Проект "Дружба"
статья по зож (4 класс) по теме

Иванова Наталия Олеговна

Данная статья рассказывает, как нравственное воспитание  школьников влияет на их физическое здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл druzhba.docx57.41 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «ДРУЖБА».
Иванова Наталия Олеговна, учитель начальных классов, ГБОУ Гимназия № 587.


Здоровье человека – это одна из самых важных человеческих ценностей, определяющая его потребности и возможности, реализацию жизненных планов и становление как личности. 
Говоря о здоровье, мы чаще всего подразумеваем физическое здоровье, при этом забывая, что основу здоровья составляют
  еще психическое и нравственное здоровье:

  • Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
  • Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
  • Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.

Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников относится к одной из важнейших задач нашего государства и общества.       
Для решения этой проблемы создаются различные образовательные концепции, программы и технологии по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Но чаще всего акцент в данных разработках  делается на физическое здоровье школьников, реже на психическое, а проблемы формирования нравственного здоровья практически не рассматриваются.    
Между тем, именно нравственное здоровье, является базовым компонентом здоровья человека.

Главное, от чего зависит физическое здоровье, – здоровье нравственное.                  

                                                                                                                  Дмитрий Сергеевич Лихачев

Хочу представить проект  «Мы дружим», который показывает, как нравственное воспитание  школьников влияет на их физическое здоровье.

Данный проект разработан в 2010-2011 учебном  году.

Цель проекта:

Укрепление нравственного здоровья учащихся.

Задачи:

- Осознать связь между физическим и нравственным  здоровьем;

- Развивать опыт общения;

- Воспитывать ответственность за происходящее в классе;

- Проанализировать роль друзей и дружбы в жизни человека;            

- Помочь задуматься над тем, какой друг я сам;                                      

- Учиться «быть друзьями»;

- Воспитывать чувство принадлежности к  4 «А» классу.

Вид проекта:  
Информационно – исследовательский.

Участники  проекта:

- Учащиеся  4 «А» класса

- Учитель Иванова  Н. О.

- Родители  учащихся

Организация деятельности:

- Индивидуальная

- Групповая  

- Коллективная

Система оценивания:

-Творческие  работы

- Конкурсы

- Выставки  

- Создание и презентация альбома «Мы дружим»

Этапы проведения проекта:

1.Сбор информации.

2. Анализ собранного материала.

3. Урок русского языка. Создание творческой работы «Я –  какой друг?»

4. Подведение итогов.

5. Выпуск и презентация альбома «Мы  дружим».



Необходимое ресурсное обеспечение:

- Учебник «Литературное чтение.4 класс» Н.А.Чураковой.
- Художественная литература для учащихся:
           А. Погорельский «Черная курица или подземные жители»;
           Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»;
           О. Перовская «Ребята и зверята»;
           А. Сент –Экзюпери «Маленький принц»;
           О. Генри «Дары волхвов».
- Кинофильм Р.Быкова «Чучело».
- Песня «Дружба» группы «Барбарики».
- Папка для личных и групповых отчетов проектантов.
- Классная газета.
- Фотографии.
- Совместная поисковая деятельность  учащихся и родителей.
- Помощь школьного психолога.

Проект проводился в 4 «а» классе 587 Гимназии  и был рассчитан на  учащихся 9-10лет.
Рассмотрим этот возрастной этап с точки зрения  нравственного воспитания и отношения учащихся к  вопросам « Дружба. Друзья».

