Исследовательская работа "Что мы знаем о соли?" 4 класс
проект по зож (4 класс) на тему
На страницах журналов, газет, по радио, телевидению и даже от близких людей часто можно слышать пугающие высказывания о соли: "Тайный убийца", "Белая смерть" и другие. Неужели это так?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_my_znaem_o_soli.rar | 2.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Республиканский конкурс исследовательских
и проектных работ учащихся 1 – 4 классов
«Я познаю мир»
Секция: Экология: объекты и явления неживой природы
Что мы знаем о соли?
Кадермеев Айдар
МБОУ «СОШ №23», 4 класс
г. Набережные Челны
Научный руководитель: Шавалиева Лидия Халиловна
г. Набережные Челны
Что мы знаем о соли?
Кадермеев Айдар
г. Набережные Челны, МБОУ «СОШ №23», 4 кл.
рук: Шавалиева Л.Х.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность:
На страницах журналов, газет, по радио, телевидению и даже от близких людей часто можно слышать пугающие высказывания о соли: «Тайный убийца», «Белая смерть» и другие. Неужели это так?
Проблема:
Какую роль играет соль в жизни человека?
Предмет исследования:
Проанализировать положительную и отрицательную роль соли в жизни человека.
Задачи:
изучить роль соли в истории;
узнать об использовании соли в различных областях жизнедеятельности;
описать, как соль влияет на организм человека;
выяснить, к каким последствиям ведет чрезмерное употребление соли человеком;
узнать советы по использованию соли в быту;
выяснить, имеет ли место соль в русском народном творчестве.
Гипотеза:
Соль приносит человеку пользу; в больших количествах соль оказывает отрицательное значение на организм человека
Методы исследования:
Эмпирический, теоретический.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Что известно историкам.
Хлористый натрий - соль – необходимый компонент человеческой пищи. Если обратиться к истории, то можно убедиться насколько ценным было это вещество для человека. На протяжении долгих столетий соль была ценны товаром. Из-за соли устраивали войны, образовывались и разрушались государства. В Древнем Риме караваны с солью медленно брели по главной дороге – «Соляному пути». Караваны сопровождали отряды воинов, чтобы соль, драгоценное сокровище, не стала добычей разбойников. В древности соль ценилась на вес золота. Торговцев соли облагали большим налогом. Это положило начало воинам, и даже стало причиной основания городов, например, Мюнхена в 1158 году. Нехватка соли вызывала и народные волнения (соляные бунты). Такой бунт произошел в 1648 году в Москве.
Соль служила источником пополнения казны. В некоторых странах соль выполняла даже роль денежной единицы. Венецианский путешественник Марко Поло, посетивший Китай в 1286 году, описал использовавшиеся там монеты из кристалликов соли. В Эфиопии стандартные куски соли были в ходу в качестве денежной единицы. Римским воинам нередко жалованье выплачивали солью. Ученые считают, что именно с этим связано происхождение итальянского слова «сольди» (мелкая монета).
Когда-то в Голландии существовала мучительная казнь. Люди получали только хлеб и воду, а соли были полностью лишены. Через некоторое время они умирали.
На Руси издавна соль добывали вручную из рассолов выпариванием морской воды. Люди по колено стояли в воде босиком, соль разъедала кожу. Это был очень тяжелый труд.
Соль и здоровье человека.
Почему соль называют «белой смертью»? Мрачное и несправедливое определение «белая смерть» для соли никак не годится. Да, злоупотребление солью запросто может загубить сердечно-сосудистую систему, выделительную систему и преждевременно свести человека в могилу, но злоупотребление любым продуктом чревато тяжкими последствиями, и всякие излишества вредны, в том числе и солевые. Просто следует соблюдать в потреблении соли золотую середину и тогда соль пойдет исключительно во благо и полностью оправдывает словосочетание «соль жизни». Суточная потребность человека в соли 10-ельном эксперименте, 12 граммов. В Интернете исследователями был проведен эксперимент. Они разделили на 3 группы рабочих крупного промышленного предприятия. В первую попали те, кто начинал есть, не вспомнив о соли, во-вторую –те, кто, попробовав пищу, обязательно ее солил, в третью- кто, даже не пробуя пищу, принимался энергично ее солить. Результаты оказались ошеломляющие. В первой, как оказалось, самой благоразумной группе, было всемеро меньше гипертоников (людей с повышенным артериальным давлением), чем во второй, и в 11 раз меньше, чем в третьей.
