Использование здоровьесберегающих технологий.
консультация по зож (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Использование здоровьесберегающих технологий.
За последние годы выявилась неблагоприятная тенденция показателей здоровья детей поступающих в школу. Увеличилось количество детей с хронической патологией, а число детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось.
Поэтому для создания условий комфортного ощущения ребенка в школе, для его полноценного развития, для сохранения и укрепления его здоровья, ведения здорового образа жизни в деятельность начальной школы, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить эти важнейшие задачи.
В наше время учителю недостаточно получить в начале года листок здоровья класса от медицинских работников и использовать характеристики здоровья учащихся для дифференцирования учебного материала на уроках, необходимо побуждать совместно с родителями детей к выполнению назначений врача, внедрять в учебный процесс гигиенические рекомендации.
Комплекты УМК , используемые в работе учителей начальных классов, помогают реализовать здоровьесберегающие технологии на основе личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании.
Дифференцированное обучение практически реализуется через содержание учебников, тетрадей, позволяющих снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся.
Для медлительных детей учителя снижают темп опроса, не торопят ученика, дают время на обдумывание, подготовку, создают условия, чтобы его деятельность соответствовала его индивидуальному темпу.
Учитывая возрастные психологические особенности младших школьников, учителя начальных классов, продумывают число видов учебной деятельности на уроке, избегают однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление.
Продумывают приемы, позволяющие активизировать в процессе освоения нового знания самих учащихся, стараются прогнозировать несколько возможных вариантов развития учебных событий в зависимости от создавшейся в классе ситуации.
Мы считаем, что перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости и нервозности, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение или кажется бесперспективным, бессмысленным и бесцельным, приводит к перегрузке даже при относительно небольших объемах материала.
Учителя начальных классов помогают каждому ребенку осознать свои способности, создают условия для их развития, способствуют сохранению и укреплению здоровья ребенка.
Хорошо дидактически проработанный урок – самый здоровьеориентированный для всех его участников. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.
Стиль общения учителя с учащимися также влияет на состояние здоровья школьников. Нашим учителям свойственен демократичекий стиль общения, который создает условия для развития психической активности ребенка, дает свободу познавательной деятельности, школьник не боится ошибиться при решении поставленной задачи. Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта и защищенности, с удовольствием работает на уроке.
Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения и усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся.
Широко используются в практике нестандартные уроки: уроки – конкурсы, уроки-экскурсии, уроки - игры, уроки – соревнования, и другие.
Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.
Также используются методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Ученики выступают в роли исследователя или учителя. При таком обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, что вызывает особый интерес к учебе .
Хотя исследовательская деятельность охватывает непродолжительный период, но уже наблюдается положительная динамика уровня успешности учащихся Часто на уроках организуется групповая работа, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе.
Проходит она по-разному: места размещаются так, чтобы ученики могли видеть друг друга, или, ученики работают стоя. Такая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой. Малоподвижность во время урока негативно влияют на здоровье учащихся. Учитывая это, учителя не требуют от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока
Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, он обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц,
ослабить умственное напряжение.
А гимнастика для глаз - снять зрительное утомление. Систематически в процессе обучения в начальных классах проходят: зарядка, динамические паузы , прогулки и игры на свежем воздухе.
Они дают возможность разрядиться, снять негативные эмоции, Традиционными стали : дни здоровья,классные часы, уроки здоровья , спортивные мероприятия, походы , экскурсии в природу помогают формированию у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни.
В.А.Сухомлинский писал: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
На родительских собраниях родители знакомятся с основными принципами организации здорового питания детей. Ведь от того, насколько правильно и качественно организовано питание школьника, зависит его здоровье, настроение, трудоспособность и качество учебной деятельности. В начальной школе все дети охвачены горячим питанием.
Целенаправленная работа по здоровьесбережению позволила нам по некоторым показателям сохранить состояние здоровья на том уровне, с которым дети пришли в школу.
Но, несмотря на это, необходимо ежегодно проводить диагностику состояния здоровья учащихся и прослеживать динамику изменений , систематически осуществлять мониторинг. К сожалению, такой работы в системе у нас, пока еще нет. Еще необходимо активнее вести пропаганду по формированию у учащихся представлений о ЗОЖ. Особое внимание уделять корригирующим упражнениям по предупреждению нарушения осанки и плоскостопия на уроках физической культуры.
Каждому учителю нужно искать самые оптимальные пути обучения и воспитания учащихся, умело использовать передовые педагогические технологии для того, чтобы учебно-воспитательный процесс был радостным, доступным для всех, и здоровьесберегающим
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Одним из приоритетных направлений национальной образовательной президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими сложные и множественные нарушения развития
У меня в классе всего трое детей. Пранализировав состояние учащихся за 2010-2011 учебный год пришла к выводу, что не зря стала заниматься темой здоровьесбережения. Одна из задач работы - сохранение и ...
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Это статья знакомит читателей с характеристикой здоровьесберегающих технологий и их использованием в образовательном процессе....
Статья "Использование здоровьесберегающих технологий в практической деятельности учителя начальных классов"
В помощь учителю начальных классов для использования здоровьесберегающих технологий в своей работе....
Использование здоровьесберегающих технологий в практической деятельности учителя начальных классов.
В помощь учителю начальных классов....
Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях
Статья о применении здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях....
Мастер-класс "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими трудности в обучении"
Материал раскрывает возможности использования здововьесберегающих технологий на занятиях с детьми, имеющими речевые недостатки. Актуален для учителей начальные классов. Включает три раздела: артикуляц...