Проект "Дружба"
статья по зож (4 класс) по теме
Данная статья рассказывает, как нравственное воспитание школьников влияет на их физическое здоровье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
druzhba.docx | 57.41 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «ДРУЖБА».
Иванова Наталия Олеговна, учитель начальных классов, ГБОУ Гимназия № 587.
Здоровье человека – это одна из самых важных человеческих ценностей, определяющая его потребности и возможности, реализацию жизненных планов и становление как личности.
Говоря о здоровье, мы чаще всего подразумеваем физическое здоровье, при этом забывая, что основу здоровья составляют еще психическое и нравственное здоровье:
- Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
- Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
- Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.
Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников относится к одной из важнейших задач нашего государства и общества.
Для решения этой проблемы создаются различные образовательные концепции, программы и технологии по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Но чаще всего акцент в данных разработках делается на физическое здоровье школьников, реже на психическое, а проблемы формирования нравственного здоровья практически не рассматриваются.
Между тем, именно нравственное здоровье, является базовым компонентом здоровья человека.
Главное, от чего зависит физическое здоровье, – здоровье нравственное.
Дмитрий Сергеевич Лихачев
Хочу представить проект «Мы дружим», который показывает, как нравственное воспитание школьников влияет на их физическое здоровье.
Данный проект разработан в 2010-2011 учебном году.
Цель проекта:
Укрепление нравственного здоровья учащихся.
Задачи:
- Осознать связь между физическим и нравственным здоровьем;
- Развивать опыт общения;
- Воспитывать ответственность за происходящее в классе;
- Проанализировать роль друзей и дружбы в жизни человека;
- Помочь задуматься над тем, какой друг я сам;
- Учиться «быть друзьями»;
- Воспитывать чувство принадлежности к 4 «А» классу.
Вид проекта:
Информационно – исследовательский.
Участники проекта:
- Учащиеся 4 «А» класса
- Учитель Иванова Н. О.
- Родители учащихся
Организация деятельности:
- Индивидуальная
- Групповая
- Коллективная
Система оценивания:
-Творческие работы
- Конкурсы
- Выставки
- Создание и презентация альбома «Мы дружим»
Этапы проведения проекта:
1.Сбор информации.
2. Анализ собранного материала.
3. Урок русского языка. Создание творческой работы «Я – какой друг?»
4. Подведение итогов.
5. Выпуск и презентация альбома «Мы дружим».
Необходимое ресурсное обеспечение:
- Учебник «Литературное чтение.4 класс» Н.А.Чураковой.
- Художественная литература для учащихся:
А. Погорельский «Черная курица или подземные жители»;
Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»;
О. Перовская «Ребята и зверята»;
А. Сент –Экзюпери «Маленький принц»;
О. Генри «Дары волхвов».
- Кинофильм Р.Быкова «Чучело».
- Песня «Дружба» группы «Барбарики».
- Папка для личных и групповых отчетов проектантов.
- Классная газета.
- Фотографии.
- Совместная поисковая деятельность учащихся и родителей.
- Помощь школьного психолога.
Проект проводился в 4 «а» классе 587 Гимназии и был рассчитан на учащихся 9-10лет.
Рассмотрим этот возрастной этап с точки зрения нравственного воспитания и отношения учащихся к вопросам « Дружба. Друзья».
В этом возрасте главной темой являются отношения между людьми: в семье, со сверстниками, с героями книг. Детей глубоко трогают вопросы нравственного, вопросы добра и зла. И их взгляд на эти вопросы уже гораздо ближе к зрелому взгляду, чем к мнениям, которые возникнут в последующем подростковом возрасте.
В 9-10 лет возникает новый уровень представлений детей о справедливости, в расчет теперь берется не только личное мнение самого ребенка, но мнения и интересы всех участников совместной деятельности.
В этот период развития десятилетние дети удивительно умны и наблюдательны. Они с большим интересом идут на разговоры со взрослыми, с ними уже можно почти на равных обсуждать интересные темы, при этом они уважают авторитет взрослого и восприимчивы к его ценностям. Начиная с этого возраста роль друзей, дружбы, отношений между друзьями будет возрастать. Дружба - вот настоящая тема отношений. Ведь дружба и друзья делают жизнь полной.
