Здоровье сберегающие технологии в начальной школе
методическая разработка по зож на тему

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove_sbereg.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Забота о здоровье –

это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности,

бодрости детей

зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие, прочность знаний,

вера в свои силы…»

                 В.А.Сухомлинский

Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

 Детско-подростковый возраст – это тот уникальный период, в течение которого наиболее легко и естественно происходит обучение методам самоконтроля и самореализации, основным стратегиям конструктивного поведения, приводящим впоследствии к эффективной самореализации, наиболее полному проявлению интеллектуального и творческого потенциала личности.

        Оздоровление общества в широком понимании немыслимо без признания человеком с самого раннего возраста стандартов здоровья как жизненно необходимых ценностей.

Здоровый образ жизни – залог счастливой и благополучной жизни ребёнка в гармонии с миром сегодня и в будущем. 

         Здоровье является признаком культуры. Оно даёт здоровому человеку значительно больше возможностей для  реализации себя во всех сферах жизни.

   Изучение состояния здоровья подрастающего поколения является важнейшей медико-социальной задачей.

Приведем анализ использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности МОУ «Солдатско-Степновская СОШ» .

                В план работы школы на год включены позиции содействия здоровью. В школе выработана стратегия содействия здоровью согласно принятым нормативам и правовым документам. Данная стратегия предполагает вовлечение всех сотрудников, учащихся школы и их родителей, а также другие учебные учреждения и общественность района.  В школе существует долгосрочный план  по реализации стратегии содействия здоровью школьников.

Создан комплекс управленческих условий, к  их числу относится:

     Организация оздоровительных режимных моментов и организация занятий в течение дня (зарядка, физминутки, факультативные и индивидуальные занятия, кружки, спортивные секции)

     Организация учебных занятий с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся (неподвижная поза на уроке, отсутствие живых чувственных ощущений, преобладание словесно-информационного принципа учебного процесса, отсутствие чувственно-эмоционального фона на уроке)

     Учебные нагрузки в школе не превышают возрастные нормативы, оговоренные в СанПиНах. Составление расписания уроков, предусматривающее чередование предметов с высоким баллом по шкале трудности с предметами, которые позволяют частичную релаксацию учащихся

     Своевременное информирование субъектов образовательного процесса о состоянии здоровья учащихся и условиях, способствующих сохранению и развитию здоровья     

Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной работоспособности учащихся и шкалы трудности учебных предметов, с одним подъемом в течение недели.

Урок – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий. Педагоги школы активно используют технологии, признанные здоровьесберегающими. Данные технологии решают проблему эргономичности обучения (наибольшая производительность при наименьшей вероятности ошибки), так как они являются эффективными, безопасными для здоровья обучаемых и способствуют развитию личности. Выполняются все основные условия здоровьесберегающих технологий:

• в содержание и организацию преподавания всех учебных предметов интегрированы вопросы, связанные с охраной здоровья, с  учетом межпредметных связей и схемы общего структурирования учебно-тематических блоков;

• процесс обучения строится с учетом возрастных анатомофизиологических и психологических особенностей детей, закономерностей становления их психических функций

• учтены индивидуальные особенности учеников, разработаны приемы работы с разными типами учащихся, особое внимание детям группа риска;

• учащиеся стимулируются к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала, что способствует их саморазвитию;

• учебно-воспитательный процесс ориентирован на формирование представлений, а не на передачу знания, на развитие личности ребенка как субъекта обучения;

• обеспечивается предупреждение переутомления учащихся, перегрузки их памяти и связанные с этим состояния дистресса путем чередования периодов напряженной работы и расслабления, адекватного восстановления после периодов интенсивной деятельности, смены видов деятельности и т.д.;

•учитель использует показатель успешности ученика для позитивных начал личности;

• оценка деятельности ученика выполняет стимулирующую роль и осуществляется не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;

• учебный процесс ориентирован на развитие творческого начала в учебной деятельности учащихся.

Начата работа по сохранению психического здоровья школьников. Она ведется в нескольких направлениях: психологическая диагностика, психологическое консультирование, развивающая и коррекционная работа. Введена программа адаптации первоклассников «Тропинка к школе», которая разрабатывается с учетом условий сельской школы, ученики  которой не посещали дошкольных учебных заведений.

