рабочая программа внеурочной деятельности
рабочая программа по зож (2 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе.
Направление Физкультурно- оздоровительное
Кружок « Маленький чемпион»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе.
Направление Физкультурно- оздоровительное
Структура рабочей программы
1.Пояснительная записка.
2. Учебно-тематический план.
3. Содержание программы.
4. Предполагаемые результаты реализации программы.
5. Формы и виды контроля.
6. Методические рекомендации.
7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
1.Пояснительная записка
Современная школа стоит на пороге разработки апробации и внедрения федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС). Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность.
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников по спортивно-оздоровительному направлению и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.
Срок реализации программы – 1 год.
Программа рассчитана на возраст 8-10 лет.
Программа рассчитана на 68 часов(34 учебные недели, 2 часа в неделю)
Цели программы:
1.Содействие всестороннему развитию личности.
2.Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших
школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных
путей достижения успеха.
3.Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи программы:
1.Укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию.
2.Обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам.
3.Воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций.
4.Профилактика вредных привычек.
5.Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
6.Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
7.Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
8.Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Основные направления реализации программы:
– организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);
– организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;
– активное использование спортивных площадок населённого пункта (футбольная, баскетбольная, волейбольная,) в рамках работы программы;
– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;
– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
– организация питания учащихся;
– проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,
– организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма;
– организация и проведение профилактической работы с родителями;
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса
в школе.
Программа рассчитана на 68 ч и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (2 ч в неделю).
Программа представлена четырьмя блоками: народные игры, игры на развитие психических процессов, подвижные игры, спортивные игры.
Повышенная двигательная активность - биологическая потребность детей, она необходима им для роста и развития.
Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе.
Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма е более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.
Игры на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности) развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость).
Внеучебная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.
Формы организации внеучебной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению.
Место проведения | Время проведения | Форма организации. |
Школа | Первая половина учебного дня | Утренняя зарядка, физкультминутки во время уроков, игры во время перемен, уроки физкультуры. |
Школа | Вторая половина учебного дня | Прогулки, спортивно-оздоровительные часы, свободная деятельность, физкультурные праздники, спортивные кружки подвижных, народных оздоровительных игр и пр. |
Семья | Вторая половина учебного дня. Выходные. | Прогулки, совместно со взрослыми или самостоятельная двигательная деятельность. |
Учреждения дополнительного образования. | Вторая половина учебного дня. Выходные. | Детские спортивные секции |
Школьные оздоровительные лагеря. | Каникулы. | Разные виды спортивно-оздоровительной деятельности в соответствии с программой работы лагеря. |
Развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками на уроках физической культуры.
Формы и методы воспитания культуры здоровья младших школьников.
Методы | Формы |
Методы формирования сознания. | - Классные часы, их проведение и тематика в соответствии с планом воспитательной работы; - Беседы и диспуты с классом или индивидуально; - Мини-лекции как самостоятельная работа, продолжительность которых не более 10 – 15 мин.; |
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения. | - Педагогическое требование к выполнению норм поведения, правил по организации здорового образа жизни в виде просьб, совета, намёков; - Приучение и упражнение, содействующее формированию устойчивых способов поведения, привычек здорового образа жизни; - Регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях; - Тренинги для изменения негативных внутренних установок обучающихся (в том числе и к наркотизации), формирование опыта позитивного отношения к себе, к окружающим, к миру в целом; - Круглый стол – данную форму можно применить для формирования чётких позиций, оценочных суждений в отношении тех или иных представлений о здоровом образе жизни. |
Методы стимулирования поведения и деятельности. | - Поощрения в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почётных прав, награждение; - Наказание состоит в лишении или ограничении определённых прав, в выражении морального порицания, осуждения. |
Метод проектов. | - Исследовательские проекты (организация опроса среди сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе); - Творческие проекты – санитарные бюллетени о здоровом образе жизни. |
2. Учебно-тематический план.
