Проект "Береги зрение смолоду"
проект по зож (4 класс) по теме
В процессе исследований по теме проекта школьники узнали, что почти все дети рождаются с хорошим зрением. Но через какое-то время у некоторых детей острота зрения начинает падать. Участники проекта узнали, что нарушения зрения бывают врождённые и приобретённые. Дети познакомились с глазными заболеваниями детей нашего класса, составили графики результатов проверки остроты зрения по каждому ученику и сделали вывод, что зрение можно улучшить и даже восстановить. Ребята провели социологический опрос и выявили, почему может происходить ухудшение зрения. По результатам исследования была составлена памятка правил охраны и гигиены глаз.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
работа над проектом | 310.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация
Исследовательский проект «Береги зрение смолоду» направлен на изучение проблемы нарушения зрения у детей.
Цель наших исследований: узнать, почему хорошее зрение становится плохим и как его можно улучшить.
Задачи:
- изучить строение и работу глаза
- узнать о глазных болезнях детей нашего класса
- составить правила - памятку сохранения и улучшения зрения
Методы работы – изучение специальной литературы по теме, сравнение результатов проверки остроты зрения, социологический опрос.
Объект исследования: человек.
В процессе исследований по теме проекта мы узнали, что почти все дети рождаются с хорошим зрением. Но через какое-то время у некоторых детей острота зрения начинает падать. Мы узнали, что нарушения зрения бывают врождённые и приобретённые. Мы познакомились с глазными заболеваниями детей нашего класса, составили графики результатов проверки остроты зрения по каждому ученику и сделали вывод, что зрение можно улучшить и даже восстановить. Мы провели социологический опрос и выявили, почему может происходить ухудшение зрения. По результатам исследования была составлена памятка правил охраны и гигиены глаз.
Введение
Тема нашего проекта «Береги зрение смолоду» выбрана не случайно. Дело в том, что мы учимся не в обычном классе, а в коррекционном - для детей с нарушением зрения. Поэтому мы решили провести исследования по проблеме нарушения зрения у детей.
Дети рождаются с хорошим зрением. Только примерно у 5% из 100% детей есть отклонения. Мы решили узнать, как развивается зрение и как видит ребёнок с самого рождения. (приложение 1)
К сожалению, хорошее зрение бывает не у всех. Мы решили разобраться в этом.
В нашем городе Трёхгорном уделяется внимание детям с нарушением зрения. Мы решили узнать, когда открылся самый первый класс для таких детей. Наша учительница Тумашенко Елена Викторовна рассказала нам об этом. Оказывается, в нашем городе был детский сад № 5 для детей с нарушением зрения. Нашей учительнице предложили учить в нём первоклассников. Это было в 1999 году. Подсчитав, получается, что этим классам пошёл 13-ый год. Теперь в каждой параллели есть такой класс в нашей школе. В такой класс попадают дети, имеющие нарушения зрения.
Строение и работа глаза.
На этапе изучения строения и работы глаза помощь нам оказала медсестра - ортоптистка Михайлова Елена Николаевна, которая лечит нас на аппаратах в офтальмологическом кабинете.
Все знают, что глаз – это орган зрения – один из важнейших органов чувств. Благодаря зрению мы получаем 90% информации об окружающем мире.
Мы узнали, что наш глаз очень похож на фотоаппарат. Хотя на самом деле всё наоборот – фотоаппарат похож на глаз, так как сделан по его образцу.
Лежит глаз в ямке, как в норке. Норка эта называется глазницей. Форма глаза – круглая, как яблоко, поэтому так и говорят: «Глазное яблоко». Его покрывает оболочка , которая называется склерой.
Глазное яблоко выглядывает наружу сквозь щель между верхним и нижним веком. Чёрный кружок в центре глаза называется зрачком. Зрачок чёрный потому, что внутри глаза темнота. В темноте он расширяется, чтобы впустить в глаз больше света, а на ярком свету уменьшается. На этом свойстве основана работа фотоаппарата.
Расширение и сужение зрачка происходит благодаря мышце, которая находится в радужке. Радужка или радужная оболочка – это цветное колечко вокруг зрачка. Свет через зрачок падает на хрусталик.
А хрусталик превращает световые лучи в изображение на задней стенке глазного яблока, где расположена сетчатка. Она как сеть вылавливает световые лучи. В сетчатке около 130 миллионов светочувствительных клеток. Когда на них попадает свет, в них тут же происходят химические реакции, которые мгновенно превращаются в нервный импульс. Через зрительный нерв он попадает в ту часть головного мозга, которая отвечает за зрение. Мозг обрабатывает сигнал, после чего мы видим тот или иной предмет.
Изучив подробно строение глаза, мы решили исследовать, когда было нарушено зрение у наших одноклассников. Елена Николаевна Михайлова рассказала нам о том, что нарушения зрения бывают врождённые и приобретённые.
