Модульная организация образовательного процесса с использованием здорьесберегающих принципов
статья по зож на тему
Система непрерывного образования и воспитания в области эдоровья может обеспечить сохранение и укрепление здоровья детей. Такой подход способствует не только изменению отношения учеников к здоровью, но и к процессу обучения. Отсюда востребованность здоровьесберегающих технологий в обучении и воспитании детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat.doc | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Модульная организация
образовательного процесса с использованием
здоровьесберегающих принципов
Андронова Т.К.
учитель начальных классов
МБОУ Советской СОШ
Успешность обучения в школе определяется прежде всего состоянием здоровья ребенка, его физическим, психологическим, социальным благополучием. Наблюдая за самочувствием ребят, анализируя данные медицинских осмотров, пришли к выводу о необходимости изучения проблемы здоровья школьников. Еще в 1998 году наша школа включилась в областное движение школ здоровья. В рамках эксперимента по программе «Здоровье и образование» реализовался интегрированный курс в начальной школе «ОБЖ и уроки здоровья» (автор- доктор биологических наук Гладышева О.С.) И сейчас образовательное учреждение является участником регионального проекта «Нижегородская школа – территория здоровья». Педагогический коллектив изучает и применяет в своей работе разные методы и приемы здоровьесберегающих технологий, которые постоянно усовершенствуются. В настоящее время используется одно из нововведений – модульная организация учебного процесса.
Модульная организация образовательного процесса с использованием здоровьесберегающих принципов дает возможность построения непрерывного курса (в течение одного рабочего дня)
на культурологической основе. Модуль – погружение, но не в предмет, а в идею, образ, содержание, так как мышление изначально младшего школьника - конкретно-образное.
Каждый модуль строится на эмоциональной доминанте. Доминанта данного модуля: « Мир прекрасен, если прекрасен я», то есть когда хорошо себя чувствую, когда у меня отличное настроение, прекрасное взаимоотношения с окружающими. Тогда ребенок непринужденно познает то, что ему предлагают, слушает других, способен увидеть прекрасное, почувствовать себя причастным к общему делу. Ребятам нравятся такие занятия. Появляется интерес к учению. Организация рабочего дня с помощью модуля побуждает детей к творчеству, позволяет овладевать умением вести диалог, управлять своими эмоциями. У детей значительно улучшается самочувствие, они легко переключаются с одного вида деятельности на другой, умеют снимать умственное и физическое напряжение. Дети свободны в высказываниях, легко вовлекаются в дискуссии, умеют отстаивать свою точку зрения.
Для модульной организации образовательного процесса тему можно выбрать любую (по усмотрению учителя). Данный модуль разработан на тему «Времена года»
Содержание
1.Введение
2.1 Понятие «здоровьесберегающая технология»
2.2 Принципы здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе
3.1 Модульная организация образовательного процесса с использованием здоровьесберегающих принципов
3.2 Проект модуля «Волшебница зима»
3.3 Технологическая карты уроков
3.4 Проект модуля «Золотая осень»
4. Заключение. Выводы.
По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей. Малоподвижный образ жизни, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация являются главными причинами нездоровья подрастающего поколения. Забота о сохранении здоровья учащихся – важнейшая обязанность школы, отдельного учителя, педагогического коллектива и самого ребенка.
Проблема здоровья детей очень актуальна в связи с обучением в школе.
Учитель должен работать так, чтобы обучение детей не наносило ущерба здоровью. Чтобы не ухудшить здоровье детей своими педагогическими действиями, необходимо выбирать такие подходы, которые позволяют повлиять на эмоциональное состояние ребенка, которые бы обеспечили возможность сохранения духовного и физического здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни. «Для детей основными составляющими элементами ЗОЖ являются рациональное питание, двигательная активность, общеукрепляющие и антистрессовые мероприятия, полноценный отдых, высокая медицинская активность. В современных сложных социально-экономических условиях отсутствие этих элементов в поведении значительной части школьников является фактором риска возникновения заболеваний.»[1] Поэтому в настоящее время работа по созданию здоровьесберегающей системы образовательного учреждения активизировалась.
Система образования, каждый профессионально подготовленный педагог не может бесстрастно относиться к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников. Поэтому и стала востребованность учителями и руководителями образовательных учреждений здоровьезберегающих образовательных технологий.