Многие народы живут почти без соли. Эскимосы и чукчи, например, употребляют в среднем 4 г соли в сутки, а вот в северной Японии одна из самых высоких в мире суточных доз поваренной соли, и, вероятно, поэтому здесь регистрируют до 39 % гипертоников, а среди северных народностей гипертоническая болезнь, разумеется, встречается реже.
Существуют различные виды соли. Помимо обычной соли человек использует в пищу йодированную соль – это соль содержит элемент йод. Эта соль служит профилактическим средством для заболевания щитовидной железы. Употребление йодированной соли рекомендовано людям, страдающим нарушениями в работе нервной системы, а также пожилым людям. Полезна и морская соль. В ее состав входит большое количество минеральных веществ. Чем больше соли в воде, тем больше полезного в воздухе. Морской воздух повышает защитные силы организма. Ванны с морской солью улучшают самочувствие, настроение. Соль используется и в косметических целях, для ухода за кожей (солевые ванночки, примочки). Поваренная соль обладает хотя и слабым, но антибактериальным свойством.
Если вдыхать соль в определенных количествах, то она оказывает лечебное действие на организм. Для этих целей люди специально устраивают соляные пещеры и комнаты для заболеваний дыхательных путей.
Соль в кулинарии, быту, в народном творчестве.
Ценность соли породила целый ряд пословиц, поговорок, загадок, в которых соли отводилась особая роль, подчеркивалось ее глубокое значение.
Поваренная соль используется при изготовлении всех блюд, за исключением сладких. Соль препятствует развариванию продуктов.
Соль широко используется при обработке мехов, варке мыла, в пищевой промышленности и при сохранении пищевых продуктов в домашних условиях (соление, консервирование).
ВЫВОД:
Соль всегда имела огромное значение в жизни человека. Без соли человек не может существовать, но, чтобы не нанести вред своему здоровью, следует потреблять в пищу умеренное количество соли.
2.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
На уроках окружающего мира мы говорили о веществах. Шла речь и о соли. Я стал вспоминать о том, что в средствах массовой информации говорят и пишут о том, что «Соль - белая смерть», даже многим из моих одноклассников родители дома не разрешают досаливать пищу, говоря при этом то же самое, а кто-то наоборот стал приводить примеры о лечебном действии соли, о пользе соли в быту. В результате обсуждения у меня родилась тема исследования «Соль: друг или враг?»
Далее у меня возникли вопросы: как, откуда, каким образом найти ответ на данный вопрос. Я стразу решили найти нужную информацию в Интернете. Через несколько дней сделал папку, в которую складывал листочки с напечатанными текстами о пользе и вреде соли. Но, увы, информация оказалась почти одинаковой и непонятной на всех сайтах. Убедился, что для ответа на вопрос темы, информации из Интернета недостаточно. Определил другие методы исследования: прочитать в книге, задать вопросы родителям, специалистам, провести эксперименты с солью, узнать пословицы, поговорки, загадки о соли.
Для того, чтобы оценить влияние соли на организм человека, я побеседовал с медицинским работником Кутловской Мариной Борисовной.
Мне стало интересно, когда надо закладывать соль в разные блюда, ведь для вкусовых и питательных качеств блюд весьма немаловажно, на каком этапе приготовления в них добавляется соль. Я отправился узнать об этом в школьную столовую к повару Латыповой Земфире Назимовне.
Также я узнал из книг, Интернета, периодической печати и опроса родителей, родственников пословицы, поговорки, загадки, крылатые выражения о соли, советы по использованию соли в быту. Результаты работы записывал и делал выводы.
3. РЕЗУЛЬТАТЫ МОИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Результаты беседы с медработником записал в таблицу.