Десятилетний ребенок начинает считать другом того, кто понимает его и бережно относится к его чувствам, отзывается на его просьбы и разделяет его интересы. Друзья – это уже не просто люди, которые вместе проводят время, играют, а люди, помогающие друг другу. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становятся важными такие качества личности, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность. Появляется представление об обязательствах в человеческих отношениях, и дети начинают оценивать действия друг друга. Они становятся очень чувствительными к мнению других детей, обижаются, когда сверстники не выказывают им достаточного уважения. А не это ли и составляет основы нравственного воспитания?
Что же значит дружить? Одинаковы ли представления о «плохом» и «хорошем» в дружбе? И все это совсем не банальные вопросы. Характер отношений между одноклассниками, то есть то, чем будет наполнено для них слово «дружба», задается взрослым. И первая учительница - важнейшая фигура в жизни ребенка. Она наделена в детском сознании материнскими функциями и авторитетом, который превышает родительский. Мудрый учитель старается использовать свой авторитет для установления справедливых правил общения в классе. И тогда дети переносят в свои взаимоотношения те способы общения, которые предлагает учитель.
Но нравственные чувства не переходят от учителя к ученикам автоматически, их нужно развивать, а нравственные убеждения - формировать.
Все вышесказанное помогает сделать вывод: возраст 9-10 лет является сенситивным для развития нравственного потенциала ребенка, формирования дружеских отношений, а созданию благоприятного микроклимата в детском коллективе способствует учитель.
Работа над данным проектом проводилась в течение всего учебного года, в учебной и внеучебной деятельности и осуществлялась поэтапно.
…Первого сентября моих учеников в классе ожидал сюрприз: на стене ветка дерева с осенними листьями, на которых были фотографии каждого ученика. С появлением «дерева Дружбы» и началась работа над проектом.
1 этап. Сбор информации.
Ребята с помощью родителей, собирали материал и приносили его в класс:
- пословицы и поговорки о дружбе;
- высказывания «великих» людей;
- стихотворения;
- песни.
2 этап. Анализ собранного материала.
Пословицы и поговорки использовались на уроке русского языка на минутке чистописания.
На доске записана пословица (поговорка), ученики читают ее, объясняют смысл, записывают в тетради, комментируя орфограммы. Обязательно сообщалось, кто нашел данную пословицу.
За учебную неделю разбиралось три- четыре пословицы. В пятницу каждый в классе записывал по памяти ту пословицу (поговорку), которая ему понравилась.
Высказывания «великих» людей, стихотворения читали во время классных часов сами дети. Обсуждали что понравилось. Затем решали: какие из собранных материалов войдут в наш альбом.
Прослушивали песни о дружбе и друзьях. Больше всего понравилась песня «Дружба» в исполнении группы «Барбарики». Она и стала песней нашего класса.
Проанализировав все эти материалы, каждый из учеников сделал свой вывод, каким должен быть друг и что такое дружба. Свои выводы ребята изложили письменно. ( Эти работы я сохранила и вложила в детские портфолио).
После этого последовало обсуждение работ в классе, на котором был сделан общий вывод. Его мы и поместили на первые страницы нашего альбома «Мы дружим». ( см. ниже)
Далее были размещены материалы, собранные учениками, которые потом дополнялись в течение учебного года.
На протяжении всего проекта мы обсуждали прочитанные книги, фильмы, экскурсии.
В работе очень помогал учебник «Литературное чтение» Н.А.Чураковой.
На уроках литературы дети читали художественные произведения с огромным нравственным потенциалом. Анализируя произведения, задумывались о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире.
3. Урок русского языка. Создание творческой работы « Я - какой друг?».
Важным этапом в нашей работе стал урок русского языка, на котором ученики «решали» сложный вопрос: Я - КАКОЙ ДРУГ?
Можно долго и красиво говорить о том, какими должны быть люди вокруг тебя. Но задуматься – какой я? – это может не каждый.
После этого урока мои ребята сделали еще один важный вывод:
ЧТОБЫ ИМЕТЬ ХОРОШИХ ДРУЗЕЙ, НУЖНО САМОМУ БЫТЬ ХОРОШИМ ДРУГОМ.
Этот вывод и лучшие творческие работы мы поместили в наш альбом.
4. Выпуск и презентация альбома «Мы дружим».
Альбом был готов, но не хватало фотографий. Их было очень много. Выбрав несколько, поместили их под заголовком: «Дружба - это когда мы вместе».
Альбом продемонстрировали на родительском собрании, которое я проводила вместе с детьми, рассказали о его создании.
Наш альбом всегда находился в классе. Очень часто ребята садились вместе и еще, и еще раз
читали и рассматривали свое творение.