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
Аудитор ные | Внеуади торные | ||||
I год обучения | |||||
1 | Народные игры | 12 | 12 | Применять правила техники безопасности на занятиях. Характеризовать прнизнаки физического развития и физических качеств. Выделять направленность упражнений по воздействию на развитие основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость). Выделять признаки физической нагрузки ( по скорости и продолжительности выполнения). Применять правила предупреждения травматизма при занятиях физическими упражнениями. Применять правила закаливания при самостоятельных занятиях.Планировать индивидуальный режим дня. Составлять комплексы утренней зарядки, физкультминуток. Составлять комплексы для правильной осанки.Общаться и взаимодействовать в процессе игровой деятельности. Организовывать проведение совместных подвижных игр. | |
2 | Игры на развитие психических процессов | 12 | 12 | ||
3 | Подвижные игры | 28 | 28 | ||
4 | Спортивные игры | 16 | 16 | ||
Итого: | 68 | 12 | 56 |
3. Содержание программы.
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Количество часов | ||||
всего | ауд | внеауд | |||||
Народные игры – 12 часов | |||||||
1 | Русская народная игра «Белые медведи» | Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра. | 2 | 2 | |||
2 | Русская народная игра «Ромашка». | Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры. | 2 | 2 | |||
3 | Русская народная игра «Часы». | Правила игры. Проведение игры. | 2 | 2 | |||
4 | Русская народная игра «Хвосты». | Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры. | 2 | 2 | |||
5 | Русская народная игра «Что мы делали сегодня?». | Правила игры. Проведение игры. | 2 | 2 | |||
6 | Русская народная игра «Зарница» | Правила игры. Проведение игры. Эстафета. | 2 | 2 | |||
Игры на развитие психических процессов -12часов | |||||||
7 | Игры на развитие логики и мышления | Знакомство с правилами и проведение игр «В сто», «Морской бой», «Повтори-ка». | 2 | 2 | |||
8 | Упражнения и игры на внимание | Упражнение «Хлопки», игры «Заметь всё», «Запомни порядок». | 2 | 2 | |||
9 | Игры на развитие памяти. | Игры «Повтори за мной», «Города - реки», «Художник». | 2 | 2 | |||
10 | Игры на развитие воображения. | Игры «Узнай, кто я?», «Три слова». | 2 | 2 | |||
11 | Игры на развитие мышления и речи. | Игры «Ну-ка, отгадай».Загадки. | 2 | 2 | |||
12 | Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребёнка. | Игры «Изобрази и покажи сказочного героя», «Три характера». | 2 | 2 | |||
Подвижные игры – 28часов | |||||||
13 | Игры на внимание «Класс, смирно», «Три, Тринадцать, Тридцать». | Правила игры. Строевые упражнения; перестроение. | 2 | 2 | |||
14 | Игра с элементами ОРУ «Море волнуется – раз» | Правила игры. Комплекс утренней гигиенической гимнастики. | 2 | 2 | |||
15 | Игра с мячом «Часовые и разведчики». | Комплекс ОРУ с мячом. строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два. | 2 | 2 | |||
16 | Весёлые старты с мячом. | Гимнастические упражнения. Эстафеты. | 2 | 2 | |||
17 | Игра «Снайперы» | Игры с мячом: ловля, бросок, передача. | 2 | 2 | |||
18 | Весёлые старты со скакалкой | Комплекс ОРУ со скакалкой. | 2 | 2 | |||
19 | Встречная эстафета с бегом | Правила игры. Проведение игры. | 2 | 2 | |||
20 | Игры на свежем воздухе «Хвост дракона», «Метко в цель». | Разучивание и проведение игр. | 2 | 2 | |||
21 | Игра «Следопыты». | Правила игры. Проведение игры. | 2 | 2 | |||
22 | Игра «Петушиный бой». | Правила игры. Проведение игры. | 2 | 2 | |||
23 | Игра «Перетягивание через черту» | Правила игры. Проведение игры. | 2 | 2 | |||
24 | Игра «Перемена мест» | Построение. Строевые упражнения6 перемещение. | 2 | 2 | |||
25 | Игра «Попади в обруч». | Правила игры. Проведение игры. | 2 | 2 | |||
26 | Игра «Прыжки через овраг» | Совершенствование координации движений. | 2 | 2 | |||
Спортивные игры – 16часов | |||||||
27 | Минифутбол | Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра. | 4 | 4 | |||
28 | Баскетбол. | Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Броски в корзину. | 2 | 2 | |||