Соль - друг | Соль- враг |
1.Соль нужна для образования соляной кислоты – важнейшей составляющей части желудочного сока. А без желудочного сока невозможен процесс пищеварения. | 1. Соль задерживает воду в организме человека, поэтому нельзя злоупотреблять солью при повышенном давлении, болезнях органов пищеварения, сердца, сосудов, почек. Надо быть осторожным с солью и тем, кто склонен к полноте. |
2.Соль нужна для работы нервной системы человека, для работы мышц. Дефицит соли проявляется общей слабостью, понижением давления, судорогами.
| |
3. Соль прекращает развитие бактерий, поэтому она является антисептиком. |
Я узнал, что избыток соли неблагоприятно влияет на работу сердечнососудистой системы, особенно на сосуды мозга. Для того, чтобы убедиться в этом, я провел следующий эксперимент:
26 октября.
Взял 3 стакана. В первый налил воду и опустил шерстяную нитку. Во втором стакане сделал слабый раствор соли, опустил в него нитку. В третьем стакане сделал насыщенный раствор соли, опустил нитку. Представил, что нитка – это сосуд человека.
29 октября
1 стакан – нитка стала мокрой.
2 стакан – нитка стала мокрой и немного твердой.
3 стакан – нитка стала твердой, белой, покрылась солью, даже стенки стакана стали немного белыми
12 ноября
1 стакан – без изменений
2 стакан – нитка стала более твердой
3 стакан – нитка покрылась толстым слоем соли, верхняя часть стакана стала немного белой, как будто покрылась инеем.
соли.
Получился наглядный пример отрицательного воздействия большого количества соли на сосуды человека.
Я провел другой опыт.
Положил сырое яйцо в стакан с чистой водой – яйцо опустилось на дно стакана.
Достал яйцо из стакана и растворил в воде несколько ложек соли. Опустил яйцо в стакан с соленой водой – яйцо осталось плавать на поверхности воды.
Почему же так происходит? Узнал у учителя, что соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом городе Соль-Илецк находятся 6 соленых озер. Вода в озерах настолько соленая, что человек без всяких усилий может лежать на ее поверхности, не боясь утонуть. В некоторых озерах концентрация соли превосходит Мертвое море и не замерзает даже в сильные морозы.
Вот, оказывается, почему так легко научиться плавать в соленой воде!
Поваренная соль обладает хотя и слабым, но антибактериальным свойством. Я привел пример, доказывающий это. Мой папа обжог палец. Мама посоветовала ему посыпать обожженное место солью. «Сначала немного щипало, - рассказывал папа,- но он перетерпел, зато через день рана затянулась».
От родителей и родственников я узнал и другие советы. Так, например, разогретая в тканевых мешочках соль, применяется при гайморите, радикулите, остеохондрозе. Многие раствором соли промывают нос при насморке.
Я нашел, узнал и записал загадки о соли:
В воде родится, а воды боится.
Одну меня не едят, а без меня редко едят.
Хороша она для круп,
Без нее не вкусен суп.
Пословицы и поговорки о соли:
Без соли стол кривой.
Без соли и хлеба худая беседа.
Солью сыт не будешь, слезами горя не избудешь.
Хлеб-соль и во сне хороши.
Хлеб с солью не бранится.
Хлеб-соль кушал, а нас не послушал.
Хлеб-соль - и обед пошел
Добра соль, а переложишь – рот воротит
Ешь не соля – соль не своя.
Без соли и хлеб не естся.
Клади соль по вкусу, да смотри не пересоли
Без соли и хлеба –половина обеда.
Без соли хлебать, что немилого целовать.
За хлеб-соль нет платят, кроме спасибо.
Хлеб-соль и разбойника смиряют.
Уйти несолоно хлебавши.
Без золота прожить можно, без соли нельзя
Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.
Речь без пословицы, все равно, что еда без соли.
Без соли и стол кривой.
И старая кобыла до соли лакома.
От хлеба-соли и царь не отказывается.
Крылатые выражения.
«Хлеб да соль!» - вот одно из пожеланий, которым русские люди обменивались друг с другом во время приема пищи, подчеркивая равноценное с хлебом значение соли. Так говорят и при встрече дорогих гостей.
«Соль земли» - подразумевает самое главное, важное, ценное.
«Соль вопроса» - имеют ввиду суть вопроса.
Приметы.
