Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.
статья по зож (3 класс) на тему
Здоровье современных школьников - серьёзная национальная проблема.Поэтому одной из основных задач обучения является «формирование устойчивой мотивации сохранения и укрепления здоровья учащихся».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_sovremennykh_shkolnikov.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровье современных школьников - серьёзная национальная проблема.
Поэтому одной из основных задач обучения является «формирование устой-
чивой мотивации сохранения и укрепления здоровья учащихся».
Известно, что источником отрицательного воздействия на организм ребёнка явля-
ются социально-экономические, экологические, медицинские, а также внутришколь-
ные факторы. Различными исследованиями доказано, что сам учебный процесс,
его содержание, способы обучения и формы организации деятельности могут яв-
ляться источником отрицательного воздействия на здоровье детей. Поэтому учитель
должен не только строить свой учебный процесс с учётом возраста, пола, специфики
развития организма, физиологических и психологических процессов, но и использо-
вать всю информацию по сохранению и укреплению здоровья в своей педагогичес-
кой деятельности. По выражению академика Д.В.Колесова «…только при таком
подходе может быть реализован принцип здоровье через образование».
В начальной школе знакомство с основами строения организма человека,
валеолого - гигиеническими знаниями, как правило, происходит на уроках
естествознания. Как показала практика, большие возможности в формировании
установки на здоровый образ жизни имеют интегрированные уроки математики и
окружающего мира.
Традиционное построение урока и однообразная учебная работа снижают интерес
к обучению, утомляют детей, вызывают эмоциональный дискомфорт. Возникает
необходимость в подборе и внедрении здоровьесберегающих технологий в
учебном процессе. Как отмечает С.Е.Царёва «…содержание обучения будет
гуманитарным, а значит, личностно-значимым для обучающегося, если ученик,
а вместе с ним и учитель будут рассматривать любое изучаемое понятие,
утверждение как ответ на какой-то вопрос, решение проблемы как способ
удовлетворения человеческих потребностей».
В этом отношении велика роль валеологических задач. В процессе решения таких
задач ученик не только усваивает общий способ выполнения действий, но и
обдумывает полученный результат. В конце каждого задания стоит вопрос, который
позволяет учащемуся осознать ценность здоровья, порождает тревогу за
возможность утраты здоровья. Учитель должен помочь преобразовать возникшую
энергию опасения в энергию действия. На этом этапе он знакомит и обсуждает
с учащимися конкретные привычки здорового образа жизни. Таким образом,
математическая задача формирует у младших школьников сложное психическое
«новообразование - ответственное отношение к здоровью.
Предлагаемые задачи имеют «здоровьесберегающее» значение
ещё и потому, что они:
- обеспечивают эмоциональный подъём детей (т.к. математика и естествознание
являются любимыми предметами в начальной школе».
- снижают уровень тревожности (ученик выполняет личностно-значимые для
него задания, поэтому возникает меньше затруднений при их решении)
- «разгружают» мозг за счёт работы правого полушария, отвечающего за образное мышление (современные методики обучения математике связаны с перегрузкой левого полушария мозга)
- облегчает процесс запоминания материала.
- формируют познавательный интерес к учёбе.
Анализ программного содержания курса математики для начальных классов показал, что валеологические задачи можно включать практически при изучении
всех тем. Учитель самостоятельно может составить подобные задачи и использовать их для эффективной реализации основных идей развивающего обучения.
Как показывает практика, подобная интеграция имеет оздоровительный эффект
не только для учащихся, но и для учителей.
Подбирая и составляя задания, учитель обогащает свой опыт, валеологическую
культуру и знания, развивает творческую активность.
Анализ заболеваний детей в общеобразовательном учреждении показывает, что
имеется чёткая тенденция к её значительному увеличению по мере взросления ребёнка. В связи с этим работа по воспитанию культуры здоровья детей на основе преемственности здравотворческой деятельности становится актуальной.
Возникает вполне закономерный вопрос; как же добиться реального оздоровления детей? Нужно не рассказывать о пользе молочных продуктов, а дать лишний стакан молока. Не пугать последствиями нарушения осанки, а научить комплексу эффективных упражнений, но главное, так организовать учебный процесс, чтобы дети чувствовали себя комфортно. Очень важно избегать перегрузок, для этого надо сбалансировать расписание уроков, грамотно чередуя умственные и физические нагрузки, заниматься в классе и на свежем воздухе.