29 | Пионербол | Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра. | 5 | 5 | |||
30 | Эстафеты | Эстафеты, Весёлые минутки. | 1 | 1 | |||
31 | Эстафеты | Эстафеты с мячом | 1 | 1 | |||
32 | Эстафеты | Эстафеты со скакалкой | 1 | 1 | |||
33 | Соревнования | Эстафеты с мячом, скакалкой. | 1 | 1 | |||
34 | Спортивный праздник. | Игры,эстафеты, Весёлые минутки. | 1 | 1 | |||
ВСЕГО | 68 | 12 | 56 |
4.Предполагаемые результаты реализации программы
- Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх;
- Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
- Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Результатом практической деятельности по программе «Чемпион» можно считать следующее:
- Высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни.
- Среди учащихся начальных классов нет курящих детей.
- Повышается активность учащихся в мероприятиях школы, класса, района.
- Класс взаимодействует с младшими учащимися с целью просвещения и вовлечения в здоровый образ жизни, приглашают их на уроки здоровья, сценические выступления.
- Классный руководитель координирует проектную работу учащихся, направленную на сбор и оформление информации по темам укрепления здоровья. Результаты представляем на классных часах и внеклассных мероприятиях начальных классов школы.
- Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья.
- Намечены преемственные связи в содержании и методах воспитания в начальной школе и первого этапа воспитания в основной школе.
- 100% учащихся класса заняты во внеурочной деятельности .
Предполагаемый результат:
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.
5. Формы и виды контроля.
Формы контроля и оценки результатов достижения поставленных целей:
- проведение открытых мероприятий для родителей;
- организация спортивных праздников;
- участие в соревнованиях, турнирах, эстафетах;
- проведение итогового занятия в конце учебного года.
6. Методические рекомендации.
Организованная образовательная деятельность по физической культуре – это основная форма развития оптимальной двигательной активности детей. К моменту поступления в школу у детей должны быть сформированы основные двигательные навыки в ходьбе, беге, прыжках, метании, лазании, некоторых видах спортивных упражнений и игр.
Недостаточное развитие какого-либо умения снижает способность ребенка к усвоению новых двигательных действий и навыков, а также его двигательную активность. В связи с этим при планировании непосредственно образовательной деятельности (НОД) по физической культуре необходимо учитывать взаимосвязь процесса обучения основным видам движений с развитием двигательных способностей детей.
Наряду с рациональной организацией (разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении заданий, команд, указаний воспитателя и т.д.) важны определенная свобода и самостоятельность действий, стимулирующая творчество и инициативу детей. Например, во время НОД можно предоставить детям самостоятельно выбрать любимое пособие и выполнить с ним произвольные движения.
Каждое занятие должно приносить радость ребенку, пробуждать у него интерес, стимулировать творческую активность, развивать потребность в разных видах упражнений и подвижных играх. С этой целью учителю необходимо широко использовать разные приемы и методы, выбор которых определяется конкретной педагогической задачей, особенностями программного содержания, подготовленностью детей и другими условиями.
Эффективность образовательной деятельности в образовательном учреждении во многом определяется пониманием основных целей, среди которых можно выделить:
- Удовлетворение естественной биологической потребности у ребенка в движении;
- Обеспечение развития и тренировки всех систем и функций организма ребенка через специально организованные оптимальные для данного возраста физические нагрузки;
- Формирование двигательных умений и навыков;
- Развитие необходимых физических качеств и двигательных способностей ребенка;
- Активизация мыслительной деятельности, поиск адекватных форм поведения в необычных ситуациях;
- Формирование положительных эмоций, проявление нравственных качеств и творческих способностей.
