экологическое воспитание в начальной школе
методическая разработка по зож на тему
презентация и выступление на городской экологической конференции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_v_nachalnoy_shkole.docx | 20.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа по ФГОС. Проектная эколого-исследовательская деятельность в начальной школе
СЛАЙД
В нашей школе экологическое образование в начальной школе описано в разделе ООП «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни»
и реализуется через:
- Курс окружающего мира А. Плешакова
- Курсы внеурочной деятельности (Школа Сибирячка, Проектная деятельность по изучению природы родного края)
- Работу с родителями
- Проектные работы
- Научно-исследовательские работы
Более подробно остановлюсь на проектно- исследовательской работе в начальной школе. Часто возникает вопрос «Может ли младший школьник быть исследователем?».
Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобрётёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний, тот, кто исследует должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её развивать, а не подавлять в этом определённую роль играют окружающая среда, родители и образовательные учреждения. По времени организации исследования делятся на:
СЛАЙД
Экспресс - исследования. Эта форма организации предполагает массовое участие детей в исследовательской деятельности. Суть ее сводится к тому, что дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике. Например, дети, отправляясь на прогулку, получали индивидуальные задания для проведения эмпирических исследований: исследовать, какие птицы живут в окрестностях школы, какие растут деревья, измерить температуру воды, узнать, сколько весит тетрадь.
СЛАЙД
Долговременные исследования. Эта работа проводится нами в рамках внеучебной деятельности в виде написания научно- исследовательских работ в период с сентября по декабрь. Возраст участников 2-4 класс. Ребенок выбирает тему и проводит исследование под руководством учителя, усложняя формы и методы год от года и выходя за рамки школы.
Так во 2 классе- темы простые «У меня в семье появились персидские котята», «Мои наблюдения за погодой», «Как я ухаживал за кроликами»
3 -4 класс «Тайны природных явлений. Туман», «Экологическая катастрофа. Чернобыль», «Я хочу посадить дуб»
СЛАЙД
Дети участвуют в школьных и городских НПК. «Ступеньки открытий», «Самое доброе исследование».
Защита – венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита проекта должна быть публичной, с привлечением, как авторов других проектов, так и зрителей. Это могут быть учителя, родители. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, учится доказывать свою точку зрения. Мы проводим защиту обычно как праздничное мероприятие.
СЛАЙД
Как организована проектная работа по годам обучения.
В процессе формирования экологической культуры можно условно выделить три этапа, совпадающие с переходом ребенка из класса в класс. Поэтому, работа по формированию проектно- исследовательской деятельности строится с учетом этих возрастных границ, в системе и с использованием местного краеведческого материала, преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов от 1 к 4 классу.
Первая ступень развития ребёнка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта.
Основные методы и формы организации изучения - сюжетная игра «Экологический светофор», ребусы, кроссворды, рисунки, творческие рассказы, стихотворения, экологические сказки, выставки.
СЛАЙД
Вторая ступень связывается со следующими приобретениями в личном опыте: от простого наблюдения - к наблюдению-анализу , соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и влиянии их на природу; собственные открытия.
Основные методы и формы организации - «Письмо зеленому другу», «Лес благодарит и сердится», «Радости и огорчения», экскурсии, проведение опытов, наблюдения в природе за деревьями и кустарниками, наблюдения за птицами на кормушке, наблюдения за ростом и развитием комнатных растений , фенологические наблюдения, сбор гербария.
СЛАЙД
На третьем этапе (3-4 класс), завершающем период младшего школьного возраста, личный опыт ребёнка пополняется новым содержанием: анализом наблюдений за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение её состояния; осознанным соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде; действенной заботой о представителях животного и растительного мира; воплощение своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества
Основные методы и формы – проектные работы «Секретный разговор», «Радости и огорчения, изготовление кормушек, посадка зеленых насаждений на территории школы, экскурсии
СЛАЙД
Во всех классах проводятся: создание и защита экологических знаков, сочинение и инсценирование экологических сказок, рассуждения над стихотворениями.
СЛАЙД
Особое место занимает коллективная проектная работа.
- Выращивание растений из семян
- Изготовление бумаги
- Изготовление кормушек
Представлена работа по изготовлению бумаги.
СЛАЙД
О показателях сформированности экологической культуры выпускника начальной школы можно судить по следующим проявлениям:
– соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку; ребёнок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;
– выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;
– ребёнок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;
– доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса экологического воспитания школьников начальной школы 3-4 классов
Предлагается проект курса экологического воспитания детей младшего школьного возраста 3-4классов. Очень важно познавать экологию с самого раннего возраста, когда кроме памяти и сознания работают еще и...
Экологическое воспитание в начальной школе
Тема по самообразованию...
Экологическое воспитание в начальной школе
Цели, задачи и методы экологического воспитания младших школьников....
Экологическое воспитание в начальной школе через проектную деятельность.
Экологическое воспитание начинается с раннего детства, когда ребенок начинает ходить, говорить, думать, мечтать, любоваться красотой родной природы....
Экологические проекты – уникальная форма экологического воспитания в начальной школе
Материал содержит описание различных экологических пректов в начальной школе...
Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения
Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС»Секция: «Актуальные проблемы гуманитарного цикла»...
Статья Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения
Тезисы выступления учителя начальных классов Черноусовой Ольги Николаевны по теме «Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II...