В этом возрасте главной темой  являются отношения между людьми: в семье, со сверстниками, с героями книг. Детей глубоко трогают вопросы нравственного, вопросы добра и зла. И их взгляд  на эти вопросы уже гораздо ближе к зрелому взгляду, чем к мнениям, которые возникнут в последующем подростковом возрасте.
В 9-10 лет возникает новый уровень представлений детей о справедливости, в расчет теперь берется не только личное мнение самого ребенка, но мнения и интересы всех участников  совместной деятельности.  
В этот период развития десятилетние дети удивительно умны и наблюдательны. Они с большим  интересом идут на разговоры со взрослыми, с ними уже можно почти на равных обсуждать интересные темы, при этом они уважают авторитет взрослого и восприимчивы к его ценностям. Начиная с этого возраста роль друзей, дружбы, отношений между друзьями будет возрастать. Дружба - вот настоящая тема отношений. Ведь дружба и друзья делают жизнь полной.
Десятилетний ребенок начинает считать другом того, кто  понимает его и бережно относится к его чувствам, отзывается на его просьбы и разделяет его интересы. Друзья – это уже не просто люди, которые вместе проводят время, играют, а  люди, помогающие друг другу. Для возникновения  взаимной симпатии и дружбы становятся важными такие качества личности, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность. Появляется представление об обязательствах  в человеческих отношениях, и дети начинают оценивать действия друг друга. Они становятся очень чувствительными к мнению других детей, обижаются, когда сверстники не выказывают им достаточного уважения.  А не это ли и составляет основы  нравственного воспитания?
Что же значит  дружить? Одинаковы ли представления о «плохом» и «хорошем» в дружбе? И все это совсем не банальные вопросы. Характер отношений между одноклассниками, то есть то, чем будет наполнено для них слово «дружба», задается взрослым. И первая учительница - важнейшая фигура в жизни ребенка.  Она наделена  в  детском сознании  материнскими  функциями и авторитетом, который превышает  родительский. Мудрый учитель старается использовать свой авторитет для установления справедливых правил общения в классе. И тогда дети переносят  в свои взаимоотношения те способы общения, которые предлагает учитель.
Но нравственные чувства не переходят  от учителя к ученикам автоматически, их нужно развивать, а нравственные убеждения - формировать.
Все вышесказанное  помогает сделать вывод:  возраст 9-10 лет является  сенситивным  для развития нравственного потенциала ребенка, формирования дружеских отношений, а созданию благоприятного микроклимата в  детском коллективе способствует учитель.

 
Работа над данным проектом проводилась в течение всего учебного года, в учебной и внеучебной  деятельности и осуществлялась поэтапно.
…Первого сентября моих учеников в классе ожидал сюрприз: на стене ветка дерева с осенними листьями, на которых были фотографии каждого ученика. С появлением  «дерева Дружбы» и началась работа над проектом.
1 этап. Сбор информации.
Ребята с помощью родителей, собирали материал и приносили его в класс:
- пословицы и поговорки о дружбе;
- высказывания «великих» людей;
- стихотворения;
- песни.
2 этап. Анализ собранного материала.
Пословицы и поговорки использовались на уроке русского языка на минутке чистописания.
На доске записана пословица (поговорка), ученики читают ее, объясняют смысл, записывают в тетради, комментируя орфограммы. Обязательно сообщалось, кто нашел данную пословицу.
За учебную неделю разбиралось три- четыре пословицы. В пятницу каждый в классе записывал по памяти ту пословицу (поговорку), которая ему понравилась.
Высказывания «великих» людей, стихотворения читали во время классных часов сами дети. Обсуждали  что понравилось. Затем решали: какие из собранных материалов войдут в наш альбом.
Прослушивали песни о дружбе и друзьях. Больше всего понравилась песня «Дружба» в исполнении группы «Барбарики». Она и стала песней нашего класса.
Проанализировав все эти материалы, каждый из учеников сделал свой вывод, каким должен быть друг и что такое дружба. Свои выводы ребята изложили письменно. ( Эти работы я сохранила и вложила в детские портфолио).
После этого последовало обсуждение работ в классе, на котором был сделан общий вывод. Его мы и поместили на первые страницы нашего альбома «Мы дружим». ( см. ниже)
Далее были размещены  материалы, собранные учениками, которые потом  дополнялись в течение учебного года.
На протяжении всего проекта мы обсуждали прочитанные книги, фильмы, экскурсии.
В работе очень помогал учебник «Литературное чтение» Н.А.Чураковой.
На уроках литературы дети читали  художественные произведения с огромным нравственным потенциалом. Анализируя произведения, задумывались о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире.
3. Урок русского языка. Создание творческой работы « Я -  какой друг?».
Важным  этапом в нашей работе стал урок русского языка, на котором  ученики «решали» сложный вопрос: Я - КАКОЙ ДРУГ?
Можно долго и красиво говорить о том, какими должны быть люди вокруг тебя. Но задуматься – какой я? – это может не каждый.
После этого урока  мои ребята сделали еще один важный вывод:
ЧТОБЫ ИМЕТЬ ХОРОШИХ ДРУЗЕЙ, НУЖНО САМОМУ БЫТЬ ХОРОШИМ ДРУГОМ.
Этот вывод и лучшие творческие работы мы поместили в наш альбом.
4. Выпуск и презентация альбома «Мы дружим».
Альбом был готов, но не хватало фотографий. Их было очень много. Выбрав несколько, поместили их под заголовком: «Дружба - это когда мы вместе».
Альбом продемонстрировали на родительском собрании, которое я проводила вместе с детьми, рассказали о его создании.
Наш альбом всегда находился в классе. Очень часто ребята садились вместе и еще, и еще раз
читали и рассматривали свое творение.
…Я выпускала свой четвертый класс… Было сказано много теплых слов. Расставаться  не хотелось… Так состоялась поездка в Болгарию. К сожалению не все дети могли поехать. В путешествие отправилось одиннадцать человек. Поездка ребятам понравилась. И в этом году они хотят  ее повторить. А я, конечно, вместе с ними.
Вот так неожиданно продолжается мой проект.