На следующем этапе работы над проектом мы выяснили, что у 4 учеников из 14 в нашем классе зрение было нарушено с рождения. Остальные 10 человек родились с хорошим зрением, и нам захотелось узнать, когда у них ухудшилось зрение. Оказалось:
- в детском саду зрение ухудшилось у 3 человек,
- к концу 1 класса – у 3 человек,
- к концу 2 класса – у 2 человек,
- у 1-го зрение было нарушено в результате травмы,
- к концу 3 класса – у 1 человека.
Кроме того мы узнали, какие глазные заболевания у детей нашего класса и многое об этих болезнях глаз. ( приложение 2)
Миопия | 10 чел. |
Амблиопия | 2 чел. |
Косоглазие | 1 чел. |
Последствия травмы | 1 чел. |
Миопия или близорукость – это неспособность чётко видеть отдалённые предметы. В этом случае мышцы недостаточно расслабляют хрусталик, поэтому лучи света фокусируются не на сетчатке, а перед ней. Поэтому изображение на сетчатке получается расплывчатым.
Амблиопия - понижение остроты зрения из-за бездействия глаза или «ленивый» глаз. В этом случае здоровый глаз закрывают окклюдером (повязкой), а «ленивому» глазу приходится работать за двоих.
Косоглазие - расстройство координированного движения обоих глаз, когда один смотрит на предмет, а другой отклоняется в сторону. В нашем классе у ребёнка с косоглазием была сделана операция, этого нарушения зрения больше нет - его исправили хирургическим путём.
В нашей школе есть специальный офтальмологический кабинет. Каждый месяц проверяется зрение у всех учеников нашего класса. Проводит осмотр и врач-окулист из детской поликлиники Бянкина Марина Николаевна. По результатам проверки остроты зрения врач даёт рекомендации по лечению . Каждый день мы лечимся на аппаратах. По каждому заболеванию глаз есть несколько аппаратов. (приложение 3)
Для лечения косоглазия | Для лечения амблиопии | Для лечения миопии |
Синоптофор | Макулостимулятор «Макс» | Аккомодотренер «Ручеёк» |
Форбис | Амблиотренер | Компьютерная программа Relax |
Мускултренер | Лазерстимулятор | Цветоимпульсная терапия «Визулон» |
Компьютерные программы | Электростимулятор | «Бивизотренер» |
Компьютерная программа | Аппарат «Пневмомассаж» |
9 человек из 14 в нашем классе носят очки. Очки выполняют работу, которую не могут сделать мышцы глаз. Они умудряются фокусировать изображение на сетчатке.
Какие результаты лечения глаз в нашем классе?
Наша учительница Тумашенко Елена Викторовна показала нам таблицы проверки остроты зрения, начиная с 1-го класса. Так как мы учимся уже в 4-ом классе, то мы решили исследовать, что происходит с нашим зрением, улучшается ли оно.
Мы посмотрели остроту зрения на момент обнаружения заболевания глаз, затем - результаты через год лечения , потом взяли данные на декабрь 2011 года. И увидели, что почти у всех детей нашего класса, кроме одного, произошло улучшение.
Были составлены графики результатов зрения по каждому ученику. ( приложение 4)
Результаты оказались следующими:
Улучшение зрения – у 5 человек:
у Егора (с 5 строчек до 8, с 6 - до 7),
у Насти (с 1 строчки до 4),
у Никиты (с 6 строчек до 9, с 7 – до 9),
у Коли (с неполной 1 строчки до 2 и другим глазом видит все 10 строчек),
у Насти (с 3 строчек до 6, с 4 строчек до 6).
Значительное улучшение зрения – у 4 человек:
у Юли (с неполной 1 строчки до 4, с 5 - до 10),
у Валеры (с 2 строчек до 6, с 2 – до 8),
у Полины (с 4 строчек до 7, с 6 - до 10),
у Алёши (с 4 строчек до 9 оба глаза).
Ухудшение – у 1 человека:
у Кости (с 8 строчек до 6 оба глаза). Мы считаем, что ухудшение связано с тем, что ученик плохо лечится на аппаратах (постоянно отвлекается), не выполняет рекомендации врача-окулиста или медсестры-ортоптистки.
Выздоровление – у 4 человек:
у Лизы (с 8 строчек до 10 оба глаза),
у Дениса (с строчек до 10 оба глаза),
у Даяны (с 1 строчки до 10, с 4 – до 10),
у Кости (с 6 строчек до 10, с 9 - до 10).
Нам стало интересно, сколько было случаев выздоровления в конце 4-ых классов с нарушением зрения, и мы обратились к медсестре-ортоптистке Водолеевой Фаине Фёдоровне.
Получились следующие результаты за последние 5 лет:
Год | Выздоровление (чел) | Значительное улучшение (чел) | Улучшение (чел) | Ухудшение | Без перемен |
2007 | 5 | 2 | 2 | - | - |
2008 | 5 | 2 | 3 | - | - |
2009 | 5 | 6 | 1 | - | - |
2010 | 2 | 7 | 1 | - | - |
2011 | 2 | 6 | 2 | - | - |
Тогда нас заинтересовало, что происходит со зрением в обычных классах.
