Проект "Здоровые дети"
проект по зож (2 класс) на тему

Хомякова Татьяна Игоревна

В основе проект - человек в центре внимания начальной школы, формирование установки на здоровый образ жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Здоровые дети»

 Аннотация

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 им. Героя России Марка Евтюхина.

Руководитель проекта: Хомякова Татьяна Игоревна, учитель начальных классов.

Участники  проекта: Попова Галина Ивановна, преподаватель физической культуры; Соломанюк Лариса Николаевна, старшая вожатая, руководитель детского творческого объединения «Вдохновение».                            

Проблема состояния здоровья подрастающего поколения в Российской Федерации за последние годы серьезно обострилась и вызывает обоснованное беспокойство у врачей, педагогов и родителей обучающихся. Сбережение и укрепление здоровья детей - одна из острых проблем современной жизни.

         Духовно-нравственные ценности и культурные традиции, положенные в основу формирования установки на здоровый образ жизни позволят обеспечить формирование  личностных характеристик выпускника начальной школы («портрета выпускника») в соответствии с ФГОС, сформировать глубинные установки и потребности ведения здорового образа жизни. В основе проекта «Здоровые дети» - человек в центре внимания начальной школы.

Описание педагогической разработки.

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей в наши дни становится все более актуальной: мы наблюдаем резкое снижение процентов здоровых детей. По статистическим данным в России до 35% поступающих в школу первоклассников уже имеют хронические заболевания. Этому может быть много объяснений: неблагоприятная экологическая обстановка, снижение уровня жизни некоторых слоев населения, значительные нервно-психические нагрузки и др. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Значительная роль в формировании здорового образа жизни у детей отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Цель проекта: создание благоприятных условий для формирования у школьников позитивного отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха; стремления творить свое здоровье, применяя компетенции в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи

  • формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика;
  • формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни; профилактика вредных привычек;
  • расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта, правильного питания;
  • формирование культуры общения и  проведения свободного времени через включение детей в разнообразные виды деятельности.

Сроки реализации проекта: 2013 – 2017 годы (период обучения с 1 по 4 класс)

Адресная аудитория: обучающиеся начальной школы (класс) ;

                                                  родители обучающихся класса.

Данный проект – система мероприятий, направленных на выполнение вышеперечисленных задач, включает в себя 4 блока: 

Блоки

Содержание работы

Ответственные

Информационный.

Работа с родителями

Лектории на родительских собраниях, организация и проведение походов, участие в озеленении школы и пришкольного участка, участие в спортивных соревнованиях «Папа, мама, я – спортивная семья», помощь в исследовательской работе.

Кл. руководитель Хомякова Т.И., родительский комитет

Организация рационального питания.

Занятия в рамках программы «Разговор о правильном питании» авторов методического пособия для учителя М.М. Безруких, Т.А. Филипповой, А.Г. Макеевой.

Организация рационального питания младших школьников в школьной столовой; обеспечение питьевого режима младших школьников

Кл. руководитель Хомякова Т.И., работники столовой.

Создание условий для двигательной активности

Проведение зарядки, динамических пауз.

Уроки физической культуры.

Освоение программы «Настольный теннис»

Учитель физической культуры Попова Г.И.

Организация внеурочной деятельности.

Детское творческое объединение «Вдохновение».

Музыкально-ритмические занятия

Танцевальная аэробика

Старшая вожатая Соломанюк Л.Н.

Информационный блок. Работа с родителями.

Цель: привлечение взрослых к решению проблемы как социальных заказчиков с целью взаимодействия семьи и школы; изучение проблемы изнутри; выработка единых канонов в деле воспитания и заботы о детях.

Основная форма работы – родительское собрание.

Тематика родительских собраний.

  • Адаптационный период первоклассника.
  • Организация рабочего места школьника.
  • Режим дня младшего школьника.
  • Для чего нужно правильно питаться. ( По результатам исследования младших школьников «Что съедает Кока – кола?»)
  • Компьютер – друг или враг? ( По результатам исследования обучающихся     среднего звена.)
  • Влияние сотовой связи на головной мозг младшего школьника.