…Я выпускала свой четвертый класс… Было сказано много теплых слов. Расставаться не хотелось… Так состоялась поездка в Болгарию. К сожалению не все дети могли поехать. В путешествие отправилось одиннадцать человек. Поездка ребятам понравилась. И в этом году они хотят ее повторить. А я, конечно, вместе с ними.
Вот так неожиданно продолжается мой проект.
Результаты проекта:
- Дети с удовольствием приходят в класс, общаются.
- Общение продолжается во внеурочное время, во время каникул.
- Создана газета «Наш класс».
Неожиданностью для меня стали классные газеты, которые ребята начали выпускать вместе с родителями. Каждый выпуск был приятным сюрпризом. Темы выбирали дети, писали о том, что им интересно, размещали фотографии, стихи, поздравления. В каждой газете был конкурс: «Узнай меня». В этом конкурсе надо было отгадать одноклассника по детской фотографии.
- Выбрана песня класса: «Друзья» в исполнение группы «Барбарики».
- Совместная летняя поездка в Болгарию.
- Улучшилось физическое здоровье учащихся (Ниже приведена динамика улучшения здоровья учащихся в таблицах и диаграммах).
Таблица 1
СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ ПОСЕЩАЕМОСТИ
ПЕРИОД | КОЛ-ВО ЧЕЛОВЕК В КЛАССЕ | ПРОПУЩЕНО | |||||||
1 ТРИМЕСТР | 2 ТРИМЕСТР | 3 ТРИМЕСТР | ГОД | ||||||
полных дней | кол-во уроков | полных дней | кол-во уроков | полных дней | кол-во уроков | полных дней | кол-во уроков | ||
3 класс 2009-2010 учеб. год | 31 | 233 | 1044 | 127 | 548 | 152 | 660 | 512 | 2252 |
4 класс 2010-2011 учеб. год | 30 | 69 | 375 | 124 | 472 | 55 | 231 | 248 | 1078 |
Диаграмма 1
Диаграмма 2
Таблица 2
КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ, ПРОПУСТИВШИХ ШКОЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ПРИЧИНЕ БОЛЕЗНИ
ПЕРИОД | 1 ТРИМЕСТР | 2 ТРИМЕСТР | 3 ТРИМЕСТР |
3 класс 2009-2010 учебный год | 31 | 17 | 16 |
4 класс 2010-2011 учебный год | 9 | 13 | 7 |
Таблица 3
КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ, КОТОРЫМ РЕКОМЕНДОВАНО СИДЕТЬ НЕ ДАЛЬШЕ ТРЕТЬЕЙ ПАРТЫ
ПЕРИОД | 1 ПАРТА | 2 ПАРТА | 3 ПАРТА | 1-3 ПАРТА |
3 класс 2009-2010 учебный год | - | 8 | 21 | 3 |
4 класс 2010-2011 учебный год | 1 | - | - | 6 |
В своем проекте я показала, что через укрепление нравственного здоровья учащихся удалось достичь укрепления их физического здоровья, уменьшить пропуск уроков по причине болезни. Учитывая, что в стране сложилось неблагоприятное положение в области здоровья детей и молодежи, данные моего проекта показали, что даже решая проблему одного класса, можно оздоравливать детей и вносить свой учительский вклад в реализацию программы «ШКОЛА 2020».
Психолого-педагогическая литература для учителя:
1. Жизненные навыки. Уроки психологии в 3 классе/ под редакцией С.В.Кривцовой - М.:Генезис,2004
2. Жизненные навыки. Уроки психологии в 4 классе/под редакцией С.В.Кривцовой -М.:Генезис,2005
3. Кон И.С., Дружба (психолого-этический очерк)- М:1984
4. Кучерова О.Е. Проблема духовно-нравственного здоровья в современном воспитании. //Вопросы воспитания. СПО 2006, №10
5. Литературное чтение 4 класс. Поурочные планы по учебнику Н.А.Чураковой. Автор -
составитель И.Г.Смирнова – Волгоград: Учитель,2008
6. Рогов Е.С. Настольная книга школьного психолога - М: Владос, 1996
7. Шурухт С.М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности - Санкт-Петербург: Речь,2006
Интернет-ресурсы:
www.Nachalka.com
http://1sentyabrya.ru/
http://www.it-n.ru/
http://www.links-guide.ru/pedagogicheskie-portaly
http://ydcp.irex.ru/