Рассыпать соль – к ссоре.
Я решил, что эта примета возникла давно. Ведь в прошлом соль была дорогим товаром. И, конечно, если кто-нибудь рассыпал соль, то его ругали, возникала ссора.
Что я узнал в школьной столовой.
Повар школьной столовой Латыпова Земфира Назимовна рассказала о правильной закладке соли в блюда. Я узнал, что мясной бульон следует солить за 10 минут до готовности, а вот рыбный – как только закипит вода. А если неопытный кулинар слегка пересолил бульон, то можно исправить ситуацию, добавив картофелину или горстку риса – они заберут на себя лишнюю соль. Еще я выяснил, что в нашей столовой ежедневно уходит 350 граммов соли, а питается в столовой 70 человек. Произвел расчет: 350:70=5 граммов соли на одного человека. Сделал вывод: это хороший результат, так как, если человеку требуется в день 10-12 граммов (в чистом виде и в составе пищевых продуктов), то остальное количество соли (5-7 г) он будет потреблять во второй половине дня дома и в составе других продуктов. Например, сыр, хлеб, колбаса – это продукты, в которых наиболее высокое содержание соли.
Мы и с мамой решили выяснить, когда следует солить гороховый суп: до размягчения гороха или когда он уже разварился. Провели эксперимент: стали варить горох в двух кастрюлях, но в одной из них посолили горох сразу, а в другой тогда, когда он стал развариваться.
Горох, который посолили сразу, долго оставался сырым, не мог развариться.
Вывод: гороховый суп нужно солить после размягчения гороха, тогда он сварится быстрее.
От мамы и бабушки я узнал и другие полезные кулинарные советы:
Пироги не пригорят на железном листе, если дно духовки посыпать солью.
Добавьте в воду, где варится картофель в кожуре, чайную ложку соли, и кожура не лопнет.
Если при варке в соленой воде яйцо лопнет, то оно не вытечет.
Щепотка соли предохраняет молоко от скисания.
Если картофель солить в конце жарки, то он будет иметь хрустящую корочку.
Для проверки этого рецепта мы с мамой стали жарить картофель на двух сковородках. На первой сковороде посолили картофель сразу, а на второй – в конце жарки. Спустя время, картофель на первой сковороде стал мягким, развалистым, стал похожим на кашу. Кусочки картофеля на второй сковороде стали мягкими, но не потеряли форму, стали поджаристыми. Следовательно, такой рецепт имеет место в кулинарии.
Мы заметили, что часто в рецептах приготовления блюд, указывают вес необходимого количества соли. Но ведь не всегда бывают под рукой весы. Гораздо быстрее нужное количество соли отмеряют ложками. Мы решили узнать, сколько граммов соли содержится в столовой ложке, чайной ложке. Для этого принесли из кабинета физики электронные весы и стали взвешивать соль в столовый и чайной ложках. Для начала взвесили пустую чашечку. Она составила 26,22г. Далее в нее положили соль чайной ложкой и столовой ложкой. Вот что получилось: в чайной ложке – 4,3 г (почти 5г), а в столовой – 11,28 г (почти 12 г)
Также я выяснил, что соль полезна и в быту.
Вот какие рецепты я узнал:
1.Стеклянная посуда лучше блестит, когда ее после мытья ополаскивают соленой водой.
2.Замерзшие оконные стекла можно легко очистить крепким раствором соли.
3.Чтобы живые цветы сохранить дольше, необходимо в вазу с водой насыпать немного соли.
4.Чтобы махровые полотенца оставались мягкими, следует после стирки ополоснуть их в соленой воде и не гладить.
5.Перед тем, как зажечь свечи, обмакните их в соленую воду – свечи будут меньше оплывать, будут гореть дольше и ровнее.
Я решил проверить этот совет. Взял две одинаковые свечи, одну из них окунул в раствор соли. Одновременно поджог. Свечи горели и оплывали одинаково ровно. Прошло 20 мин. Остатки свечей оказались одинакового размера.
Вывод: раствор соли, в данном совете, не повлиял на длительность и качество горения. Считаю, что этот совет неэффективен.
6.Запах масляной краски, который держится после ремонта, быстрее исчезнет, если в нескольких местах поставить тарелки с солью.
