Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
статья по зож по теме

Томме Евгения Юрьевна

Данная статья знакомит с основными приемами по сохранению и укреплению здоровья в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_nachalnoy_shkole.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии  в начальной школе.

Томме  Е.Ю., учитель начальных классов,

учитель первой квалификационной категории.

                                     

 «Здоровье (по определению Всемирной организации здравоохранения) – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или  физических дефектов».

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Здоровый ученик  с удовольствием включается во все виды деятельности. Он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками, учителями. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех его свойств и качеств. Состояние здоровья ученика может стать причиной отставания ребенка в учебе.

В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья обучающихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей. В связи с тем, что большую часть времени дети пребывают в образовательном учреждении, возникает необходимость превращения образовательной среды  в оздоровительную.

Для формирования, сохранения и укрепления здоровья детей  в начальной школе внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи: сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.

Так как большинство времени своего пребывания в школе ученик проводит на уроке, я стараюсь, чтобы каждый урок был «здоровьесберегающим» и включал в себя следующие элементы:

1. Утренняя зарядка.

2. Комфортное начало и конец урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой. Это достигается с помощью таких приемов:

- использование положительных установок на успех  («Я смогу», «У меня все получится» и др.)

- умение настроить себя и других на положительную волну («Улыбнись другу», «Улыбнись самому себе»).

- Стихотворное начало урока.

3. Построение урока в рациональном режиме, т.е. с четким чередованием различных видов деятельности и отдыха детей.

4. Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности  детей.

В состав упражнений для физкультминуток включаю следующие направления:

-  формирование осанки;

-  укрепление зрения;

- пальчиковая гимнастика;

-отдых позвоночника,

-потягивание,

-массаж груди, лица, рук, ног,

- электронные  физкультминутки.    

5. Объяснение нового материала на уроке веду с опорой на субъективный опыт обучающегося, как это предлагается в технологии личностно - ориентированного обучения. В результате использования этого метода дети учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности. Активизируя  деятельность обучающихся,  я  использую нестандартные формы проведения учебных занятий:

- урок-практикум

- урок-исследование

- урок - творческая мастерская

- урок-конкурс

 - урок - творческая игра

 - урок-путешествие

 - урок-викторина.

6. Технология сотрудничества создает все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья обучающихся, помогает разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребенка, использовать их для более полного развития личности. Важнейшая черта этой технологии - приоритет воспитания над обучением, которая позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья обучающегося. Здесь я использую следующие приемы организации деятельности:

- работа в группах, работа в парах сменного состава,  деятельность с элементами соревнования, взаимооценка,

7. Игровые оздоровительные технологии позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками, удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научиться владеть своим телом, развивать не только физические, но и умственные и творческие способности. Игры проводятся на всех этапах урока и направлены на развитие внимания, памяти, мышления, восприятия, наблюдательности, сообразительности,

8. Дифференцированное обучение реализую через содержание учебников, тетрадей, позволяющих снять трудности у слабых обучающихся и создать благоприятные условия для развития сильных детей.

Для медлительных снижаю темп опроса, стараюсь не торопить ученика, даю время на обдумывание, подготовку, создаю условия, чтобы его деятельность соответствовала его индивидуальному темпу.

9. Вставки о здоровье. В уроки включаю задания, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.

1. На уроках математики использую задачи, которые несут элемент здоровьесберегающей технологии.  Например:

 В сутки через легкие человека проходит около 10000л воздуха. Сколько литров воздуха пропускают и очищают лёгкие за 1 месяц, 1 неделю, 1 год?

2. На уроках  русского языка прожу словарную работу:

С.хар, м.л.ко, к.ньки, .рбуз, к.пуста, .гурец, п.мидор, м.рковь.

Задание: Найди лишней продукт, который вреден для здоровья в больших количествах. (сахар). Почему?.

3. Списывание текста о здоровье.

«Здоровье всего дороже. Без труда нет добра! Терпенье даёт уменье. Терпенье и труд всё перетрут»..

4. На литературном чтении дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении.

Внеклассная работа.

Одно из направлений моей воспитательной программы называется «Тропинка Здоровья». Поэтому на классных часах проводится целенаправленная работа по формированию здорового образа жизни.

Мероприятия, направленные на формирование ПДД:

  • беседы: «Что значит быть ответственным?», «Я иду в школу»;
  • игры: «Красный, желтый, зеленый», «Что такое хорошо и что такое плохо».

Мероприятия по правилам пожарной безопасности

Театрализованное представление по правилам пожарной безопасности: «Огонь - наш друг и враг!»

Личная гигиена, режим дня.

  • Ролевая игра: «Твой режим дня ».
  • Беседа-практикум: «Если хочешь быть здоров».

Вредные привычки.

  • Беседа: «Вредные привычки».
  • Классный час: «Курить – здоровью вредить».

Спортивные мероприятия.

  • Классный час: «Рыцарский турнир».
  • Спортивные соревнования.

Работа по укреплению и сохранению здоровья  обучающихся невозможна без привлечения родителей, так как хорошая связь между школой и родителями является фундаментальным условием в личностно- ориентированном образовании. Поэтому провожу тематические родительские собрания на тему: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу», «Если хочешь быть здоров», «Путь к здоровью, силе, бодрости», «Ребенок и компьютер» и другие.

Таким образом, применение в учебном процессе здоровьесберегающих технологий способствует:

  • созданию положительного эмоционального фона и атмосферы психологического комфорта, ситуаций успеха, укрепляющих уверенность в своих силах;
  • повышению уровня успеваемости и эффективности учебного процесса;
  • сохранению и укреплению физического здоровья детей;
  • активному   приобщению  родителей  школьников  к  работе  по  укреплению  их  здоровья.

Я считаю, что школа не должна подменять собой поликлинику, а, прежде всего, содействовать сохранению здоровья своими методами,  применять образовательные технологии с учетом возрастно-физиологических возможностей ребенка, организовать благоприятный эмоциональный и психологический фон занятий. Школа должна сформировать потребность у учащихся и педагогов в сохранении, укреплении и развитии здоровья.

Конечно,  здоровый  образ  жизни  пока  не  занимает  первое  место  в  главных  ценностях  человека  в  нашем  обществе. Но  если  мы  научим  детей  ценить, беречь  и  укреплять  своё  здоровье, будем  личным  примером  демонстрировать  здоровый  образ  жизни, то  можно  надеяться,  что  будущее  поколение  будет  более  здоровым  и  развитым не  только  духовно, но  и  физически.

Хочется  закончить  своё  выступление  словами  Сократа  «Здоровье  не  всё, но  всё  без  здоровья – ничто».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Методические рекомендации для учителя...

"Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"

В работе описываются теоретические основы здоровьесберегающих технологий обучения , раскрываются цели и задачи,а также принципы, средства и методы здоровьесберегающих технологий, даны рекомендации по ...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Выступление на ММО.

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее....

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Одним из приоритетных направлений национальной образовательной  президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Рассматриваются способы использования здоровьесберегающих технологий и методик В.Ф. Базарного в начальной школе. Организация урока, физкультминутки, формирование психомоторной сферы ребенка....