      3. Организация физкультурно- оздоровительной работы.

С 2010 года в расписание учебных занятий включен 3-й час физической культуры, чтобы повысить здоровье детей.

В школе введен спортивно-двигательный режим, включающий в себя утреннюю зарядку, подвижные перемены, динамические паузы, физкультминутки на уроках, дни здоровья, работу спортивных секций.

    В школе отсутствуют пропуски занятий физкультуры без уважительных причин. В школе работают  спортивные секции. Разработан и действует комплекс физкультминуток и смены динамических пауз на уроках (в соответствии с расписанием) для учащихся начальной школы.

Регулярно (1 раз в четверть) проводятся дни здоровья,  в которых участвуют все участники образовательного процесса.

     С целью формирования у учащихся осознанной потребности в сохранении и укреплении здоровья, в плане воспитательной работы школы имеется раздел, направленный на формирование здорового образа жизни, который включает в себя   следующие мероприятия:

      Дни здоровья,

      уроки оздоровительной физкультуры,

      Конкурсы рисунков:

«Алкоголь – яд  и обман»,

«Курить – здоровью вредить»,

« Нет наркотикам»;

      Конкурс сочинений «Мы против СПИДа»,

      Тематические классные часы,

      уроки нравственности и здоровья

        Большую роль в формировании  ЗОЖ и сохранения здоровья  учащихся  школы призваны сыграть внеклассные уроки нравственности  и  здоровья, которые проводятся у нас.

      Программа  уроков  нравственности и здоровья   разрабатываются группой учителей. Первая 20-минутка  этих уроков проводится классным  руководителем в форме этических  бесед, психологических тестов, аналитических игр. Заключительные 20 минут проходят в спортивном зале под руководством  преподавателя физкультуры  и при содействии  классного руководителя и включают  в себя разминку, подвижные игры, и т п.

   Медицинской сестрой совместно с санитарным активом  выпускается санбюллетень по вопросам соблюдения санитарно- гигиенических норм, профилактики инфекционных заболеваний, профилактики вредных привычек. Проводятся индивидуальные и коллективные санитарно- просветительские беседы.  Социальным педагогом и психологом  школы проводится индивидуальная и групповая работа  с учащимися группы риска по предупреждению девиантного поведения и профилактике вредных привычек.

На протяжении пяти лет начальная школа работает над программой «Разговор о правильном питании». Дети охотно работают в данном направлении. В школе организовано питание, соответствующее возрастным особенностям школьника. В целях профилактики простудных заболеваний,  организуется витаминизация  питания (овощные салаты, соки), общая витаминизация (аскорбиновая кислота), фиточаи.

Организация системы работы с педагогами и родителями.

Медсестра регулярно выступает перед педагогическим коллективом и родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья школьников. Для педагогов школы организован психологический лекторий, включающий здоровьесберегающую тематику:

Зона ближайшего развития в современной психологической практике

Школьная тревожность

Особенности личностных изменений ребенка при неправильном воспитании

Как педагогу учитывать природные особенности ребенка, чтобы сохранить их психическое здоровье в процессе обучения

Проводится родительский всеобуч по темам:

-         Курение и статистика;

-         Алкоголь - яд и обман;

-         Наркомания - дело не личное;

-         Проблема здоровья детей.

-         Как сохранить здоровье ребенка?

-         Режим дня и его значение.

-         Путь к здоровью, силе, бодрости.

-         Физкультура и спорт в жизни школьника.

-         СПИД – реальность или миф.

-         Наркомания. Что о ней нужно знать?

         Для того чтобы здоровьесберегающие  технологии прочно вошли в практику работы каждого педагога школы, на педагогических советах  и заседаниях школьных методических объединений  рассматриваются технологии и методики, позволяющие оптимально построить урок и внеурочную работу. Тематика педсоветов,  ориентирующих учителя на здоровьесберегающие технологии, разнообразна. Мы обсуждали  такие темы как: « Ориентация учителя на здоровьесберегающее обучение и воспитание»,  «Приоритет духовности в условиях здоровьесберегающего обучения и воспитания»,  «Реализация задач сохранения и укрепления здоровья школьников через систему воспитательной работы» и др. Регулярно проводятся круглые столы по тематике здоровьесберегающего обучения, где педагоги школы могут обменяться опытом, получить ответы на интересующие их вопросы. Круглые столы были проведены по следующим темам: «Влияние разноуровневой дифференциации на психофизиологическое состояние ученика», «Здоровьесберегающие технологии (из опыта работы)».

Медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья.

В школе организована регулярная профилактическая работа. Медицинской сестрой проводится комплекс профилактических упражнений лечебной физкультуры.

при нарушении осанки;

при плоскостопии;

при сколиозе;

при нарушении зрения;

общеукрепляющие упражнения.

Для профилактики нарушения зрения и болезней глаз используется:

       упражнения для снятия зрительного утомления во время физкультминуток на уроках (особенно письменных уроках и уроках с применением компьютерной техники)

Режим смены динамических поз, использование физминутки на уроках позволяют провести профилактику дидактогенных заболеваний.

Регулярные беседы, выпуск санбюллетеней позволяет организовать профилактику травматизма, инфекционных заболеваний, вредных привычек.

Администрацией школы и медицинской сестрой осуществляется контроль за соблюдением санитарно- гигиенических норм и правил техники безопасности на всех этапах учебно- воспитательного процесса.

Большая работа в школе проводится по наблюдению за состоянием здоровья учащихся.

 Наблюдение учащихся ведется по этапной скрининг программе:

1 этап - доврачебное обследование (выполняется м/с)

2 этап - осмотр детей 3 раза в год школьной медсестрой

3 этап - плановый медосмотр специалистами ЦРБ (1 раз в год)

По результатам обследований проводится мониторинг уровня здоровья, уровня физического развития.

Одной из важнейших задач  образования является сохранение здоровья школьников. Все образовательные учреждения наравне с решением педагогических задач должны сопоставлять учебную нагрузку с индивидуальными особенностями учащихся для сохранения их здоровья.

Улучшения состояния здоровья школьников можно достичь, внедряя здоровьесберегающие технологии в работу школ.

Доклад на тему:

«ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ УСТОЙЧИВЫХ НРАВСТВЕННЫХ ИДЕАЛОВ ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ И ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ»

Докладчик учитель начальных классов

                                                                     МОУ «Солдатско-Степновская СОШ»      

                                                                          Ледяева Е.В.  

МОУ «Солдатско-СтепновскаяСОШ»

Протокол олимпиады по русскому языку

2 класс

2011-2012 учебный год

участник

баллы

результат

Мухамбетова Зарина

18

1 место

Горохов Егор

Есенгалиев Равиль

17

2 место

Кинжиев Булат

16,75

3 место

Члены комиссии                       Т.П. Ледяева

                                                                О.Л. Слюсаренко

             

МОУ «Солдатско-СтепновскаяСОШ»

Протокол олимпиады по математике

2 класс

2011-2012 учебный год

участник

баллы

результат

Юсупов Асхат

Кинжиев Булат

8,5

1 место

Кудозова Феруза

Есенгалиев Равиль

7,5

2 место

Свинкина Настя

Мухамбетова Зарина

Гасанова Дарина

6,5

3 место

Члены комиссии                       Т.П. Ледяева

                                                                О.Л. Слюсаренко

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье сберегающие технологии в начальной школе в переходе на ФГОС

Технологии здорового образа жизни на уроках и во внеурочной деятельности...

Здоровье сберегающие технологии в начальной школе в переходе на ФГОС2

Технологии здорового образа жизни на уроках и во внеурочной деятельности....

Здоровье сберегающие технологии в начальной школе в переходе на ФГОС

технологии здорового образа жизни на уроках и во внеурочной деятельности при переходе на ФГОС...

Здоровье-сберегающие технологии в начальной школе.

Здоровье-сберегающие технологии в начальной школе....

«Здоровье сберегающие технологии в начальной школе»

           Современная школа готовит детей к жизни, а значит должна обеспечить выпускнику высокий уровень реального здоровья, вооружить его необходимым багажом зна...

Здоровье сберегающие технологии в начальной школе

Проблема   сохранения здоровья  детей    в настоящее время – одна из самых насущных. Как научить школьников беречь своё здоровье? Как сделать  это необходимой потреб...

Здоровье сберегающие технологии в начальной школе

Проблема   сохранения здоровья  детей    в настоящее время – одна из самых насущных. Как научить школьников беречь своё здоровье? Как сделать  это необходимой ...