« Это не какая-то конкретная образовательная технология. Здоровьесберегающая технология объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по сохранению и укреплению здоровья учащихся.»[2]
Наша школа является экспериментальной площадкой проекта «Нижегородская школа –территория здоровья». Проводится работа по оздоровлению школьного климата. Учителя используют разные методы здоровьесберегающей педагогики, придерживаясь принципов активности, наглядности, последовательности, доступности, непрерывности, цикличности и т.д.
Технология здоровьесбережения формирует у растущего человека мировоззрение, потребность воздействовать на мир и адекватно воспринимать происходящее. В игре, например, независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье. Здоровьесберегающая технология активизирует учение школьников, обеспечивает условия для овладения такими умениями, как целеполагание, контроль, оценка. Большое значение имеет и в формировании положительных мотивов учения, эмоционального настроя детей.
В этой технологии используются здоровьесберегающие такие принципы как: воздействие искусством (картины, музыка, поэзия), ситуация успеха, учет индивидуальных особенностей детей, вхождение в положительный образ, реализация принципа оптимизма, эмоциональный настрой и др.
Все эти принципы хорошо реализуются в воспитательной работе. Необходимо привлекать к разного рода мероприятиям всех детей, зная их способности и интересы. Тогда ребята стараются оправдать доверие классного коллектива и с большой ответственностью выполняют порученное дело. Дети с удовольствием участвуют в конкурсах чтецов, проводят классные конкурсы, где жюри – сами дети. Многие ребята прекрасно рисуют и становятся победителями конкурсов рисунков.
Любят ребята ходить на экскурсии в лес, на речку. Учатся наблюдать, видеть прекрасное, быть другом природы Дети учатся добывать сами информацию, пользоваться разного рода справочной литературой. Привлекаются к творческой работе и родители. Замечательные семейные газеты, выступления, стихи вместе с родителями готовят ребята.
Каждый ребенок чувствует себя нужным, частью коллектива, поддержку окружающих.
Учебно-воспитательная работа предусматривает организацию режима труда и отдыха, подвижных перемен и динамических пауз на свежем воздухе, здоровьесберегающих технологий в процессе обучения, проведение уроков здоровья, ведение «Портфолио» учащихся, участия в кружках и секциях, конкурсах и олимпиадах и т. д.
___________________________________________
1. Павлова М.А.. Формирование здорового образа жизни у младших школьников. Изд. «Учитель» 2009г. с.3
2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии, М. «ВАКО» 2004, с.7 .
Основной формой организации обучения является урок. И педагоги постоянно ищут пути совершенствования урока для мобилизации учащихся на выполнение поставленных задач обучения.
Идеи педагогики оздоровления подводят учителя к широкому использованию нестандартных уроков. Это уроки-игры, уроки- соревнования, уроки- конкурсы, уроки- экскурсии, уроки с использованием ИКТ и т.д. Необычность уроков повышает работоспособность учащихся, активизирует их интерес к познанию, формируют положительные мотивы учения. Все эти показатели благотворно воздействуют на психику школьника, на состояние физического и психического здоровья.
Так появилась идея модульной организации образовательного процесса с использованием здоровьесберегающих принципов. Объединяются уроки с одной тематикой, создается модуль. Системный модуль дает возможность построения непрерывного курса (в течение одного рабочего дня) на культурологической основе. Модуль – погружение, но не в предмет, а в идею, в образ, содержание, т.к. мышление у младших школьников конкретно-образное. Каждый модуль строится на эмоциональной доминанте. Доминанта такова: « Мир прекрасен, если прекрасен «я». Это значит - ребенок хорошо себя чувствует, когда прекрасное настроение, доброжелательные отношения с окружающими. А для этого ребенок должен быть здоров.
Проектирование модуля осуществляется следующим образом.
1. Выбираем тему модуля («Времена года»)
2. На основе тематического планирования выбираем конкретный рабочий день
с определенным набором уроков.
3. Определяем типологию уроков.
4. Исходя из типа урока, конструируем структуру модуля.
5. Проектируем каждый урок в отдельности
с учетом структуры данного модуля.
6. Уроки проектируем в форме технологической карты.
В технологической карте подробно представлен каждый этап урока, содержание прописано не только учебного предмета, но и урока здоровья. Этапы урока сопровождаются рефлексивным управлением и показателями выполнения той или иной задачи.