( По      результатам исследования обучающихся среднего звена.)

  • Как правильно организовать свой досуг. Семейные приоритеты.
  • Я здоровье сберегу, сам себе я помогу.

Организация рационального питания.

 Реализация программы «Разговор о правильном питании»

 Цель: формирование у воспитанников и обучающихся установки на здоровое питание как одного из компонентов здоровьесбережения.

Правильное питание наших детей в наиболее ответственный период их роста и формирования как личности - это, прежде всего, путь к здоровью нации. М.М. Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО, академик РАО, доктор биологических наук, подчёркивает: "Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед системой образования - забота о здоровье учащихся, их физическом воспитании и развитии. Но для того, чтобы средняя школа могла выполнить эту задачу, необходимо обеспечить её специальными педагогическими технологиями, которые бы позволили формировать культуру здоровья. Программа "Разговор о правильном питании" успешно решает эту задачу".[1] Основная форма работы – урок.

 Эта программа способствует:

  • получению общих сведений о питании, продуктах питания, о правилах приготовления пищи,
  • расширению представления о необходимости заботы о своём здоровье, о важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья,
  • воспитанию соблюдения режима и гигиены питания, культуры поведения за столом, привычки правильно питаться.

В ходе реализации программы проведены экскурсии на хлебозавод, молокозавод, в лимонадный цех; выполнены исследовательская работа по теме «Что съедает кока – кола?» (1 место, муниципальный уровень), мини – исследование «Путешествие школьной булочки», проект «Для чего нужен школьный завтрак», ежемесячно в классный уголок вывешивается мини – стенгазета «Обожайка» (о вкусных и здоровых блюдах).

Детское  творческое объединение «Вдохновение»

 Цель:  формирование основ толерантного мышления и поведения у детей младшего школьного возраста; интеграция подходов к формированию духовно-нравственного развития и мотивации к здоровому образу жизни.

 Кружок – форма добровольного объединения детей на основе общих интересов. Детское творческое объединение и совместная работа в нем младших школьников может способствовать формированию терпимости по отношению друг к другу, что является непременным условием формирования воли и характера.  При сотрудничестве детского творческого объединения на базе школы с городскими организациями и учреждениями способствует формированию толерантности, как способности и умения терпеть, уважать чужое мнение, позиции и ценности других людей, понимая и принимая свою собственную позицию. [11]

         Функции: расширение, углубление, компенсация предметных знаний; приобщение детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширение коммуникативного опыта; организация детского досуга и отдыха.

         Форма выражения итога, результата: выступление, концерты, фестивали, семинары.

Спецкурс «Настольный теннис»

как дополнительный час урока физической культуры.

Цель:  повышение роли физической культуры в воспитании современных школьников, укреплении их здоровья, увеличение объёма двигательной активности обучающихся, привития навыков здорового образа жизни, направленных на развитие специальных психофизических качеств  (реакция, внимание, мышление)

Новизна данной программы заключается в том, что впервые основные этапы начального обучения настольному теннису адаптированы для преподавания в полных классах общеобразовательной школы.

Основная форма работы – урок.

Ценностные ориентиры: способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе игровой и соревновательной деятельности.

         

Основные принципы реализации проекта «Здоровые дети»: 

  • постепенность
  • систематичность
  • гуманистическая направленность
  • сознательность и активность. 

Данный проект  строится на эдоровьесберегающих технологиях, т.е. на системе мер, включающей в себя взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Двигательная активность ребёнка распределена на все дни недели. 3 раза в неделю – уроки физкультуры, 2 раза – работа в творческом объединении. Суббота и воскресение не являются исключением, т.к. просветительская работа с родителями даёт положительные результаты. Кроме того внеклассная работа нередко планируется именно на выходные дни.

