Здоровье учащихся как основа эффективного обучения
учебно-методический материал по зож по теме

Жирнова Елена Александровна

 

Организация  урока  на  основе  принципов  здоровьесбережения  с  учетом  индивидуальных  особенностей  учащихся, учетом  зоны  работоспособности, распределением  интенсивности  умственной  деятельности, а  также  использование  на  уроках  различных  здоровьесберегающих  технологий, убедительно  доказывает, что  утомляемость  детей  на  уроках  в  начальной  школе  резко  сокращается, что  способствует  уменьшению  заболеваемости  и  проявлению  устойчивого  интереса  к  обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 28»

г. Балаково Саратовской области

Здоровье

 учащихся

как основа

эффективного

обучения

Работу подготовили:

КорневаТ.Г.,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 28,

Жирнова Е.А.,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 28

Балаково

2013

Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе, как средство воспитания культуры здоровья младшего школьника.

Здоровье учащихся как основа эффективного обучения

Одной из важнейших целей работы школы в современный период является здоровьесбережение участников образовательного процесса. Эта работа проводится в нашей школе по следующим направлениям:

  1. использование здоровьесберегающих технологий на уроке;
  2. снижение учебной нагрузки за счет оптимизации расписания первой и второй половины дня;
  3. совершенствование системы физкультурно-оздоровительной и профилактической работы;
  4. психологическое и логопедическое сопровождение учебно-воспитательного процесса;
  5. методическая работа.

Использование на уроках современных технологий  позволяет:

  • сократить объем времени на выполнение домашних заданий, а следовательно освободить время на занятия активно-двигательного характера и развитие личности;
  • рационально организовывать урок с точки зрения гигиенических и психолого-педагогических критериев;
  • повышать мотивацию учения;
  • развивать навыки рациональной организации труда;
  • использовать и чередовать разнообразные видов деятельности.

 Какие же формы и средства организации здоровьесберегающей деятельности учащихся используются на уроке?

Учитывая то обстоятельство, что наибольшая утомляемость детей связана с их длительным сидением за партой, учителя не должны требовать от учащихся  сохранения неподвижной позы в течение всего урока, и поэтому рекомендуется  придерживаться следующей формы организации деятельности учащихся на уроках:

– работа в группах (как статическая, так и подвижная);

– работа в парах сменного состава;

– фронтальный опрос с использованием предмета (например яма);

– использование элементов игры в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников;

– хлопанье в ладоши;

– использование сигнальных карточек различного цвета;

– деятельность с элементами соревнований и т. д.

Группы следующих  с р е д с т в:

1-я  г р у п п а  включает средства, снимающие физическое напряжение, усталость, но не связанные по содержанию с процессом обучения. К этой группе относятся физические упражнения, рекомендованные валеологами, медиками, физиологами, гигиенистами.

Это различные физминутки, например перемена поз и упражнений для глаз (по В. Ф. Базарному); упражнения, стимулирующие биологические активные точки (по А. А. Уманской); комплекс физических упражнений – наклонов, приседаний, вращательных движений рук.

Во 2-ю  г р у п п у  включаются средства, организующие процесс усвоения предметного содержания обучения, но прямо его не затрагивающие.

Сюда относятся физические упражнения, совмещенные с выполнением учебных заданий.

Примером упражнений этой группы являются «Ритмичные игры», описанные Л. Г. Петерсон, в которых двигательная активность детей направлена на усвоение содержания учебных понятий.

К этой группе относится прием «живого настроения», где учащимся предлагается взять за руки друг друга, изобразить квадрат, цилиндр и др.

Данный прием используется при усвоении компонентов сложения, вычисления, при знакомстве с задачами на движение и т. д. У детей при соприкасании рук возникает чувство защищенности, единства, близости.

В данную группу средств входят и карточки «я» и «хор», предложенные Г. А. Чукерманом. На карточке «я» условно изображен ребенок с поднятой рукой, «хор» – несколько детских головок с открытыми ртами. Показ карточек «я» и «хор» означает, кто должен говорить: один или все хором.

Дети таким образом учатся слушать друг друга, ощущать себя участником общего дела, что возмещает частично дефицит речи на уроках, способствует развитию внимания.