ТЕМА МОДУЛЯ "ВОЛШЕБНИЦА ЗИМА" (3 класс) | ||||||
Здоровьесбе-регающие принципы | Знания | Способы | Смыслы | Форма проведения | Тип урока | Рефлексивное управление учебной деятельностью |
1. Воздействие поэзией. Применение игровой деятельности. Вхождение в положительный образ | Учащиеся углубляют знания о творчестве великих русских поэтов; как они выражают свои чувства о зиме | Учащиеся учатся выразительно читать стихи, находить в них выразительные средства языка (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения) | Учащиеся понимают, что эмоциональное воздействие поэзии зависит от выразительности чтения; что стихи способствуют улучшению настроения | Литературное чтение | Комплексное применение знаний и способов деятельности | Совместная деятельность по поводу реализации поставленных задач |
2. Самовыражение личности посредством литературного творчества. Воздействие искусством | Учащиеся открывают знания о художнике и его картине. Узнают выразительные средства языка для описания зимнего пейзажа | Учащиеся учатся применять план построения сочинения для описания картины; учатся отбирать нужные слова; выражать эмоциональное состояние при помощи словаря настроений | Учащиеся понимают, что творческая работа над сочинением зависит от умения наблюдать, использовать выразительные средства языка; что изобразительное искусство оказывает положительное воздействие на человека | Урок развития речи | Закрепление знаний и способов действий | Совместная деятельность по поводу построения учащимися своей деятельности |
3. Самовыражение личности посредством изобразительного искусства | Учащиеся узнают о совместном использовании воскового карандаша и акварельных красок | Учащиеся открывают прием рисования акварелью по восковым линиям | Учащиеся понимают, что результат работы художника зависит от его настроения и внутреннего состояния | Урок изобразительного искусства | Изучение и первичное закрепление знаний и способов действий | Стадия системной рефлексии учебного модуля |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА | |||||||
Предмет: Литературное чтение | |||||||
Класс: 3 | |||||||
Тема: Великие русские поэты о зиме | |||||||
Тип урока: Комплексное применение знаний и способов деятельности | |||||||
Этапы | Задачи | Содержание | Методы и приемы | Принципы здоровьесберегающей технологии | Рефлексив-ное управление | Показатели выполнения | |
Урок чтения | Уроки здоровья | ||||||
1. Организационный | Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы и психологически настроить учащихся к общению | Стихи | Методика эмоционального настроя, самооценка самочувствия по цветовой гамме | Стихи. Цветовая гамма | Положительно-эмоциональный настрой. Правильная посадка | Оценка учащимися своего эмоционального состояния | Краткость, готовность класса, быстрое включение в работу |
2. Актуализация субъектного опыта | Мотивация учения, принятие цели урока. Актуализация субъектного опыта (зимние месяцы, признаки зимы, знание стихов, сказки о зиме) | Театрализация (Старик-Годовик, Зима) |
| Игровой | Воздействие искусством | Прогнозирование способов сотрудничества | Формулирование цели и темы урока |
3. Проверка домашнего задания | Установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания | Выразительное чтение стихов | Режим дня. Дозировка домашнего задания | Чтение у доски | Воздействие поэзией | Стимулирование учащихся к осмыслению того, как другие понимают и оценивают его деятельность | Проверка знаний и способов действий |
4. Применение знаний и способов действий | Обеспечить умение самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях | Анализ стихотворения | Знания о зимних подвижных играх и их значение для здоровья | Дифференцированное задание по анализу стихотворения | Учет индивидуальных особенностей учащихся. Дозировка задания | Реализация рефлексивного алгоритма: "Я - мы - дело" | Самостоятельность, правильность, осознанность и действенность |
5. Контроль и самоконтроль | Выявить уровень и качество знаний и способов, откорректировать выявленные пробелы | Проверка правильности учебных знаний. Активная деятельность всего класса | Двигательная активность. Ситуация успеха | Задание на выделение всех признаков выразительности | Положительная обратная связь | Осмысление учащимися того, как другие знают и понимают его личностные особенности | Проверка глубины и осознанности знаний. Активная деятельность Динамика перехода учащимися с более низкого уровня на более высокий |
6. Подведение итогов. Рефлексия | Инициировать рефлексию (эмоции, действия и взаимодействия) | Мобилизация учащихся на рефлексию | Как оценить свои действия и эмоциональное состояние, взаимодействие с одноклассниками и с учителем | Заполнение "Волшебной Книги" | Ситуация успеха | Реализация рефлексивного алгоритма: "Я - мы - дело" | Открытость учащихся в осмыслении своих действий, эмоционального состояния, поведения. Оценка результативной и процессуальной сторон работы класса и отдельных учащихся |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА | |||||||