Если ребёнок в раннем возрасте полюбит физические упражнения, полюбит спорт, научиться жить в социуме, управлять своими эмоциями, то это может стать хорошим фундаментом его крепкого физического и психического здоровья в будущем.

Данный проект реализуется второй год (из отведённых четырёх)

          Класс является активным участником спортивных соревнований на школьном и муниципальном уровне, участником экспериментальной площадки по внедрению Всероссийского физкультурного комплекса ГТО. Дети принимали участие в городском семинаре учителей физической культуры «Детский фитнес в системе физкультурно – оздоровительной работы в общеобразовательной школе» (разделы классической аэробики, танцевальной аэробики); в городском семинаре учителей начальных классов по внеурочной деятельности с композицией «Я живу в России». Дети принимают активное участие в концертной деятельности школы, социальных служб (для детей – инвалидов, пенсионеров, ветеранов), благотворительных мероприятиях (акция «Спаси ребёнка»), тематических флэшмобах. В рамках внеурочной деятельности активное участие детский коллектив принимает в тематических праздниках («Масленица», «Знайте правила движения», «Рождественские посиделки» и др.), в тематических прогулках («Бой в снежной крепости», «Нехожеными тропами», «Зелёный десант», «Фотоохота» и др.), в спортивных праздниках, смотрах строевой подготовки.

         Детский коллектив отличается позитивным настроем на обучение и воспитание. Одноклассники ценят школьную дружбу, с удовольствием общаются друг с другом. Психологическая служба ОУ отмечает высокий уровень развития второклассников.

Литература

  1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании. Методическое пособие. М. ОЛМА Медиа Групп, 2007.
  2. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. М., 2005.
  3. Васильева Н., Новотворцева Н. Развивающие игры для школьников. - Ярославль. - 1996.
  4. Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся. М., 2007
  5. Грибова Е., Чепурных Е. Новое в детском движении // Воспитание . школьников. – 1991. – № 5. – С. 11-13.
  6. Интернет: издательство "Фарос Плюс", статьи о правильном питании детей
  7. Коджаспиров Ю.Г. Физкульт - ура! Ура! Ура! - М., 2002.
  8. Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). М., 2003.
  9. Коростелёв Н.В. От А до Я детям о здоровье. М. Медицина , 1987.
  10. Сборник Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ИД "Первое сентября", 2009 год.
  11. Степанов П.В. Как воспитать толерантность? // Народное образование.–2001– № 9, 2002 № 1.
  12. Шульгина В.П. 25 современных тем родительских собраний в школе. Настольная книга учителя – Ростов на/Д: “Феникс”, 2002.
  13. «Развитие и воспитание ребенка» (сайт Kidly. ru)
  14. «Умиляются родители ребенку» (сайт «Детки-лучики»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию «Режим дня – как средство формирования у детей основ здорового образа жизни» для детей дошкольного возраста 5-6 лет

Материал предназначен для организации и проведения НОД по ЗОЖ. Направлен на привитие детям умения самостоятельно мыслить, находить правильные ответы, формировать мотивацию к здоровому образу жизни....

«Остров дружбы» - программа формирования толерантного сознания у детей и подростков в условиях лагеря с дневным пребыванием детей в период школьных каникул.

Программа организации оздоровительного отдыха детей в  лагере с дневным пребыванием детей в период школьных каникул на базе общеобразовательной школы...

А.Барто Катя.Б. Заходер . Перемена.Стихи для детей и про детей.

Урок литературного чтения во 2 классе по программе "начальная школа 21в"...

Тест для детей и родителей “Насколько мы знаем своих детей”.

Этот тест позволит родителям определить  насколько они знают своих детей....

Урок чтения в 3 классе " Проверь себя. Вспомнаем произведения раздела «О детях и для детей»

Данная презентация составлена по учебнику Ефросининой   "Литературное чтение" для учащикся 3 класса по программе "Начальная школа "XXI века". Это урок закрепление по произведениям Н.Носова,В...