К 3-й  г р у п п е  относятся средства, которые можно назвать «завлекалочками». Это задания и формы организации, которые своей внешней привлекательностью незаметно втягивают учащихся в деятельность по усвоению предметного содержания. Это яркие картинки, на которых даны, например, числовые выражения, задания по разбору слов и т. д. Задача учителя – переключить внимание и интерес детей с формы на содержание самих заданий.

В 4-ю  г р у п п у  можно включить средства, которые затрагивают сущностные, смысловые характеристики изучаемого материала и личностные качества обучаемых.

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности. Ведь если в режиме учебного процесса не учитывается динамика работоспособности в течение дня и недели, то это ведёт к развитию ранней усталости, утомления и переутомления, уменьшает эффективность урока и увеличивает время на приготовление домашних заданий.

Для успешного обучения необходим положительный эмоциональный настрой учащихся в начале урока. Для этого можно  использовать различные психологические установки в стихотворной форме.

Проведение различных физминуток, упражнений, точечного и пальчикового массажей позволит снять мышечное напряжение, укрепить опорно-двигательную систему и мышцы глаз.

 Приведём примеры некоторых упражнений для глаз и осанки:

  1. Проведение биоэнергетического массажа активных точек (по методу Юрия Андреевича Андреева).

Учащиеся встают со своих мест, становятся в проходе между партами и выполняют под контролем учителя следующие упражнения:

  • горизонтальными движениями указательными  пальцами массаж области лица над бровями;
  •  указательным и средним пальцами массируют область «третьего глаза» – посредине между глазами выше  глаз на 1,5 см;
  •  устанавливают оба указательных пальца вертикально и движениями вниз–вверх массируют крылья носа;
  • указательный и средний палец (мальчики – правой руки, девочки – левой) располагают горизонтально и массируют горизонтальными движениями области над верхней и под нижней губой;
  • массируют тройничный нерв. Для этого указательные и средние пальцы обеих рук разводятся, и этими пальцами массируется тройничный нерв, движениями снизу вверх, начиная от ворота (нижней части шеи) до волосистой части головы, оставляя при этом ушные раковины между указательными и средними пальцами;
  • указательными пальцами массируют внутреннюю поверхность ушных раковин (следить за тем, чтобы ногтями не поранить уши изнутри);
  •  прикладывают обе ладони к обоим ушам и энергично, с усилием «надирают» уши снаружи до красноты;
  • напрягают все согнутые пальцы рук в положении «крюки» и кончиками четырех напряженных пальцев «раздирают» кожу волосистой части головы от серединной части черепа в сторону ушей, при этом начинают массаж от центра головы, начиная ото лба, постепенно передвигая пальцы к затылку. Массируются три линии – центральная, средняя между серединой головы и ушами и ближайшая к ушам;
  •  указательным и средним пальцами (девочки – левой руки, мальчики – правой) дети нащупывают у себя под затылком в углублении между сухожилиями самую чувствительную точку и массируют ее вращательными движениями;
  • напряженными пальцами обеих рук движениями сверху вниз (от волос до ворота) обеспечивают отток крови от головы вдоль задней поверхности шеи с обеих сторон от позвоночника;
  •  с силой обхватывают большим и указательным пальцами одной руки запястье другой и  вращательными движениями «сдвигают» кожу с запястий;
  • активируют работу внутренних органов путем воздействия на боковые поверхности ногтевых фаланг пальцев рук. Для этого устанавливают пальцы обеих рук под углом 90 градусов друг к другу, располагают боковые поверхности ногтевых фаланг одной руки между боковыми поверхностями ногтевых фаланг другой, прижимают пальцы между собой друг к другу. Поступательными движениями пальцев массируют боковые поверхности ногтевых фаланг 4 пальцев (кроме больших);
  • находят самую чувствительную точку на тыльной поверхности ладони между большим и указательным пальцами и легкими движениями пальцев одной руки массируют точки «хэ-гу» другой руки;
  • ладонью одной руки энергичными движениями вдоль четвертой косточки указательного пальца другой руки активируют работу иммунной системы;
  • на 90-й  секунде с начала «биоэнергетической зарядки» по команде учителя садятся на свои места и продолжают действовать по учебному плану.
  • во время всех перемен с целью улучшения зрения и организации двигательной активности в фойе бросают друг другу легкие, контрастные мячи.
  1. Упражнения для улучшения осанки («Грузим самосвал» по методике Юрия Андреевича Андреева):
  • Дети встают  в проходе между партами, занимают места впереди и позади рядов парт.
  • В положении над головой смыкают ладони обеих рук в «замок».
  • С поворотом всего корпуса влево дети  (до упора поворачиваются все отделы позвоночника от черепа до копчика) наклоняются вперед вниз (опять же до упора поворачиваются все отделы позвоночника от черепа до копчика) и смотрят вниз себе за спину «на груз, который надо поднять».
  • Энергичным, быстрым (для развития косых мышц позвоночника) движением сомкнутые в «замок» ладони «забрасывают» вправо вверх («в кузов самосвала»). При этом глаза максимально отклоняются вверх–вправо («куда забросить груз»), голова максимально отклоняется назад.
  • Столь же энергично ладони, сомкнутые в «замок», вращательным движением влево–вниз возвращаются в левый нижний упор с контролем глаз («где взять груз»).
  • Дети самостоятельно считают количество наклонов в левую сторону. Начинать с 10 движений, постепенно (в течение месяца) довести количество движений до 100–150 за сутки в каждую сторону – целесообразно «грузить самосвал» на нескольких уроках, чтобы не занимать на каждом уроке более 90 секунд и обеспечить «физкультурные паузы» на каждом уроке с целью улучшения успеваемости.
  • По команде учителя все начинают «грузить самосвал» в левую сторону («забирая груз» справа, то есть, наклоняясь вправо).
  • По команде учителя  дети садятся на свои места, и урок продолжается по учебному плану.

Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры – хороший отдых между уроками. Они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.

Активный отдых на переменах должен носить произвольный характер. Дети сами, соответственно своим интересам, выбирают игры и упражнения.

Организация  урока  на  основе  принципов  здоровьесбережения  с  учетом  индивидуальных  особенностей  учащихся, учетом  зоны  работоспособности, распределением  интенсивности  умственной  деятельности, а  также  использование  на  уроках  различных  здоровьесберегающих  технологий, убедительно  доказывает, что  утомляемость  детей  на  уроках  в  начальной  школе  резко  сокращается, что  способствует  уменьшению  заболеваемости  и  проявлению  устойчивого  интереса  к  обучению.

И закончить свое выступление я хотела бы стихотворением

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!



Предварительный просмотр:

Формировании здорового образа жизни учащихся в учебной и внеучебной деятельности

"Здоровье – это возможность возможностей.
Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом,
как если бы от этого зависела Ваша жизнь".

Л. Кьюби

Воспитание детей и молодежи в современной обстановке происходит в условиях экономического и политического реформирования государства, которое вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения. Вследствие этого возникает конфликтность отношений в семье, разрушаются сложившиеся нравственно-эстетические нормы. Порой родители занимаются "зарабатыванием" денег, забывая о здоровье ребенка, как физическом, так и моральном.

В круговороте повседневной жизни мы часто забываем о том, что семья – главная школа воспитания. А мы, педагоги, лишь помогаем родителям в воспитании их детей.

Высказывание о том, что здоровье – основа долгой, счастливой жизни ни у кого не вызывает сомнения. Но жизненный опыт показывает, и каждый может найти множество тому подтверждений, что заботиться о своем здоровье люди обычно начинают только после того, как недуг даст о себе знать. Часто обстоятельства заставляют человека самостоятельно искать путь к выздоровлению или оказывать помощь своим близким в домашних условиях. А ведь можно предотвратить эти заболевания намного раньше в корне, и для этого не потребуется каких-то сверхъестественных усилий. Нужно всего лишь вести здоровый образ жизни. Я, как классный руководитель стараюсь формировать у учащихся потребность в здоровом образе жизни в учебной и внеучебной деятельности.

. Работа в школе проводится по направлениям:

- профилактика утомляемости, охрана здоровья учащихся;

- работа с учащимися и их родителями по формированию здорового образа жизни;

- проведение "дней здоровья";

- спортивные мероприятия;

- организация и проведение динамических часов.

Культура здоровья коллектива складывается: из микроклимата коллектива, комфортности каждого члена этого коллектива, взаимоотношений между учениками, всех проводимых мероприятий, роли каждого учащегося в данном мероприятии.

Я, как учитель, своим примером, желанием, состоянием души, участием, стараюсь, чтобы у моих учеников было как можно больше положительных эмоций, хорошего настроения, а это, в свою очередь, благотворно влияет как на педагогический, так и на воспитательный процессы.

