экологическое воспитание в начальной школе
методическая разработка по зож на тему

презентация и выступление на городской экологической  конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_v_nachalnoy_shkole.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по ФГОС. Проектная эколого-исследовательская деятельность в начальной школе

СЛАЙД

          В нашей школе экологическое образование в начальной школе описано в разделе ООП «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни»

 и реализуется через:

  • Курс окружающего мира А. Плешакова
  • Курсы внеурочной деятельности (Школа Сибирячка, Проектная деятельность по изучению природы родного края)
  • Работу с родителями 
  •  Проектные работы
  • Научно-исследовательские работы

Более подробно остановлюсь на проектно- исследовательской работе в начальной школе. Часто возникает  вопрос «Может ли младший школьник быть исследователем?».

Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобрётёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний, тот, кто исследует должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её развивать, а не подавлять в этом определённую роль играют окружающая среда, родители и образовательные учреждения. По времени организации исследования делятся на:

СЛАЙД

Экспресс - исследования. Эта форма организации предполагает массовое участие детей в исследовательской деятельности. Суть ее сводится к тому, что дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике. Например, дети, отправляясь на прогулку, получали индивидуальные задания для проведения эмпирических исследований: исследовать, какие птицы живут в окрестностях школы, какие растут деревья, измерить температуру воды, узнать, сколько весит тетрадь.

СЛАЙД

Долговременные исследования. Эта работа  проводится нами  в рамках внеучебной деятельности в виде написания научно- исследовательских работ в период с сентября по декабрь. Возраст участников 2-4 класс. Ребенок выбирает тему и проводит исследование под руководством учителя, усложняя формы и методы год от года и выходя за рамки школы.

Так во 2 классе- темы простые  «У меня в семье появились персидские котята», «Мои наблюдения за погодой», «Как я ухаживал за кроликами»

3 -4 класс  «Тайны природных явлений. Туман», «Экологическая катастрофа. Чернобыль», «Я хочу посадить дуб»

СЛАЙД

Дети участвуют в школьных и городских НПК. «Ступеньки открытий», «Самое доброе исследование».

Защита – венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита проекта должна быть публичной, с привлечением, как авторов других проектов, так и зрителей. Это могут быть учителя, родители. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, учится доказывать свою точку зрения. Мы проводим защиту обычно как праздничное мероприятие.

СЛАЙД

Как организована проектная работа по годам обучения.

В процессе формирования экологической культуры можно условно выделить три этапа, совпадающие с переходом ребенка из класса в класс. Поэтому, работа по формированию проектно- исследовательской деятельности строится с учетом этих возрастных границ, в системе и с использованием местного краеведческого материала,  преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов от 1 к 4 классу.

 Первая ступень развития ребёнка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта.

Основные методы и формы организации изучения - сюжетная игра «Экологический светофор», ребусы, кроссворды, рисунки, творческие рассказы, стихотворения, экологические сказки, выставки.

СЛАЙД

Вторая ступень связывается со следующими приобретениями в личном опыте: от простого наблюдения - к наблюдению-анализу , соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и влиянии их на природу; собственные открытия.

Основные методы и формы организации - «Письмо зеленому другу», «Лес благодарит и сердится», «Радости и огорчения», экскурсии, проведение опытов, наблюдения в природе за деревьями и кустарниками, наблюдения за птицами на кормушке, наблюдения за ростом и развитием комнатных растений , фенологические наблюдения, сбор гербария.

СЛАЙД

На третьем этапе (3-4 класс), завершающем период младшего школьного возраста, личный опыт ребёнка пополняется новым содержанием: анализом наблюдений за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение её состояния; осознанным соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде; действенной заботой о представителях животного и растительного мира;  воплощение своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества

Основные методы и формы – проектные  работы «Секретный разговор», «Радости и огорчения, изготовление кормушек, посадка зеленых насаждений на территории школы, экскурсии

СЛАЙД

Во всех классах проводятся: создание и защита экологических знаков, сочинение и инсценирование экологических сказок, рассуждения над стихотворениями.

СЛАЙД

Особое место занимает коллективная проектная работа.

  • Выращивание растений из семян
  • Изготовление бумаги
  • Изготовление кормушек

Представлена работа по изготовлению бумаги.

 СЛАЙД

О показателях сформированности экологической культуры выпускника начальной школы можно судить по следующим проявлениям:

– соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку; ребёнок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды; 
– выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;
– ребёнок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности; 
– доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса экологического воспитания школьников начальной школы 3-4 классов

Предлагается проект курса экологического воспитания детей младшего школьного возраста 3-4классов. Очень важно познавать экологию с самого раннего возраста, когда кроме памяти и сознания работают еще и...

Экологическое воспитание в начальной школе

Цели, задачи и методы экологического воспитания младших школьников....

Экологическое воспитание в начальной школе через проектную деятельность.

Экологическое воспитание начинается с раннего детства, когда ребенок начинает ходить, говорить, думать, мечтать, любоваться красотой родной природы....

Экологические проекты – уникальная форма экологического воспитания в начальной школе

Материал содержит описание различных экологических пректов в начальной школе...

Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения

Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС»Секция: «Актуальные проблемы гуманитарного цикла»...

Статья Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения

Тезисы выступления учителя  начальных классов Черноусовой Ольги Николаевны по теме    «Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II...