Предмет: Русский язык. Урок развития речи | |||||||
Класс: 3 | |||||||
Тема: Сочинение по картине И. Грабаря "Февральская лазурь" | |||||||
Тип урока: Закрепление знаний и способов действий | |||||||
Этапы | Задачи | Содержание | Методы и приемы | Принципы здоровьесбере-гающей технологии | Рефлексивное управление | Показатели выполнения | |
Урок развития речи | Уроки здоровья | ||||||
1. Организационный | Настроить учащихся психологически к общению, обеспечить нормальную обстановку для работы | Организация рабочей обстановки | Методика эмоционального настроя | Рифмованные строки | Положительно-эмоциональный настрой. Правильная посадка | Оценка учащимися своего эмоционального состояния | Краткость, готовность, быстрое включение в работу |
2. Актуализация субъектного опыта | Мотивация учения, принятие целей урока. Актуализация субъектного опыта (знание имен художников, их картины) | Введение в тему урока, его цели, форма деятельности |
| Постановка целей посредством опоры на последовательность изучения модуля | Воздействие искусством (картины, музыка) | Прогнозирование способов сотрудничества | Готовность учащихся к активной деятельности, формулировка целей с учащимися |
3. Закрепление знаний и способов действий | Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые необходимы для самостоятельной работы; повышение уровня осмысленности и глубины понимания | Организация деятельности учащихся по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов и по отработке изученных знаний и способов в измененной ситуации | Как правильно вести диалог, слушать друг друга. Умение управлять эмоциями | Анализ картины, отбор опорных слов, "Корреспондентский блокнот", словарь настроений, составление плана | Воздействие искусством. Научная организация труда. Развитие воображения | Осмысление своего эмоционального состояния | Умение воспроизводить знания, способы действий, алгоритмы и пользоваться ими в измененной ситуации. Активность и самостоятельность учащихся |
4. Контроль и самоконтроль | Выявить качество усвоения учащимися знаний и способов действий, определить недостатки | Проверка правильности отбора языкового материала | Развитие способности к оценочным действиям | Выделение существенных признаков с опорой на актуальный опыт | Положительная обратная связь | Совместная рефлексивная деятельность по поводу проведенной совместной работы | Проверка глубины, осознанности и действенности. Активная деятельность учащихся |
5. Коррекция | Скорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий | Организовать работу учащихся по коррекции недостатков |
| Использование специально разделенных на мелкие этапы заданий | Положительная обратная связь | Самостоятельность учащихся | Динамика перехода учащимися с одного уровня на другой |
6. Домашнее задание | Обеспечить понимание учащимися целей, содержания и способов выполнения домашнего задания | Информация о домашнем задании, инструктаж по выполнению. Проверка понимания | Режим дня. Правильная посадка | Подробный инструктаж, опора на план, "Корреспондентский блокнот" | Учет индивидуальных особенностей |
| Необходимы достаточные условия для выполнения задания всеми в соответствии с учебными возможностями |
7. Подведение итогов | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | Подведение итогов работы | Оценка самочувствия | Сообщение учителя | Ситуация успеха |
| Четкость и краткость |
8. Рефлексия | Инициировать рефлексию учащихся по поводу своей деятельности | Мобилизация учащихся на рефлексию | Самооценка своей деятельности | Как прошло занятие | Ситуация успеха | Реализация алгоритма "Я - мы - дело" | Открытость учащихся в осмыслении своей деятельности и самооценка |
Модуль «Золотая осень» (2 класс)
Принципы здоровьесберега-ющей технологии | Знания | Способы | Смыслы | Форма проведения | Тип урока | Рефлексивное управление уч.деятель-ностью |
1. Воздействие природой. Применение игровой деятельности | Учащиеся открывают знания о том,что с приходом осени становится прохладней, дни короче, листья на деревьях желтеют, убирают урожай овощей и фруктов | Умение наблюдать за изменениями в природе осенью, определять осень по своим признакам. Умение правильно одеваться в осеннее время | Учащиеся понимают, что осень - прекрасное время года для обеспечения своего организма витаминами | Экскурсия в природу | Вводное учебное занятие | Актуализация личного опыта |
2. Самовыражение личности посредством литературного творчества | Открывают знания о приемах сочинения загадок: строение загадки, условие составления загадки, с какой целью составляют загадку | Умение находить рифму, использовать олицетворения, метафоры, сравнения, словесный рисунок | Учащиеся понимают, что творческая работа над загадкой зависит от умения наблюдать, использовать выразительные средства языка | Урок развития речи | Изучение и первичное закрепление способов действия | Реализация рефлексивного алгоритма: я - мы - дело |
