Проект "Береги зрение смолоду"
проект по зож (4 класс) по теме

В процессе исследований по теме проекта школьники узнали, что почти все дети рождаются с хорошим зрением. Но через какое-то время у некоторых детей острота зрения начинает падать.  Участники проекта узнали, что нарушения зрения бывают врождённые и приобретённые. Дети  познакомились с глазными заболеваниями детей нашего класса, составили графики результатов проверки остроты зрения по каждому ученику и сделали вывод, что зрение можно улучшить и даже восстановить. Ребята провели социологический опрос и выявили, почему  может происходить ухудшение зрения. По результатам исследования была составлена памятка правил охраны и гигиены глаз.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл работа над проектом310.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

Исследовательский проект «Береги зрение смолоду» направлен на изучение проблемы нарушения зрения у детей.

Цель наших исследований:  узнать, почему хорошее зрение становится плохим и как его можно улучшить.

Задачи:

  • изучить строение  и работу глаза
  • узнать о глазных болезнях детей нашего класса
  • составить правила - памятку сохранения и улучшения зрения

Методы работы – изучение специальной  литературы по теме, сравнение  результатов проверки остроты зрения, социологический опрос.

Объект исследования: человек.

         В процессе исследований по теме проекта мы узнали, что почти все дети рождаются с хорошим зрением. Но через какое-то время у некоторых детей острота зрения начинает падать.  Мы узнали, что нарушения зрения бывают врождённые и приобретённые. Мы познакомились с глазными заболеваниями детей нашего класса, составили графики результатов проверки остроты зрения по каждому ученику и сделали вывод, что зрение можно улучшить и даже восстановить. Мы провели социологический опрос и выявили, почему  может происходить ухудшение зрения. По результатам исследования была составлена памятка правил охраны и гигиены глаз.

Введение

Тема нашего проекта  «Береги зрение смолоду»  выбрана не случайно. Дело в том, что мы учимся не в обычном классе, а в коррекционном -   для детей с нарушением зрения.  Поэтому мы решили провести исследования по  проблеме  нарушения  зрения у детей.

Дети рождаются с  хорошим зрением. Только примерно у 5%  из 100%   детей есть отклонения. Мы решили узнать, как развивается зрение и как видит ребёнок с самого рождения. (приложение 1)

К сожалению, хорошее зрение бывает не у всех.  Мы решили разобраться в этом.

В нашем городе Трёхгорном уделяется внимание детям с нарушением зрения. Мы решили  узнать, когда открылся самый первый класс для таких детей. Наша учительница  Тумашенко Елена  Викторовна  рассказала нам об этом. Оказывается, в нашем городе был детский сад № 5  для детей с нарушением зрения. Нашей учительнице  предложили учить в нём первоклассников. Это было в 1999 году. Подсчитав, получается, что этим классам пошёл 13-ый год. Теперь в каждой параллели есть такой класс в нашей школе. В такой класс попадают дети, имеющие нарушения зрения.

Строение и работа глаза.

На этапе изучения строения и работы глаза помощь нам оказала  медсестра - ортоптистка Михайлова Елена Николаевна, которая лечит нас на аппаратах в офтальмологическом кабинете.  

Все знают, что глаз – это орган зрения – один из важнейших органов чувств. Благодаря зрению мы получаем 90% информации об окружающем мире.

Мы узнали, что наш глаз очень похож на фотоаппарат. Хотя на самом деле всё наоборот – фотоаппарат похож на глаз, так как сделан по его образцу.

Лежит глаз в ямке, как в норке. Норка эта называется глазницей. Форма глаза – круглая, как яблоко, поэтому так и говорят: «Глазное яблоко». Его  покрывает оболочка , которая называется склерой.

Глазное яблоко выглядывает наружу сквозь щель между верхним и нижним веком. Чёрный кружок в центре глаза называется зрачком. Зрачок чёрный потому, что внутри глаза темнота. В темноте он расширяется, чтобы впустить в глаз больше света, а на ярком свету уменьшается. На этом свойстве основана работа фотоаппарата.

Расширение и сужение зрачка происходит благодаря мышце, которая находится в радужке. Радужка  или радужная оболочка  – это цветное колечко вокруг зрачка. Свет через зрачок падает на хрусталик.

А хрусталик  превращает световые лучи в изображение на задней стенке глазного яблока, где расположена сетчатка. Она как сеть вылавливает световые лучи. В сетчатке около 130 миллионов светочувствительных  клеток. Когда на них попадает свет, в них тут же происходят  химические реакции, которые мгновенно превращаются в нервный импульс. Через зрительный нерв он попадает в ту часть головного мозга, которая отвечает за зрение. Мозг обрабатывает сигнал, после чего мы видим тот или иной предмет.

 Изучив подробно строение глаза, мы решили исследовать, когда  было нарушено зрение у наших одноклассников. Елена Николаевна Михайлова рассказала нам о том,  что нарушения зрения бывают врождённые и приобретённые.  

