"Здоровьесберегающие технологии"
статья по зож (1 класс) на тему
В данной статье рассматриваются "школьные факторы" негативно воздействующие на здоровье школьника и приемы, способствующие здоровьесбережению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В статье рассматриваются приемы, способствующие здоровьесбережению школьников . | 17.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии.
Здоровье – это главная человеческая ценность, сохранение и приумножение которой становится первейшей обязанностью человека. Конечно, здоровье – дело не только личное, но и общественное.
Пятым направлением, которое должно войти в новую программу развития общеобразовательной школы, Президент России назвал решение всего спектра вопросов, касающихся здоровья школьников. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь, а «сегодняшняя статистика ухудшения здоровья школьников просто ужасающая», как отметил В.В.Путин. По его мнению этим вопросам необходимо уделять внимание не только в семье, но и в образовательных учреждениях, где дети проводят значительную часть времени.
Как свидетельствует статистика, процент школьников , отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной и специально медицинской группам, неуклонно растет.
В этой ситуации все чаще приходится задумываться: может ли школа работать так, чтобы положительно повлиять на ухудшающиеся показатели состояния здоровья учащихся?
Рассмотрим «школьные» факторы ,негативно воздействующие на здоровье школьника:
- Перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса.
- Недостаток двигательной активности учащихся.
- Неправильное питание.
- Несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса.(чистоты кабинета, температурного режима, освещения, наличие монотонных раздражителей).
- Низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья.
- Переполненность классов учащимися, затрудняющая индивидуализацию учебно-воспитательного процесса.
- Неоптимальное составление расписания уроков, постепенно усиливающее утомление школьников к концу рабочего дня, рабочей недели.
- Стрессовые ситуации контроля, боязнь ошибки, боязнь отметок.
- Объем и сложность домашнего задания.
На уроке мы всегда можем увидеть внешние признаки усталости ученика:
- частую смену позы,
- потягивание,
- встряхивание руками,
- зевота,
- закрывание глаз,
- подпирание головы,
- остановившийся взгляд,
- ненужное перекладывание предметов,
- разговор с соседом,
- увеличение количества ошибок в ответах,
- не восприятие вопроса,
- задержка с ответом,
- частые поглядывания на часы в ожидании конца урока.
Рассмотрим элементы, способствующие здоровьесбережению:
- Работа в парах, мелких группах, или «вертушка», т.е. активное передвижение учащихся группами по классу. Хорошо применять такой прием при закреплении материала.
- Использование двух досок, когда учащиеся совершают поворот от одной доски к другой, тем самым сохраняя активность. Доски можно располагать на боковых стенках.
- Во время фронтального опроса можно использовать игру с мячом. Учащийся ловит мяч и дает ответ, бросая мяч обратно.
- Использование игр на уроках. Например, элементы игры применяют в качестве обратной связи: правильный ответ- хлопают в ладоши, неправильный – топают ногами или поднимают сигнальные карточки.
- Приемы с соревнованиями: когда дети поочередно выбегают к доске и записывают правильный ответ или слово или выдается по карточке на каждый ряд , дети передавая их друг другу вписывают ответы.
- Организация обучения в режиме динамических поз: чередование сидения, стояния, передвижений по классу. Парты в классе могут быть оборудованы так, чтобы дети имели возможность работать и стоя, и сидя, меняя друг друга через определенное время.
Выполнив задание, ученик встает. Т.о., сменив позу сидения на позу стояния, ребенок отдыхает, а учитель ориентируется, как быстро дети справляются с заданием.
Учитель ведет урок не только стоя у доски, т.е. перед учениками, а может находиться в любой части класса, и тогда ученики вынуждены поворачиваться вслед за учителем, вращая головой и глазами. Можно часть необходимой наглядности к уроку размещать в разных местах класса.
- Проведение физминуток для глаз и различных групп мышц. Использование зрительных тренажеров, которые можно располагать даже на потолке, гимнастику для глаз, различные упражнения для рук, ног.
- Смена видов деятельности , т.к. однообразие ведет к утомляемости. За урок должно смениться от 4 до 7 видов деятельности.
- Следить за посадкой учеников во время занятий.
- Проводить малоподвижные игры на переменах, динамические паузы.
- Проводить классные часы, посвященные здоровью, которые призваны формировать внимательное отношение к своему здоровью, закладывать основы здорового образа жизни.
- Сотрудничать с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.
Одним из важнейших элементов здоровьесбережения считается школьная оценка:
1. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.
2. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.
3. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашему уроку.
Основные требования к уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики:
Построение урока с использованием последних достижений передовых технологий с учетом вопросов здоровьесбережения.
Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.
Логичность и эмоциональность всех этапов урока. Благоприятный психологический климат на уроке. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным, чтобы учащиеся имели возможность задать вопросы, учитель мог бы прокомментировать д/з.
Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).
Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.
Данная технология осуществляет следующие функции:
Функции здоровьесберегающей технологии
ФОРМИРУЮЩАЯ осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. Формирует установку на сбережение и умножение здоровья.
ИНФОРМАТИВНО-КОММУНИКАТИВНАЯ обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций .
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка .
АДАПТИВНАЯ воспитание у учащихся направленности на здоровый образ жизни. Она обеспечивает адаптацию школьников к социально-значимой деятельности.
РЕФЛЕКСИВНАЯ заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.
ИНТЕГРАТИВНАЯ объединяет народный опыт, различные научные концепции воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.
Здоровьесберегающая технология включает в себя вопросы не только физического, но и духовного, психического здоровья. Необходимо, чтобы ребенок с раннего детства учился любви к себе, к людям, к жизни, чтобы жил в гармонии с собой – тогда он будет действительно здоров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...
Статья "Здоровьесберегающие технологии, как методологическая основа педагогики здоровья. Программа «Разговор о правильном питании» в системе здоровьесберегающих технологий".
Статья определяет понятие здоровьесберегающей педагогики и её отличие от валеологии. Даны классификации здоровьесберегающих технологий, определены условия, при которых технологии являются здоров...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образовательных технологий
МБУ МОШ №26 Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образователь...
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »
Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...
Создание здоровьесберегающего образовательного пространства и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс коррекционной школы
Сообщение на педсовете....
Динамическая пауза как элемент здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности. Стажировочная площадка по программе "Формирование здоровьесберегающего пространства в условиях современной школы".
Динамическая пауза как элемент здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности....
Здоровьесберегающие технологии. Голобородько Н. В. «Здоровьесберегающие технологии в образовании»
Стремительное ухудшение состояния здоровья детей стало общепризнанным фактом. Ни медицина, ни образование не успевают адекватно реагировать на эти изменения. Поэтому особую актуальность приобретают лю...