах здоровьесбережения в образовании;
- разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащихся начальной школы;
- формирования потребности у обучающихся и родителей устойчивого стремления к здоровому образу жизни.
Участники проекта
- учащиеся и родители
Планируемые результаты:
Опыт показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения, активнее приобщать родителей школьников к работе по укреплению и сохранению здоровья детей. Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе. Учителю, освоившему эти технологии, легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.
Средства здоровьесберегающих образовательных технологий:
- средства двигательной направленности (физические упражнения, гимнастика, подвижные игры, физкультминутки, танцевальные упражнения);
- оздоровительные силы природы (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, витаминотерапия);
- гигиенические факторы (выполнение санитарно-гигиенических требований, проветривание и влажная уборка помещений, соблюдение общего режима дня).
Этапы реализации проекта.
I.Подготовительный этап
- изучение литературы по здоровьесберегающим технологиям;
- анализ и учёт медицинского осмотра учащихся, направленного на изучение состояния здоровья
Проблема воспитания здорового школьника – проблема общая, комплексная, и наша задача – выделить из неё конкретные вопросы, решение которых посильно учителю. В этой связи уместно привести слова замечательного педагога В. А. Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85 % всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся извлечению только совместными усилиями матери, отца и учителя».
Что же конкретно могут сделать учителя начальных классов? Ответ один: правильно организовать педагогический процесс. В этом учебном году я приняла первый класс, в котором учатся 21 ученик, из них трое отличаются психической неуравновешенностью и гиперактивностью, несколько имеют синдром дефицита внимания. Статистика свидетельствует, что число здоровых дошкольников сократилось в среднем по России до 15 %, (т. е. один здоровый ребенок – на шесть больных), но стоит переступить порог школы, соотношение ухудшается. Например, в моём классе до 30 % детей часто болеют простудными заболеваниями. Учащиеся часто пропускали занятия в связи с болезнью. У 20 % детей наблюдалось снижение зрения.
Почему же в классе так много нездоровых детей?
Проанализировав социальный состав семей моих учеников и доходы их родителей, я обнаружила, что у 20 % учащихся родители малоактивны в воспитании своих детей, 10 % проживают в многодетных семьях. Естественно, родители не имеют достаточных денежных средств для организации полноценного питания своих детей, лечения их заболеваний. Есть и другая категория детей в моём классе. Эти дети «закормлены» чипсами, жвачками, газированной водой и прочими «нездоровыми» продуктами, свободное время проводят у телевизора и компьютера, мало гуляют на свежем воздухе, не занимаются спортом. Очевидным явился поиск путей решения проблемы сохранения и улучшения здоровья младших школьников, подготовки их к здоровому образу жизни. Для изучения исходного состояния здоровья учащихся и образа жизни, который ведут дети и их родители, я использовала диагностику уровня здоровья учащихся, разработанную В. И. Беловым и адаптированную к особенностям учащихся начальных классов.
Результат тестирования учащихся – только 20% заботятся о своём здоровье.
При распределении учащихся по уровням здоровья оказалось, что 20 % соответствовали уровню выше среднего, 30 % – среднему, 50 % учащихся характеризовались низким уровнем здоровья. Результат тестирования родителей – только 25 % ведут здоровый образ жизни.
II.Основной этап
- разработка программы мероприятий по оздоровлению детей;
- применение здоровьесберегающих технологий на уроках и внеурочной деятельности (физкультминутки, гимнастики для глаз, музыкальная зарядка перед уроками);
- организация лечебно – профилактических мероприятий вместе с родителями (беседы, консультации, коллективные поездки в санатории, памятки для учащихся, Дни здоровья);
- организация правильного рационального питания (горячее питание);
- создание необходимой психологической среды и благоприятного психологического климата;
- выступление родителей на родительских собраниях о практическом опыте использования здоровьесберегающих технологий в семье
Здоровье учащихся и его охрана
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
Существует более 300 определений здоровья. Можно выделить основные, где здоровье определяется:
1) как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов;
2) как совокупность физических и духовных способностей, которыми располагает организм (жизнеспособность);
3) как целостное многомерное динамическое состояние в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды.
Представление о здоровье как триединстве здоровья физического, психического (душевного) и духовно-нравственного отражает невозможность сохранить и укрепить здоровье, заботясь только о физическом или о душевном благополучии, необходимость комплексного подхода.
По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».
Здоровьесберегающие технологии - это:
- условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания)
- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим;
- соответствие потребностей ребенка в знаниях и физиологическими возможностями.
- учет леворукости и праворукости учащихся;
- учет способа познания мальчиков и девочек;
- учет двигательной активности, медлительности;
- учет способа восприятия информации;
- учет соотношения у учащихся интеллекта и креативности.
Цель современной школы - подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые впоследствии пригодятся ему. Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.