На следующем этапе работы над проектом мы выяснили, что у 4 учеников из 14 в нашем классе  зрение было нарушено  с рождения.  Остальные 10 человек  родились с хорошим зрением, и  нам захотелось узнать, когда у них ухудшилось зрение. Оказалось:

-  в детском саду  зрение ухудшилось у 3 человек,

  - к концу 1 класса – у 3 человек,

- к концу  2 класса – у 2 человек,

-  у 1-го зрение было нарушено в результате травмы,  

- к концу 3 класса – у 1 человека.

Кроме того  мы узнали, какие глазные заболевания у детей нашего класса и многое об этих болезнях глаз.  ( приложение 2)

Миопия

10 чел.

Амблиопия

2 чел.

Косоглазие

1 чел.

Последствия травмы

1 чел.

Миопия или близорукость – это неспособность чётко видеть отдалённые предметы. В этом случае мышцы  недостаточно расслабляют хрусталик, поэтому лучи света фокусируются не на сетчатке, а перед ней. Поэтому изображение на сетчатке получается расплывчатым.

Амблиопия  - понижение остроты зрения  из-за бездействия  глаза или «ленивый» глаз. В этом случае здоровый глаз закрывают окклюдером (повязкой), а «ленивому» глазу приходится работать за двоих.

Косоглазие  - расстройство координированного движения обоих глаз, когда один  смотрит на предмет, а другой отклоняется в сторону. В нашем классе у ребёнка с косоглазием была сделана операция, этого нарушения зрения больше нет  - его исправили хирургическим путём.

В  нашей школе есть специальный офтальмологический кабинет. Каждый месяц  проверяется зрение у всех  учеников нашего класса. Проводит осмотр и  врач-окулист из детской поликлиники Бянкина Марина Николаевна.  По результатам проверки остроты зрения  врач даёт рекомендации по лечению . Каждый день мы лечимся на аппаратах. По каждому заболеванию глаз есть несколько аппаратов. (приложение 3)

Для лечения косоглазия

Для лечения амблиопии

Для лечения  миопии

Синоптофор

Макулостимулятор «Макс»

Аккомодотренер «Ручеёк»

Форбис

Амблиотренер

Компьютерная программа Relax

Мускултренер

Лазерстимулятор

Цветоимпульсная терапия «Визулон»

Компьютерные программы

Электростимулятор

«Бивизотренер»

Компьютерная программа

Аппарат «Пневмомассаж»

9 человек из 14 в нашем классе  носят очки. Очки выполняют работу, которую не могут сделать мышцы глаз. Они умудряются фокусировать изображение на сетчатке.

Какие результаты лечения глаз в нашем классе?

Наша учительница Тумашенко Елена Викторовна показала нам таблицы проверки остроты зрения, начиная  с 1-го класса. Так как мы учимся  уже в 4-ом классе, то  мы решили исследовать, что происходит с нашим зрением, улучшается ли оно.  

Мы посмотрели остроту зрения на момент обнаружения  заболевания глаз, затем -  результаты через год лечения , потом взяли данные на декабрь 2011 года. И увидели, что почти у всех детей нашего класса, кроме одного, произошло улучшение.

Были составлены графики результатов зрения по каждому ученику.  ( приложение 4)

Результаты оказались следующими:

Улучшение зрения – у 5 человек:

у Егора  (с 5 строчек до 8, с 6  - до 7),

у Насти (с 1 строчки до 4),

у Никиты (с 6 строчек до 9, с 7 – до 9),

у Коли (с неполной 1 строчки до 2 и другим глазом видит все 10 строчек),

у Насти (с 3 строчек до 6, с 4 строчек до 6).

Значительное улучшение зрения – у   4 человек:

у Юли (с неполной 1 строчки до 4, с 5 - до 10),

у Валеры (с 2 строчек до 6, с 2 – до 8),

у Полины (с 4 строчек до 7, с 6 - до 10),

у Алёши (с 4 строчек до 9 оба глаза).

Ухудшение – у 1 человека:

у Кости (с 8 строчек до 6 оба глаза).  Мы считаем, что ухудшение связано с тем, что  ученик плохо лечится на аппаратах (постоянно отвлекается), не выполняет рекомендации врача-окулиста или медсестры-ортоптистки.

Выздоровление – у 4 человек:

у Лизы (с 8 строчек до 10 оба глаза),

у Дениса (с  строчек до 10 оба глаза),

у Даяны (с 1 строчки до 10,  с 4 – до 10),

у Кости (с 6 строчек до 10, с 9  - до 10).

Нам стало интересно, сколько было  случаев выздоровления в конце 4-ых классов с нарушением зрения, и мы обратились к медсестре-ортоптистке Водолеевой Фаине Фёдоровне.

Получились  следующие результаты за последние 5 лет:

Год

Выздоровление

(чел)

Значительное

улучшение (чел)

Улучшение

(чел)

Ухудшение

Без перемен

2007

5

2

2

-

-

2008

5

2

3

-

-

2009

5

6

1

-

-

2010

2

7

1

-

-

2011

2

6

2

-

-

Тогда нас заинтересовало, что происходит  со зрением в обычных классах.