Использую такой метод воспитания, как "Я – сообщение" – это воздействие на ребенка через высказывание своего самочувствия по поводу происходящего. Дети видят и чувствуют, когда человек искренен, доверяют ему, помогают, может быть, даже меняются.

                       Учебная деятельность:

*Уроки, а особенно окружающего мира, физкультуры, ритмики;

*Физминутки на уроках;

*Подвижные игры на переменах;

*Ежедневные утренние зарядки.

На уроках, помимо педагогических задач, пытаюсь решать задачи, способствующие охране и укреплению здоровья учащихся

           Гигиенические показатели, характеризующие урок:

Обстановка и гигиенические условия в классе: температура, свежесть воздуха, освещенность.

Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, выполнение упражнений, 4 – 7 за урок, так как однообразность способствует утомлению школьников.

Частота чередования различных видов деятельности 5 – 10 минут.

Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся. Это такие методы, как:

метод свободного выбора (выбор способа действия, взаимодействия, свобода творчества);

активные методы (ученики в роли учителя, обсуждение в группах, ученик как исследователь);

методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения).

Место и длительность применения технических средств обучения.

Физкультминутки, гимнастика для глаз и другие оздоровительные моменты на уроке.

Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровым образом жизни, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Психологический климат на уроке.

Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, музыкальных минуток.

                      Внеучебная деятельность:

Классные часы: беседы, соревнования, анкетирование, экскурсии, конкурсы газет, плакатов, праздники;

Динамические часы;

Работа в уголке "Если хочешь быть здоров",

Закаливание, фиточай,

Полноценное питание,

                 

 Работа с родителями.

Для активизации творческой деятельности учащихся оформляем уголок здоровья "Если хочешь быть здоров". Рубрики уголка меняющиеся: интересные высказывания о здоровье, пословицы, мой режим дня, это интересно, всевозможные памятки, рисунки. Для рубрики "Основные даты" выбрала те праздники, которые близки детям младшего школьного возраста. Эти даты помогают мне в выборе тем для бесед.

9 сентября – Международный день красоты.
1 октября – Международный день врача.
10 октября – Международный день психического здоровья.
13 ноября – Международный день слепых.
14 ноября – Всемирный день борьбы против диабета
1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом.
3 декабря – Международный день инвалидов.
11 декабря – Всемирный день прав человека.
11 февраля – Всемирный день больного.
1 марта – Международный день борьбы с наркоманией.
24 марта – Всемирный день борьбы с туберкулезом.
7 апреля – Всемирный день здоровья.
21 мая – День памяти умерших от СПИДа.

Работу с родителями строю в форме сотрудничества. Провожу тематические классные собрания, индивидуальные беседы. На одном из собраний знакомлю их с памяткой по сохранению здоровья детей:

Разговаривайте со своим ребенком о необходимости беречь собственное здоровье.

Собственным примером демонстрируйте своему ребенку уважительное отношение к своему здоровью.

Не позволяйте ему выполнять режим дня от случая к случаю.

Если ребенок болен, но протекание болезни позволяет ему делать зарядку и он этого хочет – не препятствуйте ему.

Посещайте вместе с ним спортивные мероприятия.

Бывайте вместе с ним на воздухе, участвуйте в его играх, забавах.

Дарите ребенку подарки, которые будут способствовать сохранению его здоровья.

Не смейтесь над ребенком, если он выполняет какое-то упражнение не так.

Не ждите, что здоровье само придет к вам. Идите навстречу ему вместе со своим ребенком!

Вместе с родителями планируем мероприятия: праздники, походы, экскурсии, беседы для формирования у учащихся положительной мотивации для занятий физкультурой и спортом. В сентябре совместно с родителями класса и детьми отдыхали в Сосновом бору, где провели спортивное соревнование,  от которого получили удовольствие и родители и дети.

Во время уроков, внеклассных занятий стараюсь замечать эмоциональное состояние каждого ученика, при необходимости корректирую его: быстро анализирую причину отрицательного эмоционального состояния ребенка, объективно оцениваю свое влияние на эмоциональное состояние учащегося. Воспитательные моменты на уроках, внеклассные занятия строю таким образом, чтобы каждый ребенок почувствовал себя успешным – "ситуации успеха", провожу контроль успешности обучения и воспитания. Я полностью согласна с высказыванием о том, что здоровье младших школьников – это проблема не детей, а взрослых. Эту проблему мы пытаемся решать сообща: семья – школа.