Принципы здоровьесберегающих технологий:
- принцип «Не навреди!»;
- принцип сознательности и активности;
- принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности и индивидуализации;
- принцип всестороннего и гармонического развития личности;
- принцип системного чередования нагрузок и отдыха;
- принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
- принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса;
- принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников;
- принцип комплексного сквозного подхода;
- принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей и др.
Конечно, здоровье учащихся определяется его исходным состоянием на момент поступления в школу, поэтому учитель должен придерживаться рациональной организации урока, а именно:
- строгая дозировка учебной нагрузки;
- построение урока с учетом работоспособности учащихся;
- соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
- благоприятный эмоциональный настрой;
- проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.
В соответствии со шкалой трудностей предметов более трудный предмет я ставлю на те уроки, когда работоспособность детей максимальна – это 2 и 3 уроки. Причём оптимальная работоспособность – на 2 уроке. Лучший отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока не допускаю однообразия работы. На уроке использую 4 – 7 видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, чтение и решение задач и др. Продолжительность видов деятельности – 6 – 8 минут. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал, поэтому стараюсь развивать у детей зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Хорошие результаты даёт хоровое проговаривание правил и просто отдельных терминов. Во время урока применяю не менее 3 методов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. С первых минут урока стараюсь создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т. к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Ещё один организационный момент начала урока связан с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест и проверкой отсутствующих. На перемене проверяю подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, а также при необходимости проветриваю помещение. Учу детей до начала урока приводить свое рабочее место в порядок, а также выполнять обязанности дежурных (вымыть классную доску, положить чистую влажную тряпку и мел). От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Известно, что просидеть на уроке 40 минут достаточно сложно первокласснику. На каждом уроке провожу по две физкультминутки. Одну через 15 – 20 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления (фаза двигательного беспокойства) для снятия мышечного статического напряжения. Вторую физкультминутку провожу для снятия напряжения с кистей рук, плечевого пояса, или гимнастику для глаз, или в зависимости от работы на уроке. Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность. Например, во время урока я использую элементы методики офтальмолога Базарного «Зрительные тренажеры». По рекомендации В. Ф. Базарного, они должны размещаться на потолке. Однако я ограничилась изображением их на листе ватмана. Такие тренажеры предназначены для снятия напряжения с мышц глаз. Отдых для глаз уместен после длительного письма или чтения, поэтому использовать тренажёр можно на любом уроке. На уроках учу ребят заботиться о правильном положении тела, координации движений, о правильном сочетании движений с дыханием. Всему этому помогают упражнения для формирования правильной осанки и дыхательная гимнастика. Хорошие результаты даёт и использование на уроках подвижных игр, например, при проведении устного счёта или опроса детей я использую игру «Пересадки».
III.Заключительный этап
- изучение индекса здоровья школьников, показателя посещаемости; (индекс здоровья - количество не болевших в течение определенного календарного срока);
- анализ результативности проекта и обобщение опыта работы по теме проекта.
Вывод. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения. Можно с уверенностью утверждать, что использование здоровьесберегающих технологий на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе:
- направлено на обеспечение физического и психического здоровья учащихся;
- опирается на принципы природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации);
- приводит к повышению мотивации учебной деятельности; предотвращению усталости и утомляемости; приросту учебных достижений;
- достигается через учёт особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся.
Использованная литература
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- ФГОС: Начальное общее образование
- Здоровьесберегающая деятельность: планирование, рекомендации, мероприятия/авт.сост.Н. В. Лободина, Т.Н. Чурилова-Волгоград: Учитель, 2011 г.
- Обухова Л. А. Лемяскина Н. А., Жиренко О. Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2011 г.
- Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности/ Ю. В. Науменко.- 2-е издание, исправленное и дополненное-М.: «Планета», 2011 г.
- Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008 г.
- Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии.- Учитель 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час из цикла «Здоровьесбережение» 1 класс Тема: «Что значит здоровый образ жизни?»
Знакомство с понятием "здоровый образ жизни", пропаганда здорового образа жизни среди учащихся. В классный час включена игра "Поле Чудес в стране Здоровья"....
Экологическое пространство и эмоционально – поведенческое пространство здоровьесбережения школы
Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей исключительно значима и актуальна. Здоровье человека – одна из предпосылок счастья и его полноценной жизни. Не случайно на вопрос о ...
Методические разработки возможностей реализации задач здоровьесбережения
Методические рекомендации учителю начальных классов по здоровьесбережению...
Здоровьесбережение. Звукотерапия.
Звукотерапия – одно из наиболее интересных и пока малоисследованных направлений традиционной медицины. Терапевтический эффект этой методики базируется на частотном колебании различных звуков, резониру...
Здоровьесбережение. Ароматерапия.
Ароматерапия иногда может быть выходом из трудного положения и тогда, когда медицина должна сдаться. Это прекрасный, мудрый натуральный метод успокоения многих физических и психических недугов. Ее гла...
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения.
Чтобы проанализировать урок с точки зрения сохранения здоровья школьников, целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока......
Здоровьесбережение. Уроки здоровья в задачах.
Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, необходимо на уроках математики решать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное п...