Результаты  проекта:

- Дети  с  удовольствием  приходят   в  класс,  общаются.

- Общение  продолжается  во  внеурочное  время,  во  время  каникул.

- Создана  газета  «Наш  класс».
Неожиданностью для меня стали классные газеты, которые ребята начали выпускать вместе с родителями. Каждый выпуск был приятным сюрпризом. Темы выбирали дети, писали о том, что им интересно, размещали фотографии, стихи, поздравления.  В каждой газете был конкурс: «Узнай меня».  В этом конкурсе надо было отгадать одноклассника по детской фотографии.  

- Выбрана  песня  класса:   «Друзья»  в исполнение группы  «Барбарики».

- Совместная   летняя  поездка  в  Болгарию.

- Улучшилось  физическое  здоровье  учащихся  (Ниже приведена динамика улучшения здоровья учащихся  в таблицах и диаграммах).



                                                                                                                   

                                                                                                                                               Таблица 1

СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ ПОСЕЩАЕМОСТИ

ПЕРИОД

КОЛ-ВО

ЧЕЛОВЕК

В КЛАССЕ

ПРОПУЩЕНО

1

ТРИМЕСТР

2

ТРИМЕСТР

3

ТРИМЕСТР

ГОД

полных

дней

кол-во

уроков

полных

дней

кол-во

уроков

полных

дней

кол-во

уроков

полных

дней

кол-во

уроков

3 класс

2009-2010 учеб. год

31

233

1044

127

548

152

660

512

2252

4 класс

2010-2011 учеб. год

30

69

375

124

472

55

231

248

1078

                                                                                                                      Диаграмма 1

Диаграмма 2

       
Таблица 2

КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ, ПРОПУСТИВШИХ ШКОЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ПРИЧИНЕ БОЛЕЗНИ

ПЕРИОД

1

ТРИМЕСТР

2

ТРИМЕСТР

3

ТРИМЕСТР

3 класс

2009-2010

учебный год

31

17

16

4 класс

2010-2011

учебный год

9

13

7

                                                                                                           Таблица 3                  

КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ, КОТОРЫМ РЕКОМЕНДОВАНО СИДЕТЬ НЕ ДАЛЬШЕ ТРЕТЬЕЙ ПАРТЫ

ПЕРИОД

1

ПАРТА

2

ПАРТА

3

ПАРТА

1-3

ПАРТА

3 класс

2009-2010

учебный год

-

8

21

3

4 класс

2010-2011

учебный год

1

-

-

6

В своем проекте я показала, что через укрепление нравственного здоровья учащихся удалось достичь укрепления их физического здоровья, уменьшить пропуск уроков по причине болезни. Учитывая, что в стране сложилось неблагоприятное положение в области здоровья детей и молодежи, данные моего проекта показали, что даже решая проблему одного класса, можно оздоравливать детей и вносить свой учительский вклад в реализацию программы «ШКОЛА 2020».

Психолого-педагогическая литература для учителя:
1. Жизненные навыки. Уроки психологии в 3 классе/ под редакцией С.В.Кривцовой - М.:Генезис,2004
2. Жизненные навыки. Уроки психологии в 4 классе/под редакцией С.В.Кривцовой -М.:Генезис,2005
3.  Кон И.С., Дружба (психолого-этический очерк)- М:1984
4. Кучерова О.Е. Проблема духовно-нравственного здоровья в современном воспитании. //Вопросы воспитания. СПО 2006, №10

5.  Литературное чтение 4 класс. Поурочные планы по учебнику Н.А.Чураковой. Автор -
составитель И.Г.Смирнова – Волгоград: Учитель,2008
6. Рогов Е.С. Настольная книга школьного психолога - М: Владос, 1996
7. Шурухт С.М. Подростковый возраст: развитие  креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности - Санкт-Петербург: Речь,2006

Интернет-ресурсы:
www.Nachalka.com
http://1sentyabrya.ru/
http://www.it-n.ru/ 
http://www.links-guide.ru/pedagogicheskie-portaly
 http://ydcp.irex.ru/