3. Самовыражение личности посредством искусства | Учащиеся узнают о созревании овощей и фруктов осенью, их пользе для здоровья человека | Уч-ся приобретают умения анализировать форму, очертания, цветовую окраску простых по форме и строению объектов - помидора, яблока, груши; сравнивать свой рисунок с моделью по форме | Уч-ся понимают, что осень - прекрасное время года, многоцветная пора, что она открывает большие возможности для укрепления здоровья | Урок изобразительного искусства | Учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности | Реализация рефлексивного алгоритма: "Я" (как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой) |
Ребятам нравятся такие занятия. Появляется интерес к учению. Организация рабочего дня с помощью модуля побуждает детей к творчеству, позволяет овладевать умением вести диалог, управлять своими эмоциями. У детей значительно улучшается самочувствие, они легко переключаются с одного вида деятельности на другой, умеют снимать умственное и физическое напряжение. Дети свободны в высказываниях, легко вовлекаются в дискуссии, умеют отстаивать свою точку зрения.
Основной показатель, отличающий здоровьесберегающую технологию,- регулярная экспресс-диагностика. К концу рабочего дня сохраняется умственная работоспособность у детей (проверяется по таблице Н. Анфимова). При помощи цветной шкалы А.Н.Лутошкина или «барометра настроения» мы судим об эмоциональном фоне класса и настроении каждого ученика. По результатам анкетирования можно сказать о том, что у детей почти 100% интерс к занятиям при такой организации рабочего дня.
Важно увидеть в каждом ребенке положительное и своим отношением, системой позитивных действий усилить это проявление. Нужно создать уникальный эмоциональный фон, интерес и любовь к делу, осознание значимости дела, атмосферу сотрудничества и творчества.
Человек наделен множеством «нитей», связывающих его внутреннее «я» с природой. В процессе учебной деятельности нужно осторожно прикасаться к этим «нитям» с тем, чтобы пробудить творческий талант, способность к мысли, чувству. И чем раньше начинается такая работа, тем ощутимее результаты. Тогда появляется интерес к учению. Осуществляется индивидуализация личности, выравнивание социальной значимости.
Если ребенок не имеет больших интеллектуальных способностей, но хорошо рисует или танцует, то он не будет ущемлен в коллективе.
Есть дети, которые имеют дефицит любви, внимания в семье. Нужно заполнить эту пустоту в душах детей: понимать, сопереживать, быть искренней с ними. И пусть они почувствуют, что их любят, ценят и ждут.
О благоприятном завершении оздоровления в младшем возрасте можно говорить тогда, когда при окончании начальной школы ребенок: хочет учиться, умеет учиться, верит в свои силы, ему хорошо, интересно, комфортно в школе.
Литература
1. Воробьева В.И., Тивикова С.К. Сочинения по картинам в начальных классах.Изд. АСТ, 2002г.
2. Галанжина Е.С. Уроки литературного чтения с применением современных технологий. 3-4 классы.
М.: «Планета», 2011г.
3. Гладышева О.С. Уроки здоровья. Н.Новгород. Нижегородский гуманитарный центр, 2003г.
4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии(1-4 классы), М. «ВАКО», 2004г.
5. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001г.
6. Павлова М.А. Формирование здорового образа жизни у младших школьников. Изд. «Учитель», 2008г.
7. Сократова Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. Творческий центр. М. 2005г.
8. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М. Центр «Педагогический поиск», 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий»
Конкурс на получение денежного поощрениялучшими учителями Краснодарского края 4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса ...
Критерий №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий"
В данной папке предоставлен материал критерия №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий,...
«Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий»
«Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий»...
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий
Описание опыта педагогической деятельности с использованием современных образовательных технологий, которые дают возможность повышать качество образования и более эффективно ис...
Обеспечение высокого качества организации образовательного процессана основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий
Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств,...
Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий
Проектпо организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий, обеспечивающих высокий уровень языковой грамотности По доминирующей дея...