НОД по физкультуре в образовательном учреждении необходимо проводить не менее 3-х раз в неделю (СанПиН). Продолжительность НОД для детей 8-10 лет – 40-45 мин. Одно занятие в неделю для детей 8-10 лет обязательно проводится на свежем воздухе и включает в себя подвижные игры и игровые упражнения. В теплое время года большую часть занятий следует проводить на свежем воздухе.
Для обеспечения оптимальной моторной плотности НОД по физической культуре необходимо следующее:
- Определить объем физической нагрузки для детей данного возраста и распределить ее с учетом состояния их здоровья и уровня физической подготовленности;
- Предусмотреть достаточную площадь, рациональное размещение физкультурного оборудования и пособий, санитарно-гигиенические требования, следить за наличием соответствующей одежды и обуви;
- Продумать задачи и программное содержание в соответствии с основными принципами обучения и воспитания;
- Давать ясное, лаконичное объяснение заданий, четко показывать упражнения;
- Продумать музыкальное сопровождение, которое должно сочетаться с движениями и создавать положительный эмоциональный настрой у детей;
- Использовать разные способы организации детей: фронтальный, групповой, индивидуальный, посменный, круговую тренировку;
- Во время выполнения комплекса упражнений общеразвивающего воздействия особое внимание обращать на осанку детей и их дыхание. Предусмотреть название упражнений, смену исходных положений для каждого упражнения, разнообразное использование методов (показ учителем или ребенком, словесное объяснение и т.д.), ритмическое сопровождение (музыка, звук, счет, слово, свободный темп).
- Стремиться осуществлять дифференцированный подход в основных видах движений и игровых упражнениях.
- При изучении сложного материала следует создать целостное представление обо всем двигательном акте и выполнить упражнение в общих чертах. При этом необходим четкий показ в определенном темпе. Далее важно отработать технику выполнения каждого элемента движения и развить у детей чувство самоконтроля за свою двигательную активность.
- С целью закрепления и совершенствования приобретенных двигательных навыков и умений предоставлять детям возможность самостоятельно воспроизводить упражнения.
- Обращать особое внимание на создание высокой вариативности педагогических условий, что способствует более эффективной реализации двигательной активности детей (за счет новизны упражнений, внесения новых пособий и предметов, постепенного усложнения двигательных задач).
- Активизировать мыслительную деятельность каждого ребенка. Для этого следует использовать пространственную терминологию, предоставлять ребенку самостоятельный выбор способа выполнения действий, задавать наводящие вопросы, создавать поисковые ситуации и т.д.
- Создавать специальные ситуации для проявления волевых качеств ребенка, решительности, смелости, находчивости.
7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)* | ||
1 | Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010. | 1 |
2 | Проектная деятельность в начальной школе. Авторы-составители: М.К. Господникова [и др.] Волгоград : Учитель, 2001. | 1 |
3 | ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2009. | 1 |
4 | «Как себя вести» - В.Волина . «Дидактика плюс2, Санкт-Петербург 2004. | 1 |
5 | «Я иду на урок» - Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое сентября», Москва ,2000. | 1 |
6 | . В.А. Ильина «Игры, конкурсы развлечения». | 1 |
7 | В.Г.Фролов «Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке». | |
2. Печатные пособия | ||
3. Технические средства обучения | ||
4. Экранно-звуковые пособия | ||
1 | DVD«Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009. « | |
5. Игры и игрушки | ||
1 | Мячи | 3 |
2 | Скакалки | 10 |
3 | Обручи | 3 |
4 | Настольные развивающие игры | 6 |
6. Оборудование класса | ||
1 | Компьютер 1 | |
2 | Интерактивная доска | 1 |
3 | Принтер | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...