Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.
статья по зож на тему

Шилова Любовь Сергеевна

Использование здоровьесберегающих технологий при организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tekhnologii_v_nachalnoy_shkole.docx25.12 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым»

Ж.-Ж. Руссо

Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от детей младшего школьного возраста большого умственного и психологического напряжения.

Исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, поступающих в 1 класс, уже имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Многие дети уже приходят в школу со второй, третьей, а то и четвёртой группой здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается, поэтому проблема здоровья школьников, сегодня как никогда актуальна. Именно учитель может способствовать сохранению и укреплению здоровья современного ученика, применяя в своей работе здоровьесберегающие образовательные технологии.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать главным направлением в  деятельности учителя,  работающего с детьми начальной школы.

Анализ научно-литературных источников, говорит о том, что термин «здоровьесберегающие технологии» появился недавно. Возникновение его связано с системой образования, созданием условий для детей и учащейся молодежи, обеспечивающих их здоровье в процессе учебно-воспитательной деятельности.

Чтобы достичь эффекта и всеобщего успеха в поднятии уровня санитарно-гигиенической грамотности, в сохранении и укреплении здоровья учащихся, необходимо коренное изменение в формировании здорового образа жизни и внедрение аспектов валеологии. В связи с этим принята в ФГОС нового поколения Программа №8 «Формирование здорового и безопасного образа жизни».

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода и относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Необходимо у каждого ученика сформировать ответственность за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

Здоровьесберегающая технология это

  • условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  • рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
  • соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
  • необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Как учитель может сохранить и укрепить здоровье детей?

Сохранение и укрепление здоровья - это важнейшие составляющие работы учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы, желание учиться.

В. А. Сухомлинский утверждал, что “…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.

Работа по формированию здорового образа жизни  может реализовываться  через:

  • проведение динамических пауз во время уроков (в течение каждого урока проводятся 2 физкультминутки: специальные упражнения для мышц шеи, позвоночника, рук, ног, глаз);
  • для профилактики миопии (близорукости) внедряются элементы здоровьесберегающая методика В.Ф. Базарного;
  • комплексные упражнения для глаз;
  • посещение бассейна;
  • уроки физкультуры;
  • спортивные секции и танцевальные студии;
  • внеурочную деятельность;
  • работу с родителями. 

Сохранение   здоровья  детей - главное, на что я обращаю особое внимание при  проведении уроков и внеклассных мероприятий. Именно там закладываются  навыки правильного режима дня, гигиенические навыки, профилактика заболеваний, негативного отношения к вредным привычкам,  изучение особенностей своего организма, а  также проведение оздоровительных минут во время урока,  повышение интереса к предметам.

На уроках русского языка, математики и литературного чтения обязательно провожу комплексные упражнения  для глаз.

Различные тестовые задания с выбором ответа, игровые  задания на  развитие фантазии,  распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать однообразия на уроке.

Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, позволяют снять эмоциональное напряжение.

Хороший эффект дают задания на  расширение кругозора, но они  должны быть дифференцированные, индивидуально подобранные для учащихся, чтобы все могли создать себе ситуацию успеха на каждом уроке.

Хороший эффект дают практические задания, поиск дополнительных материалов по темам, осуществление проектной деятельности.

Чтобы эффективнее  реализовывать здоровьесберегающие технологии на уроках и внеурочной деятельности,  применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности: педагогика сотрудничества, технология уровневой дифференциации обучения.

Очень важно не только на уроках, но и в группе продленного дня  укреплять физическое и нравственное здоровье детей. Необходимо проводить подвижные игры на воздухе, игры-считалки, беседы, «уроки здоровья», спортивные праздники.

Привлечение родителей при организации различных спортивных мероприятий дает возможность более углубленной всесторонней и систематической работы по формированию здорового образа жизни. Совместная игра укрепляет и физическое, и духовное здоровье ребенка. «Здоровый дух в здоровом теле — вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире». Джон Локк

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе начальной школы позволяет учащимся более успешно сформировать  бережное  отношение к своему физическому и психическому здоровью, важнейшие социальные навыки, способствующие успешной адаптации детей  в обществе.


Использованная литература

1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

2. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М.: Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).

3. Научно – практический журнал «Завуч начальной школы»  №3 2009 г., №5 2010 г.

4. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Методические рекомендации для учителя...

"Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"

В работе описываются теоретические основы здоровьесберегающих технологий обучения , раскрываются цели и задачи,а также принципы, средства и методы здоровьесберегающих технологий, даны рекомендации по ...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Выступление на ММО.

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее....

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Одним из приоритетных направлений национальной образовательной  президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Рассматриваются способы использования здоровьесберегающих технологий и методик В.Ф. Базарного в начальной школе. Организация урока, физкультминутки, формирование психомоторной сферы ребенка....