Очень интересную методику оздоровления детей разработал доктор медицинских наук В.Ф.Базарный. Там, где она применяется, почти нет близоруких, а об искривлениях позвоночника знают лишь понаслышке. В Республике Коми по методу Базарного занимаются примерно 500 школ, и результаты потрясают. Есть одна школа и в Москве. Здесь эксперимент решили провести в коррекционном классе, куда набрали детей из неблагополучных семей - педагогически запущенных, с задержками развития. К концу начальной школы коррекционный класс сравнялся по успеваемости с лицейским, в котором не применялись методики Базарного. Суть методики в следующем. В течение урока дети несколько раз меняют пару: пишут то сидя, то стоя за партой. Это позволяет уменьшить нагрузку на позвоночник. Каждые
15 минут на потолке в классе зажигаются разноцветные лампочки: огоньки выписывают круги… Дети отрываются от тетрадок и следят за бегом огоньков. Это простая, но очень полезная гимнастика для глаз, позволяющая сохранить зрение.
А ещё в «классах Базарного» школьники несколько лет пишут перьевыми ручками.
Это не только исключает появление сколиоза, но и развивает мелкую моторику
(а значит, способствует развитию определённых структур мозга), но и улучшает сердечно - сосудистую деятельность. Ведь рука ребёнка двигается в такт сердцу.
Здоровье человека - актуальная тема для разговора во все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению
специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.
Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для детей самое важное - это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом?
В последнее время средства массовой информации активно поднимают вопрос, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает психическому
и физическому здоровью.
По результатам исследований российских психологов в среднем дети начальной школы, которые учатся стабильно на 4 и 5, проводят за письменным столом дома не менее 2,5-3 часов. А ведь к этому нужно ещё добавить и уроки в школе.
Особенность школьного обучения состоит в том, что дети обязательно должны
достигнуть определённого результата. Неоправданные ожидания педагогов, родителей и самих детей приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам. А это, в свою очередь, приводит к тому, что у детей пропадает всякое желание учиться и просто активно, интересно жить. Они уходят в себя, бегут от проблемы, которые начинают накапливаться по мере развития собственной бездеятельности. Дети становятся зачастую злыми и агрессивными. У них возникают проблемы не только со здоровьем (болит живот, голова) - но и появляются трудности в учении. В первую очередь, это проблемы концентрации, внимания, памяти, запоминание учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи, боязнь ответа у доски, закрытость. Это те немногие симптомы, которые связаны с малоактивным образом жизни.
Как помочь детям, как сделать так, чтобы они начали жить активной, полноценной и интересной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии и было в радость? Первой ступенькой на пути решения этой проблемы является семья.
Помимо семьи развитию двигательной активности детей самое серьёзное внимание должна уделять школа, причём не эпизодически, а решать проблему комплексно. 2,5 часа в неделю занятий физической культурой в школе не смогут сформировать привычку к сохранению собственного здоровья. Значит школа и семья должны гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь детям полюбить себя, своё тело, своё здоровье и оценить объективно свои проблемы собственного здоровья, которые нуждаются в немедленном решении.
Очень важно на уроках формировать понимание значения занятий спортом для всей будущей жизни. Для того, чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего невероятного. Им необходимы двигательные минутки (физкультминутки), которые позволяют размять тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Систематическое использование физкультуры приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. Оздоровительная физкультура- это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе.
Помимо этого проводятся активные перемены. Они помогают сплотить коллектив, изменить статус детей в коллективе. Ведь зачастую дети, имеющие достижения в спорте или на уроках физкультуры, не всегда так успешны в учёбе. Возможность для таких детей провести активную переменку, показать свои умения способствует формированию иного мнения педагога о них и их возможностях, помогает детям быстрее войти в коллектив. Такие переменки повышают работоспособность и активность детей на последних уроках, помогают преодолеть усталость и сонливость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Методические рекомендации для учителя...
"Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"
В работе описываются теоретические основы здоровьесберегающих технологий обучения , раскрываются цели и задачи,а также принципы, средства и методы здоровьесберегающих технологий, даны рекомендации по ...
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Выступление на ММО.
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее....
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Одним из приоритетных направлений национальной образовательной президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Рассматриваются способы использования здоровьесберегающих технологий и методик В.Ф. Базарного в начальной школе. Организация урока, физкультминутки, формирование психомоторной сферы ребенка....
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....