Мы обратились к нашей школьной медсестре Русиновой Валерии Ивановне с просьбой посмотреть результаты медосмотров по зрению в конце года у первоклассников. Дети пришли в школу с хорошим зрением, проучились год. И вот какие результаты мы увидели за последние 2 года:
Ухудшилось зрение к концу 1 класса | ||
2010 год | 1 «А» класс | 4 чел. |
1 «Б» класс | 4 чел. | |
2011 год | 1 «А» класс | 2 чел. |
1 «Б» класс | 1 чел. |
Мы задумались, почему это происходит?
Чтобы узнать причины, мы провели социологический опрос в 3-4 классах «Как я забочусь о своих глазах». Участвовало 96 человек. Получились следующие результаты: (приложение 5)
Всегда читаю только сидя | да - 67 | нет - 18 |
Делаю перерывы во время чтения и письма | да - 71 | нет -25 |
Всегда слежу за посадкой при письме | да- 49 | нет -47 |
Делаю уроки при хорошем освещении | да -85 | нет - 11 |
Делаю гимнастику для глаз | да - 51 | нет - 45 |
Часто бываю на свежем воздухе | да - 78 | нет - 18 |
Сижу за компьютером не более 30 минут в день | да - 28 | нет - 68 |
Смотрю по телевизору только детские передачи | да - 29 | нет - 67 |
Каждый год проверяю зрение у врача-окулиста | да - 33 | нет - 63 |
Проанализировав результаты социологического опроса, мы поняли, почему может происходить нарушение зрения:
- Неправильная посадка во время письма и чтения, когда сильно наклоняется голова и горбится спина
- Чтение лёжа
- Плохая освещённость рабочего места дома во время приготовления уроков или чтения книг
- Длительные занятия без отдыха для глаз
- Долгий просмотр телевизора и работа на компьютере
Мы пришли к выводу, что невыполнение основных правил охраны и гигиены зрения может привести к снижению остроты зрения.
Зрение -очень ценный дар природы, который дан человеку, но многие его не берегут. Мы должны защищать глаза от болезней и травм. Для этого нам необходимо выполнять правила сохранения зрения. В результате нашей работы над проектом, мы составили памятку о правилах охраны и гигиены глаз, которую предлагаем поместить в классах. ( приложение 6)
МЫ ХОТИМ ПРЕДОСТЕРЕЧЬ:
НУЖНО ВСЕМ ГЛАЗА БЕРЕЧЬ!
Потерять зрение легко и быстро, а восстанавливать долго и трудно, даже не всегда это возможно.
Поэтому следует бережно относиться к своим глазам.
Литература
- Г. Г.Демирчоглян «Улучшаем зрение» Москва «ЭКСМО», 2003
- Большая книга знаний. Москва «Росмэн», 2006
- Большая книга интересных фактов. Москва «Росмэн», 2006
- Большая детская энциклопедия. Москва «Росмэн», 2006
- Новая детская энциклопедия. Москва «Росмэн», 2006
- Я познаю мир. Медицина. Детская энциклопедия. Москва ТКО «АСТ», 1997
- Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. Компания «Ключ-С»
Филологическое общество «Слово» Москва, 1993-1996
- Энциклопедия «Человек и его здоровье» Москва «РОСМЭН» ,2006
- Ю.И.Староверов «Детские болезни: энциклопедия для родителей, 2001
- Н.Б.Коростелёв «От А до Я». Москва, Медицина, 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час «Береги зрение смолоду» 3 класс
Целями данного внеклассного мероприятия являются: познакомить с элементарным строением глаза; объяснить, отчего снижается острота зрения и что зрение необходимо беречь; научить заботиться ...
Детский проект "Берегите зрение смолоду!"
Здесь представлены материалы (презентация, выступление, приложение) детского проекта на тему "Берегите зрение смолоду!", который мои ученики представляли во время школьного Марафона Здоровья в начальн...
Детский проект "Берегите зрение смолоду!"
Здесь представлены материалы (презентация, выступление, приложение) детского проекта на тему "Берегите зрение смолоду!", который мои ученики представляли во время школьного Марафона Здоровья в начальн...
Детский проект "Берегите зрение смолоду!"
Здесь представлены материалы (презентация, выступление, приложение) детского проекта на тему "Берегите зрение смолоду!", который мои ученики представляли во время школьного Марафона Здоровья в начальн...
Академия здоровья. Береги зрение смолоду
В данной презентации вы найдёте практические советы о том , как правильно выполнять гимнастику для глаз....
Классный час. 2 класс.Тема "Берегите зрение смолоду"
Цель:-научить заботиться о зрении; выполнять упражнения по снятию усталости глаз.расширить и обобщить знания детей о значении зрения в жизни человека...
Береги зрение смолоду
В работе расматриваются причины снижения остроты зрения у школьников, даны рекомендации родителям по сохранению остроты зрения....