Мы обратились к нашей школьной медсестре Русиновой Валерии Ивановне с просьбой  посмотреть  результаты медосмотров по зрению  в конце года  у первоклассников. Дети  пришли в школу с хорошим зрением, проучились год. И вот какие результаты мы увидели  за последние 2 года:

Ухудшилось зрение к концу 1 класса

2010 год

 1 «А» класс

4 чел.

1 «Б» класс

4 чел.

2011 год

1 «А» класс

2 чел.

1 «Б» класс

1 чел.

Мы задумались, почему это происходит?

Чтобы узнать причины, мы провели социологический опрос в 3-4 классах «Как я забочусь о своих глазах». Участвовало 96 человек. Получились следующие результаты:  (приложение 5)

Всегда читаю только сидя

да - 67

нет - 18

Делаю перерывы во время

чтения и письма

да - 71

нет -25

Всегда слежу за посадкой

при письме

да- 49

нет -47

Делаю уроки при хорошем

освещении

да -85

нет - 11

Делаю гимнастику для глаз

да - 51

нет - 45

Часто бываю на свежем

воздухе

да - 78

нет - 18

Сижу за компьютером не более

30 минут в день

да - 28

нет - 68

Смотрю по телевизору только

детские передачи

да - 29

нет - 67

Каждый год проверяю зрение

у врача-окулиста

да - 33

нет - 63

Проанализировав результаты социологического опроса, мы поняли, почему может происходить нарушение зрения:

  • Неправильная посадка во время письма и чтения, когда сильно наклоняется голова и горбится спина
  • Чтение лёжа
  • Плохая освещённость рабочего места дома во время приготовления уроков или чтения книг
  • Длительные занятия без отдыха для глаз
  • Долгий просмотр телевизора и работа на компьютере

Мы пришли к выводу, что невыполнение основных правил охраны и гигиены зрения может привести к снижению остроты зрения.

Зрение -очень ценный дар природы, который дан человеку, но многие его не берегут. Мы должны  защищать глаза от болезней и травм.  Для этого нам необходимо выполнять правила сохранения зрения. В результате нашей работы над проектом, мы составили памятку о правилах охраны и гигиены глаз, которую предлагаем поместить в классах.  ( приложение 6)

МЫ ХОТИМ ПРЕДОСТЕРЕЧЬ:
НУЖНО ВСЕМ ГЛАЗА БЕРЕЧЬ!
Потерять зрение легко и быстро, а восстанавливать долго и трудно, даже не всегда это возможно.

 Поэтому следует бережно относиться к своим глазам.

Литература

  1. Г. Г.Демирчоглян «Улучшаем зрение» Москва «ЭКСМО», 2003
  2. Большая книга знаний. Москва «Росмэн», 2006
  3. Большая книга интересных фактов. Москва  «Росмэн», 2006
  4. Большая детская энциклопедия. Москва «Росмэн», 2006
  5. Новая детская энциклопедия. Москва «Росмэн», 2006
  6. Я познаю мир. Медицина. Детская энциклопедия. Москва ТКО «АСТ», 1997
  7. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. Компания «Ключ-С»

Филологическое общество «Слово» Москва, 1993-1996

  1. Энциклопедия «Человек и его здоровье» Москва «РОСМЭН» ,2006
  2. Ю.И.Староверов «Детские болезни: энциклопедия для родителей, 2001
  3. Н.Б.Коростелёв «От А до Я». Москва, Медицина, 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Береги зрение смолоду» 3 класс

Целями данного внеклассного мероприятия являются: познакомить с элементарным строением глаза; объяснить, отчего снижается острота зрения и что зрение необходимо беречь; научить заботиться ...

Детский проект "Берегите зрение смолоду!"

Здесь представлены материалы (презентация, выступление, приложение) детского проекта на тему "Берегите зрение смолоду!", который мои ученики представляли во время школьного Марафона Здоровья в начальн...

Детский проект "Берегите зрение смолоду!"

Здесь представлены материалы (презентация, выступление, приложение) детского проекта на тему "Берегите зрение смолоду!", который мои ученики представляли во время школьного Марафона Здоровья в начальн...

Детский проект "Берегите зрение смолоду!"

Здесь представлены материалы (презентация, выступление, приложение) детского проекта на тему "Берегите зрение смолоду!", который мои ученики представляли во время школьного Марафона Здоровья в начальн...

Академия здоровья. Береги зрение смолоду

В данной презентации вы найдёте практические советы о том , как правильно выполнять гимнастику для глаз....

Классный час. 2 класс.Тема "Берегите зрение смолоду"

Цель:-научить заботиться о зрении; выполнять упражнения по снятию усталости глаз.расширить и обобщить знания детей о значении зрения в жизни человека...

Береги зрение смолоду

В работе расматриваются причины снижения остроты зрения  у школьников, даны рекомендации  родителям по сохранению остроты зрения....