7.Пожелтевшие занавески перед стиркой надо подержать в соленой воде.
8.Мешочки, в которых хранятся сухофрукты или крупа, прокипятите в течении 15-20 минут в насыщенном растворе соли, а потом высушите их, не отжимая. Вредители в них не заведутся.
9.Тупой нож легче наточить, если смочить лезвие в соленой воде.
10.Масло в жаркую погоду не тает, если масленку обернуть салфеткой, смоченной в соленой воде.
Когда исследовательская работа подходила к концу я вспомнил: «А ведь соль мы использовали в детском саду для изготовления поделок из соленого теста!» Вот еще пример пользы соли.
ВЫВОДЫ:
Я пришёл к следующим выводам: соль - жизненно важное вещество. Она способна помочь при десятках заболеваний и является далеко не «белой смертью», как считают некоторые. Исключение из рациона соли не только бессмысленно, но и вредно. Соль имеет большое значение в жизнедеятельности человека. Она заслуживает истинного восхищения, почитания и преклонения! Следовательно, является другом. Но в случае передозировки соль вредна и оказывает неблагоприятное действие на здоровье человека, соответственно, превращается из друга во врага. Придерживайтесь принципа разумности в употреблении соли, и тогда соль для вас останется только другом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная исследовательская работа позволила мне оценить положительную и отрицательную роль соли в жизни человека. Материалы моего исследования востребованы и используются на уроках окружающего мира в других классах начальной школы.
Выражаю благодарность за помощь в работе Латыповой Земфире Назимовне – повару школьной столовой, Кутловской Марине Борисовне – медицинскому работнику, своим родителям.
Источники материалов:
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-9302/
http://www.greenmama.ru/nid/2373862
http://health.wild-mistress.ru/wm/health.nsf/publicall/A4744485CBE1A900C325744A007481BD
http://hnb.com.ua/articles/s-zdorovie-vred_soli-459
http://www.poskart.ru/solt.html
http://www.shepotka.ru/history/saying
http://www.vsluhblog.ru/2010/11/soly.html
Домоводство. Составители: М.И. Никифорова, О.Н.Кагановская .Издательство «Колос» 1998 г.
Секреты домашнего уюта. Составитель: И.А. Мусская .Издательство «Вече» ,1998 г
Я познаю мир. Детская энциклопедия: химия. Автор-составитель Л.А. Савина. АСТ, 1997г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
исследовательская работа по окружающему миру 4 класс в форме презентации
исследовательская работа по окружающему миру 4 класс "Соль.Способы её добычи"...
Исследовательская деятельность на уроках(музыка, 3 класс)
Данный материал рассматривает исследование музыкального произведения, как общественного явления во всей полноте его исторических связей, на основе русской народной песни "Во поле берёза ст...
Из опыта работы И.Н. Мясниковой. Сценарий внеклассного мероприятия "Мы знаем английский!", 2 класс.
Предлагаю Вашему вниманию сценарий внеклассного мероприятия по английскому языку для 2 класса....
Учебно - методический комплект по информатике на тему: "Кодирование «Компьютерная программа Баба Яга. Пойди туда, не знаю куда»" 2 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по информатике на тему: "Кодирование «Компьютерная программа Баба Яга. Пойди туда, не знаю куда»" 2 класс (конспект + презентация)...
Учебно-методический комплект по информатике на тему: «Кодирование «Компьютерная программа Баба Яга. Пойди туда, не знаю куда»" 2 класс (конспект + презентация)
Тема: «Кодирование «Компьютерная программа Баба Яга. Пойди туда, не знаю куда»Цели деятельности учителя: - формировать умение кодировать информацию рисунками, знаками, первой буквой слова...
Мастер – класс: “ Проектно – исследовательская деятельность на уроках в начальных классах
Проект – это одна из форм исследовательской работы. В педагогике под методом проектов понимается совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теорет...
Исследовательская работа «От значка ГТО к олимпийской медали!»
Здоровье - важнейшая ценность человеческой жизни. И понимание этого должно приходить к человеку как можно раньше. Природа наделила нас колоссальным потенциалом физических и психологических возможносте...